«Монастырский вестник». 2015. № 12 (24)

Тема номера: Христу уневестившиеся

В начале христианства в стране Египетской является чудное воинство Христово, ведущее образ жизни, свойственный лишь горним силам; и является оно не только в мужах, но и в женах, которые не менее мужей любомудрствуют. Как великие подвижницы, оне вступают в брань духовную с диаволом и властями тьмы: естественная слабость их вовсе не служит к тому препятствием. Если оне не обладают крепостью сил, то, как бы взамен того, одарены более живым чувством и восприимчивостью.

святитель Иоанн Златоуст

Официальные материалы. События

  • Святейший Патриарх Кирилл посетил Елисаветинский женский монастырь в поселке Приозерье Калининградской области
  • Предстоятель Сиро-Яковитской Церкви посетил монастыри России
  • Валаамский монастырь восстанавливает Авраамиевский скит
  • Конференция, посвященная преподобному Иосифу Волоцкому, прошла в Музее древнерусской культуры

Иоанно-Предтеченский монастырь приглашает насельниц женских монастырей на богословские курсы, вопросы по телефону:

Монахиня Анувия: +7 915 452 59 02 – куратор курсов.
Монахиня Феонилла: +7 926 375 22 38 – секретарь.

Летопись женского иночества

Исторический ракурс

Самые первые женские монастыри возникли приблизительно в одно время с мужскими и выросли из женских общин. Более того, среди исследователей существует мнение, что женское монашество в III в. «опережало мужское». Как развивалось женское монашество в России с древнейших времен и до начала XX века – в краткой ретроспективе журнала «МВ»

«Женская природа способна любить с «доброй страстью». Особенности духовного окормления в женских монастырях

Позиция

игумен Антипа, настоятель кельи святой праведной Анны (Святая гора Афон)

Особенности духовного окормления в женских монастырях Святые отцы говорят совершенно верно, что природа человеческая едина, но кто же не знает, что ошибки и прегрешения мужчин отличаются от женских. С другой стороны, мужи не имеют тех дарований, которые есть у жен. Поэтому, сообразуясь и с прегрешениями, и с дарами, мы должны подвизаться и понуждать себя, чтобы каждая душа в монастыре получала помощь

Махра. Чтобы вернуться

Духовная география

В Махру, конечно, лучше один раз приехать и все увидеть своими глазами. Ограниченные во времени и в силе художественной выразительности, мы лишь набросали контуры жизни Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря. Поэтому, прочитав сюжет, сразу же отправляйтесь по местам, нижеописанным

Чтобы управлять монастырем, необходимо отказаться от собственного спокойствия

Интервью

Игумения Елисавета (Жегалова)

О современном монашеском делании, постоянном развитии в Церкви, разнице между мужским и женским монашеством журнал «МВ» беседует с игуменьей Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря Елисаветой (Жегаловой)

Сейчас у нас целых четыре храма. Главный, конечно, храм преподобного Стефана, где под спудом покоятся его святые мощи. Здесь каждое утро за богослужением мы испрашиваем благословение преподобного на предстоящий день. Здесь же совершаются постриги. В Троицком храме покоятся мощи еще одного нашего небесного покровителя – святителя Варлаама. Храм более вместительный, службы по воскресеньям и в большие праздники проходят именно здесь. А вот Петропавловский храм совсем небольшой, но он имеет особое значение для нас, поскольку именно здесь впервые после богоборческих времен начали совершать богослужение первые насельницы монастыря. Надвратный храм освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли русской, который был близок с преподобным Стефаном.

Женское монашество и его роль в Церкви

Позиция

Николай, митрополит Месогеи и Лавреотики (Элладская Православная Церковь)

Крайности подвижнической, отшельнической жизни не характерны для женского монашества. По преданию, главный вид женского иночества – это общежитие. Женские киновии, особенности уклада которых во многом продиктованы самой женской природой, могут внести свой уникальный вклад в пастырское попечение современной Церкви о мире

Монашеская жизнь называется отшельнической. Это потому, что монах покидает мир, покидает всё, принадлежащее этому миру, отрекается от него. Удаление от мира и того, что принадлежит этому миру, называется в монашеской терминологии отречением. Это слово достаточно выражает, что основная цель монашества — не пастырство. Кроме того, и в житиях святых мы видим: например, святой Варсанофий жил в таком уединении, что, как пишет святой Никодим Святогорец, ни одно человеческое око не видело его 50 лет. Преподобный Серафим Саровский много лет жил в полном уединении, систематически избегал встречи с людьми. А Арсений Великий, как упоминается в «Отечнике», следовал путем полного молчания и безмолвия. Авва Исаак Сирин не мог выдержать епископскую жизнь и ушел от этой жизни спустя лишь несколько месяцев после своего избрания. Наряду с ними у нас есть такие высочайшие подвижники и отшельники, какими являются преподобные столпники, или такие, как русский святой Феофан Затворник, о котором вы, конечно, знаете лучше, чем я. Образ жизни этих святых очень трудно связать с пастырским и миссионерским служением, по крайней мере, в том смысле, в каком чаще всего это понимается.

Удержать человека

Монастырь и мир

Как сделать так, чтобы «случайный посетитель» монастыря захотел вернуться, и как не допустить превращения святой обители в обычный парк культуры и отдыха?

Преподобная Мелания Старшая. «Апостол монашества»

Великие подвижницы

Преподобная Мелания Старшая (342-410) – одна из самых интересных и ярких фигур в церковной истории IV века. Однако о ней сохранилось значительно меньше сведений, чем о ее внучке – Мелании Младшей. Главные биографические источники – «История Лавсаика» Палладия, познакомившегося с ней в Иерусалиме, письма ее родственника святителя Павлина Ноланского и других современников. Палладий называет ее треблаженной, блаженный Иероним – новой Феклой, благороднейшей (в самом возвышенном смысле этого слова) из римских жен на протяжении веков

Царев изограф. Симон Ушаков

Искусство

Этой осенью в Государственной Третьяковской галерее открылась масштабная выставка знаменитого мастера Оружейной палаты Симона Федоровича Ушакова (1626-1686). Пожалуй, впервые перед зрителями предстала целая панорама творческого наследия художника-иконописца. Экспозиция позволила по-новому оценить роль знаменитого царского мастера в истории русского церковного искусства

«Кто жалуется на игумению, отнюдь не слушай»

Книжная полка | Рецензия

«Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина)» – в издательстве «Наследие Православного Востока» вышла книга писем преподобного Василия (Кишкина, 1745–1831), старца Площанской пустыни, к насельницам женских монастырей

«Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина)»

Книжная полка | Фрагмент

Журнал «МВ» предлагает вниманию читателей фрагмент книги «Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина)». Тексты книги, вступительная статья и комментарии подготовлены Варварой Викторовной Кашириной, доктором филологических наук, исследователем жизни и духовного наследия преподобных оптинских старцев, святителя Феофана, затворника Вышенского и других подвижников благочестия

Материалы по теме

Публикации

Монастыри

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Владимирская область, Александровский район, село Махра
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Владимирская область, Александровский район, село Махра
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь