«Монастырский вестник». 2015. № 8 (20)

Тема номера: Святой просветитель: к 500 -летию преставления преподобного Иосифа Волоцкого

Преподобный Иосиф — это человек огромной силы духа, большого мужества, крепкой веры, несгибаемой воли… Святой Иосиф Волоцкий вошел в историю нашего народа как великий церковный муж, прозревавший многие опасности тогдашней общественной жизни, сознававший важность церковного служения и употреблявший все силы на то, чтобы дело Божие множилось и расширялось.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Официальные материалы. События

  • Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря
  • Решения Священного Синода по вопросам организации жизни монастырей и монашества
  • Издана книга архимандрита Августина (Никитина) «Афон и Русская Православная Церковь»
  • Президентская библиотека выложила в свободный доступ раритетные книги по истории Валаама
  • Создана обновленная версия интернет-проекта «Единая карта храмов и монастырей Русской Православной Церкви»

Иосифов град

Духовная география

Согласно житию, будущий преподобный Иосиф Волоцкий обошел многие обители центральной и северной Руси. Все наблюдения он сложил в свой особенный устав, который по мере сил воплотил в монастыре, позже названном его именем

Проповедь единства в трудах преподобного Иосифа Волоцкого

Исторический ракурс

В конце XV – начале XVI веков в русском обществе происходит небывалый духовный и интеллектуальный подъем, ставший прологом рождения великого Российского царства. Одним из главных созидателей этого пути был выдающийся отечественный религиозно-политический деятель преподобный Иосиф Волоцкий

На пути к уставу преподобного Иосифа

Интервью

О радости первого облачения в стихарь, несбывшемся Афоне и лучших методах управления монашеской обителью журнал «МВ» беседует с наместником ИосифоВолоцкого мужского ставропигиального монастыря архимандритом Сергием (Воронковым)

Церковно-общественная и политическая ситуация на Руси времени преподобного Иосифа Волоцкого

Мнение

Время, в которое жил преподобный Иосиф Волоцкий, – середина XV – начало XVI вв. – великое время. В этот кратчайший исторический промежуток происходит множество судьбоносных событий в истории нашего народа, государства и Церкви. Преподобный Иосиф не просто испытывал на себе влияние этих событий, он принимал в них активное участие

«Отвещание любозазорным» преподобного Иосифа Волоцкого: размышление в лицах об иноческом подвиге как авторская самохарактеристика

Позиция

Одно из последних литературных творений преподобного Иосифа, игумена Успенского монастыря на Волоке Ламском († 1515), – «Духовная грамота», или Монастырский устав. По-видимому, это пространное руководство по организации и соблюдению истинной киновии было создано в начале второго десятилетия XVI в. как завещание братии. Можно такБиблииМузей Библииже предположить, что работа над книгой опиралась на многолетние размышления писателя, отчасти отразившиеся в разных его более ранних сочинениях: «Просветителе» (11-я глава, посвящённая иночеству), краткой редакции Устава, некоторых посланиях.

Музей Библии

К у л ь т у р а

Когда положение Русской Православной Церкви в стране принципиально изменилось, в Иосифо-Волоколамском монастыре встал вопрос о создании Музея Библии памяти митрополита Питирима (Нечаева). И это неудивительно: владыка всегда подчеркивал высочайшее значение христианской книги в российской и славянской истории и культуре. Кроме того, он обладал личной коллекцией древних церковно-славянских и иных редких книг по богословию, библеистике, литургике, патристике, христианскому искусству.

Собрание икон Успенской церкви ХV века как выражение богословия преподобного Иосифа

Искусство

Архимандрит Сергий (Воронков)

Преподобный Иосиф Волоцкий является автором по-своему уникальной композиции внутреннего убранства Успенского собора. Данные церковной археологии и архивных документов свидетельствуют, что эта композиция представляет собой глубоко продуманную и богословски обоснованную программу. Иосифо-Волоцкий монастырь с первых лет своего существования являлся не только одним из известнейших очагов духовности, но и крупнейшим культурным центром Руси. В год основания (1479) здесь была выстроена и освящена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, а уже через пять лет началось строительство белокаменного Успенского собора. Замечательной красоты храм был освящен в 1486 г.

Женская Оптина

Один день из жизни…

2015 год богат на юбилеи. Вместе с 500-летием преставления преподобного Волоцкого игумена Православная Церковь отмечает и 1000-летие мученической кончины князей-страстотерпцев Бориса и Глеба – первых прославленных Церковью русских святых. О значении подвига святых князей для современного иночества, проблемах монашества и почему Борисоглебскую обитель называют «женской Оптиной» – в одном летнем дне из жизни настоятельницы монастыря игумении Марии(Солодовниковой)

Стяжатель единства

Отцы Церкви

Мало кто из культурных и духовных деятелей Древней и Средневековой Руси был столь противоречиво оценен современниками и потомками, как преподобный Иосиф Волоцкий. Русская Православная Церковь выразила свою окончательную оценку этой замечательной личности в канонизации игумена Иосифа.

В своих посланиях преподобный Иосиф Волоцкий горячо проповедовал идею божественного происхождения верховной государственной власти. От Бога цари принимают скипетр царствия, от Бога получают в управление государство. Придавая власти русского государя сакральный характер, Иосиф Волоцкий полагал при этом, что государь не волен распоряжаться имуществом церквей и монастырей. Отстаивая независимость церковной организации, святой не считал, однако, что государственная власть должна быть поставлена на службу Церкви. Его представление о взаимоотношениях государства и Церкви не укладывалось ни в принцип «царство выше священства», ни в прямо противоположный ему тезис «священство выше царства». Фактически именно труды преподобного Иосифа явились основой для широко известной впоследствии религиозно-политической концепции «Москва – Третий Рим».

Духовная близость и значение преподобных Иосифа и Нила

Книжная полка | Рецензия

(Отрывок статьи митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима «Преподобный Нил Сорский и Иосиф Волоцкий»)

Кто впервые и с какой целью противопоставил двух великих светильников русского Cредневековья? Откуда возникли представления о преподобном Иосифе как стяжателе, чуть ли не поощряющем роскошь монастырей, а о преподобном Ниле как некоем реформаторе, предлагающем более «легкое», либеральное православие? И каковы были отношения двух подвижников в действительности? Обо всем этом рассказывает книга – сборник статей «Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский», изданная Иосифо-Волоцким монастырем и «Русским издательским центром»

«Где Вы теперь, отец?»

Память

Надгробное слово написано вскоре после кончины святого игумена (9 сентября 1515 г.) Досифеем (Топорковым), иноком Иосифо-Волоцкого монастыря, братом Вассиана, епископа Коломенского, и племянником преподобного Иосифа Волоцкого (печатается с сокращениями)

Что может еще сравниться с испытанным нами лишением, с таким горем, упавшим на наши сердца и не только способным поколебать и сломить нас внешне, но проникающим до самого нутра? Терзаем не только одежды, но и души; стираем себя в порошок и слепнем – не оттого, что стараемся уединиться в темной келье, а потому что сам свет восхода гасится туманом слез! Мы претерпели потерю. Не имущества или мимолетной славы вместе с сонмом почитателей; не надежду на расширение угодий и тому подобных привилегий с их увеличением стад и скота; не чести рода или просторных комнат, не горячей любви дорогих нам родных, друзей и знакомых – мы потеряли любимого отца: я говорю о блаженном отце нашем Иосифе, одноименном ветхозаветному Иосифу Прекрасному, кормившему Египет пшеницей во время голода и удивившего стойкостью в целомудрии как ангелов, так и людей.

Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады

Монастыри

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
143615, Россия, Московская область, Волоколамский р-н, с. Теряево
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
143581, Россия, Московская область, Истринский р-н, село Аносино, п/о Павловская Слобода, ул. Троицкая, 37
Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
143615, Россия, Московская область, Волоколамский р-н, с. Теряево
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
143581, Россия, Московская область, Истринский р-н, село Аносино, п/о Павловская Слобода, ул. Троицкая, 37
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Донской ставропигиальный мужской монастырь