«Монастырский вестник». 2015. №3 (15)

Тема номера: Великий пост: духовная весна

Мы вступаем в особое время, которое для каждого православного христианина сопровождается молитвой, воздержанием, приуготовлением себя к достойной встрече Воскресшего Спасителя в лучезарную ночь Святой Пасхи. Смысл поста, как об этом говорят святые отцы, заключается в перемене ума и сердца. Собственно говоря, «перемена» и «покаяние» – на греческом языке это одно слово «метанойя». И поскольку именно покаяние находится в центре великопостного поприща, то это означает, что целью поста является перемена. Господь будет всех нас принимать к Себе такими, какими мы переступим черту жизни и смерти.

Вот для того, чтобы у нас были перемены к добру, для того, чтобы обретать нам надежду на спасение в веке будущем, и предлагается верующему человеку поприще Великого поста.

Официальные материалы. События

  • В Высоко-Петровском монастыре состоялся круглый стол «Ученое монашество сегодня»
  • В Московском Новоспасском монастыре побывала святыня из Греции
  • На Афоне почтили память новомучеников и исповедников Церкви Русской
  • Донской монастырь организовал паломническую поездку на малую родину святителя Тихона

«Монашеству надлежит учиться всю жизнь»

Интервью

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Екатерина Орлова

О работе монашеского направления XXIII Международных Рождественских образовательных чтений рассказывает пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Свято-Введенской Оптиной Пустыни архимандрит Мелхиседек (Артюхин):

В Патериках мы читаем, что главное делание монахов – это исполнение Заповедей Божиих, покаянная молитва и вопрошание старцев. Монашеское направление Международных Рождественских Чтений, как и другие наши форумы, по сути, и есть вопрошание старцев, людей, умудренных опытом духовной жизни, – с Афона, из Греции, с Кипра, из Франции, Германии, Великобритании и других уголков земного шара. Кто-то мудрый сказал, что всё знает только невежда. Для монашествующих жизнь по совету – необходимая составляющая духовного подвига. Общение с игуменами, игумениями, духовниками монастырей дает нам возможность узнавать новое, полезное не только из книг, но и личного духовного опыта этих людей. Один из наших богословов сказал, что все последователи Христовы назывались Его учениками, и если ты не хочешь учиться, то ты не последователь Христов. А учиться, в том числе и монашеству, надлежит всю свою жизнь.

Слово о Кресте

Тема номера

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Крест для христианина – это защита и источник радости, основание святости и сокровище, которое невозможно похитить, и дар, который невозможно отнять. Крест подтверждает величайшую любовь Бога к человечеству; это пример всем христианам истинного послушания до самой смерти – «отвергнись себя… и следуй за Мною» (Мк. 8:34)

После исповедания апостолом Петром веры в Иисуса Христа как Сына Божия Господь начинает открывать Своим ученикам тайну предстоящих Ему страданий, смерти и Воскресения. Вот как пишет об этом евангелист Матфей: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21).

«Готовьтесь к встрече с Царем»

Тема номера

Архимандрит Мефодий (Маркович)

XXIII Международные Рождественские образовательные чтения в Москве посетила делегация афонского Хиландарского монастыря. О том, как Федор Достоевский повлиял на простого сербского юношу, как совмещать канцелярскую работу и молитву и как достойно прожить дни Святой Четыредесятницы журналу «Монастырский вестник» рассказал игумен монастыря Хиландар архимандрит Мефодий (Маркович)

В святогорской иерархии Хиландар занимает четвертое место и принадлежит Сербской Православной Церкви, хотя официально находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Обитель посвящена Введению во храм Пресвятой Богородицы; в честь этого события освящен и главный собор монастыря. За епископской кафедрой храма по сей день находится могила преподобного Симеона (его мощи были перенесены в Сербию святым Саввой еще в 1208 году), откуда чудесным образом выросла виноградная лоза. Ее плоды обладают целительной силой. Хиландарцы сушат и раздают виноград бесплодным супругам, которые обращаются к святому Симеону с просьбой о даровании детей. Кроме Введенского собора, в Хиландаре есть еще тринадцать маленьких церквей и часовен. К монастырю приписаны также пятнадцать келий и одно подворье. Обитель имеет великолепную сокровищницу – библиотеку с богатым собранием славянских рукописей.

Толкование на молитву преподобного Ефрема Сирина

Тема номера

Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский

Каждое прошение этой молитвы исполнено сокровенного смысла. Словно по ступеням познания, мы восходим от «духа праздности» к «духу любви». Как бороться с грехом, научиться любить ближнего и перестать осуждать – все есть в молитве святого Ефрема – лучшего пастыря и ограде «во вся дни» нашей жизни.

Почему этой молитве Церковь уделяет такое необычно видное место в богослужении, почему так много раз повторяется она во время всех великопостных богослужений? Не без особой причины: чувствуете сами сердцем вашим, что молитва эта проникает в сердце, как никакая другая, чувствуете особую, исключительную, божественную силу ее.

Отчего это? Оттого, что излилась она из сердца совершенно очищенного, святого, совершенного, из ума, просвещенного Божией благодатью, который стал причастником ума Христова. Поэтому такая власть, такое таинственное действие на сердце христианское этой удивительной молитвы.

Торжество православия

Тема номера

Иконоборчество VIII-IX столетий, в процессе борьбы с которым было раскрыто во всей полноте учение Церкви об иконе, – одна из самых страшных ересей, незаметно подтачивающая основы христианской веры. Из множества побед над разнородными лжеучениями именно победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания были провозглашены Церковью ТОРЖЕСТВОМ ПРАВОСЛАВИЯ

Достоверно установить начало иконоборчества сложно. Можно говорить лишь о дате открытой его поддержки государством. Как таковое иконоборчество существовало задолго до этого. Вообще, тенденция борьбы с иконами возникла довольно рано. Некоторые христиане, особенно обратившиеся из иудаизма, основываясь на ветхозаветном запрещении образа, отрицали возможность его существования и в христианстве. Тем более, что христианские общины со всех сторон были окружены язычниками и идолопоклонниками. Учитывая разрушительный опыт язычества, христиане пытались оградить Церковь от заразы идолопоклонства, которая могла проникнуть через художественное творчество. Возможно, иконоборчество так же старо, как иконопочитание. Во всяком случае, уже с IV века известны отдельные высказывания и действия противников икон. «Фактически иконоборство может быть порождено любой христологической ересью или даже колебаниями в православном учении о Богочеловеке. В этом смысле иконоборство началось в Церкви, но точное время его зарождения при таком подходе не может быть определено».

Слово в неделю Крестопоклонную

Тема номера

Священномученик Философ Орнатский

«Кресте Христов, христиан упование, заблудших наставниче, обуреваемых пристанище, во бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас».

Вникните, братия, в слова этой церковной песни, изображающей силу и славу Креста Христова, и перенеситесь мыслию в дохристианское время, и вы увидите, какая великая и дивная перемена произошла в отношении ко кресту после распятия на нем Сына Божия.

Монашество в современном мире. Монах как гражданин Царствия Небесного на земле

Богословие

Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин

Господь наш Иисус Христос как «печать равнообразная» Отца, «сияние славы и образ Ипостаси» Отчей (Евр. 1:3) явил миру человеческий идеал, икону подлинного человека – такого, каким задумал его Бог. Всей Своей жизнью на земле Христос показал пример, которому мы должны следовать, чтобы стать достойными гражданами Царства Небесного: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26)

Последовать Христу – значит исполнить волю Божию, которая открыта нам в евангельском слове: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Таким образом, основная задача всех христиан, в том числе и монашествующих, состоит в том, чтобы исполнять волю Божию в своей жизни. В чём же тогда специфика монашеского подвига? Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Цель иноческого жительства – не только в достижении спасения, но в приобретении христианского совершенства». Другими словами, монаху естественно стремиться к достижению христианского совершенства, в то время как благочестивый мирянин, как правило, удовлетворяется идеей спасения души.Иноки – это те христиане, которые, повторяя и исполняя слова апостола, ничего не хотят знать в мире, кроме Иисуса Христа, и Сего Распята; для них мир распялся и они для мира. «Поминай Господа Иисуса, распятого при Понтии Пилате», – эти слова апостола Павла к своему ученику и чаду веры и послушания Тимофею звучат как вечная заповедь христианам (2 Тим. 2:8; 1 Тим. 6:13).

Киновия в современной монастырской жизни

Богословие

Архиепископ Святогорский Арсений, наместник Святогорской Успенской лавры

Что такое киновия? В переводе с греческого – это совместная жизнь, общежитие. В киновиальном монастыре все подчинено общему уставу, труд братии безвозмезден, от монастыря они имеют питание, одежду, лечение, если таковое необходимо, – всё происходит на основе общежительного уклада

Образ общежительного монастыря нам дал Христос с учениками. Первая киновия – это Христос-Игумен, Христос-духовник и святые апостолы. На примере этой первой общины апостолов Господь показал и будущность монашеской жизни в общежительном монастыре, и будущность всей Церкви. Как среди апостолов не было стандартных, одинаковых личностей, так и в Церкви: будут и Петры – горячие, пылкие, отрекшиеся и покаявшиеся, будут Павлы, из гонителей ставшие ревнителями, будут и Иоанны Богословы, верные даже до Креста, до Распятия. Будут и Иуды. Поэтому, когда сегодня упрекают современные монастыри в том, что братия не столь совершенны, что порой они не задерживаются в обителях, мы видим, что Господь всё это знал и показал заранее.

Миссионерская обитель

Духовная география

Албазинский женский монастырь на границе с Китаем основан в начале XX века с миссионерскими целями. Для русского слуха выражение «миссионерская обитель» не совсем привычно, ведь в корне монашества – уединение. Однако сегодня многие монашеские общины, кроме молитвы за мир, призваны к внешнему служению, тесной связи с миром. Именно такой путь к Богу через служение ближним стал прошлым и настоящим Албазинской обители

Об истории и сегодняшней жизни Среднебельской обители нам рассказала игумения Даниила (Мясникова), которая ещё не так давно была монахиней Покрово-Тервенического женского монастыря, расположенного на краю Ленинградской области. За плечами матушки Даниилы к моменту принятия игуменства был 17-летний опыт монастырской жизни, включающий в числе прочего послушания монастырского ахитектора и руководителя иконописной мастерской. Теперь полученные навыки нужны ей как никогда.

Остров надежды

Паломничество

«Господь ждет молитв с гор, отсюда молитва пойдет на Россию», – говорил архимандрит Ипполит (Халин). Конечно, он имел в виду не географическую точку, а жителей Осетии, которые в 90-х годах минувшего века, после долгих лет гонений на Церковь, обратились к своим духовным корням. Возможно, именно поэтому у въезда в одно из самых красивых и таинственных ущелий горной Осетии – Алагирское – трудами небольшого числа монахинь возведена Богоявленская женская обитель, за свою недолгую (10 лет) историю успевшая пережить многое: трагедию Беслана, войну с Грузией, наводнение, случившееся пару лет назад. В самые тяжелые для современной Осетии времена Аланский монастырь стал спасением для тысяч пострадавших, беженцев, страждущих. Поэтому его часто так и называют – «Остров надежды»

Наше знакомство с Богоявленским монастырем началось несколько лет назад после просмотра телефильма «Обитель надежды». Оказалось, несмотря на свой юный, даже младенческий, возраст, Аланский монастырь является духовным центром, известным не только в Северной и Южной Осетии, но и на всем юге России.

Зачем нужна художественная литература священникам и монахам

Ad Verbum

Архимандрит Симеон (Томачинский)

На протяжении веков христианство проявлялось не только в чисто церковных, религиозных произведениях и творениях, но и в подавляющем большинстве художественных произведений человеческого гения. «Исповедь» блаженного Августина, «Божественная комедия» Данте, трагедии Шекспира, «Фауст» Гете, романы Диккенса – без этого невозможно представить себе ни современного общества, ни нас самих. Для священника знание подобных основ чрезвычайно важно

Существует известная история о том, как знаменитый ученый Василий Осипович Ключевский, профессор Московской Духовной академии, приветствовал одного новопостриженного монаха: «Поздравляю вас с принятием ангельского образа, желаю не потерять облик человеческий».Думается, эти слова применимы ко всем видам духовного служения. Человек, становясь монахом или священником, либо принимая любой другой сан, призван не превращаться в небожителя, а, прежде всего, оставаться или, скорее, становиться человеком. Слово «человек», по-гречески anthropos, в буквальном переводе означает «повернутый вверх», или, руководствуясь внутренней формой русского термина, «чело, обращенное к вечности». Это звание, которое еще надо заслужить, это очень высокое имя.

Сила в немощи: история монахини, которую не сломила эпоха богоборчества

Голоса времени

Судьба малоизвестной инокини Валерии (Макеевой), как и тысяч новомучеников и исповедников российских, – еще одно свидетельство Промысла Божия о нашей стране, которая во все времена сохранялась молитвами праведников. Cамая масштабная эпоха гонений в истории Русской Церкви закончилась cовсем недавно, но многим молодым людям уже трудно себе представить, что значит быть настоящим «воином Христовым» и как может защитить себя и свои убеждения христианин, не прибегая к средствам «противной» стороны: гордости, гневу, злобе

В своих воспоминаниях мать Валерия, принявшая иноческий постриг в 1944 году, когда ей было всего пятнадцать лет, просто и безыскусно рассказывает о собственном крестном пути – арестах, психбольницах, монашеских трудах. В чем-то унаследовав опыт юродивых подвижников, она никогда не теряла здравомыслия, если дело касалось помощи ближним и дел милосердия. Как когда-то и у московской старицы блаженной Матроны, бедные и обездоленные находили приют у пожилой монахини Валерии. Причем советская эпоха ее не сломила. И в новой России она ежедневно искала силы хоть немного послужить Христу, всю жизнь воспитывала в себе истинное благородство души – то, чем гордились ее предки, русские дворяне.

Преподобный Макарий Великий

Отцы Церкви

Два великих мужа-пустынника, преподобные Макарий Египетский (Великий) и Макарий Александрийский, были почти ровесниками и друзьями. Совершенно разные по темпераменту, воспитанию и образу жизни в миру, в пустыне они сблизились так, что стали не только желанными друг для друга собеседниками, но и соработниками, сотаинниками. Поэтому невозможно говорить о преподобном Макарии Великом, не упоминая другого известного подвижника первых веков монашества, его тезку – святого Макария Александрийского. Ниже публикуется первая часть рассказа о преподобных Макариях.

Первый Макарий (Египетский) воспитан в христианской среде, в молодости был посвящен в клирики. По другой версии – в пресвитеры. Впрочем, пресвитер – тоже клирик, но, скорее всего, имеется в виду чин пониже. Макарий второй до сорока лет был язычником, а крестившись, сразу ушел в пустыню. Есть, правда, и другая версия, согласно которой Макарий Александрийский до пустыни возглавлял Александрийское огласительное училище и даже успешно опровергал языческих философов. Вероятнее всего, Макариев из Александрии в пустыне было два. В отличие от Макария Великого, их называли Городскими, потому как для египтян их столица была таким же Городом (с большой буквы, единственным в мире), как для римлян Рим, а цареградцев – Константинополь.

Подвижник Евфимий Виглолавриут

Книжная полка | Закладка

«Монастырский вестник» продолжает публикацию фрагментов книги «Новый Афонский патерик». В начале Великого поста предлагаем историю об удивительном аскете, положившем пост в основание всей своей подвижнической жизни, сподобившемся благодатных даров, но и не избежавшем падений на этом трудном пути.

Старец Евфимий родился в 1915 году в селении Гомбти на Халкидики. Его родителей звали Афанасий и Елена Папуцис. В святом крещении мальчик был назван Астериосом. Живя в миру, Астериос трудился и помогал родителям в их заботах. Ему нравилась музыка, он обладал прекрасным голосом, играл на скрипке и пел народные песни.

«Если кто не вернул тебе рубашку, ты должен отдать ему и свое пальто»

Книжная полка | Рецензия

Иеромонах Пантелеимон (Королев)

Два женских монастыря – московский Зачатьевский и екатеринбургский Ново-Тихвинский – порадовали благочестивого и монахолюбивого читателя прекрасной книгой «Толкование архимандрита Эмилиана (Вафидиса), проигумена афонского монастыря Симонопетра, на подвижнические слова аввы Исаии». Толкования были произнесены в узком кругу братии монастыря, но теперь, благодаря изданию, к этому источнику воды живой могут припасть многие иночествующие. И этот образ утоления духовной жажды очень удачно выбран для иллюстрации на обложке.

Отца Эмилиана и авву Исаию разделяют пятнадцать столетий, но образ их речи очень схож – это искренняя беседа с ближайшими учениками о том, что такое монашеская жизнь, начиная от бытовых мелочей и кончая восхождением в созерцание славы Божией. Оба старца говорят о том, как устроена маленькая вселенная монастыря: Бог, старец, келья, храм, трапезная, рукоделье и братство. Везде действуют простые правила жизни, связанные с любовью и самоотвержением, и «снова и снова возвращается святой Исаия (а с ним и отец Эмилиан – прим. автора) к одной и той же мысли. Ударяет по ней много раз, чтобы, наконец, вбить ее в нас, как некий гвоздь. Чтобы забить гвоздь в доску, сколько раз мы должны по нему ударить! А дерево гораздо мягче, чем наши сердца.

Материалы по теме

Новости

Монастыри

Женский монастырь в честь Албазинской иконы Божией Матери с.Среднебелая
Россия, Амурская область, Ивановский район, село Среднебелая, улица Лазо, 15
Аланский Богоявленский женский монастырь
Россия, Республика Северная Осетия — Алания, Алагир, улица Кирова, 185
Женский монастырь в честь Албазинской иконы Божией Матери с.Среднебелая
Россия, Амурская область, Ивановский район, село Среднебелая, улица Лазо, 15
Аланский Богоявленский женский монастырь
Россия, Республика Северная Осетия — Алания, Алагир, улица Кирова, 185
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра