Тема номера: Христос раждается, славите
Первый отблеск Рождества Христова звучит в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Наша любовь к Матери Божией, все церковное почитание выросло из созерцания Ее у Вифлеемской пещеры. Самым первым церковным праздником, посвященным памяти Девы Марии, был день Собрания в Ее честь, то есть второй день Рождества Христова – Собор Пресвятой Богородицы. Приготовление к празднику проходит через два воскресных дня, когда Церковь вспоминает тех, кого в песнопениях и молитвах называет праотцами и отцами, то есть предками Иисуса Христа. Мы храним память о людях, на протяжении многих веков готовивших пришествие в мир Христа, Его явление. Изначально принято было отмечать явление Бога миру 6 (19) января: в событиях и Рождества Христова, и Крещения Господня. Богослужебные особенности этих праздников явно указывают на их близкое родство. Служба накануне Рождества привлекает особое внимание многообразием смыслов, отнесенностью к различным сторонам нашего бытия.
Официальные материалы. События
- Новые помещения Учебного комитета в Андреевском монастыре
- Колокольня Заиконоспасского монастыря открыта после реставрации
- Новый скит на Валааме
- Заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству
- Останки епископа Константина (Ессенского) оказались нетленными
Возрождение Вознесенской обители. Возможно ли?
Наследие
Нина Ставицкая
Сегодня в России возрождаются монашеские обители, практически полностью разрушенные в годы советской власти. Так, например, к 900-летию древнейшего Старицкого монастыря на Волге, устроенного еще иноками Киево-Печерской лавры, Святейший Патриарх Кирилл освятил главный Успенский собор обители, восстановленный из руин. А сколько храмов отстроено заново сестрами Стефано-Махрищского женского монастыря во Владимирской области! В любом регионе можно найти обитель, которая переживает второе рождение, что несколько десятилетий назад и представить было невозможно, как, впрочем, и то, что когда-нибудь речь зайдет о восстановлении Вознесенского и Чудова монастырей на территории Московского Кремля.
В рамках выставки-форума «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» состоялась научно-практическая конференция, посвященная 85-летию разрушения Вознесенской обители. Конференция собрала многих ученых, общественных деятелей, священнослужителей и простых горожан. Всех волновал вопрос, как вернуть столице не только исторический облик, но и историческую память. Ведущие выставки-форума протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма Великой княгини Евфросинии Московской в Котловке, и Любовь Акелина, известный публицист, режиссер, председатель Правления Фонда имени Великой Княгини, сразу сообщили радостную новость: по решению Городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц и станций метрополитена сквер возле храма преподобной Евфросинии отныне будет носить ее имя.
«Христос раждается, славите»
Тема номера
Того, Кто вечно был и есть, Рождает миру Дева днесь.И Неприступному Ему – Непостижимому умуЗемля нашла уже приют.И в небе ангелы поют,И пастухи спешат с холма, И пред Звездой теснится тьма, А за Звездой идут волхвы.И в эту ночь познали мы, Как ради нас родиться мог Младенец – Он же вечный Бог.
Человечество ведет летоисчисление от Рождества Христова. Даже те, кто никогда не читали Евангелие, представляют, что случилось две тысячи лет назад в Вифлеемской пещере. Сюжет Рождества многократно обыгрывался в литературе, живописи, кинематографе. Но для верующих это не просто история. Рождение Младенца Иисуса Христа перевернуло все мироздание, соединило Небо и землю. В дни ожидания великого праздника Рождения в мир Спасителя, когда нарастает суета и безумный мир в очередной раз пытается обесценить, разменять на гроши главный нерв христианской истории, хочется снова ощутить себя детьми. Детьми, твердо знающими, что непременно настанет чудесная ночь, которая все изменит, обновит, подарит восторг, вдохновение и радость.
О Рождестве Христовом
Тема номера
Митрополит Афанасий Лимасольский
Церковные праздники – это некие остановки для духовного подкрепления. Когда человек идет пешком, ему необходимо остановиться, немного отдохнуть, набраться сил, а уже потом продолжить свой путь. Главная цель праздника для человека – соприкоснуться с благодатью Божией, которая с избытком изливается в эти дни.
Вэти дни мы празднуем торжество из торжеств – Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Рождество – один из самых великих праздников нашей Церкви, поскольку мы празднуем величайшее событие, когда Сам Бог стал Человеком, чтобы обожить человека, чтобы привести нас к Себе. Рождественские песнопения повествуют об этом непостижимом чуде, о том, что Бог стал Человеком, о Пресвятой Богородице, Которая оказалась достойной воплотить Бога Слово, о человеке, призванном стать Богом по благодати. Они повествуют также о волхвах и пастухах и об ангелах, которые пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир…» (Лк. 2:14). Все чтения и тропари посвящены этому великому празднику. Вопрос в том, как мы, православные христиане, можем пережить эти дни и что они значат для нас?
Рождество в Вифлееме: рождественские обычаи Святой Земли
Паломничество
Протоиерей Игорь Пчелинцев
О том, как отмечается Рождество Христово в городе, где Он родился, и особенностях рождественских обычаев Израиля – в заметках православного священника, служащего и проживающего на Святой Земле.
Подготовка к празднику Рождества Христова на Святой Земле начинается задолго до самого торжества. На улицах городов, где проживает большое количество православного и инославного христианского населения, уже с конца ноября-начала декабря устанавливаются рождественские елки. Основные христианские города Израиля – Вифлеем и Назарет; много христиан разных конфессий также проживает в Хайфе и Яффо. Христианский квартал Иерусалима украшается гирляндами, в магазинах Старого города можно купить искусственные елки, елочные игрушки и украшения. Традиционные элементы праздника – елка и вифлеемская звезда с хвостом кометы, в основном восьмиконечная (но может быть и пятиконечной). В других городах и селениях Израиля вы не встретите признаков приближающегося гражданского Нового года и Рождества Христова – елка тут вне закона, как явное свидетельство и напоминание о Рождении Спасителя.
Самый простой монастырь
Общее житие
Христорождественский девичий монастырь впервые упоминается в грамоте великого князя Василия Ивановича от 1514 года, выданной игумении монастыря Ефимии. Из текста можно сделать вывод, что к этому времени обитель уже была достаточно большой и обладала немалыми владениями. Принято считать, что основан монастырь в конце XIV века по благословению епископа Тверского Арсения. Все постройки и храмы обители были деревянными. В Смутное время монастырь был полностью разграблен литовцами и уничтожен огнем. Из всех сестер уцелели лишь пять монахинь и игумения Аполлинария – именно они в 1613 году вернулись на пепелище, чтобы начать монастырскую жизнь заново. Благодаря пожертвованиям обитель восстановилась довольно быстро. Первый каменный храм на территории монастыря был построен в 1765-1775 гг. С конца XVIII века вся обитель начала обустраиваться в камне. В конце XVIII – начале XIX веков была возведена новая каменная ограда с башнями, от которой к концу XX столетия сохранились только фрагменты западной части стены и юго-западная башня.После Октябрьского переворота обитель была закрыта. Полноценное восстановление началось в 1999 году.
Рождественский вертеп. Встреча Восточной и Западной традиций
Искусство
На протяжении веков во многих христианских странах сохраняется традиция изображения Евангельских событий посредством кукольного театра вертепа, изображающего Святое Семейство в Вифлееме в ночь рождения в мир Спасителя. В православной России широкое распространение получил Рождественский вертеп. На территориях многих приходских храмов и даже монастырей в дни празднования Рождества Христова царит настоящая рождественская сказка: ясли с Младенцем Христом окружают фигуры Богоматери, праведного Иосифа, ангелов, животных, пастухов, волхвов. Все говорит о той радости, которая пришла в мир с воплощением на земле Бога-Слова
Роль монашества в истории русской словесности
A d v e r b u m
Иеромонах Симеон (Томачинский)
В дни пришествия Бога-Слова в мир хочется задуматься над тем, какую роль сыграло монашество в истории словесности. Поскольку тема чрезвычайно обширна, ограничимся русской словесностью, приглашая читателя к дальнейшему диалогу и размышлению.
Безбрачие во все времена предоставляло больше возможностей для творческой реализации человека, чем жизнь семейная. Еще Сократ высказывал мысль, впоследствии красиво сформулированную на латыни: Autliberi, autlibri («или дети, или книги»). В 2002 году даже появился рекламный лозунг для холостяков – Celiberte', то есть совмещение двух понятий: celibat (безбрачие) и liberte' (свобода).
В свое время от европейских университетских профессоров требовалось жить в безбрачии. В частности, это касалось факультетов искусств, права, медицины и теологии. Да и разве могло быть иначе, если учение воспринималось как духовное обручение со знанием, с книгами?
Обновление естества
Праздник
Иерей Виктор Зайцев
Праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, иначе называемый Богоявлением или Просвещением, основан на событиях, описанных в Евангелии всеми четырьмя евангелистами (Мф. 3:13-17, Мк. 1:9-11, Лк. 3:21-22, Ин. 1:29-34). Сам факт упоминания об этом в четырех Евангелиях говорит о значимости отмечаемого события. Господь приходит креститься от Иоанна Предтечи, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3:15), подает нам пример смирения и прославляется от Бога Отца, являет Себя как одно из Лиц Пресвятой Троицы. Это первое явное откровение Бога о Себе, как о Троичном Боге, поэтому само Богоявление является догматическим основанием для прославления Бога-Троицы.
Крестившись от Иоанна, Христос проявляет покорность законам, данным людям после грехопадения: как природным, подвергая Себя голоду, жажде, страданиям, так и ветхозаветному, способствующему духовному развитию человека. Слова Иоанна Крестителя «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29) указывают на то, что Господь принял на Себя все последствия грехопадения человека, кроме самого греха. Крещение Иоанново еще не могло дать отпущения грехов, было подготовительным обрядом, свидетельствовавшим о намерении человека исправиться, но Христос, крестившись, дает этому обряду благодатную наполненность.
Монашество: три взгляда на совершенное христианство
Богословие
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Христианская жизнь – это таинство, недоступное внешнему, не из Церкви взирающему, уму1. Апостол Павел говорит христианам: «Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта [ἡ ζωὴ ὑμῶν κέκρυπται] со Христом в Боге» (Кол. 3:3). Христианство радикально по своей сути (ср. 1 Кор. 1:23), но внутри него существует устойчивое осознание института монашества как чего-то радикального в силу строгой аскетической традиции. Святоотеческое наследие большей частью сосредоточено на жизни созерцательной, аскетической, то есть монашеской. Именно такая сосредоточенность на монашестве в истории христианской духовности приводит некоторых к попытке разделить христиан на два разряда
О рясофоре как о начальной степени монашеского чина
Богословие
Игумения Домника (Коробейникова)
В последнее время в ходе обсуждения важного для Русской Православной Церкви документа – «Положения о монастырях и монашествующих» – был поставлен вопрос, имеет ли рясофорный инок монашеское достоинство и каковы канонические последствия рясофорного пострига. Сам по себе вопрос о статусе рясофорных иноков имеет большое значение. Он вплотную касается их канонических прав и обязанностей, в частности права на оставление обители и последующее вступление в брак. Поэтому вопрос о том, принадлежит ли рясофорным инокам монашеское достоинство, поднимается снова и снова на протяжении нескольких последних столетий.
Еще в XII в. Феодор Вальсамон полемизировал с иноками, которые считали, что они вправе отложить иноческое одеяние и оставить свой монастырь, поскольку не давали монашеских обетов. Следовательно, таковые считали себя мирянами, не связанными монашескими узами. В начале XIX в. преподобный Никодим Святогорец в «Пидалионе» обличал рясофорных иноков за намерение оставить монастырь и монашеское житие и воспринять на себя образ мирян. В близкое к нам время воззрение на иноков, как на лиц, еще не вступивших в лик монашествующих, получило широкое распространение и в России. Игумения Таисия (Солопова), одна из подвижниц благочестия XIX в., в своих сочинениях писала, что рясофор в сущности не считался пострижением и назывался «малым постригом»1, поэтому многие рясофорные иноки и инокини покидали монастырь и возвращались к мирской жизни, считая себя не связанными обетами перед Богом2.Итак, как уже было сказано, совсем недавно этот вопрос был затронут еще раз в ходе обсуждения «Положения о монастырях и монашестве». Во время дискуссии прозвучало мнение о том, что по своему каноническому статусу рясофорный инок – это лишь мирянин, имеющий благословение носить рясу. Подобный взгляд высказывается, в частности, и в статье архимандрита Иеронима (Николопулоса)3, которая представляет собой исследование одного из греческих канонистов-богословов.
Такой взгляд на рясофор оказался весьма устойчив. И это заставляет еще раз обозреть канонические и святоотеческие источники по затронутой проблеме, чтобы уточнить и прояснить, насколько это возможно, все ее аспекты. Это действительно заслуживает сугубого внимания, потому что, если мы приходим к выводу о том, что все постриженные в настоящее время рясофорные иноки являются мирянами и могут свободно покинуть монастырь даже без благословения своего игумена, как на это указывает и архим. Иероним в своем исследовании, – последствия сего для Церкви в настоящее время могут оказаться плачевными.
Записки новоначальной
Духовная жизнь
И. Ф. подвизается в монастыре в течение пяти лет. По благословению матушки игуменьи эти заметки она составляла по собственным впечатлениям, будучи в статусе новоначальной послушницы.
На пути в монастырь я твердила себе одно: «Только никаких иллюзий и мечтаний! Чтобы не разочароваться, надо не очаровываться. Необходимо трезво понимать, что такое труд для спасения души в монастыре». Автобус ехал мучительно медленно, и волнение мое никак не утихало. Открыла Псалтирь и прочла: «…и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него и Той сотворит…» (Пс. 36;4-5). Прошение сердца моего исполнилось: в течение нескольких лет я просила Господа, чтобы допустил в монастырь. Сколько пришлось преодолеть различных препятствий, и вспоминать не хочется. Но теперь уже все позади, и я еду…
Кубанская Гефсимания: создание, освящение, монашеские молитвы
Духовная география
Игумения Неонилла (Кузьмина)
Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам: да любите друг друга. Евангелие от Иоанна, гл.15, ст.13-17
Недавно на юге России, в Кубанской митрополии, появилась новая святыня – место, которое паломники с любовью называют «Кубанской Гефсиманией». Она включает Гефсиманский сад на Кубани, воссозданный по подобию иерусалимского, пещеру Апостолов, во дворике которой находится камень Моления о Чаше и копии двух барельефов – «Моления о Чаше» и «Взятие Иисуса Христа под стражу». Сад и пещера окружены деревьями и дивными цветниками. Копия Гефсиманского сада впервые в мире воссоздана на кубанской земле в женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Всецарица» по промыслу Божьему, с благословения митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, по замыслу игуменьи Неониллы.
Преподобный Антоний Великий. «Как врач, дарован он Богом Египту»
Отцы Церкви
Существуют две известные, дополняющие друг друга, версии жития преподобного Антония. Одна принадлежит святителю Афанасию Великому, вторая – блаженному Иерониму Стридонскому (с рассказом о преподобных Павле Фивейском и Павле Препростом). Можно также упомянуть немногочисленный патериковый материал.
Святой Антоний по происхождению копт, родился в царствование императора Декия, в 251 году, в христианской семье, довольно зажиточной: его земельное наследство составляло 300 ауров (около 80 гектаров). Афанасий Великий выделяет несколько моментов из детства и отрочества Антония: уединенная жизнь отрока, связанная только с домом и церковью, отсутствие интереса к светским знаниям («не захотел учиться грамоте»), умеренность (довольствовался тем, что было, и ничего больше не требовал).
Нас соединяет Христос
Книжная полка | Рецензия
К 20-летию блаженной кончины и 90-летию со дня рождения старца Паисия Афонского
Книга «Путь к святости», составленная по воспоминаниям многочисленных учеников старца Паисия Святогорца, создана в память и, можно сказать, во внутреннем диалоге с архиепископом Костромским и Галичским Алексием (Фроловым; +3.12.2013), много лет возглавлявшим Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Собственно, на его словах о святости, открывающих и завершающих повествование, и основывается данное издание. Накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы отмечалась годовщина преставления владыки Алексия ко Господу. В первом выпуске «Монастырского вестника» была опубликована его статья, которую архиепископ Алексий завершил словами отца Паисия, что и подвигло составителя книги о старце Ольгу Орлову наполнить ее цитатами владыки Алексия. Таким образом, получилась этакая рифма-перекличка через наш журнал
«Царский путь»
Книжная полка | Рецензия
Книга «Царский путь» – еще одна попытка показать, как в судьбе одной личности отражается драматизм целой эпохи. Биография русского монаха Серафима (Кузнецова) показана на фоне исторических коллизий конца XIX – середины XX века. Таких, как он, испокон веков называли Божиими угодниками. Сейчас вряд ли можно встретить хоть одного христианина, не знающего об этом белогорском подвижнике, религиозном писателе и миссионере. В начале прошлого века он спас мощи царственных алапаевских мучеников от глумления и уничтожения. В тяжелейших условиях гражданской войны, рискуя жизнью, увез гробы с телами на Дальний Восток, затем в Пекин, а святые останки преподобномучениц Елизаветы Федоровны Романовой и монахини Варвары Яковлевой доставил в Иерусалим. Так подсказали ему голоса долга и совести – те самые «гласы», при помощи которых с нами общается Бог