В 2025 году Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь отмечает несколько знаменательных дат. 30 лет назад Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решением Священного Синода от 5 мая 1995 года была возобновлена деятельность монастыря, определен его статус, настоятельницей была утверждена инокиня Мария (Каледа). Эти события можно назвать в числе самых значительных, возвестивших о конце семидесятилетней эпохи гонений верующих и начале церковного возрождения. Через три года инокиня Мария приняла монашеский постриг с именем Иулиания в честь благоверной княгини-мученицы Иулиании Вяземской, а затем была возведена в игуменский сан. История первого женского монастыря столицы ведет с той поры отсчет новым десятилетиям, наполненным жизнью, молитвой, трудами и свидетельствами чудес, совершающихся по милости Божией. Матушка Иулиания с сестрами готовятся отметить 665-ю годовщину родной обители. А 16 мая, в день памяти ее основательниц, преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии, служением Божественной литургии торжественно завершится программа празднования 30-летия возобновления древней святыни Москвы.
С возвращением Зачатьевской обители Церкви начался долгий, трудный период восстановления того, что с варварской жестокостью было разрушено в годы богоборчества. Одновременно с работой, видимой всем, – масштабным строительством, археологическими изысканиями, обустройством монастырского быта – совершался скрытый от внешних глаз тихий непрестанный труд возрождения иноческого делания. Труд, сходный подчас с археологическим исследованием в стремлении проникнуть в глубоко лежащие пласты монашеской традиции, соединить прошлое с настоящим во имя будущего, – хоть и казалось многим, что после пронесшегося в ХХ столетии атеистического вихря прошлое это похоронено и предано забвению.
Помощь новоначальному сестринству приходила с молитвами Предстоятеля – Святейший Патриарх Алексий не оставлял возвращавшуюся к жизни обитель своим попечением и любовью. Стремились помочь верующие москвичи, среди которых были и мужественно пережившие время гонений, и только обратившиеся к Богу на волне духовного подъема тех лет. Об устроении монастыря молился приход расположенного рядом храма Илии Пророка в Обыденском переулке, во многом воспитанный последним дореволюционным поколением зачатьевских сестер: чтобы не оставлять оскверненной святыни, откуда их изгнали, сестры старались поселиться поблизости, и их маленькая, но духовно сильная общинка (центром ее долгие годы была монахиня Антонина (Яковлева), которой Господь судил прожить сто лет) посещала службы и несла послушания в Ильинском храме.
Это был родной приход семьи профессора, доктора геолого-минералогических наук Глеба Александровича Каледы – тайного священника в годы советской власти, замечательного подвижника, деятеля церковного возрождения 1990-х. Вместе с супругой, матушкой Лидией, дочерью священномученика Владимира Амбарцумова, расстрелянного на Бутовском полигоне, отец Глеб воспитал всех своих детей внутренне цельными, неутомимыми служителями Христовой Церкви. Будущая матушка Иулиания – Маша Каледа, выросшая в Обыденском храме, уже с раннего детства чувствовала особое покровительство Матери Божией – «Милостивой» Заступницы, чей образ с этим именованием, перенесенный из закрытого монастыря в Ильинскую церковь, много лет помогал хранить живую память о разоренной обители.
Летопись новой истории монастыря полнилась событиями. Первая Литургия в первом освобожденном арендаторами храме – надвратном, в честь Нерукотворного образа Спасителя. Первые иноческие и монашеские постриги. 25 ноября 1999 года великая веха – торжественное возвращение в монастырь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Милостивой» из Ильинского храма. Многолюдный крестный ход, возглавляемый сонмом духовенства, прошел по Остоженке и был встречен во вратах Святейшим Патриархом, – словно воскресли забытые картины жизни древней столицы...
Наследство, создаваемое столетиями
Но матушка Иулиания с сестрами никогда и не забывали о многовековом прошлом своей обители, почитая прежде всего ее основателя, святителя Алексия, митрополита Московского и его сестер и сподвижниц, преподобных игумению Иулианию и монахиню Евпраксию. Это их трудами около 1360 года был основан первый на Москве девичий монастырь во имя святого Алексия, человека Божия. В обители, посвященной своему святому покровителю, митрополит Алексий ввел общежительный устав по образцу Троицкого монастыря преподобного Сергия Радонежского. Игумения Иулиания, обладавшая большим духовным авторитетом, управляла сестринством, следуя опыту древних подвижников. Преподобные матушки творили дела милосердия и заслужили еще при жизни любовь и почитание москвичей, так что и по их кончине монастырь не переставал быть духовным украшением города, а в числе его попечителей и вкладчиков всегда были московские правители.
Обстоятельства истории монастыря для зачатьевских сестер конца ХХ – начала XXIвека не были просто летописными сведениями, скрытыми в толще столетий. Так, новоначальные инокини, пришедшие в 1990-х в чудовищно разоренную обитель, не имевшие поначалу сколько-нибудь приемлемых условий для жизни, могли вживе почувствовать, чтó испытывали их далекие предшественницы в XVIстолетии. Тогда после серии страшных московских пожаров, в которых выгорела и Остоженка, произошло разделение: часть монахинь, следуя повелению царя Иоанна Грозного, перешла в обитель, устроенную им на новом месте близ Кремля, – «в каменный город, в Чертолье» (где ныне стоит Храм Христа Спасителя). Но те, кто не захотел покинуть разрушенное пожаром намоленное место, остались жить буквально на пепелище, продолжительное время существуя на подаяние таких же обездоленных бедствиями жителей стольного града. Монастырь начал возрождаться только в царствование сына Иоанна Грозного. Благочестивый государь Феодор Иоаннович с царицей Ириной делали вклады и строили храмы во многих монастырях по любви к монашеству и в надежде на помощь Божию в продолжении рода. Видя бедственное положение обители (которая уже именовалась к тому времени «Зачатейской» по храму Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы), они возымели желание восстановить древнюю святыню, получив на то благословение святителя Иова, будущего Патриарха Московского.
И впоследствии, несмотря на многие исторические потрясения, Зачатьевская обитель милостью Божией всегда оставалась под покровительством благодетелей различных сословий: строились храмы, настоятельницы и насельницы сами занимались благотворительностью, обеспечивая жизнь сирот и немощных престарелых сестер. К началу ХХ века монастырская территория вмещала 11 каменных строений и 18 деревянных келий. Храмовый архитектурный ансамбль состоял из монументального собора Рождества Пресвятой Богородицы, колокольни, храма Сошествия Святого Духа и надвратного, в честь Нерукотворного образа Спасителя.
Игумения Мария (Коробка), которой Бог судил завершить ряд славных настоятельниц Зачатьевской обители досоветского времени, выстроила новый Трапезный корпус, умело разместила иконописные и рукодельные мастерские, производство монастырской продукции, расширила богадельню, преобразовала церковно-приходскую школу. Устроив подворье в подмосковном селе Барвиха, с молочным хозяйством, садом и огородом, возвела там храм Покрова Божией Матери и открыла школу для крестьянских детей…
Неотложные дела и первые праздники
Всё это, конечно, должно было быть передано по наследству следующему поколению сестер для сохранения и приумножения. Только передача затянулась на семь десятилетий, а с самим наследством произошли изменения, которые даже люди подвижнического духа готовы были счесть катастрофическими и необратимыми. Матушка Иулиания вспоминает, как первый раз привела своего духовника, протоиерея Александра Егорова, священника Обыденского храма, в помещение, которое на территории бывшего монастыря отдали в сестринское распоряжение (куда и попадать нужно было не иначе как через окно): «Я тогда так радовалась, что и разрухи этой не замечала, а отец Александр только потрясенно повторял: “Нет, это невозможно…”»
Однако это именно он, отец Александр, сам будучи «воспитанником» бывших зачатьевских сестер, отпев в 1984 году последнюю из них, схимонахиню Нину, благословил Машу Каледу келейным образом матушки – монастырской иконой Иоанна Богослова. Словно прочертил ее дальнейший путь – благословение на игуменское послушание с вручением посоха, принадлежавшего игумении Марии (Коробке), который десятилетия стоял в Обыденском храме рядом с иконой «Милостивой».
Что получили наследницы, если монастыря, по сути, не было в реальности? Вместо взорванных в 30-е годы соборного храма и колокольни – типовое здание школы. Остальные строения либо уничтожены, либо перестроены под учреждения и коммунальное жилье, сады вырублены. И в подмосковной Барвихе ничего не осталось от трудов игумении Марии, а на историческую территорию подворья права были утрачены…
Одним из первостепенных неотложных дел, после возобновления богослужений, стало восстановление почитания основательниц обители – игумении Иулиании и монахини Евпраксии. До трагических событий ХХ века мощи сестер находились в старинном храме в честь иконы «Неопалимая Купина». Когда в конце XIX века он пришел в ветхость, попечением московской купчихи А.А. Смирновой и игумении Валентины (Борониной) была возведена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, соединенная арками с собором. В ней поместилась серебряная рака над захоронением преподобных матушек, тогда еще не прославленных, но известных всей Москве как добрые помощницы в различных нуждах.
Всё, что поначалу можно было сделать, – это установить крест с надгробиями у юго-западного угла школы, служить панихиды и готовить документы к канонизации. 6 марта 2000 года документы были утверждены, 16 мая 2001 года состоялось прославление преподобных в лике местночтимых святых. Эта дата празднуется в монастыре особо торжественно: всем памятна необыкновенная Божественная литургия под открытым небом, совершенная Патриархом Алексием II в сослужении более ста архиереев и священников. К лику общецерковных святых преподобные основательницы обители были причислены на Архиерейском Соборе 24 июня 2008 года. К этому времени уже составлен был большой список исцелений и иной чудесной помощи святых Иулиании и Евпраксии Московских.
Молитвами преподобных матушек Господь сделал возможным переход к следующему важному этапу в жизни монастыря – воссозданию монастырского собора. К концу 2002 года было получено разрешение разобрать школьное здание на месте взорванного соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Археологические изыскания на освободившейся площади начались весной 2003-го и проходили в течение пяти лет, ознаменовавшись замечательными находками. Раскопки позволили многое узнать о ранней истории обители; обнаруженные фундаменты древних храмов стали основой для оформления особого подземного пространства под собором и устройства церковно-исторического музея.
В результате раскопок на территории монастыря вернулась из небытия и материальная память о предшественницах нынешних насельниц: было найдено монастырское кладбище, и игумения с сестрами приняли решение, не захоранивая останки, устроить костницу по примеру древних обителей. С ее появлением, как говорит матушка Иулиания, они еще сильнее стали ощущать единство Церкви земной и Церкви Небесной.
Возвращенная красота
Собор Рождества Богородицы в Зачатьевском монастыре – поистине чудо Божие, которое и помыслить, кажется, было невозможно. О нем хочется говорить и как об удивительно гармоничном архитектурном сооружении, и восхищаться его интерьером, недавно исполненной росписью. Для тех, у кого на глазах он вырастал, обретал свой стройный древнерусский облик, благоукрашался, наполнялся святынями, – собор живой, одушевленный, продолжает меняться, не вдруг открывая свои тайные сокровища – необыкновенной красоты подземные приделы… Сейчас уже не верится, что всего этого могло и не быть, если бы восторжествовала буква закона и соборный храм воссоздали в псевдоготическом стиле, повторив тот, что был разрушен при советской власти.
Вообще удивительная свобода и какая-то окрыленность вместе с теплом домашнего – женского – уюта отличают всё, что построено и обустроено в монастыре. Резное дерево интерьеров Духовской церкви с приделом, посвященным священномученику Владимиру (Амбарцумову). Просторная, изящно расписанная трапезная, вмещающая множество гостей в дни монастырских праздников, конференций, литературно-музыкальных вечеров, проводимых в памятные даты. Вновь действующая богадельня, где, окруженные любовью, молятся немощные, но крепкие верой «бабушки» – воины Царя Небесного, как называет их матушка Иулиания… Нельзя не упомянуть и о возрожденном подворье в Барвихе: рядом с дореволюционными монастырскими земельными владениями отстроен почти в первозданном виде деревянный Покровский храм, сооружены игуменский и сестринский корпуса и хозяйственные постройки и снова открыта воскресная школа для детей и взрослых. В последние годы развернулось строительство и на историческом лесном участке подворья, принадлежавшем обители и чудесным образом десять лет назад ей возвращенном. Там в 2024 году освящен храм во имя преподобного Силуана Афонского.
В монастыре главное – богослужение и молитва
Воссоздание архитектурного облика монастыря еще продолжается: возводится объект культурного наследия, ансамбль юго-западных корпусов келий XIX века. В их основании, как ранее в стенах собора, будет вложено немало именных кирпичиков – посильной лепты прихожан и паломников.
Однако матушка Иулиания в недавней беседе с корреспондентом «Монастырского вестника», посвященной 30-летию возрождения, посчитала необходимым особо отметить, что великое освящение собора Рождества Пресвятой Богородицы в 2010 году послужило неким рубежом, после которого вектор внимания в жизни сестер существенно изменился. Несомненно, нужно было приложить максимум сил для строительства и реставрации на начальном этапе возрождения монастыря. Но при этом не получалось распределить многочисленные послушания в маленьком – около двадцати человек – сестринстве так, чтобы все ежедневно могли присутствовать на богослужениях. Поэтому, после того как освятили собор, было решено, что главным делом для сестер отныне станут богослужение и молитва, – «…ведь мы пришли в монастырь, чтобы, прежде всего, построить храм своей души, приготовить душу к встрече с Господом. И богослужение – это такой же центр монашеской жизни, как храм – центр монастырского пространства», – говорит игумения Иулиания, подчеркивая, что с тех пор во всей жизни обители они заметили удивительные изменения.
Именно молитва созидает сестринство как духовную семью. Молитвы храмовая и келейная, молитвы, возносимые в монашеской общине друг за друга, рождают тот спасительный «дух мирен», к стяжанию которого призывал преподобный Серафим Саровский. Хорошо, когда отношения игумении и сестер строятся на эмоциональном доверии и открытости, но в монашеской жизни понятие доверия должно пониматься глубже – как совершенное предание себя Христу, и уже на этом Богоцентричном основании выстраивание всех остальных личностных отношений. Это особое устроение Зачатьевского отмечают все – в первую очередь матушки-настоятельницы, знакомясь с жизнью обители во время монашеских форумов и конференций, приезжая на стажировку или общаясь с игуменией Иулианией, когда она посещает их монастыри.
«Отовсюду перенять доброе»
Матушка Иулиания уже более десяти лет несет послушание заместителя председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, являясь деятельной и надежной помощницей владыки Феогноста, митрополита Каширского, – и для нее это гораздо больше, чем просто административная должность. В церковном служении она продолжает путь своей предшественницы – игумении Марии (Коробки): наделенная незаурядной силой воли, обладавшая организаторскими способностями и авторитетом, игумения Мария представляла женское монашество на историческом съезде монашествующих в 1917 году, участвовала в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. в качестве эксперта в отделе, обсуждавшем проблемы монашества.
Настоятельница сегодняшней Зачатьевской обители старается не оставить без внимания ни один, даже самый малый и отдаленный из женских монастырей, всех окружить материнской заботой, поделиться теплом. Зачатьевский за эти годы действительно стал центром российского женского монашества, местом, где игумении, особенно новоначальные, всегда могут найти помощь, получить совет, сверить, как по образцу, духовное устроение своих общин.
Синодальный отдел является деятельным связующим звеном между Предстоятелем Церкви и монашествующими, организуя теперь уже ежегодные игуменские Собрания, возглавляемые Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В подготовку этих встреч, способствующих, в первую очередь, осмыслению и развитию монашеской традиции, матушка Иулиания вкладывает много сил, и неоценимую помощь оказывают ей все зачатьевские сестры, на плечи которых ложится большая доля заботы об участниках Собраний и ставших традиционными, монашеских конференций и круглых столов.
Символ Зачатьевского монастыря – пчела. Как в улье все пчелы заботятся о том, чтобы собирать нектар, так и в монастыре заняты приготовлением меда благих дел для Царствия Небесного. «Нужно стараться отовсюду перенять доброе», – часто повторяет игумения Иулиания. Это стремление подвигает ее к паломническим поездкам с сестрами в разные обители, к знакомству с особенностями зарубежных православных монастырей. Четырежды она посетила Египет, где члены Коптской Церкви хранят древнейшую монашескую традицию, установленную святыми отцами первых веков христианства.
***
Если задуматься о том, как же возникло «Зачатьевское чудо» наших дней, как расцвело, живет полноценной жизнью и является опорой и вдохновляющей силой для других то, что так рьяно хотели уничтожить – и уничтожили, казалось, до основания… – понимаешь, что именно основание поколебать невозможно было никакими стараниями врага рода человеческого и его жалких слуг, глумившихся над святынями. Основание это – покровительство святых родоначальников обители – митрополита Московского Алексия и его преподобных сестер. Прочная опора – семья матушки Иулиании, своей малой Церковью много лет несшая служение во славу Бога, продолжающая это служение на поприще священства, монашества и в миру. Это молитвы небесных заступников и ходатаев – священномученика Владимира (Амбарцумова), преподобноисповедника старца Георгия Даниловского, который был духовником самого отца Владимира и мамы игумении Иулиании – Лидии Амбарцумовой, в монашестве матушки Георгии... Это молитвенные прошения давно переступивших порог земного бытия зачатьевских игумений и сестер и всех тех, кого они смогли утешить в этой жизни, наставить на путь истинный, кому помогали, не щадя себя… Этот сонм молитвенников, собранный более чем за шесть с половиной столетий существования Зачатьевской обители, – и есть Церковь Христова, хранимая Богом и потому необоримая.
Елена Володина
Фото: Владимир Ходаков
Представлены также фотографии из архива Зачатьевского монастыря























