Наталия Шапошникова
26–28 июля 2015 года по всей России широко отметили 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира. К этому торжеству было приурочено и восстановление Епархиального дома в Москве в Лиховом переулке. В программу празднования вошло великое освящение, которое совершил 26 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в верхнем домовом храме во имя князя Владимира и Божественная литургия, по окончании которой Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. На следующий день, 27 июля, отреставрированный храм посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин, который высоко оценил значение Московского епархиального дома для истории и культуры России.Однако следует заметить, что после многих лет забвения многие православные москвичи мало знают о Доме, который в начале XX века был одним из центров общественно-церковной жизни столицы. Надеемся, что вскоре адрес Лихов 6 вновь станет хорошо известен всем православным москвичам. Переулок начинается от внутренней стороны Садового кольца и от Садово-Самотечной улицы в направлении центра выходит в Малый Каретный переулок (до 1922 года Малый Спасский).

В 1900 году был одобрен проект, выполненный архитектором П.А. Виноградовым в формах «нововизантийского» стиля с элементами русского церковного зодчества. В новом здании предполагалось разместить православные общества и братства, научные подразделения Общества любителей духовного просвещения, библиотеки, музей, редакции церковных изданий, и т. д. При Епархиальном доме планировали устроить храм во имя святого равноапостольного князя Владимира – небесного покровителя митрополита Владимира. Вскоре из Синода пришло разрешение на строительство.
Средства для Епархиального дома предполагалось собрать от добровольных вкладов, доходов свечного завода и епархиальных средств. Строить было решено на пустом учасонастырский огород. ась закладка здания. Строительство шло очень быстро. На первом этаже размтке земли Высоко-Петровского монастыря, где в начале XIX века находился местились Православное миссионерское общество, Кирилло-Мефодиевскоео братство, Духовно-цензурный комитет, попечительств о бедных духовного звания, церковно-археологический музей и книжная лавка братства Святителя Петра. На втором – храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, рядом находился зал (который позже получил название Соборный) для торжественных собраний, богослужебных чтений и бесед с народом, который вмещал полторы тысячи человек и как бы служил продолжением храма. Обширные арки соединяли храм с залом; в случае необходимости храм отделялся от зала железным занавесом.
Постройка Епархиального дома с храмом обошлась в триста пятьдесят пять тысяч рублей. Жертвовали как частные лица (среди них был и сам митрополит Владимир), так и целые братства и общества, бо?льшая часть денег, двести пятьдесят тысяч рублей, поступила из доходов Иверской часовни на Красной площади.

Владимирский храм стал подлинным украшением столицы. В мастерских самых известных иконописцев того времени: В.П. Гурьянова, О.С. Чирикова, Дикарёвых, братьев Тюлиных были безвозмездно написаны иконы для иконостаса и алтаря храма.
Эти художники, выходцы из Мстеры, были не только великолепные иконописцы, но и одни из лучших реставраторов в России. Об уровне их мастерства говорит тот факт, что в 1896 году В.П. Гурьянов участвовал в реставрации икон Московского Успенского собора. Под его руководством расчищалась и реставрировалась всемирно известная икона гениального Андрея Рублева «Троица Ветхозаветная» из иконостаса Троицкого собора Сергиевой Лавры, а мастерской Чириковых были отреставрированы великие святыни – Донская и Владимирская иконы Божией Матери.

В истории Епархиального дома отразилось всё многообразие церковной жизни Москвы начала XX века. Даже беглый обзор мероприятий и событий, проходивший в его стенах свидетельствует о небывало напряженной духовно-общественной атмосфере той эпохи, когда наряду с религиозным неверием, атеизмом и нигилизмом в одной части общества, в другой ее части возросла жажда религиозных знаний и богообщения.
Даже скупая газетная хроника дает почувствовать важность и актуальность тем, обсуждаемых здесь. «Московские Ведомости» опубликовали сообщение, что с 3 марта 1908 года в Епархиальном доме открываются «Богословские чтения» и указали темы лекций: «О религиозных настроениях в современной литературе и искусстве» (Преосвященный Анастасий, епископ Серпуховской), «О модернизме в римско-католической и в нашей православно-русской Церкви» (5 марта, Профессор В.Н. Соколов); «О материнстве» (10 марта, Д.И. Введенский); «В чем расходится новое религиозное сознание с учением Церкви» (12 марта, Н.П. Розанов); «Буддизм и христианство» (17 и 19 марта, В.А. Кожевников); «О новом христианстве» (26 марта, священник С.В. Страхов); «Церковь времен апостольских» (31 марта, Ф.Д. Самарин) и «О христианском подвижничестве» (12 апреля, архимандрит Феодор (Поздеевский)).
Во Владимирском храме ежедневно совершалось богослужение. Воскресные и праздничные литургии пел хор рабочих московских фабрик под руководством известного регента Сергея Антоновича Солнцева и хор Общества любителей церковного пения. По воскресеньям вечерня совершалась с общим народным пением, после нее проводились беседы религиозно-нравственного содержания.

В Епархиальном доме размещались редакции двух духовных журналов: «Московских церковных ведомостей» и «Воскресных бесед», библиотека и архив братства Святителя Петра. По благословению митрополита Владимира сюда и была переведена Московская епархиальная библиотека и образованное при ней Общество любителей духовного просвещения. Это общество, созданное в 1863 году митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), специально для разработки богословской науки и развития христианского образования в русском народе, теперь должно было стать центральным местом объединения Церкви с московской интеллигенцией, академически, педагогически и практически служить интересам христианского просвещения через распространение печатных изданий и проведение публичных и популярных бесед и чтений как для народа, так и для интеллигенции. Для достижения этой цели митрополит Владимир даже благословил Совету Общества выпускать неофициальную часть Московских Епархиальных Ведомостей, – ему очень хотелось, чтобы епархиальная газета приняла более живой вид. Владыка постоянно интересовался деятельностью Общества, часто бывал в Епархиальном доме на различных заседаниях и чтениях, служил здесь.
С личностью митрополита Московского и Коломенского Владимира, который считал церковный дом в Лиховом переулке своим детищем, были связаны многие направления духовно-нравственной и просветительской деятельности Епархиального дома. Неслучайно в мае 1913 года, через полгода после перевода Владыки на Петербургскую кафедру, появился указ Святейшего Синода о присвоении Московскому епархиальному дому наименования «Владимирского».

С 1918 года в Епархиальном доме начались занятия Православной народной академии – уникального высшего учебного заведения, сочетавшего богословское образование со светским. К сожалению, это продолжалось недолго – 15 июня 1922 года Епархиальный дом был закрыт. Владимирский храм опечатан и богослужения в нем прекращены, убранство храма, музейные коллекции и библиотеки (епархиальная библиотека с богатым книгохранилищем занимала в здание обширное помещение, здесь же находилась читальня, в которой каждый желающий мог найти все выходящие в России газеты и журналы) уничтожены. Сведения о том, куда было вывезено оставшееся церковное имущество, не сохранились.
В 1924 году здание заняли Главполитпросвет и Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в большом лекционном зале открыли кинотеатр «Артес». В июле 1929 году здание было передано Химико-технологическому институту им. Д. И. Менделеева, который использовал для своих нужд лишь часть помещений, а остальные сдавал в аренду различным учреждениям. Каждый из новых жильцов перестраивал и перепланировал здание под свои нужды. В апреле 1930 года здесь разместилась кинофабрика «Межрабпомфильм», наследником которой стала Центральная студия документальных фильмов. Епархиальный дом вновь перестроили: была снесена колокольня и купол храма. Огромное число передок полностью изуродовало это некогда замечательное сооружение.

Двенадцать лет велась борьба за возвращение Русской Православной Церкви бесспорно принадлежавшего ей здания. Свято-Тихоновский институт прошел тридцать! судебных заседаний, и, наконец, историческая справедливость восторжествовала: в 2004 году здание было возвращено Церкви и передано Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету, а спустя два года, в 2006 году, начались многоплановые реставрационные работы. Предстояло не только восстановить исторический облик здания, но и создать современные условия для учебы нескольких тысяч студентов – богословов, религиоведов, историков.
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет – достойный преемник, наследник и продолжатель традиций Московского епархиального дома, прерванная на долгие десятилетия история продолжается.
Наталия Шапошникова
Фотографии: Патриархия.ру
5 августа 2015
Источник:
Интернет-журнал "Прихожанин"
Социальные сети
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
Короткая ссылка:
скопировано
Материалы по теме