Мы должны привлечь мужчин к воспитанию мальчиков

9 ноября 2017 года в доме наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы прошла презентация книги иеромонаха Симеона (Мазаева) «Мужская философия. Быть настоящим мужчиной». 

Помимо автора, в пресс-конференции, посвященной теме книги, приняли участие: наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов, политолог Сергей Михеев, заместитель начальника Военного университета Министерства обороны РФ по учебной и научной работе генерал-майор Елена Князева, а также сотрудники издательства Данилова монастыря: главный редактор Владимир Малягин, директор Сергей Дубинкин и редактор книги Екатерина Орлова.

Начало пресс-конференции было необычным: хор Данилова монастыря исполнил несколько музыкальных композиций о России и мужестве. Мужское многоголосие было невероятно красивым и настроило участников мероприятия на торжественный лад.


Архимандрит Алексий (Поликарпов) открыл пресс-конференцию словами из Священного Писания: «Надейся на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое» (Пс. 26, 14), – и изречением блаженного Феодорита Кирского: «Вооруженный мужеством ум и им преодолевающий приражающияся страдания укрепляется, препобеждает и ожидает Божественных обетований». В своем кратком выступлении наместник Данилова монастыря привел и такую мысль святых Отцов: «Человеку потребно сердце мужественное и великое, чтобы пещись о хранении заповедей Божиих», – и подчеркнул, что вопрос мужества, мужественности – это вопрос весьма актуальный именно для нашего времени.

Автор презентуемой книги «Мужская философия. Быть настоящим мужчиной», настоятель Александро-Невского храма, преподаватель Московской духовной академии кандидат философских наук иеромонах Симеон (Мазаев) в своем выступлении рассказал о том, что побудило его написать эту книгу. По словам отца Симеона, юноша начинает задумываться о природе мужественности, когда впервые влюбляется. В этот период он пытается осознать, в чем же заключается секрет мужского обаяния и что в нем самом может быть интересным для девушки, которая ему нравится. «В чем секрет привлекательности, обаяния мужчины – вопрос философский, только каждый мужчина отвечает на него как умеет и зачастую не очень удачно», – заметил автор книги.

По мнению преподавателя Московской духовной академии иеромонаха Симеона, этот вопрос особенно остро стоит для студентов духовных школ. Ведь если светский человек может искать «свою единственную» путем проб и ошибок, то у студента духовной школы такой возможности просто нет. «По канонам нашей Церкви священник может жениться только один раз, – сказал отец Симеон. – И потому он должен с первой попытки найти “верный путь к сердцу женщины”, как говорил царь Соломон. Второй попытки у него просто не будет».

Автор книги с грустью констатировал: если посмотреть на печальную статистику разводов в нашей стране, то можно увидеть, что в этой цифре немало разводов среди священников. При этом почти всегда инициатором расторжения брака выступают женщины. Возможно, жизнь матушки непроста. Но почему-то жена одного  священника готова вытерпеть любые трудности и невзгоды рядом со своим мужем, а другая не хочет с ним жить. «Получается, что в своем благочестивом супруге эта женщина не может найти чего-то очень важного для себя, – подчеркнул автор. – Возможно, вглядываясь в своего мужа, такая матушка просто не видит никакого смысла терпеть все эти трудности».

Отец Симеон рассказал участникам встречи о разговоре, который у него состоялся с одной московской журналисткой. Та свою претензию к священникам сформулировала довольно едко и жестко: «Если по правилам Церкви священником может быть только мужчина, то почему среди духовенства я нахожу так мало людей, обладающих мужским обаянием? Мы, женщины, всегда идем за мужчиной. И, если бы мы в реальной жизни почаще встречали бы такого священника, как в фильме "Голгофа", мы бы из храмов не вылезали».

Как заметил иеромонах Симеон, эта претензия журналистки довольно сильно его задела. Он даже на занятиях со своими учениками организовал практикум в попытке нащупать, в чем заключается секрет мужского обаяния.

В мужской среде, пояснил автор книги «Мужская философия. Быть настоящим мужчиной», совсем иное понимание мужественности, нежели в женской. Мужественным, сильным человеком  можно считать солдата, участвовавшего в сражениях в горячих точках, или спортсмена, выигравшего турнир. У женщин критерии мужественности совсем другие, возможно, значительно жестче. Женщина ценит того мужчину и пойдет только за тем, который в силах построить свой собственный мир. Сидящим в зале отец Симеон напомнил строчку из популярной песни: «Я приду туда, где ты нарисуешь в небе солнце». «Вот чего ждет женщина от настоящего мужчины», – пояснил отец Симеон.

«Но легко призывать построить свой мир, – заметил автор книги. – Совсем другое дело строить его в реальности самому. Я вот сейчас строю свой храм, и, чтобы мечты стали явью, я вынужден погрузиться во всякие строительные премудрости. Так и главы в моей книге – это те “строительные премудрости”, которые помогут человеку построить его собственный мир внутри большого мира, созданного Господом».

Говоря о настоящем мужчине, отец Симеон сформулировал вопрос: «А от какого типа мужчины мы хотим уйти?» И ответил на него так. «У меня есть знакомый раввин, который очень хорошо обрисовал таких мужчин. Он сказал, что они попали в “Бермудский треугольник”: телевизор-холодильник-туалет. И выбраться из него не могут». К сожалению, по словам автора книги, этот тип мужчины очень широко распространился в последнее время.

В завершение своего выступления отец Симеон коснулся еще одной темы – силы наших желаний. И привел такой пример. Часто люди, которые говорят, что любят, спрашивают: зачем нужен влюбленному человеку штамп в паспорте? Казалось бы, если есть любовь, то при чем здесь какая-то официальная закорючка? Но, по словам автора книги, именно такая формальная вещь, как штамп в паспорте, может показать, умеет ли человек чего-то сильно хотеть. Когда человек кого-то действительно сильно любит, то хочет любимого человека забрать к себе домой. А если он начнет разглагольствовать о том, что можно жить и без штампа в паспорте, в свободной любви, то, выходит, на самом-то деле градус его желания не так уж и велик.

«Когда человек, действительно, любит, то все сомнения и вопросы отпадают сами собой, – подчеркнул автор книги «Мужская философия. Быть настоящим мужчиной» иеромонах Симеон и закончил свое выступление притчей. – Вся проблема современных мужчин в том, что они разучились чего-либо сильно хотеть. Есть известная история о том, как один юноша пришел к Сократу и спросил, жениться ему или нет. Сократ вяло махнул рукой и сказал: “Делай, как хочешь, – всё равно пожалеешь”. Его логика вполне очевидна: если бы человек любил по-настоящему, если бы хотел чего-то, действительно, сильно, то не пришел бы с таким вопросом к мудрецу».

 

Выступавшие после отца Симеона также размышляли о мужественности. Описывая ситуацию с разводами в нашей стране, протоиерей Димитрий Смирнов грустно пошутил: «Раньше, первые лет 25 своего служения, я больше мирил ссорящихся супругов – в последнее время я их развожу. Разводить труднее, но приходится это делать, чтобы они не поубивали друг друга».

Говоря об отношении женщин к мужественности, он вспомнил, как лет десять назад его пригласили в Госдуму, где находились женщины-депутаты со всей страны. И тогда он сказал им: «Здесь собрались такие успешные, состоявшиеся женщины. У всех вас красивые прически, дорогая одежда, у многих семьи, но если сегодня вечером к вашему дому подъедет настоящий рыцарь, пусть даже и не на белом коне, и скажет: “Бросай всё и едем со мной”, – вы ведь всё бросите и уедете с ним». И весь большой зал выдохнул: «Да!»

По мнению отца Димитрия, женщине для счастья нужна лишь семья, наполненная любовью, а потому, по его словам, современная женщина должна не столько тратить силы на карьеру и удовлетворение своего тщеславия, сколько искать того настоящего мужчину, у которого есть жертвенная любовь послужить своей семье.

«Самая большая проблема наших дней, – сказал в заключение отец Димитрий, – полная расхристанность некогда христианских людей. И это касается и Испании, и Финляндии, и России. Люди от Бога ушли кто в пьянство, кто в наркотики, кто в деньги. Деньги стали сегодня суррогатом счастья. Современному человеку надо иметь мужество покаяться перед Богом и вернуться к семейному счастью».


Главный редактор издательства Данилова монастыря Владимир Малягин заметил, что потеря мужества в истории человечества происходила параллельно с потерей веры. «Почему это стало происходить? – рассуждал главный редактор. – Потому что к власти пришли промышленники, торговцы и банкиры. А таким людям не нужен мужественный, самостоятельно мыслящий человек. Им нужен человек слабый и нерешительный, которым можно манипулировать, которого можно легко обработать и из которого можно сделать удобного потребителя».

Выступавший в конце пресс-конференции политолог Сергей Михеев причину кризиса мужественности связал с развитием техники. По его мнению, технический прогресс приводит к тому, что мужская сфера сужается и всё меньше требуется настоящих мужских качеств. «Но, слава Богу, – заметил политолог, – у нас есть еще враги, а, следовательно, есть необходимость защищать суверенитет  нашей страны.  А значит, есть дело для настоящих мужчин – Родину защищать. И пока есть вызов государственному суверенитету, всегда есть место мужчине. А где напрягаться не надо, там мужчине делать нечего. Вот такой парадокс».

 

После пресс-конференции в кулуарной беседе автор книги «Мужская философия. Быть настоящим мужчиной» иеромонах Симеон (Мазаев) ответил на несколько вопросов корреспондента «Прихожанина».

– Отец Симеон, простите за несколько каверзный вопрос. Но нет ли противоречия между заголовком Вашей книги и ее содержанием? Читатели ведь могут решить, что Вы предложите им «верный путь к сердцу женщины», а на самом деле на ее страницах Вы рассматриваете понятие мужественности в философском, религиозном и культурологическом аспектах.

– Думаю, противоречия здесь никакого нет.  Помните, я упоминал журналистку, которая говорила, что в священнической среде очень мало мужчин? Так вот она очень четко сформулировала, что мужественность – это, прежде всего, уверенность. Известно, что женщины бывают в чем-то очень сильно уверены, но в них нет мужской уверенности. Там, где мальчик или юноша растеряются или изведутся в принятии решения, там настоящий мужчина даже не увидит проблемы. Он всегда знает, что делать и как поступать в той или иной ситуации.

Уверенность является свойством не врожденным, а приобретенным. В основе уверенности лежит твердое знание «о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви». Когда человек обретает четкое знание и понимание духовных законов этого мира, тогда у него появляется уверенность, которая так восхищает женщин.

– Можно ли считать, что частично в кризисе мужественности виноваты женщины? Ученые полагают, что современный мужчина, который думает одним полушарием, просто не поспевает за женщиной (которая оперирует двумя полушариями), а поэтому у нее возникают к мужчине претензии. И можно ли кратко рассмотреть проблему кризиса мужественности с точки зрения любимых русских вопросов: кто виноват и что делать?

– На ваш вопрос я напомню вам строчку из одного стихотворения: «Ты – женщина, и этим ты права». Это – природа. Через женщину с нами говорит сама природа. Есть еще такие понятия, как субъект и объект. Мужчина – субъектное начало, он принимает решения и отвечает за них.

Что же касается вопроса «что делать?»… Надо начинать с мировоззрения. Помните, я говорил вам о мужчине, застрявшем в «Бермудском треугольнике»? Какие претензии у женщины к такому мужчине? Что ей в нем не нравится? Такой мужчина ей просто неинтересен. Он может быть красивым, атлетически сложенным… Но женщине он неинтересен, ибо пуст. Именно своей пустотой и отсутствием мировоззрения такой мужчина отталкивает женщин.

Своей книгой я предлагаю читателю порассуждать о том, чего нам не хватает и как приобрести недостающее. Я предлагаю не рецепт – я даю лекарство. В качестве затравки я предлагаю выработанное мною мировоззрение,  рассуждения по самым разным вопросам. Я хочу, чтобы человек и, в первую очередь, студент духовной школы мог использовать мое мировоззрение и выстроить на его основе свое собственное. Помните сказку про кашу из топора? Пусть мой студент всё мое потом выкинет, пусть выбросит мой «топор» и сварит свою «мировоззренческую кашу». Главное – мужчину надо наполнить.

– А, может, кризис мужественности наступает потому, что у современного мужчины просто нет необходимости добывать пропитание охотой, защищать свою семью от диких зверей как в прежние времена? Нет тех опасностей, на фоне которых он мог бы проявить свою мужественность?

– Нет, не поэтому. Был такой немецкий философ и теолог Пауль Тиллих. Он говорил о том, что мужество – это способность осуществлять собственное бытие вопреки угрозе небытия. А угроза небытия наступает на человека с трех сторон. Существует три вида тревог. Первая – тревога судьбы и смерти. Две оставшиеся – тревога вины и осуждения и тревога пустоты и отсутствия смысла. Мужчина призван не только защищать – он призван творить культуру, которая спасает человека от пустоты. Если женщина дарит жизнь, то мужчина придает ей смысл. Посмотрите, как велик в развитых странах Запада процент самоубийств. Молодые, здоровые, полные сил люди отказываются от своей жизни. Почему? Потому что они не видят в ней смысла, потому что истощается культура. Тревога пустоты и отсутствия смысла завоевывает мир. Но сражаться с тьмой можно только с помощью света. Противостоять этой тревоге пустоты и отсутствия смысла может только мужчина-творец, мужчина-художник, мужчина-создатель культуры.

– И последний вопрос. Отец Симеон, во времена античности и Средневековья мальчиков воспитывали их отцы, старшие братья, дяди… А в наши дни, пока мужчины курсируют между холодильником и телевизором, их сыновей и дома, и в школе воспитывают женщины. Не связан ли кризис мужественности с женским воспитанием?

– Несомненно, здесь есть прямая связь. Учителя занимают самую ответственную часть жизни человека – с 7 до 17 лет, именно тогда, когда формируется личность. И кого больше среди учителей? Конечно, женщин. В наших школах только двое мужчин-преподавателей – трудовик и физрук. Остальные – женщины. И эта беда приобрела поистине национальный масштаб. Но женщины не могут воспитать мужчину. Нельзя дать другому то, чего у тебя у самого нет. Как говорил философ Иван Ильин, «мир управляется из детской». Мы должны привлечь самих мужчин к воспитанию мальчиков. Я считаю, государство должно с большим вниманием отнестись к школе. Именно здесь сегодня проходит фронт новейших войн.

Петр Селинов

Фото: Гавриил Григоров

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь