«Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог»

Игумен Тихон (Борисов)

Заживо погребенный… Свиноподобный… Он не хочет и уже не может жить в человеческих условиях. Гробы становятся его домом, а одежда – ненужной и лишней... Ему не интересно мнение людей – что подумают, что скажут… Бес внушил ему, что он – свободен!

И когда близкие, опасаясь за него, «сберегая его», как пишет евангелист Лука, «связывали цепями и узами» (Лк. 8: 29), то он разрывал эти «наручники», как старые истлевшие нитки и, гонимый бесом, убегал в пустыню. Пустыня – это символ ада! Подальше от людей! Подальше от Бога! Подальше от самого себя!

Безликий. Безымянный. Бездомный. Гонимый и управляемый невидимым легионом! Ставший страшным символом ужаса и мучения, человек полностью теряет себя как личность!

Святые отцы говорят, что одержимость – это неспособность воспринимать себя как личность, воспринимать свою собственную свободу и ответственность. Блаженный Феофилакт Болгарский подчеркивает, что «Кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не имеет одежды крещения и не живет в дому, то есть в церкви, ибо недостоин входить в церковь, но живет “в гробах”, то есть в местах мертвых дел…» Без Бога человек живет «в местах мертвых дел»!

Кульминация происходит тогда, когда Господь, сжалившись над несчастным бесноватым, повелевает бесам выйти из этого человека! «Бесы, – повествует Евангелие, – выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк. 8: 33). Без попущения Божия бесы не могут войти даже в свинью, которая у иудеев считалась символом нечистоты!

И вот перед нами эта страшная, мрачная картина: свиньи и их невидимые безжалостные наездники-бесы… И все это хрюкающее лоснящееся стадо устремляется с крутизны в бездну моря! Картина, достойная кисти какого-нибудь глубокого художника: Галилейское море, ветер, рябь на воде и тысячи трупов свиней, плавающих в сгущающейся тьме!

А что же жители той страны? Какова их реакция на чудо, когда они увидели, что тот, которого они сами недавно заковывали в железо, тот, чей нечеловеческий вопль еще звучал в их ушах, сидит «оболчена и смысляща, при ногу Иисусову» (Лк. 8: 35)? Уныло, но очень настойчиво граждане просят, чтобы Иисус отошел от пределов их города! Почему? Потому, что им не нужен Бог! Им дороги только их свиньи и их благополучие! И они просят, как и бесы просили, чтобы Христос не мучил их и побыстрее ушел из их жизни! Евангелист Лука пишет, что обыватели «объяты были великим страхом» (Лк. 8: 37). Им страшно было видеть здравого человека! Он стал для них гораздо более страшен, чем когда испускал пену, изрыгал «ненормативную лексику» и бился головой о камни! Потому что своей здравостью, своим здравомыслием, своей исцеленностью он обличал их мнимую правду, их комфортную, уютную Гадарину!

Преподобный Антоний Великий еще в IV веке предсказывал, что наступят времена, когда люди настолько извратятся, настолько станут лукавы, порочны, что когда увидят человека неразвращенного, чистого, целомудренного, здравомыслящего, верующего, то будут унижать его, показывать на него пальцем и кричать: «Смотрите! Это бесноватый, потому что он – отличается от нас!»

Свобода – это тоже тюрьма для тех, кто не умеет ей правильно распоряжаться! Господь в один миг изгнал целый легион бесов, а от гадаринцев Сам смиренно отошел! Бог не насилует свободы человека! И человек сам свободно выбирает: или светлые чертоги храма – или мрачные погребальные пещеры своих страстей, чистый духовный Евангельский хлеб – или земную, жесткую, сытную свинину! Но, как утверждает преподобный Иустин Сербский: «Невозможно быть человеком и не стремиться к Вечности!»

Гадаринцы увидели явное чудо, но души их не вдохновились, не очнулись, не возрадовались! Почему? Потому, что души их зачерствели, покрылись плесенью равнодушия! А христианин каждый день живет внутри чуда! И он верит не для чего-то, а потому, что он любит Бога! «Через ужасы зараженной грехом жизни в мире, – говорит преподобный Иустин, – верующее сердце молитвой и слезами пробивается к Сладчайшему Образу Христову!» Именно пробивается – узкой тернистой дорогой! Постом и молитвой! Любовью и покаянием!

…Однажды некая дама попросила у преподобного Варсонофия Оптинского благословения на поездку в Иерусалим. «В какой Иерусалим? – спросил старец. – В старый или в Новый?» – «В старый!» – «А сколько всего Иерусалимов?» – продолжал испытывать отец Варсонофий. «Два», – отвечала раба Божия. – «Нет, не два! Один старый, в Палестине, другой Новый, близ Москвы. А какой третий? Горний Иерусалим, Царствие Небесное! А еще есть четвертый – тот в нашем сердце! Вот этот-то Иерусалим и надо отыскать и в него отправиться. Бог благословит и Вас, – сказал старец, – и всех других!»

Путь в сердечный Иерусалим – очень нелегкий, каждый из нас знает это из собственного опыта! Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин замечает, что рачительный любитель всякого искусства – охотно переносит все сложности. Так, земледелец терпит жар и зной, и холод, но неутомимо возделывает землю, чтобы получить плод, урожай. Купец претерпевает все опасности на море и суше, чтобы получить прибыль. Так же и христиане имеют цель – Царство Небесное, для достижения которого они переносят всякую тяготу.

Бог не дает нам идеальных условий, а часто даже ставит нас на обрыв, чтобы мы научились чувству равновесия, научились благодарить, каяться, любить! У каждого из нас – свои искушения, свои подводные рифы, свой бег с препятствиями. И все эти трудности даются нам, чтобы мы смягчили свое гордое сердце! И научились сострадать!

Архимандрит Афанасий (Нечаев), будучи на Валааме, как-то встретил рабочего-старика, который пятьдесят лет жил в монастыре. Потерял руку и ногу на рубке леса… И никак не решался стать монахом. «Что же такое монах, – спросил его отец Афанасий, – что ты не решаешься столько лет на постриг?» «Монах, – ответил старик, – это человек, который от сострадания плачет и молится за весь мир! Я еще не научился сострадать. У меня сердце еще каменное! Не могу стать монахом».

Не только монашеский, но и вообще христианский путь очень труден! Легион никому не дает покоя! Сердце у нас еще каменное! У каждого – свои страсти, свои свиньи! Но Божественный Свет пронизывает тьму человеческого сердца, и душа становится «оболчена и смысляща» (Лк. 8: 35)… И душе хочется никогда не выходить из этого Света, быть рядом со Христом, сидеть, блаженствуя, «при ногу Иисусову» (Лк. 8: 35). «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним» (Лк. 8: 38).

Но Господь хочет, чтобы мы поделились чудом! Он посылает нас туда, где еще темно, в эти мертвые гадаринские кварталы, туда, где еще не слышали о Боге (а только о свиньях)! Посылает как свидетелей о Христе и о другой жизни! «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк. 8: 39).

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь