«Служить по полному монастырскому уставу – великая милость Божия»

Игумен Матфей (Самохин)

По преданию, мужской монастырь Великомученика Георгия Победносца у мыса Фиолент в Севастополе был основан в 891 году греками-моряками, которых однажды среди опасных скал крымского побережья застигла страшная буря, и они стали горячо молиться святому Георгию. Вдруг на крутой скале около берега молящиеся увидели образ великомученика Георгия, взывавшего ко Господу с воздетыми руками. Шторм быстро утих, спасенные люди тут же направили свое судно к той скале, взобрались наверх и обнаружили там икону с изображением святого. О дальнейшем развитии событий после того чуда, положившего начало основанию монастыря, мы беседуем с его настоятелем – игуменом Матфеем (Самохиным).

Ни на один день в монастыре не прекращались богослужения

Отец Матфей, что могло бы, на Ваш взгляд, помочь читателю составить наиболее полное представление о жизни самого древнего таврического монастыря?

Господь так устроил, что на протяжении минувших веков в монастыре ни на один день не прекращалось богослужение. Это, пожалуй, главная отличительная особенность нашей обители. Даже когда в богоборческое время советской власти все православные святыни – храмы, монастыри – были закрыты или уничтожены, в Свято-Георгиевском храме в Краснодаре, который являлся подворьем нашей обители, продолжали соборно возносить молитву. Храм оставался действующим. Примечательно, что Балаклавский монастырь был как бы духовно-образующим центром в Крыму, поскольку много церквей, монастырей на полуострове являлись его подворьями. В средние века в нашей обители подвизались сотни монашествующих. Братия жили в пещерах по всему крымскому побережью, вплоть до Виноградного мыса [1]. На праздничные и воскресные службы все они приходили сюда, в главный монастырский храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца, вместе совершали Литургию и причащались, а затем возвращались в свои кельи-пещеры.

Интересна история с мусульманами Крымского ханства. Они увидели Георгиевский храм, затем – источник, над которым была икона с изображением воина на белом коне, копьем поражающего змия. «О, это наш святой!» – сказали мусульмане. (В исламской традиции святой Георгий, известный под именем Аль-Хадер, особо почитается мусульманами.) Монастырь мусульмане не тронули, а из источника начали пить водичку, и многие получили исцеление. Даже вельможи и известные деятели ислама убедились на собственном опыте в целебных свойствах воды из святого монастырского источника. Не буду углубляться в подробности, как и по какой причине источник засорился, – он какое-то время был недоступен, но получилось так, что мы обнаружили и выкопали водоносную жилу, выше точки загрязнения и вывели из нее по трубам воду. Теперь из источника снова можно пить освященную воду и исцеляться. Кстати, и французы, которые были в этих местах во время Крымской войны, тоже не тронули наш монастырь!

Хотя во время Отечественной войны 1812 года французы оскверняли русские храмы, превращая их в казармы, конюшни, скотобойни. Но помните чудо, случившееся в Саввино-Сторожевском монастыре? Пасынку Наполеона, генералу Евгению Богарне, дошедшему со своим войском до Звенигорода, ночью явился благообразный старец и велел приказать солдатам и офицерам не расхищать монастырь. В церкви на иконе с ликом преподобного Саввы Сторожевского французский генерал признал своего ночного гостя, после чего отдал приказ не грабить монастырь. А как вел себя неприятель в святом месте на мысе Фиолент?

У нас интересные события происходили несколько позже – во время Крымской войны 1853–1856 годов. В обители год и одиннадцать месяцев располагался штаб французской армии. Военнослужащие получили приказ от своего генерала не причинять вреда святыням и насельникам. В то же время братии не разрешалось выходить за ограду монастыря, им не давали пищи. Продукты питания и вино для богослужения – продавали. Братия тратили свои последние копейки. И смирялись: находиться рядом с захватчиком, вынужденно общаться с ним, это непросто... Но службы шли! В Великую Субботу, на Пасху на них пускали даже русских офицеров. Среди архивных документов есть одна любопытная историческая запись: входят русские офицеры в храм, а храм полон французов. Служит наш батюшка – старец с длинными волосами, статный такой, суровый. Выносит он из алтаря крест, и все, в том числе и французы, падают на колени. Один из французских офицеров поворачивается к нашему защитнику Отечества и с благоговением говорит: «Какой у вас старец! А ведь он сейчас молится о вас, о вашей победе! А нас, французов, проклинает. Ах, какой сильный старец!» Действительно, пока шла война, в оккупированном французами монастыре молились «о покорении всякого врага и супостата», о победе русского оружия.

Когда Георгиевский монастырь стал широко известен как флотский, окормляла ли братия моряков?

В 1806 году Святейший Синод известил императора Александра I о необходимости сделать Георгиевский монастырь базовым для флотских иеромонахов. Спустя какое-то время число иеромонахов было увеличено в два раза, и монастырь стал называться флотским. Братия несли службу на кораблях, в гарнизонах Крыма и Кавказского побережья. В середине XIX века третьеразрядный Балаклавский монастырь получил статус «первоклассного общежительного». Особенно ярко насельники обители, участвовавшие во всех военных кампаниях, проявили себя в период Крымской войны. Некоторые стали Георгиевскими кавалерами, примеров их мужества и самоотверженности не счесть. Приведу лишь один из них: служивший прежде на судах Черноморского флота иеромонах Иоанникий (Добротворский) с начала обороны Севастополя постоянно находился в траншеях. Он каждый день обходил батареи с крестом в руках. Неустрашимость души и желание служения Богу и ближнему не раз вдохновляли его принимать участие в разведывательных операциях, совершать вылазки в стан врага. А однажды, отыскивая свой флотский батальон, он оказался в эпицентре ожесточенного боя. Целую ночь священник с крестом в руках ободрял своим примером солдат, утешал раненых, напутствовал умирающих. Причащая раненых перед отправкой их в лазарет, отец Иоанникий увидел прятавшегося между убитыми неприятельского офицера – взял его в плен, сдал военному начальству.

В настоящее время мы продолжаем следовать этой традиции – окормляем воинские части. В одной из них есть храм, где каждую неделю совершаем богослужения, исповедуем и причащаем военнослужащих.

Благословленные старцем

Батюшка, Вы – постриженик Сретенского ставропигиального мужского монастыря, затем подвизались в Псково-Печерской обители. Оба монастыря были тесно связаны с именем нашего современника, старца Иоанна (Крестьянкина).

Отец Иоанн с его духовным даром прозорливости предвидел значение, которое Сретенская обитель окажет на возрождение духовной жизни в России, как послужит Церкви. Он говорил нам об этом. Те, кто читал книгу «Несвятые святые», написанную будущим архиереем, митрополитом Тихоном (Шевкуновым), вероятно, помнят эпизод, как печерский старец наказывает насельнику московского Донского монастыря иеромонаху Тихону просить благословения у Святейшего Патриарха приступить к созданию монастырского подворья в столице.

Не менее примечательна история с выбором храма для подворья. «Тебе предложат на выбор несколько храмов. Первый не бери! А из остальных выбирай, какой тебе приглянется. Но только не гонись за большими и знаменитыми», – предупредил батюшка. Первым, куда съездил отец Тихон, был храм Покровского монастыря на Таганке, недавно переданный Церкви, однако со слишком обширной для подворья прилегающей территорией. К тому же нельзя было игнорировать предупреждение старца. Оно вспомнилось и во время второй поездки по Москве, при знакомстве с храмом Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове – «большим и великолепным». А Сретенский... По рассказам людей, помнивших невероятно трудное начало возрождения монастыря, у него не было ничего, даже забора, который отделял бы храм от проезжей части Большой Лубянской улицы. В сохранившихся постройках на исторической территории обители, закрытой богоборцами в 1925 году, жили люди. Всех минусов не перечислить, но архимандрит Иоанн, услышав об этом монастыре (иеромонах Тихон связался со своим духовником по телефону), сказал: «Сретенский? Это тот, что за Трубной площадью? Его и бери!»

Я пришел в монастырь в 2003 году, постриг принял в 2007-м, уже после кончины почитаемого нами старца, но благословение на монашество давал мне отец Иоанн (Крестьянкин). Вот и параман на мне, благословленный батюшкой...

В Сретенской обители Вы несли послушание сотрудника Издательского отдела монастыря и преподавателя духовной семинарии. В Печерах руководили редакцией издательства «Вольный странник». В Крыму – возглавили монастырь, степень Вашей ответственности всё возрастает. Что помогает Вам нести столь ответственные послушания?

Молитва, богослужения спасают и укрепляют в вере, какими бы сложными или, казалось, неразрешимыми ни были вопросы, связанные с нашими послушаниями или внешними обстоятельствами. Служить по полному монастырскому уставу – это великая милость Божия. Где-то лет шестнадцать назад, будучи выпускником Сретенской духовной семинарии (тогда еще в сане иеродиакона), я защитил диплом на тему «Древние иноческие уставы и современный опыт монастырской жизни». Многие его аспекты, их осмысление и практическое применение для меня сегодня важны и актуальны. Если говорить о нашем монастыре, у нас есть братская служба, когда вся братия причащаются в определенный день (обычно это бывает в четверг). Служим накануне вечером, насельники обители исповедуются у духовника или у меня, а на следующий день на Литургии причащаются.

Некоторые из братии причащаются два, три, четыре раза в неделю. Братский молебен, утреннее правило, полунощница (вседневная, праздничная, воскресная), несколько служб – всё по уставу, все кафизмы, все стихиры читаются. Вечернее богослужение, вечернее правило – тоже всё, как положено. На трапезе слушаем творения святых отцов и вот так по уставной жизни, по преданиям подвижников благочестия стараемся возрождать современное монашество. Мы здесь находимся чуть более года, и когда приехали на мыс Фиолент, название которого, по одной из версий, означает «Божья страна», хватило бы пальцев одной руки, чтобы посчитать насельников. Сейчас братии вместе с трудниками около пятнадцати человек. Конечно, не так быстро, как хотелось бы, собирается монашеская община. Кто-то приходит, кто-то уходит... Место это благодатное, место духовное, поэтому непростое – такие нападки на людей бывают! Враг сильно действует.

А в силе молитвы и быстром отклике Господа на наши нужды довелось убедиться на совершенно удивительном примере, связанном с хорами. Не стану касаться неприятных подробностей, связанных с уходом певчих, но в какой-то момент мы остались почти без хора. Братия стали молиться. Помолились раз, другой, третий...

И у вас появился хор?

Сейчас у нас шесть хоров! Два профессиональных: профессиональный и профессиональный народный, просто народный хор и хор детский, хор братский и хор семейный (где дети с родителями поют). Наши прихожане – люди очень энергичные и вдохновленные, так их можно охарактеризовать. Многие к обители душой прикрепились.

Поколение «зумеров» и «монастыринг» на мысе Фиолент

Вы так тепло и позитивно отозвались о прихожанах! А если выделить «зумеров», как именуют поколение тех, кто родился в начале ХХI века. Эти молодые люди бывают в монастыре? Вспоминаются слова митрополита Симферопольского и Крымского Тихона, что найти подход к ним непросто. Но при этом владыка уверен: они откликаются на доброту и искренность.

Откликаются! И мы это видим, мы это чувствуем на разных этапах нашего с ними общения. На первом этапе нам здорово помогли разные настольные игры, когда мы собирались, играли, общались в спокойной неформальной обстановке.

Православные настольные игры появились в России чуть более десяти лет назад и сегодня их выбор огромен – для любого возраста, на любой вкус. Есть даже «Послушания в монастыре», «Послушания в монастырских мастерских»...

Увлекательные настольные игры (от классики до современных новинок), душевные чаепития с живыми диалогами и ответами священника на волнующие ребят вопросы – таким было начало. Причем задавали они вопросы глубокие, серьезные. Например, как стать целостной личностью, как выбрать свой жизненный путь, как аргументировать свой выбор старшему поколению – родителям, родственникам и так далее. В итоге всё это явилось основой одного из направлений, одной из форм работы открывшегося недавно молодежного центра «Фиолент» при Свято-Георгиевском монастыре. Беседы с батюшкой, самооборона и физическая подготовка, вокально-инструментальный ансамбль, фото-видео клуб, киноклуб, настольные игры (как молодежь называет их в соцсетях – настолки) – у молодежи есть запросы на всё, что помогает им общаться и развиваться.

Какая интересная и насыщенная программа!

Конечно, нынешнее молодое поколение весьма своеобразное. Оно появилось на свет в эпоху смартфонов, и общение в социальных сетях для большинства молодых людей естественно, так как многие из них с детства погружены в онлайн-среду. И всё же для них очень важно что-то предметное. Допустим, мы сами, те, кто постарше, часто читаем книги в цифровом формате, нам так удобнее, а ребята любят печатные издания. Им необходимо взять такую книгу в руки, перелистывать страницы, чувствовать запах типографской краски. И музыку они любят слушать не только через наушники, но и «живую». Достаточно вспомнить выступление Николя Челоро – француза с неаполитанскими и андалузскими корнями, не так давно ставшего гражданином России. Блестящий исполнитель, талантливый композитор, выступавший на сценах более двадцати стран мира, он теперь живет в нашей стране (женился на русской, проживают супруги в городе Суздаль Владимирской области). А в Крым Николя Челоро приезжал минувшим летом, давал на полуострове концерты. У нас он выступил в монастырском парке, после чего признался, что его поразило и немало утешило одно неожиданное обстоятельство: он играл на фортепиано, а дети, собравшись вокруг, танцевали вальс. Обычно бывает так: зал, темнота, никого не видно. А тут – вдохновенные танцы! Пианист умилился. (Добавлю, что композитор Челоро написал большой музыкальный цикл «Песнь Донбасса», его премьера состоялась в Музее Победы на Поклонной горе в Москве).

Вот какой человек выступал в нашем парке! Мы свой парк любим, стараемся украшать его цветами. И не только мы. Сейчас много пишут о «монастыринге», разбирают это явление, обсуждают плюсы и минусы. Я назову плюсы, которые братия оценили. Не могу точно сказать: то ли чтобы развеяться после работы в офисах, то ли, руководствуясь желанием насладиться природой, а, может, чувствуя потребность разобраться в себе, но к нам в монастырь, пожалуй, со всего Крыма приезжают целыми командами молодые люди. Часто они нецерковные, но трудятся в парке с утра до вечера, облагораживают его. Бывает, зовем их на трапезу, а в ответ слышим: не можем бросить начатое на полпути, надо всё доделать. Это тоже, как видите, штрих к портрету поколения «зумеров». Кстати, в следующие приезды некоторые из них привозят сюда своих друзей. Кто-то берет благословение на создание семьи.

Отец Матфей, при монастыре ведь есть и воскресная школа. Расскажите о ней, пожалуйста.

С ней, как и с хором, вначале возникли сложности. По сути, это была номинальная школа: человек семь занимались на чердаке, в ужасном здании, сильно замусоренном. И чем занимались? Разучивали разные песенки, а вот на службы никто из детей не ходил. Понятно, что восстановление обители отнимало у братии много сил и времени, однако упускать вопрос духовного просвещения ребят было недопустимо. Мы твердо решили взяться за организацию воскресной школы – что, как это ни удивительно, совсем не понравилось бывшему директору, и она ушла, уведя с собой нескольких воспитанников. Что ж, расстраиваться не стали – нашли замечательную многодетную маму, назначили ее на должность директора, и теперь в воскресной школе под названием «Божья страна» занимается в общей сложности около семидесяти человек. Занятия по вероучительным предметам, участие в богослужениях, мероприятия Братства православных следопытов с походами и кострами, паломнические поездки, мастер-классы в творческих мастерских, школа пономарей – словом, в воскресной школе, как и в молодежном центре «Фиолент», программа насыщенная. Скажу несколько слов о юных пономарях. Пономарить приходит человек шесть. Алтарь у нас маленький: одному даем большую свечу, другому – посох, остальным – небольшие свечечки. Но сколько еще ребят чуть ли не со слезами на глазах просятся алтарничать!

***

Когда-то Грибоедов, путешествовавший по Крыму на протяжении нескольких месяцев, писал: «Крым – удивительная сокровищница, естественный музей, хранящий тайны тысячелетий». К этим тысячелетним тайнам смогли прикоснуться великие люди России, прославившие ее дарованными Богом талантами; Пушкин, Островский, Бунин, Чехов, Толстой, Айвазовский, Верещагин и многие другие. Побывали в Свято-Георгиевском монастыре на мысе Фиолент и российские императоры: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II. Все они увидели красоту природы с ее богатой палитрой красок, меняющихся на глазах, увидели и одну из древнейших русских обителей с монахами, которых так образно охарактеризовал святой нашего времени преподобный Паисий Святогорец, называя радистами матери Церкви: «...следовательно, если они уходят далеко от мира, то и это делают из любви, ибо уходят от "радиопомех" мира, чтобы иметь лучшую связь и больше и лучше помогать миру».

Вспомним помощь миру флотских иеромонахов, также обратимся мысленно к нынешней братии, проявляющей особую заботу о духовном устроении ближних.

Материал подготовила Ника Старова
Фото: Владимир Ходаков, Екатерина Серова

-----------------------------

[1] Виноградный мыс – мыс в Севастополе на южном берегу Гераклейского полуострова. Второй значительный мыс от мыса Фиолент в направлении Херсонеса. На склонах мыса растет виноград, именно по этой причине мыс получил свое название. В конце XIX века на мысе найдены остатки средневекового христианского монастыря. Находки датируются периодом с VI по XIV века. Отдельные церкви и хозяйственные помещения располагались в гротах, которые сохранились до наших дней. Сотрудниками Херсонесского музея-заповедника исследования возобновлены в 1989 году.

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра