Духовный маяк для России и всего православного мира

Игумения Евфросиния (Вислова)

Свято-Троицкий женский монастырь в Симферополе известен на всю страну (и не только) тем, что здесь почивают цельбоносные мощи святителя Луки Крымского (в миру – Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, доктора медицинских наук, профессора). Архиепископ Лука возглавлял Крымскую кафедру на протяжении 15 лет, до конца своей земной жизни (1961 год). После причисления исповедника к лику местночтимых святых его нетленные мощи были обретены на одном из симферопольских кладбищ и крестным ходом, прошедшим по центральной улице города, принесены в кафедральный Свято-Троицкий собор (1996 год). Вскоре последовали другие знаменательные события. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года принял решение о всероссийском почитании святителя Луки. А в 2003 году при Свято-Троицком храме был учрежден Свято-Троицкий женский монастырь.

В нашей беседе с настоятельницей крымской обители игуменией Евфросинией (Висловой) мы затронули круг вопросов, связанных как с наплывом паломников и миссией монастырского мемориального музея святителя Луки, так и с послушаниями сестер, устроением монашеской жизни.

Когда рассказ экскурсовода можно сравнить с проповедью

Матушка, паломников в монастыре бывает много. Также, судя по соцсетям, есть у обители и прихожане – причем всех возрастов, от мала до велика. Но поскольку в Республике Крым трудятся тысячи медиков, а в медицинских вузах здесь обучаются студенты, от профессионализма которых завтра-послезавтра будет зависеть физическое здоровье нации, то, по Вашим наблюдениям, приходят ли они поклониться святителю? Хотят ли врачи, медсестры, медбратья больше знать о человеке, прошедшем путь от земского доктора до ученого-хирурга с мировым именем и называвшем себя «скальпелем в Божьих руках»?

Расскажу о традиции, которая существует в монастыре вот уже 19 лет. 11 июня Церковь чтит память святителя Луки Крымского – в этот день он отошел ко Господу... А 10 июня у нас служится молебен с акафистом «врачу благому и милостивому», по окончании которого по благословению правящего архиерея соборным духовенством совершается чин освящения медицинских халатов. Происходит это у раки с честными мощами святителя Луки. Нынешним летом пришло около 50 крымских врачей, медсестер, медбратьев, работников здравоохранения, а также, профессора, преподаватели и студенты Медицинского института имени С.И. Георгиевского. Замечательная традиция, и замечательно, что ее поддерживает Министерство здравоохранения Республики Крым! Приезжают к Крымскому чудотворцу люди, тесно связанные с медициной – и жители нашего полуострова, и из других регионов. И нам бы хотелось, чтобы наши экскурсии по монастырю и мемориальному музею святителя Луки помогали как-то исправить однобокость в понимании церковной жизни у некоторых людей, потому что встречается и такое – вот человек высокообразованный, интеллектуал, а понимание церковной жизни у него не вполне грамотное...

Важно, чтобы в монастырских музеях, которые сегодня, слава Богу, появились во многих наших обителях, информацию до экскурсантов доносили сотрудники музея или монашествующие, а не кто-то со стороны, кто может такое понарассказать, что просто диву даешься! Это принципиальный момент. Ведь рассказ экскурсовода в нашем случае, наверное, можно сравнить с проповедью. Послушав его, человек может заходить прийти в храм. Ведь к нам приходит немало людей невоцерковленных. Например, тех же врачей, в первую интересующихся медицинскими инструментами и трудами по медицине гениального ученого-практика.

Действительно, наши музейные экспонаты дают много поводов для размышлений в этом направлении: как мог святитель сочетать в себе трудное и ответственное служение врача и хирурга с не менее трудным и высоким служением епископа и нести оба этих служения на высоком уровне. Какие силы дает Бог человеку, искренне служащему Ему... Взор от медицинских инструментов (подарок музею Симферопольского гарнизонного военного госпиталя, в котором святитель Лука делал последние операции перед тем, как ослеп) переходит на антиминс, подписанный святителем как правящим архиереем. За стеклом витрин можно увидеть прижизненные издания трудов святого хирурга, его личные вещи, письма, фотографии, и всё это пробуждает мысль. Как и книга отзывов, в которую люди записывают, какие чудеса с ними происходили по горячим молитвам к Крымскому чудотворцу. Есть в нашем музее и современная реликвия, тоже для нас значимая – медаль святителя Луки.

Известно, что летом 2020 года, в разгар пандемии, Президент России Владимир Путин учредил две новые государственные награды для медработников – орден Пирогова и медаль Луки Крымского. В музее она откуда?

Свою медаль (на ее оборотной стороне надпись: «За верность долгу и силу духа») подарил нам военный терапевт Игорь Владимирович Епанешников. И сказал при этом, что все заслуги его удачных операций принадлежат святителю Луке, поэтому он передает свою награду в наш музей.

Наверняка люди не только пишут о случаях чудесной помощи, но и устно рассказывают о них, желая поделиться с игуменией и сестрами тем, какой отклик они получили на свои молитвы. А у Вас лично было такое, что Вы почувствовали: случилось чудо? Святитель Лука откликнулся на мои молитвы!

Конечно! Я даже думаю, что это происходит ежедневно. Но поскольку ты постоянно слышишь чьи-то свидетельства об исцелениях от болезни, о духовной помощи святителя, твое ощущение чуда сливается с общим, идет в этом общем потоке. Мы просто в этом живем.

Ступеньки к игуменству

Матушка, Вы ведь недавно стали игуменией знаменитого монастыря, да и сам Крым для Вас – новое место служения. А где прежде проходили послушания, набирались монашеского опыта, который позволил священноначалию разглядеть, что в перспективе Вы можете вырасти в хорошего руководителя обители?

Часто слышишь или читаешь: новоначальная инокиня. Я, получается, в таком случае новоначальная игумения... Приехала я в Свято-Троицкий монастырь по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Тихона год назад из Спасо-Елеазаровского монастыря на Псковской земле. Несла здесь послушание исполняющей обязанности игумении, а в сан игумении была возведена в мае нынешнего года. То есть считанные месяцы назад. Но вообще мой монашеский путь начинался в Свято-Никольском Чернооостровском женском монастыре в Калужской области, где я подвизалась с 2002 по 2019 год.

Подвизались в том самом монастыре, который дал нашей Церкви около 30 игумений обителей! Одна из них, настоятельница Свято-Серафимо-Покровского женского монастыря в Ленинске-Кузнецком Кемеровской епархии игумения Нектария (Седова), в интервью порталу «Монастырский вестник» («Господь являет Свою благодать там, где Ему угодно») говорит, что в Черноостровском монастыре она родилась духовно и многому ее научила игумения Николая (Ильина), вдохновившая своей заразительной любовью ко Господу и к монашеству.

Полностью присоединяюсь к словам матушки-игумении с Кузбасса. Для многих игумений, включая меня, наша матушка Николая была и остается духовной матерью, к которой мы обращаемся по особо важным для себя вопросам. Советуемся с ней. А какую радость вызывают те встречи, когда нам удается собраться вместе, пообщаться, поделиться новостями! Для всех, кто по Промыслу Божию и решению священноначалия отправился в разные годы на ответственное послушание в другой монастырь, чувство единой монашеской семьи, обретенное в Черноостровской обители, является огромной духовной поддержкой. Совсем недавно у меня был еще один повод порадоваться тому, что моя связь с Малоярославцем неразрывна. В августе у нас побывали воспитанницы детского православного пансиона «Отрада» Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Их гастрольно-паломническая поездка по Крыму включала разные святые места Тавриды, как в древности называли Крым, а в Свято-Троицком монастыре девочки исполнили песнопения за воскресной Божественной литургией и после окончания службы выступили с концертом перед гостями и прихожанами. Я-то помню многих воспитанниц еще маленькими, а теперь увидела, как они выросли и как замечательно поют!

Итак, у Вас за плечами опыт двух монастырей, корнями уходящих в древность, но, думается, при этом каждый из них со своей спецификой. Сравниваете ли Вы их особенности с особенностями крымской обители?

Невольно приходится сравнивать, поскольку существует большая разница. Свято-Никольский монастырь – он с подворьями, коровками, налаженным производством высококачественных молочных продуктов. Плюс – там находится большой детский приют, куда со второй половины 90-х годов начали привозить из самых разных регионов страны девочек – беспризорных или сирот при живых родителях, и монастырь стал для них поистине родным домом. Домом – и одновременно великолепной стартовой площадкой для реализации их способностей, жизненных устремлений. Что касается Спасо-Елеазаровской обители, сестер в ней поменьше, но тоже достаточно много. По территории это огромный монастырь с просторными угодьями: полями, огородами, садом. С паломническими гостиницами в живописных местах... Здесь же мы увидели совсем другое. Монастырская территория небольшая: на ней находятся Свято-Троицкий собор, сестринский корпус, мемориальный музей, чайная, церковная лавка и несколько административных зданий. Число сестер тоже невелико. Когда мы приехали сюда, в обители жили четыре сестры. За это время пришли еще две сестры. А так многие сотрудники монастыря – миряне.

Но что особенно ценно и что крайне важно – это налаженная богослужебная жизнь. В Свято-Троицком соборе большой штат клириков: пять священников, два диакона и один протодиакон. То есть сразу ощущается, что это городской, столичный монастырь (Симферополь ведь является столицей Республики Крым). Сестры у нас молитвенные, крепко настроены на молитву – любят службы, всегда приходят на них. И они очень дисциплинированные – наши сестры. Что касается организации внутренней жизни монастыря, раньше в нем не было такой важной монашеской службы, как полунощница. Я предложила ввести ее, потом вместе читать монашеское правило, и мое предложение все приняли с большим энтузиазмом. А так Литургии и вечерни совершаются в монастыре каждый день. Каждый день совершается молебен с акафистом святителю Луке. Служатся дополнительные молебны, панихиды. Батюшки проводят огласительные беседы, Крещения, иногда – Венчания, изредка – отпевания. В этом плане обитель можно назвать многолюдной, учитывая и тот фактор, какое огромное число паломников ее посещает.

Не устаете от нескончаемого людского потока?

Мы вдохновляемся примером святителя Луки, который безотказно всем помогал и, служа людям, был без отдыха чуть ли не круглые сутки. Я говорю сестрам: «Даже если у вас по какой-то причине плохое настроение, если вам не хочется в этот момент с кем-либо разговаривать, всё равно отнеситесь с любовью к тем, кто обращается к вам с вопросом или просьбой. Потому что люди приходят за помощью, главным образом к святителю, и от нас они хотят услышать доброе слово, увидеть доброе к ним отношение». Знаете, я благодарна Господу за это своего рода служение, видимо, востребованное и богоугодное...

В связи с обозначенной Вами ответственной миссией монастыря, вероятно, и некоторые послушания сестер имеют свои особенности, отличительные черты?

Поскольку народ в первую очередь приезжает к святителю Луке, многие хотят привезти домой какую-то святыньку. Мы разливаем во флаконы маслице, освященное на мощах священноисповедника; формируем наборы, шьем рукавички, шапочки, платочки. Сестры оставляют их на ночь на мощах, затем передают в церковную лавку. Я сама не раз замечала: помажешься святым маслицем и получаешь облегчение в болезни. С благодарностью думаешь: святитель Лука помог! В сезон мы варим сироп из чайной розы, готовим розовую воду и тоже отправляем всё это в церковную лавку для продажи. По воскресным дням в теплое время года делаем трапезу, кормим своих прихожан после службы, стараясь, чтобы они имели возможность друг с другом пообщаться, а также с батюшкой, который всегда приходит с микрофончиком, отвечает на вопросы. Помещения для общей трапезы у нас нет, поэтому она проходит на улице. В меню – плов или какое-то другое блюдо, чай, выпечка. И на праздники всех кормим.

О двух послушаниях хочу сказать особо. Известно, что синодики с именами живых и усопших православных христиан читаются сегодня и в тех монастырях, где большое число монашествующих, и там, где монашествующих мало. У нас сестры тоже читают синодики, а если посмотреть, сколько людей к нам приходит со своими скорбями, своей болью и одновременно с надеждой (действительно, нескончаемый людской поток) то, я бы сказала, что в этом плане нагрузка у сестер велика. Как и ответственность перед верующими. Также серьезной напряженной работы требует послушание, связанное с издательской деятельностью. Сейчас, в частности, мы готовим сборник, где будут представлены свидетельства чудесной помощи святого епископа-хирурга, записанные побывавшими у нас людьми. Некоторые его называют – Небесный врач Лука Крымский.

Единение сестер – залог крепкой монашеской семьи

Матушка, хотя срок Вашего пребывания здесь небольшой, но скажите, были ли за этот минувший год постриги в крымской обители?

Был у нас схимнический постриг – первый после открытия монастыря, и это значимое событие тоже оказалось тесно связанным с помощью святителя Луки. Около четырех лет назад умирающую сестру обители (последняя стадия рака) постригли в монахини. Но жила она эти четыре года дома, поскольку там у нее была больная мама. По молитвам к святителю состояние монахини Евгении в тот период несколько стабилизировалось, а когда началось ухудшение, мы постригли ее в великую схиму. Постриг состоялся 20 июня, в схиме мать Евгения получила имя в честь святой преподобномученицы Епистимии Емесской (Финикийской). А 29 июня она отошла ко Господу, прожив свои последние дни здесь, в монастыре, окруженная заботой сестер. По благословению нашего правящего архиерея митрополита Симферопольского и Крымского Тихона постригал ее в схиму и спустя столь короткое время совершил отпевание новопреставленной схимонахини Епистимии исполняющий обязанности игумена Свято-Климентовского Инкерманского мужского монастыря в городе Севастополе, благочинный по делам монастырей Симферопольской и Крымской епархии иеромонах Кронид (Печевистый). Всё произошедшее этим летом – схимнический постриг тяжко болящей сестры, ее кончина, несомненно, помогло сестрам сплотиться, усилить свои молитвы.

Какую дивную Небесную покровительницу обрела мать Епистимия, ушедшая в вечность с именем святой III века, которая подверглась тяжелейшим пыткам, но не дрогнула – продолжала славить Иисуса Христа! А что Вы еще можете отнести к объединяющим моментам, способствующим укреплению монашеской семьи?

В первую очередь богослужения и совместное причащение сестер. Общее монашеское правило и поездки: в Новый Херсонес, Свято-Георгиевский Балаклавский монастырь возле мыса Фиолент, в пещерный Свято-Климентовский монастырь в Инкермане и в другие святые места. Очень большое значение имеют для нас беседы с сестрами – и общие, и индивидуальные. Хочется, чтобы число сестер прирастало. У нас замечательные сотрудники монастыря, но задумаемся, почему миряне стремятся приехать в монастырь? Потому что они хотят ощутить особую атмосферу, связанную с монашеской жизнью. Люди хотят почувствовать монашеский дух, это многих из них поддерживает. Кстати, святитель Лука ставил вопрос, чтобы в послевоенном Крыму был открыт женский монастырь, однако во время его управления епархией этого не случилось... Добавлю, что у нас есть воскресная школа для детей, деятельность которой курирует наша старшая сестра монахиня Мария. Еще при монастыре есть духовно-просветительские курсы для мирян. А в перспективе мне и сестрам хочется, чтобы больше молодежи приходило в монастырский собор, больше школьников посещало наш музей с желанием узнать о подвижническом пути святителя Луки Крымского.

Впечатлило то, как по благословению митрополита Тихона развиваются молодежные инициативы в «Новом Херсонесе». Да и судя по информационным сообщениям, в других местах Крыма они тоже наполняются живым содержанием.

Мы тоже сейчас разрабатываем программу для школьников, чтобы по возможности широко и детально познакомить их с подвижнической жизнью святителя, и подрастающие поколения смогли бы увидеть в этом для себя пример.

***

У многих в домашнем иконостасе присутствует икона святителя Луки Крымского, и часто за нею стоит своя история, связанная с помощью целебника и чудотворца, которого чтят во многих странах мира. А в соборе Свято-Троицкого монастыря в Симферополе находится икона, написанная в иконописной мастерской Свято-Успенской Киево-Печерской лавры по благословении ее наместника митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла (Лебедя) – в благодарность за чудо исцеления, произошедшее с ним весной 2014 года. По рассказу владыки, в его крови нашли ртуть и мышьяк, затем в организм попала редкая инфекция. Словом, он – с диагнозом «загадочный больной» – по законам материального мира не должен был выжить, но в австрийской больнице, где ему проводили исследования, брали анализы, отменив на три дня прием всех лекарств, все эти три тяжелых дня возле него был святитель Лука: стоял у его кровати в больничной палате. Как мы знаем, владыка Павел выжил и в настоящее время, несмотря на сильнейшее противодействие раскольников, их провокации, он продолжает совершать богослужения в храме преподобного Агапита Печерского на верхней территории монастыря...

Еще один примечательный штрих, свидетельствующий о широком почитании Крымского чудотворца: недавно, в праздник Собора Московских святых, в Москве прошел многотысячный крестный ход от Храма Христа Спасителя до Новодевичьего монастыря, и возглавивший его Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл позже произнес: «Этим мы убедительно засвидетельствовали, что Москва – действительно православная столица и никогда не откажется от своего христианского наследия». Так вот, среди икон, крестов, знамен и хоругвей можно было разглядеть икону с изображением святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Как поется в акафисте святителю Луке: «Ра́дуйся, Це́ркве Правосла́вныя утвержде́ние; ра́дуйся, земли́ на́шея озаре́ние».

Подготовили Екатерина Орлова и Нина Ставицкая  
Фото: Владимир Ходаков  
Также снимки взяты со страницы ВКонтакте  
Свято-Троицкого монастыря в Симферополе  
и с сайта Свято-Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк