Замечательные плоды этого мига-эпохи, появившиеся благодаря подвижническим трудам наших современников, мы видим во Владычней женской обители подмосковного Серпухова. Ныне она отмечает особо значимое для нее и для огромного числа верующих людей событие: тридцать лет назад, 5 мая 1995 года, Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возобновлении в монастыре монашеской жизни. Торжества состоятся 18 мая, в день празднования чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и памяти преподобного Варлаама Серпуховского, строителя монастыря и первого его настоятеля. Этот материал мы даем в продолжение нашего недавнего разговора с игуменией Алексией (Петровой), бессменной настоятельницей обители, поведавшей читателям портала «Монастырский вестник» в интервью «Если в сердце – живая вера», какими трудами-заботами живет их монашеская семья
Сестер в монастырь приводит Промысл Божий
Матушка, на примере чьей-то конкретной судьбы хочется увидеть, как Господь направлял сюда сестер. Из летописных монастырских записей за 1996 год запомнился, например, рассказ нынешней казначеи обители монахини Ксении (Криницыной), принявшей таинство Крещения за два года до ухода в монастырь. На Вас произвело тогда впечатление, что она – дочь физика-ученого из подмосковного Протвино, где находится широко известный Институт физики высоких энергий?
Знаете, это как-то прошло стороной, и на монастырскую жизнь никакого влияния не имело, но два других факта действительно меня и сестер впечатлили. Однажды я показывала ей, послушнице Елене, будущей монахине Ксении дореволюционные фотографии Владычнего монастыря, и на ее лице отразилось непомерное удивление. Оказывается, она видела наш монастырь еще до ухода из мира... во сне. Тогда ведь интернета не было, чтобы открыть его и посмотреть эти фотографии. В том сне она ехала с подругой на поезде, вдруг обе поняли, что ехать-то надо совсем в другую сторону! На ходу выскочили, еле успели пересесть на другой поезд, отходивший от станции. Когда прибыли к месту назначения и вышли – получилось, что они стоят на возвышении, а ниже раскинулся город с двумя монастырями, мужским и женским, расположенными по разные стороны реки. В женском ей запомнился пятиглавый собор и шатровый храм. (То есть не воочию, а именно во сне она впервые увидела наши древний Введенский собор и Георгиевский храм в Годуновском стиле. И не в развалинах, и не так, как сейчас, в XXIвеке, а дореволюционные). Елена с восторгом сказала подруге: «Смотри, какая красота!» – «Ну и что!» – ответила та (как впоследствии выяснилось, так и не пришедшая к вере).

Удивительный сон!
Что примечательно: одним батюшкой, почитавшимся за старца, ей спустя время были предложены на выбор три монастыря – Свято-Никольский в Малоярославце, Свято-Троицкий в Коломне или Свято-Введенский на Толге. Но Промысл Божий привел ее к нам. Велика была призывающая благодать, помогавшая преодолевать многие трудности! И к тому же здесь с Еленой произошло чудо исцеления... Описание этого чуда с медицинским подтверждением – снимками УЗИ – мы включили в документы, которые подавали в Комиссию по канонизации святых на восстановление почитания преподобного Варлаама Серпуховского. Еще до вступления в монастырь у Елены на ультразвуковом исследовании обнаружили кисту щитовидки. Киста росла, «бугорок» стал выступать больше кадыка. Я благословила послушницу смазывать «бугорок» маслицем из лампадки с креста, который стоял на могилке инока Варлаама, строителя нашего монастыря (сейчас над захоронением преподобного, у западной стены Введенского собора, стоит деревянная сень-часовня). Результат поразил: сначала киста уменьшилась до размеров тыквенного семечка, потом ультразвуковое исследование показало: ее нет. Она исчезла.
«И в честь святых новомучениц называют, и в честь древних святых…»
В продолжение разговора о призывающей благодати и чудесах вспомним также о Вашей маме. Как-то давно Вы рассказывали, что видели ее в детстве часто болеющей, немощной. А придя в монастырь и пройдя путь от послушницы до инокини, затем монахини, она словно «отбросила» те болезни, что мучали ее раньше, и стала энергично и охотно выполнять послушания в саду-огороде. Сестры с доброй улыбкой говорили: «Мать Христина у нас как метеор!» Как она сейчас?
Сейчас ей 85 лет, и теперь она – схимонахиня Елисавета, названная так в честь нашей местночтимой святой новомученицы Елисаветы (Крымовой). Она была прихожанкой Владычнего монастыря и помогала монахиням, чем могла. Когда в 1931 году аресту подверглись более 30 священнослужителей и монахинь обители, вместе с ними арестовали и Елизавету Крымову, которая на допросе сказала, что с политикой советской власти она не согласна, так как это оскорбляет ее религиозные чувства. Последовала ссылка в Казахстан, затем возвращение в родной Серпухов, а в 1937 году – новый арест. Главное обвинение: «активная церковница». Через 29 дней после ареста она была расстреляна и погребена в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне. Вообще при митрополите Крутицком и Коломенском Ювеналии (ныне на покое) в основном старались постригать с именами новомучениц. Вторая старенькая наша схимница названа в честь другой местночтимой святой – преподобномученицы Александры (Хворостянниковой), уроженки Серпухова, скончавшейся в заключении в Хабаровском крае. Схимонахиня Елисавета уже «не метеор» – с садово-огородного послушания мы ее сняли, когда ей исполнилось 79 лет. Хотя ковидом она в свое время не сильно переболела, но однажды упала, у нее был пневмоторакс, и всё это на фоне «легкого» ковида привело к серьезному ослаблению организма. Сейчас старается по силам читать Псалтирь, помянники. Иногда я думаю: может, надо было ее оставлять на том послушании, тогда бы, может, она поактивнее была бы до сих пор. У нас, например, в богадельне находилась монахиня Анисия из Белопесоцкого монастыря, которая дожила до 90 лет – так еще в свои 89 лет она клумбы пропалывала, что у нее хорошо получалось.
А всегда ли новопостриженная сестра с радостью в душе принимала свое новое имя, проникалась житием новой небесной покровительницы?
Приведу один случай. Как-то постом архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий постригал у нас трех насельниц, при этом и ему, и мне пришли на ум святые мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора. Это родные сестры-христианки, жившие в IV веке в Вифании (Малой Азии) и с юности, посвятившие себя Богу. Сестры жили целомудренно в уединении, подвизались в посте и непрестанных молитвах, но за отказ принести жертву языческим богам они по приказу наместника Вифании были замучены до смерти... Еще ранее мне один старчик подарил икону с ними и предсказал: «У вас будут три такие сестры!» И вот после пострига у одной сестры возникла брань на новое имя. Она возмущалась: «Что это за имя?» Знаю, что в одном из монастырей тоже с чем-то подобным встречались. Там сестра, названная в честь святой равноапостольной первомученицы Феклы так возроптала, что после рыданий чуть было не оставила обитель. Но, видимо, ей разъяснили значение этого имени, и она прониклась житием великой святой. Всё закончилось благополучно. И у нас, слава Богу, тоже всё нормализовалось. Весь монастырь тогда за сестру молился, а чуть позже выяснилось: хотя ей казалось, что в немирное состояние духа ее привело новое имя, на самом же деле возникшим ропотом прикрывался другой (неявный) помысел. Когда она это почувствовала и, что называется, схватила тот помысел за хвост, брань сразу отступила.
Кстати, именем Нимфодоры – младшей из сестер, которую нечестивому наместнику не удалось уговорить заслужить благоволение императора и наслаждаться почестями (святая девица, как и ее сестры, не отреклась от Христа), владыка Аксий назвал Ольгу Батурову. Прежде, в мирской жизни она, советская поэтесса, член Союза писателей Латвийской ССР (псевдоним – Николаева), писала и издавала стихи и была хорошо известна в литературных кругах.
Матушка, а Вы предполагали, каким именем Вас назовут в монашестве? Постриг ведь был совершен три десятилетия назад?
Да, 8 апреля 1995 года, но какое имя я получу, я не знала. Когда митрополит Ювеналий постригал будущих настоятельниц, он старался давать им имена, имевшие какую-то духовную связь с тем местом, куда их назначали. Поэтому владыка не просто так назвал меня в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, а потому что монастырь был основан святителем Алексием.
Паломничества чудотворной иконы продолжаются, продолжаются мироточения святынь
О чудотворном образе «Неупиваемая Чаша», утраченном, а затем написанном современным иконописцем и тоже явившем множество чудес, Вы подробно рассказали на портале «Монастырский вестник» в интервью «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь». Запомнилось, что святыня паломничала по родной стране, и не только. Побывала она и в Казахстане. Потом из-за пандемии коронавируса паломничества, вероятно, прекратились?
Сейчас они возобновились. В позапрошлом году возглавлявший Тарскую епархию Омской митрополии епископ Петр (Дмитриев), (до этого он был настоятелем Богородице-Рождественского Бобренева мужского монастыря города Коломна), пригласил нас к себе в Тару. В прошлом году, когда его перевели в Челябинскую митрополию и владыка возглавил Златоустовскую епархию, наша икона с сентября по декабрь ездила по всей Челябинской митрополии. Епископ Петр – большой почитатель этого образа, поэтому он постарался, чтобы серпуховская святыня посетила разные уголки уральской земли. Со своей монастырской святыней мы обычно отправляем по две сестры – как правило из тех, кто часто ездит на православные выставки. Или, скажем, опытную сестру в паре с малоопытной. Причем отправляем их где-то на две-три недели, затем приезжает смена, поскольку надолго отрываться от монастыря тяжело. Хотя сестры во время таких поездок бывают в храмах на службах, но всё равно есть своя специфика.
Тем не менее для сестер это радостное послушание?
Для тех, кто от нашей обители ездит по выставкам, это как-то естественно – встречаться с людьми вне стен обители, рассказывать им о чудотворениях, беседовать на духовные темы. А кто редко выезжает из монастыря, вот для них послушание не из легких. Его надо не то что любить – нужно уметь его нести, нужно привыкнуть к нему.


Также Владычний монастырь чуть ли не с первых лет его восстановления стал известен тем, что в нем происходило массовое мироточение многих храмовых икон. Сегодня такое наблюдается?
Летом 1999 года у нас начал мироточить Крест-Голгофа, в январе следующего года – икона Божией Матери «Всецарица». Затем, 19 августа 2000 года, когда в Москве прославляли новомучеников, замироточили все иконы в храме. Сейчас же периодически мироточит Крест-Голгофа, иногда – «Неупиваемая Чаша», и мы к этому как-то привыкли. Но мироточение на Пасху 2023 года вызвало всеобщий восторг. Как всё было? Сестры и прихожане разговелись после праздничной службы, посуду всю убрали, трапезную закрыли, а утром трапезницы приходят и видят, что ростовая икона Божией Матери Валаамская в масляных подтеках. Даже не в храме – в монастырской трапезной замироточила икона! Когда только-только началось мироточение икон в обители, мы у многих батюшек спрашивали об этом явлении, и они говорили, что миро – это милость Божия. То ли кому-то это во вразумление, ответ на его внутренние вопросы, то ли показатель явного проявления благодати Божией... Раньше миро на иконах было иногда без запаха, а иногда с таким сладким запахом, что я говорила: «Ну, не может такой вкусный, сладкий запах с уютным ароматом ванили предвещать что-то плохое!» Последние мироточения у нас были без запаха. Просто капли мира выступали – и всё.


Наверное, Вы с сестрами видите разные проявления любви прихожан, паломников, многих верующих людей к возрожденной древней обители в Серпухове. Какое из них Вы назвали бы особо духоподъемным?
Все они духоподъемные, начиная от прихода людей к нам на службы и их участия в соборной молитве. Начиная от их стремления помочь монастырю в возрождении и развитии до участия в крестных ходах на престольные праздники. Как я уже говорила в предыдущих интервью, праздничный крестный ход полюбили не только серпуховичи. К нам приезжают люди из разных мест, и когда видишь торжественное молитвенное шествие со святынями – настоящее людское море, это действительно духоподъемно. А ныне наши престольные праздники – иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и день памяти преподобного Варлаама Серпуховского – выпадают на воскресенье, так что снова мы ожидаем увидеть, как говорится, людское море.
«Инфраструктура» памяти
Тридцать лет назад стоявший в заваленных мусором руинах, (а на мусоре восседали черные вороны), Владычний монастырь сегодня известен не только возрожденными святынями, но и крепким подсобным хозяйством, и монастырской пекарней, получившей немало наград на фестивалях и конкурсах хлебопеков. Неотъемлемой частью его жизни стала православная гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского. Свое место в этом перечне значимых видов деятельности обители занимает и монастырский музей, который можно образно назвать «инфраструктурой» памяти. Насколько трудно было его создавать?
Здесь нам, должна сказать, сильно повезло. Вообще-то имея удивительные археологические находки, грех было бы этим не воспользоваться и не организовать свой музей или, как у нас он официально называется – Церковно-археологический кабинет. А повезло в том плане, что мы успели попасть в тот не очень продолжительный отрезок времени, когда, согласно законодательству, если какая-то организация проводила археологические раскопки на своей территории, то всё найденное становилось ее собственностью. Такое законодательство действовало с 1998 года по 2013 год. Наша обитель официально приступила к раскопкам в 2000 и 2001 годах. Руководил раскопками сотрудник ГИМа, известный талантливый археолог, ныне покойный – Михаил Иванович Гоняный. В ходе работ были найдены достаточно интересные экспонаты, которые мы передали на реставрацию в ГИМ. Точнее, это была не столько реставрация, сколько консервация, а перед тем, как открывать музей, в монастырь приезжала бывшая сотрудница ГИМа, которая помогала делать реставрацию экспонатов. В этот процесс была плотно включена и насельница обители инокиня Инна (Тарасова), по образованию историк. Инокиня Инна несет послушание ответственной за музей, и раз в неделю, если нет никаких срочных послушаний (никто, допустим, из сестер не заболел, никого не надо подменять), она ездит в Московские архивы и собирает материалы, связанные с историей монастыря.
Теперь, матушка, об экспонатах.
У нас есть монашеская обувь XVI века. Есть чугунный мастерок того же века, которым белокаменный Введенский собор строили. А волосник, являвшийся неотъемлемой частью русского традиционного костюма замужней женщины, датируется XV веком! На сегодняшний день в России известно чуть более 30 находок волосников, и один из них находится в нашем музее. В экспозиции можно увидеть и мужской камзол, сшитый в XVIII веке. Потом мы сделали его реконструкцию. Какие-то экспонаты были найдены во время археологических раскопок, какие-то мы приобрели. Например, приобрели великолепную плащаницу, относящуюся к XIX веку, а также священническое и диаконское облачение конца XIX– начала XX века. Первое оказалось полностью сохранным, у второго (диаконского) сохранилось только оплечье. Изготовлены оба на фабрике братьев Оловянишниковых – я ее мысленно называю прообразом современного художественно-производственного предприятия «Софрино».
Как тут не вспомнить, что в момент обретения мощей Святейшего Патриарха Тихона в Малом соборе московского Донского монастыря на Первосвятителе были знаменитые облачения, сделанные на фабрике братьев Оловянишниковых!
Вот и у нас появился экспонат, связанный с добрым именем купцов и промышленников Оловянишниковых, подходивших к созданию церковных изделий не ремесленнически, а как к искусству... Лампады, лжицы, дарохранительницы, пасхальный трехсвечник, Евангелие – это всё XIX век и тоже представляет немалый интерес. Словом, есть что показать людям!
***
В заключение – несколько исторических вех. В 1360 году Матерь Божия повелевает святителю Алексию, митрополиту Московскому, создать монастырь в пределе града Серпухова в Ее честь. Он отправляет туда своего келейника Варлаама осмотреть место для устройства обители, затем и сам туда направляется. Но место в дремучем сосновом бору ему не приглянулось, однако ночью митрополит Алексий слышит голос, что именно там нужно ставить монастырь. Святитель назначает инока Варлаама строителем. В 1806 году монастырь был преобразован в девичий.
Теперь обратимся к вехам наших дней. За годы богоборческой власти Серпухов превратился в религиозно безграмотный город, и стоит ли удивляться тому, известному многим из рассказа матушки, наивно-смешному эпизоду (впрочем, совсем не смешному), когда она, монахиня Алексия, настоятельница только что открывшегося монастыря, шла по улице родного города в подряснике, апостольнике, скуфейке и услышала громкий шепот двух детей: «Это кто? – Ты глупая, что ли? Это поп!»? Прошло тридцать лет, и каким весомым для древнего Серпухова, его двух обителей и десятков храмов стал этот период, как много всего он в себя вместил! Если говорить о детях, то сколько ребят в воскресной школе при Владычнем монастыре получили необходимые знания по духовным вопросам! Сколько учащихся православной классической гимназии, открывшейся здесь в 2001 году, с благодарностью вспоминают годы учебы, давшие хороший старт для взрослой христианской жизни! А сколько ребят сейчас подходит к игумении Алексии, и она слышит искреннее, звонкое: «Матушка, благословите!»
Это – всего лишь простые моменты повседневности... Но в то же время – разве это не убедительное свидетельство того, что за короткий исторический миг в сознании нескольких поколений людей могут произойти разительные перемены, касающиеся церковной жизни, ее наполненности? Только духовно слепой (вспомним определение Ивана Ильина, известного русского философа: «духовно слепорожденный безбожник») не увидит во всем случившемся безмерную милость Божию к нашему народу.
Беседовала Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков. В материале также представлены снимки
из архива Владычнего женского монастыря г. Серпухова