«Мы сильны духом, когда мы в единстве с Богом, когда мы молимся и получаем ответ»

Святейший Патриарх Кирилл
9 июля 2017 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, праздник Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Никольского собора Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Пятое воскресенье после Пятидесятницы посвящено очень тяжелой теме. Мы слышали за Божественной литургией отрывок из Евангелия от Матфея, где говорилось об исцелении двух бесноватых (Мф. 8:28-9:1). Тема влияния темной силы на человека является одной из центральных в Священном Писании. Но, наверное, величайшим достижением диавола стало то, что ему удалось внушить людям, что его не существует. В прежние времена люди четко понимали, что многое в их жизни невозможно объяснить естественным, логическим развитием, и мыслями своими простирались к тому, что есть некая сила, способная влиять на сознание человека, на его разум и на развитие событий, порождаемых злой человеческой волей. У святителя Василия Великого есть очень точная формулировка, что диавол не отступает от человека до тех пор, пока не повлияет злом на человеческое сознание. Действительно, полем деятельности темной силы является наше сознание. Иногда эта сила настолько мощная, что нарушает человеческую психику. Вот и эти двое бесноватых в земле Гергесинской, о которых сегодня говорит Евангелие, были страшны своим гневом, своей немотивированной злобой; они создавали опасность для окружавших их людей.

Иногда бывает так, что прямое воздействие темной силы на человеческую психику ее обрушивает. Человек становится безумным. Мне приходилось слышать от специалистов в области психиатрии, что они порой сталкиваются с такими психическими явлениями, которые нельзя объяснить болезнью. Как сказал один из них: «В таком случае я говорю близким, которые привели ко мне больного: обратитесь в другое место, это не наш пациент». Наука не может описать и тем более понять, что происходит в сознании бесноватого, потому что симптомы выходят за границы того, что обычно сопровождает естественное нарушение человеческой психики. Именно с таким беснованием Господь и столкнулся на ином берегу Геннисаретского моря, когда увидел двух бесноватых и исцелил их, повелев духу злобы выйти из них.

Это событие произвело такое огромное впечатление на местных жителей, что они не могли осознать до конца, что произошло, и были скорее напуганы, чем обрадованы случившимся. Вот почему они попросили Господа удалиться. Если бы Евангелие было вымышлено, как иногда говорят люди, в Бога не верующие, пытающиеся бросить тень на аутентичность евангельских повествований, то, наверное, этого послесловия к истории об исцелении бесноватых в Евангелии бы не было. Ну, с какой стати говорить, что реакцией жителей на исцеление двух несчастных была просьба удалиться? Один этот элемент, одна эта фраза свидетельствует об истинности, аутентичности Священного Писания.

Страшная картина беснования, о котором повествует евангелист Матфей, случается и в наше время. Такие люди, не получив исцеления или хотя бы облегчения через обращение к врачам, приходят в церковь. С глубокой древности существует чин изгнания бесов — читаются особые молитвы, автором которых является Василий Великий, и многие духовно сильные пастыри помогают людям избавиться от этого страшного наваждения. Те, кто бывал на этих богослужениях, знают, какая страшная там обстановка, какая жуткая атмосфера, как ведут себя люди, о которых священник молится, чтобы бес их покинул. И очень часто чудо Божие совершается, и темная сила отступает.

Но кроме буйного беснования, кроме крайних проявлений воздействия темной силы на сознание человека, есть и более ухищренные способы. Очень четко, как я уже сказал, подметил самое главное Василий Великий: диавол опутывает сознание человека, воздействует на его рациональную суть, на его способность мыслить, усваивать информацию и делать соответствующие выводы. И мы знаем, сколько заблуждений принесли огромный ущерб целым народам, когда, усваивая ложные идеологии и доктрины, люди меняли свое сознание, свою жизнь, разрушая святыни, разрушая свою национальную традицию, разрушая нравственные законы, которые только и должны лежать в основе человеческих отношений. Ведь никакие внешние законы неспособны описать все многообразие и всю сложность человеческих отношений, а нравственный Божественный закон не просто описывает эти отношения во всем их многообразии, но и дает основу для устроения мирной, справедливой жизни. И мы знаем, какие страшные беды постигали и наш народ, соблазненный идеями, которые, по слову Василия Великого, исказили разум.

Что же делать, чтобы оградить себя от диавольского воздействия, от того, что называется искушением? Размышляя на эту тему, святитель Иоанн Златоуст говорит: не нужно подавать повод диаволу, чтобы он из миллиона людей выбрал именно вас и на вас направил острие своего воздействия, разрушая сознание, искажая мысли таким образом, что вместо добра человек начинает умножать зло. А что является поводом для диавола? Духовная слабость. Слабость всегда является поводом для того, чтобы враг напал. Это хорошо известно из истории межгосударственных отношений. Начинается война тогда, когда одна сторона убеждена, что она сильнее другой. Когда одна из сторон представляется слабой, тогда враг наступает решительно, желая победить. Вот точно так же в духовной жизни: диавол наступает на того, кто духовно слаб, кто дает повод расслабленным состоянием своей души. А что такое духовная слабость? Это потеря религиозного чувства, потому что мы сильны духом только тогда, когда мы в единстве с Богом, когда мы молимся, когда мы получаем от Бога ответ. Тогда Господь ограждает наш разум от диавольских искушений, от притяжения ко злу.

Господь помогает нам критически относиться к множеству сигналов, которые обрушиваются на нас из окружающего мира. Нередко эти сигналы несут нечто, порожденное темной силой, соблазняя нас на те или иные дурные поступки или опасные мысли. Недаром в святоотеческой литературе много внимания уделяется отражению диавольских искушений. У святых отцов мы часто находим описания того, как подвижники боролись с этими искушениями. И силой, которая позволяла отразить искушения диавольские, всегда являлась и является молитва, потому что в молитве и через молитву мы становимся ближе к Богу. В ответ на это Бог дает нам силу и способность отличать добро от зла и видеть скрытое искушение в самых благонамеренных и красивых человеческих идеях и рассуждениях.

С течением истории ничего не меняется. Сегодня, как и десятилетия, столетия, тысячелетия назад, как и во времена Господа и Спасителя, человек становится таким же уязвимым перед действием мощной темной силы, если перестает жить религиозной жизнью. Наверное, именно такими были жители того места, где Господь исцелил двух бесноватых, почему и сказали Ему: «Уйди! Не знаем, не понимаем, Кто Ты и что Ты сделал; лучше, чтобы Тебя не было, у нас нет никакого желания продолжать общаться с тобой». Так могли сказать только люди, лишенные духовной жизни и религиозного опыта.

Вот и сегодня множество людей лишены такого религиозного опыта, а значит, представляют собой потенциальных жертв воздействия темной силы. И потому задача Церкви заключается в том, чтобы, как бы критически ни относились к теме присутствия темной силы в человеческой истории многие современные люди, напоминать им, что эта сила реальна и что жертвой ее воздействия может быть каждый, кто лишен опыта молитвы и кто сам себя отделил от Бога.

Пусть Господь хранит народ наш, землю нашу и каждого из нас. Пусть Он помогает нам возрастать в вере, укрепляться в молитве и становиться подлинно сильными, духовно сильными личностями, дабы не давать, по Златоуста, повода диаволу. И верим, что Господь слышит наши молитвы и сохранит землю нашу и народ наш от всякого зла, в том числе от того зла, которое принадлежит иному, невидимому миру.

Материалы по теме
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»