«Молитва сильна тогда, когда мы начинаем жить по-христиански»

Святейший Патриарх Кирилл

14 апреля 2024 года, в Неделю 4-ю Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской г. Москвы и Литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимый отец настоятель! Дорогие отцы, братья и сестры!

С особым чувством я совершил сегодня богослужение в этих стенах. Отец настоятель напомнил, сколь непростой была наша с вами общая дорога к этому храму. Но ведь сила Божия сильнее любой человеческой силы и силы диавольской. И возникает вопрос: почему же в каких-то случаях сила Божия так ясно себя проявляет, а в каких-то случаях этого не происходит — даже в ответ на молитву? Ведь Бог любит всех — и верующих, и неверующих, представителей разных религий. Это всё Его дети, а вот отвечает Он почему-то не всем. От чего же это зависит? Приемник всегда включен — всегда! — и всегда на правильной волне. А вот наши передатчики работают плохо. Либо они заржавели, потому что их давно не использовали, либо устарели, то есть в молитву мы не включаем свое собственное, актуальное содержание, отделываемся какими-то заученными фразами. Ну и много других причин, почему наши передатчики работают плохо и несовершенно. Так вот, задача Церкви заключается в том, чтобы у православных христиан появился опыт живой связи с Богом. Чтобы они почувствовали, что означает, когда Бог слышит молитвы.

Правда, в условиях комфортной или относительно комфортной жизни, в отсутствие особых стрессов мы теряем способность обращаться к Богу с такой силой и таким дерзновением, когда Он непременно нас слышит. Сейчас мне приходится часто общаться с нашими воинами. Вот так, как они молятся, особенно перед тем как идти в атаку, мы с вами не молимся. Для них молитва — это не заученный текст; для них молитва — это крик души о помощи. Жить или не жить, вернуться здоровым или инвалидом — и сила молитвы творит чудеса…

Конечно, Господь проводит через испытания и верующих людей. Разве не проводил Он через испытания святых апостолов, а затем мучеников, исповедников, тех самых, которых терзали дикие звери на аренах римского цирка? Но все эти страдания побеждались внутренней силой, которую люди обретали через реальное соприкосновение с Богом, через чувство сопричастности Бога к их жизни.

Вот для того чтобы было так, и мы должны молиться по-настоящему. Опять-таки скажу: в комфортных условиях, выпив чайку или кофейку, подошел к образам, перекрестился, посмотрел на часы — на работу пора ехать, — а цепь может и не замкнуться… Скорее всего не замкнется, потому что передатчик не работает. Только включили, а на должную чистоту не поставили. Молитва всегда должна быть осознанной, сердечной, искренней, горячей. Мы должны с Богом говорить так, как мы говорили с родителями, а в каких-то случаях более откровенно, более сердечно, более искренне. Вот если научимся так молиться, то почувствуем обратную связь.

Может быть, кто-то сейчас придет домой и скажет: «Вот попытаюсь». Нахмурит брови, станет на молитву, сосредоточится — но вряд ли у него получится. Потому что молитва — это не просто слова и не только умонастроение. Это осознание и переосмысление своей жизненной философии, того, как мы относимся к родным и близким, к жене или мужу и к детям, к своим коллегам. Молитва сильна тогда, когда мы начинаем жить по-христиански. Нельзя жить по-язычески, делать беззаконие, творить зло или быть безразличным к людям, а потом включать свой передатчик, надеясь, что сигнал будет принят Богом.

Другими словами, религиозная жизнь — это особое движение, двустороннее, от человека к Богу и от Бога к человеку. Но это движение требует внутренних сил, силы воли, силы чувств и, конечно, осознанных убеждений. Если вера перестает связываться с мировоззрением, если она становится частью национального фольклора или обрядности — куличи посвятить, еще что-то сделать, — то это все не то. Это хорошо, но этого совсем недостаточно.

Вот поэтому каждый современный верующий человек — а большинство людей сейчас достаточно образованные, способные анализировать свою жизнь — должен совершенно особенно отнестись к своей религиозности. Не только быть уверенным на рациональном уровне в бытии Божием — ведь это достаточно просто. Взглянуть хотя бы на историю и понять, что есть события, которые необъяснимы с точки зрения человеческого разума. Можем вспомнить о таких событиях и в нашей отечественной истории. Так, необъяснимой была — я уже об этом говорил — победа нашей страны в Великой Отечественной войне. Вся Европа, до зубов вооруженная, с опытом ведения современных войн, с оружием, какое нам и не снилось, — несоизмеримая сила! И ведь вначале отступали от этой силы! Что же потом произошло? А то, что в нашей безбожной стране людям разрешили молиться и верить в Бога. И этот поворот к вере в тяжкое время войны был искренним движением сердец наших людей.

Вот сегодня мы живем — еще раз хочу подчеркнуть — в очень благополучной среде. Большое количество верующих людей, в том числе во власти, в бизнесе. Однако в таких условиях очень легко стать теплохладным, привыкнуть к каким-то обрядовым действиям. Но необходимо соотносить свою жизнь с Божиим законом, подвергать себя абсолютно беспристрастному анализу и, определив свои дурные, а иногда и гадкие черты, искренне, со слезами молиться и каяться пред Богом, а потом и на исповеди.

Конечно, возникают иногда сложные ситуации, например, когда приходящий на исповедь занимает достаточно высокое положение в обществе. Знаю, что не все готовы исповедоваться в грехах, придя в храм. Может быть, на первых порах те, кому сложно исповедоваться в храме, должны в первую очередь дома, перед иконой исповедовать все то, что они считают нужным сказать Господу, а потом, может быть, поехать куда-нибудь, где никто никого не знает, и там уже все рассказать. Так мы научимся через исповедь освобождаться от наших грехов, от нашей неправды и облегчать нашу душу.

Ну, а сегодня — еще раз хочу сказать — замечательный день, когда мы освятили храм. Храм дает возможность приходить на богослужения и тем, кто ранее не мог этого сделать из-за больших расстояний. Очень важно, чтобы появление храма возбудило в людях ревность о своей духовной жизни, желание быть ближе к Богу, чаще обращаться к Нему за помощью, чаще освобождать душу свою от бремени греховного, которое может действительно погубить человека для этой жизни и для жизни вечной.

Пусть Господь всем нам помогает. Живем, как говорят, в непростое время, хотя простых времен никогда не было. И да поможет нам Господь в этих непростых обстоятельствах быть Ему верными, сохранять веру в Него, делать все, что только можем сделать, чтобы не творить людям зла. Если чувствуете, что вас нечто толкает к совершению зла — уходите от этого! Это не от Бога, не от ангела света. Если хотите сказать неправду — помолчите. Если вас заставляют сказать неправду, сделайте вид, что не можете сейчас ответить на этот вопрос, найдите способы. Просто начните именно так сопротивляться злу, мало-помалу, и каждый через некоторое время почувствует, какие большие изменения произошли в его мировоззрении, в его взглядах на жизнь, на окружающих, на родных и близких.

Вот для этого — еще раз хочу сказать — мы строим храмы там, где они бы никогда не были построены, если бы не принятая нами Программа строительства новых храмов и замечательная поддержка со стороны наших мирян. Всем им низкие поклоны и благодарность. Потому что у Церкви нет средств, чтобы строить сегодня сотни храмов в городе Москве; и когда я начинал эту Программу, многие, как я уже говорил однажды, утверждали, что вообще ничего не получится. А все ведь получается! Получается именно потому, что не Патриарх, не архиереи, не священники строили — народ строил эти храмы. А если он строил и строит эти храмы, значит они нужны нашему народу. И пусть благословение Божие пребывает над теми, кто внес свою лепту в строительство, кто им руководил, кто физически совершал это строительство. И моя молитва к Господу еще и о том, чтобы приход, созданный в этих особых условиях под влиянием высокого энтузиазма, сохранялся и приумножался, чтобы сюда приходили папы и мамы, бабушки и дедушки, дети и внуки. И да хранит всех вас Господь и да помогает идти по тому единому истинному пути, который приводит человека к благополучию в этой жизни и к Царству Небесному в жизни будущего века. Аминь.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь