«Христианам нужно помнить о подвиге святых отцов и не отдавать себя силам, которые влекут к ложным целям»

Святейший Патриарх Кирилл

3 января 2021 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Последнее воскресенье перед Рождеством Христовым именуется на языке церковного устава Неделей святых отец. О каких отцах идет речь? Речь идет о святых Божиих угодниках, которые предшествовали Господу и Спасителю, то есть о святых Ветхого Завета.

Кто же были эти святые? Ведь Господь еще не пришел в мир, и еще не совершилось искупление человеческих грехов. Кто же сподоблялся тогда святости, кто сподоблялся общению с Самим Богом? Были такие святые мужи, которых называли пророками, то есть те, кто возвещал Божию правду. Они хранили веру в единого истинного Бога и веру в то, что придет Избавитель всему миру, Спаситель, Мессия.

Насколько же трудно было сохранять эту веру в древнем мире! Нам просто невозможно представить, какой была культурная и тем более религиозная атмосфера в то время. Люди поклонялись идолам, истуканам, явлениям природы, предкам — множеству богов, которых сами создавали и назначали быть богами. Во имя этих ложных богов возводились величественные храмы, остатки которых и сейчас поражают путешественников по Нилу. Трудно себе представить, какой развитой была тогда цивилизация, как должна была работать инженерная мысль, как хорошо люди знали математику, чтобы возводить столь величественные сооружения. Древность вовсе не была темной и непросвещенной — действительно, наступил расцвет наук, в том числе точных наук. Люди стремились познать окружающий мир, изучали светила, многое другое совершалось в области человеческого разума, и достоянием цивилизации стали выдающиеся материальные памятники, дошедшие до нас. Можно себе представить, как величие Древнего Египта и других стран делало человека маленьким, незначительным; и единственное, что оставалось людям, это сознавать: поскольку все великие мыслители того времени верили в истуканов-богов, то и всем надо жить по этой вере.

Это было время, когда свет Божественной истины не просвещал род человеческий, это было блуждание в духовных потемках, это был бесконечный поиск людьми Бога, — потому что ни совесть, ни религиозное чувство, ни разум человека не могли мириться с языческими культами, которые к тому же сопровождались порой кровавыми жертвоприношениями и были так далеки от проповеди человеческого совершенства. Это был действительно духовный мрак — при всем том, что он сочетался с огромными успехами в области науки и техники. Взирая на совершенные произведения человеческого разума, люди соглашались с верой в языческих богов, которая была верой большинства. Не верить в то время в богов, отрицать языческую мудрость значило быть изгоем, отсталым человеком, потому что передовая мысль глубокой древности предполагала поклонение ложным богам.

Можно себе представить, какой же колоссальный духовный подвиг совершали те, кто отказывался поклоняться богам, кто хранил веру в Единого Бога, Творца мира. Этих людей, которые, несмотря ни на какие испытания и угрозы, сохраняли веру в Единого Бога в море многобожия, мы и называем святыми праотцами и святыми отцами, то есть теми, кто сохранял Богоданный идеал человеческой святости и веру в Единого Бога до пришествия в мир Христа Спасителя.

Сегодняшнее воспоминание о святых отцах, этих удивительных героях духа, людях невероятной духовной силы, хранивших веру в Единого Бога в море язычества, заставляет нас подумать о том, что вера, которая нам сегодня дана, не требует огромных усилий к тому, чтобы ее принять, и даже не требует огромных усилий, чтобы по ней жить, потому что со времени пришествия в мир Христа Спасителя стала формироваться церковная община, сильная духовно и интеллектуально. Достаточно вспомнить о величайших прозрениях святых апостолов и отцов Церкви, которые были выдающимися мыслителями и действительно могли прозревать своим духовным взором будущее. Но нужно и сегодня подумать вот о чем: как отцы умели сохранять веру в этом безбрежном море язычества, как они могли идти против течения или, как принято сейчас говорить, против мейнстрима, так и сегодняшним христианам нужно помнить о подвиге святых отцов и никогда не отдавать себя без всякого духовного сопротивления тем силам, которые ныне образуют основной поток и влекут к ложным целям и к поклонению ложным ценностям. В каком-то смысле этот подвиг сегодня облегчен тем, что существует Церковь Христова, Ковчег спасения, в котором даруется нам сила Божественная, сила благодати Божией, исправляющая наши жизненные пути, дающая нам силы сопротивляться греху и действительно спасающая человека, как говорит Священное Писание устами апостола Павла: «Благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2:8).

Этим даром веры и даром спасения мы обладаем в Новом Завете через искупительную жертву Господа и Спасителя, через Его крестное Воскресение, через сошествие Святого Духа на апостолов. И сегодня Дух Святой, который касался пророков древности и помогал им провозвещать Божию правду и предвидеть будущее, касается всех нас, кто крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, кто составляет Церковь Божию. Мы не единичные субъекты, по какой-то особой воле Божественной принимающие дар Духа Святого, — мы община веры, мы Церковь Христова, которая пронизывается силой Божественной благодати. А потому всякое отрицание этой благодати и этой реальности Божественной, будь то на уровне мыслительном или на уровне бытовом, или просто на уровне наших греховных привычек, есть во времена Нового Завета особый грех пред Богом.

Не напрасно в мир пришли святые праотцы, святые отцы, а затем святые апостолы, мученики, преподобные; недаром они явили всем нам величайший образец святости — именно для того чтобы мы, взирая на их пример жизни, и сами становились сильными, способными совершать добрые дела и жить по закону Божиему.

Всему этому учит нас сегодняшний замечательный день, последнее воскресенье перед Рождеством Христовым, когда мы вспоминаем святых ветхозаветного времени — святых, которые пришли в мир до Рождества Христова и особой силой своей воли и, несомненно, помощью Божией, изливаемой на этих одухотворенных мужей и жен, сохраняли веру в пришествие Господа и Спасителя. Их молитвами да укрепит всех нас Господь в вере православной, благочестии и чистоте, в жизни в соответствии с Божиим законом. Аминь.

Александро-Ошевенский мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь