В Николо-Угрешской духовной семинарии состоялась V Всероссийская научная конференция по истории русского монашества

28 ноября 2025 года в Николо-Угрешской духовной семинарии состоялась V Всероссийская научная конференция «Монастыри и монашество в истории Русской Церкви». В этом году научный форум был посвящён теме старчества. Мероприятие проводилось при информационной поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви и транслировалось на портале Богослов.RU.

Открывая работу конференции, с приветственным словом к собравшимся обратился исполняющий обязанности ректора Николо-Угрешской духовной семинарии иеромонах Лука (Пронских). Он подчеркнул важность изучения богатейшего духовного наследия представителей русского старчества. Также отец ректор отметил актуальность и востребованность погружения в данную тему в свете непростых вызовов современности, требующих особого духовного рассуждения и правильного внутреннего устроения. Отец Лука пожелал всем докладчикам помощи Божией в научно-исследовательской работе, а слушателям – интересных и познавательных открытий.

Затем был оглашён приветственный адрес председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста. В частности, владыка подчеркнул, что сущность старчества заключается в преемстве, передаче духовного, благодатного опыта от отца к сыну, от старца к послушнику. В свою очередь, духовное делание и духовная жизнь невозможны без преемства. Архипастырь особо отметил, что своими историческими корнями старчество как духовное преемство восходит к эпохе появления монашества. С древнейших времён монашеская традиция на протяжении многих веков передаётся, обогащаясь новым опытом и новыми силами, при этом сохраняя древнее предание. В завершении своего обращения митрополит Феогност выразил надежду, что участие в данном мероприятии будет плодотворным и принесёт духовную пользу.

Пленарная часть конференции была представлена следующими докладами:

  • епископ Бронницкий Иоанн, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. «Почитание памяти старцев Высоко-Петровской обители современной братией Высоко-Петровского монастыря»;
  • игумения Магдалина (Чекулаева), настоятельница Никитского женского монастыря г. Кашира. «Влияние Оптинских старцев на развитие монастырей и религиозно-нравственную жизнь российского общества»;
  • иеромонах Иосиф (Лужнов), кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой Богословия Коломенской духовной семинарии. «Старческая литература советского периода как объект научного исследования»;
  • игумен Гавриил (Лысов), настоятель мужского монастыря Животворящего Креста Господня Шуйской епархии, Балагуров Олег Андреевич, кандидат культурологии, помощник настоятеля по образовательной и научно-исследовательской работе мужского монастыря Животворящего Креста Господня Шуйской епархии. «”Любовь никогда не перестает”: из истории жизни и служения игумена Бориса (Храмцова) на благо Церкви»;
  • протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат богословия, кандидат филологических наук, профессор Николо-Угрешской духовной семинарии. «Современное русское старчество в контексте мирового Православия»;
  • иерей Валерий Духанин, кандидат богословия, клирик храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии. «Особенности духовнического служения игумена Варнавы (Столбикова)».

После обеденного перерыва работа конференции продолжилась по трем секциям.

В рамках первой секции прозвучали следующие доклады:

  • иеромонах Антоний (Шкурметов), соискатель учёной степени кандидата теологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ризничий Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери, клирик Свято-Успенского мужского монастыря г. Старица Тверской епархии. «Преподобный Антоний Радонежский как духовный деятель и церковный устроитель»;
  • игумен Августин (Заярный), первый проректор Псково-Печерской духовной семинарии. «Пастырское служение архимандрита Иоанна (Крестьянкина)»;
  • иеромонах Михаил (Булочев), старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Перервинской духовной семинарии. «Преподобный Зосима (Верховский) как устроитель и духовный руководитель женских иноческих общин»;
  • игумен Алексий (Андреев), наместник Покровского мужского монастыря г. Корсакова Южно-Сахалинской и Курильской епархии. «Старчество как живая цепь преемственности духовной традиции»;
  • монахиня Екатерина (Захарова), насельница Аносина Борисоглебского монастыря, заведующая канцелярией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. «Женская Оптина»: традиции женского старчества в Русской Православной Церкви»;
  • иерей Владимир Алёшков, кандидат богословия, исполняющий обязанности проректора по научной работе Николо-Угрешской духовной семинарии, Алёшкова Александра Владимировна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. «Соловецкий старец Феофан († 1819): жизненный путь и посмертное почитание»;
  • Чумаков Алексей Николаевич, кандидат филологических наук, доцент Белгородского государственного университета. «Труды и дни иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) (к 140-летию преставления афонского старца, духовника Свято-Пантелеимонова монастыря)».

Вторая секция была представлена нижеуказанными докладами:

  • иерей Вячеслав Масин, преподаватель кафедры Церковной истории Московской духовной академии. «Проблематика старчества в решениях Первого Всероссийского съезда монашествующих (1909 г.)»;
  • Балашова Елена Григорьевна, научный консультант паломнической службы Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. «Архиепископ Варфоломей (Ремов) как старец и духовник и его высказывания о старчестве»;
  • протоиерей Александр Гайченя, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Алматинской православной духовной семинарии. «Традиции Оптинского старчества в служении преподобноисповедника Севастиана Карагандинского»;
  • протоиерей Максим Горожанкин, председатель Миссионерской комиссии Белгородской епархии, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Преосвященный Леонид (Поляков), митрополит Рижский и его роль в деле сохранения старческого служения в Русской Церкви в середине XX века»;
  • иеромонах Агапий (Чернышов), благочинный монастыря Рождества Пресвятой Богородицы Курская Коренная мужская пустынь. «Воспоминания о посещении монастыря Коренная пустынь старцем схиархимандритом Илием (Ноздриным), исповедником веры и почитаемым подвижником благочестия современности»;
  • Стародубцева Марина Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии и религиоведения, исполняющая обязанности декана факультета теологии и религиоведения Курского государственного университета. «Старчество и женские монастыри Урала XIX – начала XX вв.»;
  • иерей Николай Дубинин, ответственный за реализацию Патриаршей программы по изучению Библии в Белгородской епархии, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Преподобный Амвросия Оптинский и его письма о воспитании детей».

В ходе работы третьей секции выступили следующие докладчики:

  • иеромонах Иннокентий (Мелихов), ассистент кафедры богословия Московской духовной академии. «Наследие русского старчества в трудах иеромонаха Серафима (Роуза)»;
  • иеродиакон Иннокентий (Юхименко), насельник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, аспирант Московской духовной академии. «Жизнь и подвиги старца Николо-Угрешского монастыря иеромонаха Иова (в схиме Иосифа)»;
  • послушник Артемий (Гладков), соискатель учёной степени кандидата теологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «Антропологическая диада (старец – послушник) как личностный способ трансляции опыта в духовной традиции»;
  • чтец Максим Теребун, студент I курса аспирантуры Московской духовной академии. «Психосоматический метод творения Иисусовой молитвы в трудах преподобного Льва Оптинского»;
  • чтец Николай Щербатых, студент I курса аспирантуры Московской духовной академии. «Доникейские истоки православного старчества: к вопросу о соотношении Божественной благодати и свободы воли в духовном руководстве»;
  • чтец Кирилл Разбейкин, студент II курса магистратуры Сретенской духовной академии. «Место преподобного Серафима Саровского в духовном наследии архимандрита Иоанна (Крестьянкина)».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужской монастырь в честь великомученика Георгия Победоносца в Гётшендорфе
Свято-Казанский женский монастырь с. Папоротка
Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Благовещенский пещерный мужской монастырь на Мангупе
Женский монастырь в честь Воскресения Христова в городе Чердыни
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь
Николо-Бабаевский мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь Раненбургская пустынь