В день памяти святителя Алексия Московского епископ Переславский Феоктист совершил Литургию в Алексеевском монастыре Углича

25 февраля 2025 года, в день памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Алексеевском женском монастыре города Углича Ярославской области.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), благочинный Мышкинского округа протоиерей Александр Иванов, протоиерей Георгий Живаев, священник Артемий Омельянов, иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Алексей Герасимов.

За веру, милосердие и вклад в развитие тюремного служения Русской Православной Церкви и за многолетние труды в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации медали Синодального отдела Русской Православной Церкви по тюремному служению вмц. Анастасии Узорешительницы II степени были удостоены:

  • игумен Николай (Шишкин), настоятель храма вмц. Анастасии Узорешительницы при ФКУ ИК №3 г. Углича;
  • протоиерей Георгий Живаев, руководитель Отдела по тюремному служению Переславской епархии, окормляющий священник ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

Дорогая матушка Ольга, отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с днём памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси!

Как вы все прекрасно знаете, в этом году день памяти святителя Алексия пришёлся на Сырную седмицу, на те дни, в которые Церковь с сугубым тщанием готовит нас к наступлению Великого поста, и по этой причине на текущей неделе нам предлагаются очень непростые и крайне важные евангельские чтения. Так, сегодня во время Литургии мы услышали рассказ апостола и евангелиста Луки о Гефсиманском молении Спасителя, о предательстве Иуды, о взятии Спасителя под стражу, об отречении Петра и о суде над нашим Господом. О всем этом можно говорить и размышлять бесконечно, мне хотелось бы предложить подумать о Гефсиманской молитве, и о некоторых связанных с ней вопросах.

Евангелие свидетельствует, что Спаситель знал: в скором времени Ему придется пройти через Страдания и Смерть. Он нуждался в молитвенном утешении, ради этого Господь ушел со Своими учениками в уединенное место и там молился. Все евангелисты сохранили слова этой молитвы, у апостола и евангелиста Луки она звучит так: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42).

К этим словам возникает масса вопросов, самый важный из которых можно сформулировать так: о какой такой Своей воле сказал Христос, если по Его же собственным словам, Он «и Отец – одно» (Ин. 10, 30)? И как можно допустить, что внутри Святой Троицы есть различные воли?

Ответу на этот вопрос посвящены целые библиотеки, более того, различия в ответах привели к церковному расколу, который до сих пор дает о себе знать. Впрочем, мы не станем сейчас углубляться ни в церковную историю, ни в догматическое богословие, мы сосредоточимся лишь на самом евангельском тексте и попытаемся сделать из него те же самые выводы, которые сделала Церковь.

Для этого нам стоит вспомнить, что Христос и Бог, и Человек. Он в полном и совершенном смысле Бог, в таком же смысле Он и человек. Сложно подобрать какую-либо аналогию такого соединения, ведь оно абсолютно уникально, но вместе с этим можно вспомнить, что любой человек одновременно существует в нескольких, так сказать, ипостасях. К примеру, мы одновременно и дети по отношению к своим родителям, и родители по отношению к детям, ну а не имеющие детей монахи в один и тот же момент должны ощущать себя в полной мере живыми и вместе с этим уже умершими. Однако стоит повторить ещё раз: эти аналогии очень отдаленные и весьма приблизительные, они не способны описать то, как мыслил и чувствовал Воплощённый Бог, они нужны лишь для того, чтобы показать сложность попыток рационального анализа следствий соединении в одной Личности Бога и Человека.

Не менее сложно отделить действия Христа как Бога от Его же действий как Человека. То же самое можно сказать и про Его слова. Но в отношении Гефсиманской молитвы сделать это, всё же, возможно. Для этого нам стоит вспомнить о существовании двух воль: воли божественной и воли человеческой. В случае обычного человека эти две воли после грехопадения пребывают в борьбе друг с другом, в случае Христа никакого конфликта не было, однако было нежелание физического естества подвергаться мукам и смерти, именно это нежелание и нашло своё отражение в Гефсиманской молитве Спасителя, это же нежелание влекло за собой и человеческую волю Христа. Спаситель сумел победить в этой напряжённой внутренней борьбе, и тем самым Он показал, что любой человек может одержать такую же победу, любой человек способен подчиниться воле Божией о себе самом, и через это соединиться с Богом в вечности.

Материалы по теме

Монастыри

Алексеевский женский монастырь в Угличе
Ярославская область, Углич, улица Шаркова, 25
Алексеевский женский монастырь в Угличе
Ярославская область, Углич, улица Шаркова, 25

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Святогорский Крестовоздвиженский женский монастырь с. Егорьевка
Успенский Далматовский мужской монастырь г. Далматово
Христорождественский Богородичный женский монастырь города Вятские Поляны
Женский ставропигиальный монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица»
Благовещенский женский монастырь г. Стерлитамака
Ставропольский Иоанно-Мариинский женский монастырь
Христорождественский монастырь города Слободского
Спасо-Казанский женский монастырь г. Остров
Новодевичий ставропигиальный женский монастырь г. Москвы
Успенский Колоцкий женский монастырь