Священномученик Косма Коротких

25 Ноября / 8 Декабря
19 Мая / 1 Июня (28-й день после Пасхи) Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

Свя­щен­но­му­че­ник Кос­ма ро­дил­ся 25 ок­тяб­ря 1886 го­да в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Кос­мы епи­ско­па Ма­и­ум­ско­го в се­ле Боль­шая Уса Осин­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ро­ди­о­на Ко­рот­ких. С дет­ства из­брав путь слу­же­ния Бо­гу, Кос­ма оста­вил ро­ди­тель­ский дом и уехал учить­ся в Моск­ву, где окон­чил пас­тыр­скую шко­лу. Вско­ре он же­нил­ся, и у них с су­пру­гой Прас­ко­вьей Ива­нов­ной ро­ди­лись дочь и сын.С 18 лет Кос­ма ис­пол­нял по­слу­ша­ние пса­лом­щи­ка, а в 1912 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на. Точ­но неиз­вест­но, где он на­чал свое диа­кон­ское слу­же­ние, но в лич­ных бу­ма­гах от­ца Кос­мы есть упо­ми­на­ние о том, что в 1917 го­ду он яв­лял­ся диа­ко­ном Бла­го­ве­щен­ско­го Вот­кин­ско­го со­бо­ра Са­ра­пуль­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии. Кро­ме служ­бы в хра­ме, с 1916 по 1919 год отец Кос­ма пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в 6-ом Вот­кин­ском сме­шан­ном на­чаль­ном учи­ли­ще. В 1921 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Бла­го­ве­щен­ско­му со­бо­ру.Го­не­ния, об­ру­шив­ши­е­ся на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь в 1920-30 го­дах, в пол­ной ме­ре кос­ну­лись и его. В 1927 го­ду он два­жды на­хо­дил­ся под стра­жей в Са­ра­пуль­ском ис­прав­до­ме и вы­нуж­ден был мно­го раз ме­нять ме­сто слу­же­ния. 30 мар­та 1927 го­да епи­скоп Вот­кин­ский Они­сим (Пы­ла­ев) бла­го­сло­вил от­ца Кос­му про­дол­жить свое слу­же­ние в ка­че­стве на­сто­я­те­ля клад­би­щен­ской церк­ви. Поз­же отец Кос­ма был свя­щен­ни­ком Бо­го­яв­лен­ско­го хра­ма се­ла Неч­ки­но Са­ра­пуль­ской епар­хии, а уже 27 сен­тяб­ря 1928 го­да еди­но­вер­че­ский епи­скоп Кер­жин­ский Па­вел бла­го­сло­вил от­ца Кос­му на слу­же­ние при еди­но­вер­че­ском хра­ме го­ро­да Ижев­ска.О даль­ней­ших ски­та­ни­ях се­мьи Ко­рот­ких до­ку­мен­тов не со­хра­ни­лось, од­на­ко к се­ре­дине 1937 го­да отец Кос­ма с ма­туш­кой по­се­ли­лись в се­ле Лу­ки­но По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской об­ла­сти, где до ре­во­лю­ции дей­ство­вал Кре­сто­воз­дви­жен­ский жен­ский мо­на­стырь.Се­мья Ко­рот­ких жи­ла бед­но, ни­ка­ко­го иму­ще­ства у них не бы­ло. Не стя­жав зем­но­го бо­гат­ства, свя­щен­ник Кос­ма про­по­ве­до­вал бо­гат­ство ис­тин­ное. Он го­во­рил: «Кто ве­рит в Бо­га до кон­ца, тот оста­нет­ся вер­ным сы­ном Хри­ста».Отец Кос­ма ду­хов­но окорм­лял не толь­ко жи­те­лей Лу­ки­на и окрест­ных сел, но, как поз­же по­ка­зы­ва­ли сви­де­те­ли на до­про­сах, в ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки к нему при­ез­жа­ли мо­на­хи­ни из Моск­вы, ко­то­рые пе­ли в цер­ков­ном хо­ре.Рев­ност­ное слу­же­ние от­ца Кос­мы не мог­ло остать­ся неза­ме­чен­ным ор­га­на­ми НКВД. Его аре­сто­ва­ли 27 но­яб­ря 1937 го­да и с это­го дня дер­жа­ли под стра­жей в Сер­пу­хов­ской тюрь­ме по об­ви­не­нию в си­сте­ма­ти­че­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции. Про­то­кол един­ствен­но­го до­про­са от­ца Кос­мы от 28 но­яб­ря со­сто­ит из трех ко­рот­ких во­про­сов и от­ве­тов. Ви­нов­ным се­бя в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции отец Кос­ма не при­знал.Ре­ше­ни­ем су­деб­ной трой­ки при Управ­ле­нии НКВД СССР по Мос­ков­ской об­ла­сти от 1 де­каб­ря 1937 го­да отец Кос­ма был при­го­во­рен к рас­стре­лу. Казнь свя­щен­ни­ка со­сто­я­лась 8 де­каб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой, где он был за­тем и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Про­то­и­е­рей Олег Мит­ров

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Но­ябрь». Тверь, 2003 год, стр. 237–238.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Почитание святого в Кресто-Воздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре

Косьма Родионович Коротких родился 25 октября 1886 г. в день памяти преп. Косьмы, епископа Маиумского, в селе Большая Уса Больше-Усинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. С детства избрав путь служения Богу, Косьма Коротких оставил родительский дом и уехал учиться в Москву, где и закончил пастырскую школу. Вскоре он женился, и у него с супругой Прасковьей Ивановной в 1905 г. родилась дочь Любовь, а позднее, в 1911 г., сын Геннадий.

С 18 лет Косьма Коротких исполнял послушание псаломщика, а в 1912 г. был рукоположен во диакона. Точно неизвестно, где он начал свое диаконское служение, но в личных бумагах отца Косьмы есть упоминание о том, что в 1917 г. он являлся диаконом Благовещенского Воткинского собора Сарапульского уезда Пермской губернии. Кроме службы в храме, с 1916 по 1919 гг. отец Косьма преподавал Закон Божий в 6-ом Воткинском смешанном начальном училище. В 1921 году отец Косьма был рукоположен во священника и в 1922 г. указом Преосвященнейшего Амвросия, Епископа Воткинского был переведен на штатное священническое место при Благовещенском соборе, как было отмечено в резолюции владыки: “за его плодотворную и полезную деятельность”.

Гонения, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь в 1920-30 гг. в полной мере разделил и отец Косьма. В 1927 г. он дважды находился под стражей Сарапульского исправдома, а также вынужден был много раз менять место служения: 30 марта 1927 г. Епископ Воткинский Онисим (Пылаев) благословил отца Косьму продолжить свое служение в качестве настоятеля кладбищенской церкви. Позже отец Косьма был священником Богоявленского храма села Нечкина Сарапульской епархии, а уже 27 сентября 1928 г. Павел, Епископ Кержинский (единоверческий) благословил отца Косьму на служение при единоверческом храме города Ижевска на псаломщической вакансии.

О дальнейших скитаниях семьи Коротких документов не сохранилось, однако к середине 1937 г. отец Косьма с матушкой поселились в селе Лукино Подольского уезда Московской области, где до революции действовал Крестовоздвиженский женский монастырь.

К 1937 г. дети уже жили отдельно от родителей, Любовь Косьминишна в Москве училась и работала медсестрой, а Геннадий Косьмич был рабочим в Орехово-Зуево. Семья Коротких жила бедно, никакого имущества у них не было. Не стяжав земного богатства, священномученик Косьма проповедовал богатство истинное, он говорил: “кто верит в Бога до конца, тот останется верным сыном Христа”.

Отец Косьма духовно окормлял не только жителей Лукино и окрестных сел, но, как позже показывали свидетели на допросах, в религиозные праздники к нему приезжали монахини из Москвы, которые пели в церковном хоре.

Ревностное служение отца Косьмы не могло остаться незамеченным органами НКВД. Его арестовали 27 ноября 1937 г. и с этого дня держали под стражей в Серпуховской тюрьме по обвинению в систематической контрреволюционной агитации. Протокол единственного допроса отца Косьмы от 28 ноября состоит из трех коротких вопросов и ответов. Виновным себя в антисоветской агитации отец Косьма не признал. Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 г. отец Косьма был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 8 декабря 1937 года. Место его захоронения неизвестно.

Священномученик Косьма, оставшийся “верным сыном Христа”, стяжал мученический венец и, предстоя Престолу Всевышнего, молится за нас.

Память священномученика Косьмы совершается в день его мученической кончины 25 ноября / 8 декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).


Тропарь, глас 3

Церкве Русския столбе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития евангельского образе,/ священномучениче Космо./ Христа ради пострадавый  даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии/ до скончания века./

Кондак, глас 2

Приидите, вернии,/ восхвалим достолепно богомудраго Косму,/ изряднаго во священницех/ и славнаго в мученицех,/ Православия поборника/ и благочестия степень,/ земли? Русския красное прозябение,/ иже страданием к Небеси востече/ и тамо тепле молит Христа Бога/ спастися душам нашим.

Величание

Величаем тя,/ священномучениче Косьмо,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа во утверждение на Руси Православия// претерпел еси.