Игумения Клавдия (Стахиева)

6 / 19 Декабря
Одной из старейших насельниц  юрьевского женского монастыря была сестра Клавдия (Стахиева), «дочь крестьянина, домашнего образования, с 1843 года послушницей, в 1864 г. пострижена в монашество, в 1891 г. назначена настоятельницей Петропавловского монастыря и возведена в сан игуменьи, 76 лет, награждена в 1896 г. наперсным крестом».

Несмотря на возраст, игуменья Клавдия была очень энергична. Ее заботами в 1892 — 1902гг. построена очень красивая колокольня в русском стиле высотой около 60 метров. Постройка колокольни обошлась в 82500 руб. Настоятельная нужда в устройстве при монастыре отдельной колокольни чувствовалась с момента возобновления монастыря. Небольшие колокола, в силу необходимости, находились в куполе главы холодной церкви, поэтому совершение церковного звона вызывало неудобства. Вместе с устройством колокольни являлась необходимость приобрести и соответствующий церковный колокол. Высокопопечительнейший Архипастырь, Высокопреосвященнейший Сергий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, «вняв усерднейшей просьбе игуменьи Клавдии, милостивейше разрешил в 1897-1901 гг. выдавать из Владимирской духовной консистории книги для сбора подаяний в городах России на благоустройство обители. Благодаря этому полились обильные жертвы. Особые благодеяния оказали: юрьевская купеческая дочь девица Екатерина Алексеевна Пашкова, пожертвовавшая на колокол 8000 руб., и юрьевский купец Николай Алексеевич Ганшин, который был деятельным руководителем и споспешником игуменьи Клавдии во все время постройки колокольни, а особенно в деле заказа нового колокола».

16 августа 1902 г. новый колокол был заказан в городе Ярославле на колокольном заводе наследников Оловянишникова. 24 сентября 1902 г. колокол был отлит из чистой демидовской меди, весом 520 пудов 12 фунтов (более 4 тонн). 25 ноября колокол привезли в Юрьев. 23 января 1903 г. приехавшие из Ярославля мастера приготовили все необходимое для поднятия колоколов и после положенного чинопоследования и окропления святой водой были подняты девять средних и малых колоколов, общим весом 210 пудов 17 фунтов (около 3,5 тонн). 26 ноября, в неделю о мытаре и фарисее, происходило само торжество. Божественная литургия была совершена архимандритом Архангельского монастыря Афанасием в сослужении протоиерея Александра Знаменского и местного священника Дмитрия Сахарова. В конце литургии отец Дмитрий сказал слово на тему «о неожиданном изыскании средств на приобретение колокола, о благолепии и изяществе современных храмов и чрезвычайной бедности и скудости храмов Божиих за двести с лишком лет до нашего времени и в заключении о необходимости посещения храмов Божиих каждым христианином». Наглядным доказательством скудости храма, бывшего более двухсот лет назад на месте монастырского храма, служит имеющийся в настоящее время в келье настоятельницы точный снимок со старинного деревянного (срубом) и покосившегося храма во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла со следующей подписью: «при державе Благочестивейших Государей великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича при Святейшем Иоакиме Патриархе Московском и вся России и при Преосвященнейшем Иларионе Митрополите Суздальском и Юрьевском в лето 1689». На рисунке изображен единственный небольшой храм в виде обыкновенной избы, входные паперти которой вроде крыльца.

После Божественной Литургии при громадном стечении народа со всего города и окрестных селений по положенному чинопоследованию было совершено освящение большого колокола, и после окропления его святой водой и по окончании многолетий колокол был поднят на колокольню.

По окончании всей церемонии в келье настоятельницы всем участникам торжества была предложена скромная трапеза, перед началом которой игуменья Клавдия в благословение от обители поднесла иконы благодетелям.

Еще не будучи игуменьей, Клавдия в 1886 г. при содействии крестьянина с. Петровское Юрьевского уезда Григория Лаврентьевича Карзова устроила внутри монастыря, с восточной стороны, предназначавшийся для общежития деревянный корпус (25 аршин длиной и 10 аршин шириной). Но только став настоятельницей, она смогла открыть в нем церковно-приходскую школу, которая отличалась благоустроенными службами и приличным оборудованием: изразцовая печь, 11 новейшего образца парт, шкаф для библиотеки, присланные братством святого Александра Невского учебники и принадлежности. Из подаренной Карзовым сарпинки 24 ученицам были сшиты форменные платья, что придало школе «особенно красивый и опрятный вид». Разместив у себя девочек на учебное время, сестры избавили их от необходимости ежедневно ходить в школу издалека. По распоряжению совета братства святого Александра Невского заведующей школой стала игуменья Клавдия, законоучителем — священник Д.Ф. Сахаров, учительницей – выпускница Епархиального женского училища Анна Назарьевская. Давать уроки рукоделия изъявила желание известная мастерица, послушница монастыря Лариса Ивановна Кокушкина, по классу пения — послушница Анна Алексеевна Пенская, дочь дьякона, обладавшая «достаточным умением обучать пению при посредстве скрипки». Скромное торжество открытия школы состоялось 25 сентября 1892 г. После молебна местный священник Дмитрий Сахаров произнес речь «об основных началах истинного воспитания и необходимости воспитания души по-христиански, под руководством святой православной Церкви». Так Петропавловский монастырь стал одним из центров народного просвещения.

Заслуги игуменьи Клавдии неоднократно отмечались Святейшим Синодом, с уважением относились к деятельной настоятельнице и юрьевцы. В скорбный день 19 декабря 1904 г. весь город пришел проститься с игуменьей. Погребена она была у алтаря холодной церкви. Спустя три года в Петропавловском монастыре на 71-м году жизни скончалась Прасковья Сергеевна Карзова. Известная «ревнительница по благоустройству храмов», Карзова имела серебряную и золотую медали от Святейшего Синода. Как писали «Владимирские епархиальные ведомости», «благотворительность покойной выразилась во многих тысячах рублей».

Ежегодно в день памяти на ее могиле служится панихида.