Свято-Воскресенский мужской монастырь в поселке Иструть Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Челябинская
Адрес:
Челябинская обл., Саткинский р-н, д. Иструть, ул. Луговая, 1а
Телефон:
+7 (35161)7-18-60
E-mail:
Сайт:
Дата основания:
1849
дата восстановления:
1993

История

Свято-Воскресенский мужской монастырь — мужской монастырь в честь Воскресения Христова в д. Иструти Саткинского района Челябинской области. Расположен на реке Иструть, у подножия Вишневой горы и хребта Чулкова.

Устроителем и первым настоятелем монастыря был Иоанн (Гордеев), в прошлом начетчик-беглопоповец и основатель староверческих скитов под именем монаха Власия. В 1838 году вместе с насельниками скитов он был принят в Православную Церковь, в единоверие, и предложил Уфимскому епископу Иоанникию (Образцову) учредить в епархии единоверческий монастырь. Синодальным указом от 17 мая 1840 года пострижение Власия было подтверждено с новым именем Иоанн, ему дозволялось «отыскивать способы к устроению единоверческого монастыря». Посетив летом того же года Санкт-Петербург, он подал прошение императору об устроении обители.
Указом Синода от 28 февраля 1849 года монастырь был учрежден на землях казенных дач Кусинского завода площадью 110 десятин, в Уральских горах. 12 июня того же года иеромонах Иоанн и 8 насельников прибыли на новое место, а затем стали собирать средства для строительства по городам России. Московский святитель Филарет (Дроздов) подарил обители напрестольное Евангелие 1637 года. В 1850 году в обители были построены деревянные кельи и церковь в честь Воскресения Христова, освященная в марте 1851 года, но сгоревшая в 1897 году. В 1891 году в монастыре был заложен каменный, крытый железом, храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Также была возведена колокольня с 6 колоколами.

Иструтский монастырь, продолжавший придерживаться старого обряда, стал миссионерским центром распространения Православия в округе. Насельники проповедовали среди беглопоповцев Белорецкого, Златоустовского и Саткинского заводов и примыкавших к ним деревень Челябинского уезда. Игумен Иоанн обратил в христианство 78 мусульман. Однако, правящие архиереи, опасаясь влияния единоверцев, ограничивали развитие единоверческих приходов и монастырей, не разрешали монашеские постриги, что подрывало действенность миссии.
Положение обители улучшилось в 1900-1902 годах при епископе Антонии (Храповицком), считавшем единоверие важной частью миссионерской деятельности. Владыка Антоний 30 июня 1901 года освятил новую Покровскую церковь обители. В начале XX века монастырь стал духовным центром уральского единоверия, его насельники назначались настоятелями единоверческих монастырей в других епархиях.

Расцвет монастыря в 1914-1917 годах связан с пребыванием на Уфимской кафедре епископа Андрея (Ухтомского), который рукоположил для монастыря 2 священников и 3 иеродиаконов, благословил совершить постриг 14 иноков и 2 монахов. Владыка также благословил построить в обители каменный Воскресенский храм «в память павших за величие и славу славянского народа воинов» освященный после 1917 года, а также каменную часовню при станции Бердяуш. В начале века в монастыре воспитывались несколько десятков мальчиков-сирот, существовала богадельня. В годы Первой мировой войны монастырь помогал семьям призванных на службу солдат и всем нуждающимся, предоставил помещения для лазарета. Среди подвижников монастыря был известен молчальник монах Макарий.

К 1917 году обитель владела несколькими мельницами на реке Иструть, в селах Сикияз, Озёрское и Леуза, вел обширное земледельческое и скотоводческое хозяйство. В соответствии с определением Собора Русской Православной Церкви от 22 февраля/7 марта 1918 об учреждении 5 единоверческих кафедр, монастырь должен был стать местом пребывания единоверческого Саткинского епископа, викария Уфимской епархии.

В предреволюционный период в монастыре почитались многие святыни, в частности икона благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей, древняя икона Нерукотворного образа Спасителя.

В Покровском храме хранились антиминс, освященный в 1652 году Вологодским архиепископом Маркеллом, Евангелие 1637 года, Служебник 1603 года, другие богослужебные книги издания 1-й половины XVII века.

В 1920 году игумен был арестован, монастырь закрыт. На его территории было организовано подсобное хозяйство, в котором трудилась и часть насельников. В Воскресенском храме, ставшем приходским, богослужения продолжались до начала 1930-х годов. В 1935 году на территории обители открылся Саткинский дом инвалидов № 1, с 1955 года до 1980-х годов там разместилось подсобное хозяйство Саткинского психоневрологического интерната. После Великой Отечественной войны в зданиях монастыря разместили спецпереселенцев, в основном немцев, поляков, насильственно переселённых с западных территорий страны. На месте разрушенных монастырских корпусов были поставлены жилые дома и бараки, в ходе строительных работ были уничтожены Покровский храм, соборная колокольня, часовни. На 2-м этаже перестроенного Воскресенского собора разместился кинотеатр, на 1-м этаже — столовая.

В начале 1990-х годов началось возрождение монастыря под опекой Александро-Невского братства. В ноябре 1991 года члены братства обратились к епископу Челябинскому за разрешением о передаче монастыря епархии, что и последовало в декабре того же года. Возрождение монастыря возглавил отец Сергий (Ушаков). 11 июня 1993 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил повторное открытие обители.

В 1994 году на нижнем этаже 2-этажного каменного здания 1970-х годов постройки была освящена домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.

и. о. настоятеля

Исполняющий обязанности наместника иеромонах Тихик (Борзов)


Храмы и Богослужения

Домовый храм в чесь преподобного Сергия Радонежского
1994 г.


Контактная информация

Возврат к списку