Благовещенское подворье Троице-Сергиевой лавры подворье ставропигиального мужского монастыря
История
В трех километрах к западу от Троице-Сергиевой лавры, на вершине плоского холма, лежит небольшое село Благовещенье - одно из древнейших в Радонежском крае и ближайшее к Троицкой обители. Здесь, в окружении старинных прудов и немногочисленных жилых домов, рядом с кладбищем, расположилась церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы – подворье Троице-Сергиевой лавры.
Первое поселение в этих местах появилось в годы правления великого князя Московского Ивана Красного (1353 – 1359) и называлось село Княже. Уже в это время в селе стояла Благовещенская церковь – один из самых ранних в Подмосковье образцов деревянной церкви клетского типа. Храм вполне мог быть построен или освящен при участии самого преподобного Сергия.
В начале 15 века село Княже досталось в наследство Андрею Владимировичу Радонежскому. Щедрый благотворитель Троицкого монастыря пожаловал село обители. С тех пор оно стало носить название Благовещенье по стоявшей в центре села Благовещенской церкви. Осенью 1425 года князь Андрей Радонежский скончался и был погребен в юго-западном углу каменного Троицкого собора обители преподобного Сергия.
Новый хозяин села монастырь начал активно помогать храму: передал ему свечи, дорогие богослужебные книги и иконы Живоначальной Троицы, Преподобного Сергия и распространенный в монастыре образ Явления Божией Матери Преподобному.
В 1536 году при Благовещенской церкви действовала богадельня: в кельях жили одинокие, больные и престарелые женщины, которые питались подаяниями местных крестьян и паломников Троицкой обители.
В сентябре 1608 года началась осада монастыря польско-литовскими войсками. Часть местных успела сжечь свои дома и укрыться за монастырскими стенами. Остальные оказались отрезанными от обители линией укреплений литовского гетмана Сапеги. Благовещенский глубокий овраг, по которому мимо села в сторону монастыря течет речка Кончура, не раз выручал осажденных. По нему защитники монастыря обходили вражеские укрепления и внезапно нападали на врагов. 15 августа 1609 года Троицкие сидельцы сделали удачную вылазку: незаметно прошли к лагерю Сапеги Благовещенским оврагом, побили сторожей согнанного туда скота и благополучно отогнали его в монастырь.
Осада нанесла огромный ущерб монастырю и окрестностям. Более 10 лет потребовалось селу Благовещение, чтобы подняться из руин. Зато к 1623 году при Благовещенской церкви был уже полный причт: поп, дьячок, пономарь и просвирница, были возобновлены кельи нищих, увеличилось число бобыльских дворов. Восстановиться селу Благовещенье помог Троице-Сергиев монастырь. В благодарность крестьяне пахали и боронили монастырские поля, сеяли на них рожь и овес, косили сено на монастырских лугах, ухаживали за монастырскими капустниками, овощниками, конопляниками. Монастырь поставил в селе и новую шатровую церковь.
В 1764 году церковные земли отошли государству. Лаврские села и деревни с приписанными к ним угодьями тоже стали казенной собственностью. Взаимовыгодные хозяйственные связи села Благовещенья с Лаврой прекратились. Священник и дьячок Благовещенского прихода состарились. И в 1776 году Московский архиепископ и Священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Платон (Левшин) распорядился определить их в лаврскую богадельню, а сам Благовещенский приход присоединить к приходу недавно построенной каменной церкви Святого пророка Божия Илии в Пушкарской слободе.
В 1786 году прихожане упраздненного Благовещенского прихода обратились в Радонежское духовное правление и просили разрешения покрыть кровлю Благовещенской церкви новым тесом и переправить наклонившуюся колокольню, «дабы служение Литургии производимо было». Владыка Платон, к тому времени уже митрополит, разрешил отремонтировать Благовещенскую церковь и даже возобновить в церкви воскресные и праздничные службы, если прихожане дадут подписку, «чтоб им особеннаго попа не просить, а служение исправлять Ильинским священникам поочередно».
На протяжении следующих ста лет число богослужений в Благовещенской церкви постепенно сокращалось: уделять время отдаленному селу Ильинским священникам становилось все труднее. В конце XIX столетия деревянный Благовещенский храм открывался лишь семь раз в году.
К концу XIX века деревянная Благовещенская церковь требовала срочного ремонта: тесовая кровля протекала, дубовые столбы под полом и венцы под звонницей подгнили. В 1890 году московский предприниматель П.С. Каптелин возобновил храм: покрыл его железной кровлей, подвел кирпичный фундамент, устроил новый деревянный пол, украсил ризами и окладами некоторые образа, заменил старую обветшавшую звонницу новой каркасной.
В 1905 году в селе Благовещенье было построено двухэтажное деревянное здание церковно-приходской школы, а через четыре года – дом для священника. В 1911-1913 годах на приходе служил только что рукоположенный отец Павел Флоренский.
Во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов приход вновь закрыли. Летом 1935 года в Благовещенской церкви стала работать изба-читальня Воронцовского сельского совета. В 1941 году, когда немецко-фашистские войска пытались пройти к Москве через Дмитров, храм приспособили под общежитие для летчиков. На северо-западной окраине города в то время был развернут аэродром. В послевоенные годы в стенах храма жили работники подшефных предприятий, посылаемые на сельхозработы. К началу 1970-х годов Благовещенская церковь обветшала настолько, что через боковой проем в храм забредали коровы. В это время он, наконец, удостоился внимания московских архитекторов. Его поставили на учет органов охраны памятников и внесли в каталог памятников архитектуры Московской области. В 1978 – 1980 годах церковь разобрали, чтобы возобновить фундамент и заменить сгнившие и изъеденных жучком бревна новыми. И даже приступили к сборке сруба, но так и не завершили дело. Возможно, не хватило средств. Но главная причина была не в этом. За время советской власти в селе Благовещенье прервалась церковно-приходская жизнь.
Вновь она начала налаживаться всего несколько лет назад. 4 ноября 2007 года иерей Андрей Наймушин был назначен исполняющим обязанности настоятеля Благовещенской церкви. Первое Богослужение здесь состоялось 30 ноября в память преподобного Никона Радонежского, второе - 4 декабря в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В храме было минус 12 градусов, служить приходилось в пальто и валенках. Но, несмотря на это, на Богослужение пришло более десятка местных жителей, которые впервые за много лет смогли исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
В Первый после долгого перерыва престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы храм посетил наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Накануне этого события были установлены хорос и дубовые двери, в алтаре были помещены подаренные благочинным Лавры игуменом Павлом иконы и сделаны по его совету некоторые перестановки мебели. Незнакомые люди привезли две большие старинные иконы, которые им удалось сохранить после разрушения в советское время какого-то храма. Иерей Сергий Сухенко (Всехсвятское подворье) пожертвовал иконы двунадесятых праздников, которыми был украшен притвор церкви.
Сейчас в Благовещенском храме регулярно совершаются богослужения. Добираться до села удобнее всего личным автотранспортом. Но можно и автобусом №10. От последней остановки «Благовещенское кладбище» придется пройти пешком пару километров.
В начале 15 века село Княже досталось в наследство Андрею Владимировичу Радонежскому. Щедрый благотворитель Троицкого монастыря пожаловал село обители. С тех пор оно стало носить название Благовещенье по стоявшей в центре села Благовещенской церкви. Осенью 1425 года князь Андрей Радонежский скончался и был погребен в юго-западном углу каменного Троицкого собора обители преподобного Сергия.
Новый хозяин села монастырь начал активно помогать храму: передал ему свечи, дорогие богослужебные книги и иконы Живоначальной Троицы, Преподобного Сергия и распространенный в монастыре образ Явления Божией Матери Преподобному.
В 1536 году при Благовещенской церкви действовала богадельня: в кельях жили одинокие, больные и престарелые женщины, которые питались подаяниями местных крестьян и паломников Троицкой обители.
В сентябре 1608 года началась осада монастыря польско-литовскими войсками. Часть местных успела сжечь свои дома и укрыться за монастырскими стенами. Остальные оказались отрезанными от обители линией укреплений литовского гетмана Сапеги. Благовещенский глубокий овраг, по которому мимо села в сторону монастыря течет речка Кончура, не раз выручал осажденных. По нему защитники монастыря обходили вражеские укрепления и внезапно нападали на врагов. 15 августа 1609 года Троицкие сидельцы сделали удачную вылазку: незаметно прошли к лагерю Сапеги Благовещенским оврагом, побили сторожей согнанного туда скота и благополучно отогнали его в монастырь.
Осада нанесла огромный ущерб монастырю и окрестностям. Более 10 лет потребовалось селу Благовещение, чтобы подняться из руин. Зато к 1623 году при Благовещенской церкви был уже полный причт: поп, дьячок, пономарь и просвирница, были возобновлены кельи нищих, увеличилось число бобыльских дворов. Восстановиться селу Благовещенье помог Троице-Сергиев монастырь. В благодарность крестьяне пахали и боронили монастырские поля, сеяли на них рожь и овес, косили сено на монастырских лугах, ухаживали за монастырскими капустниками, овощниками, конопляниками. Монастырь поставил в селе и новую шатровую церковь.
В 1764 году церковные земли отошли государству. Лаврские села и деревни с приписанными к ним угодьями тоже стали казенной собственностью. Взаимовыгодные хозяйственные связи села Благовещенья с Лаврой прекратились. Священник и дьячок Благовещенского прихода состарились. И в 1776 году Московский архиепископ и Священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Платон (Левшин) распорядился определить их в лаврскую богадельню, а сам Благовещенский приход присоединить к приходу недавно построенной каменной церкви Святого пророка Божия Илии в Пушкарской слободе.
В 1786 году прихожане упраздненного Благовещенского прихода обратились в Радонежское духовное правление и просили разрешения покрыть кровлю Благовещенской церкви новым тесом и переправить наклонившуюся колокольню, «дабы служение Литургии производимо было». Владыка Платон, к тому времени уже митрополит, разрешил отремонтировать Благовещенскую церковь и даже возобновить в церкви воскресные и праздничные службы, если прихожане дадут подписку, «чтоб им особеннаго попа не просить, а служение исправлять Ильинским священникам поочередно».
На протяжении следующих ста лет число богослужений в Благовещенской церкви постепенно сокращалось: уделять время отдаленному селу Ильинским священникам становилось все труднее. В конце XIX столетия деревянный Благовещенский храм открывался лишь семь раз в году.
К концу XIX века деревянная Благовещенская церковь требовала срочного ремонта: тесовая кровля протекала, дубовые столбы под полом и венцы под звонницей подгнили. В 1890 году московский предприниматель П.С. Каптелин возобновил храм: покрыл его железной кровлей, подвел кирпичный фундамент, устроил новый деревянный пол, украсил ризами и окладами некоторые образа, заменил старую обветшавшую звонницу новой каркасной.
В 1905 году в селе Благовещенье было построено двухэтажное деревянное здание церковно-приходской школы, а через четыре года – дом для священника. В 1911-1913 годах на приходе служил только что рукоположенный отец Павел Флоренский.
Во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов приход вновь закрыли. Летом 1935 года в Благовещенской церкви стала работать изба-читальня Воронцовского сельского совета. В 1941 году, когда немецко-фашистские войска пытались пройти к Москве через Дмитров, храм приспособили под общежитие для летчиков. На северо-западной окраине города в то время был развернут аэродром. В послевоенные годы в стенах храма жили работники подшефных предприятий, посылаемые на сельхозработы. К началу 1970-х годов Благовещенская церковь обветшала настолько, что через боковой проем в храм забредали коровы. В это время он, наконец, удостоился внимания московских архитекторов. Его поставили на учет органов охраны памятников и внесли в каталог памятников архитектуры Московской области. В 1978 – 1980 годах церковь разобрали, чтобы возобновить фундамент и заменить сгнившие и изъеденных жучком бревна новыми. И даже приступили к сборке сруба, но так и не завершили дело. Возможно, не хватило средств. Но главная причина была не в этом. За время советской власти в селе Благовещенье прервалась церковно-приходская жизнь.
Вновь она начала налаживаться всего несколько лет назад. 4 ноября 2007 года иерей Андрей Наймушин был назначен исполняющим обязанности настоятеля Благовещенской церкви. Первое Богослужение здесь состоялось 30 ноября в память преподобного Никона Радонежского, второе - 4 декабря в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В храме было минус 12 градусов, служить приходилось в пальто и валенках. Но, несмотря на это, на Богослужение пришло более десятка местных жителей, которые впервые за много лет смогли исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
В Первый после долгого перерыва престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы храм посетил наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Накануне этого события были установлены хорос и дубовые двери, в алтаре были помещены подаренные благочинным Лавры игуменом Павлом иконы и сделаны по его совету некоторые перестановки мебели. Незнакомые люди привезли две большие старинные иконы, которые им удалось сохранить после разрушения в советское время какого-то храма. Иерей Сергий Сухенко (Всехсвятское подворье) пожертвовал иконы двунадесятых праздников, которыми был украшен притвор церкви.
Сейчас в Благовещенском храме регулярно совершаются богослужения. Добираться до села удобнее всего личным автотранспортом. Но можно и автобусом №10. От последней остановки «Благовещенское кладбище» придется пройти пешком пару километров.
Адрес подворья: Россия, Сергиево-Посадский район, с. Благовещение. +7 929 901-91-33 (c 9.30 до 17.00)
Сайт: http://blagoveshenie-stsl.ru/
Настоятель
Праздники и чтимые даты
Является подворьем монастыря
Богослужение в монастыре
По: вск., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Божественная литургия
|
|