Иноческое келейное правило

Канонник

...Стараться же исполнять правило, читая устно Псал­тирь, положенные каноны и четочное правило, и все это с большим смирением и самоукорением, не яко что благо творя, но должное исполняя, а ум возводить на небо от­нюдь не советую; как и лично тебе говорил и неоднократ­но писал, так и теперь повторяю: это сущая прелесть (преп. Макарий Оптинский).

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2, 27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило — для человека, а не человек — для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних.

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов).

По следованной Псалтыри

psaltir-sledovannayaПо Следованной Псалтири перед началом правила читаются семь кратких молитв:

  • Боже, милостив буди мне, грешному.
  • Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
  • Создавый мя господи, помилуй.
  • Без числа согреших, Господи, прости мя.
  • Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго.
  • Ангеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя.
  • Святый (апостоле, мучениче, преподобный отче "имя") моли Бога о мне .

Далее: повечерие, каноны (Каноны и акафисты, входящие в правило, в монастырях читаются на повечерии, а кафизмы, поклоны и молитвы исполняются в келье), четыре кафизмы с тропарями и молитвами, пророческие песни, 300 поклонов, 600 Молитв Иисусовых и 100 Богородице. Монахам новоначальным и слабым дозволялось читать по три кафизмы, затем совершать 100 поклонов, 300 Молитв Иисусовых и 100 Богородице. В некоторых древних монастырях это правило исполнялось полностью, кроме чтения девяти пророческих песней по Псалтири.

Также в Псалтири указано, что есть практика чтения во время правила Чина 12 псалмов.

Примечания

  • Почти во всех монастырях сотницы совершались отдельно от канонов повечерия, и если совершались в храме, то через некоторое время после повечерия или после вечерней трапезы.
  • Там, где каноны не совершались на повечерии или кто не мог быть на повечерии, то каноны совершали в келлии.
  • Начало келейного правила лучше совершать по Псалтири.
  • Оканчивать сотницы желательно как показано выше, по уставам Саровскому и Юрьевскому: “Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее, что делалось во многих обителях.
  • В Рижском уставе “Молитвами святых отец наших” поставлено после “Отче наш”. Это предначинательная молитва монахинь, вместо священнического возгласа: “Благословен Бог наш”.
Материалы по теме

Публикации:

Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков
Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков

Монашество:

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Воскресенский Новодевичий монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь