«Я – монах в первую очередь»

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, которое было опубликовано в последнем выпуске студенческого журнала Киевских духовных школ “Академический летописец”.

– Ваше Блаженство, как научиться любить своих врагов, и что такое настоящая христианская любовь?

– Чтобы любить своих врагов, надо сначала возлюбить Бога. Что такое любовь к Богу? Это – исполнение Божественных Законов. Господь сказал: «Кто Меня любит, тот соблюдает заповеди Мои». Любовь не выбирает, какую из заповедей исполнять, какую – нет. Если мы хотим знать, любим ли мы Бога или нет, то надо посмотреть: исполняем ли мы Божественные Законы. Любовь к Богу – самая первая и самая главная заповедь. А вторая, подобная ей – о любви к ближнему. Но если нет любви к Богу, то нет и любви к ближнему. Потому что любовь к ближнему должна быть подобна любви к Богу, а если ее нет, то на что наша любовь к человеку будет подобна? Разве что на какую-то карикатуру. Когда человек не любит Бога и говорит, что любит ближнего, то он обманывает себя и всех вокруг. И если мы любим человека без Бога, то есть не любя Бога, то наша любовь – это коммерция. Мы делаем добро ближнему, потому что рассчитываем, что когда-то и он нам так сделает, или потому, что он нам родственник, или потому, что он нам товарищ, то есть всегда мы ждем какого-то воздаяния за эту любовь. Настоящая любовь – это жертвенная любовь, она уничтожает зло, она возносит нас над мелочами повседневности, и человеку, достигшему такой любви, совсем не сложно полюбить и своих врагов. 

– Как сохранить себя в духовной чистоте?

– Все мы, земнородные, кто жил до нас, живущих сегодня, кто будет жить после нас – грешны. Одни из нас имеют большие грехи, некоторые люди имеют меньшие, некоторые имеют незначительные грехи, но каждый человек имеет грех, который мешает нам видеть Бога в Его славе. Каждый человек, даже самый грешный, если он внимателен к себе и ко всему, что происходит в мире, видит могущество и силу Бога. А если мы хотим видеть Бога не только в силе, но и в славе, то должны во время своей земной жизни особенно стараться следовать за Христом, каяться и исправляться. Через выполнение Божьих заповедей мы должны искать Христа. Если я еще не нашел Христа – буду искать Его, если я нашел Христа – буду следовать за Ним, познавать Его волю и творить ее. Только так мы сподобимся увидеть лицом к лицу сердечными очами Господа во славе – это возможно только «чистым сердцем». Каждый человек должен стараться своей жизнью следовать за Христом, чтобы увидеть Его своими сердечными очами, тогда мы сподобимся увидеть Христа и телесными глазами на небе в Царстве Его. 

– Каков для Вас образ истинного христианина?

– Настоящий христианин – это тот человек, который способен преображаться и желает этого. Каждый человек имеет в себе Божественный образ. Преображаться – это значит открывать этот образ, освобождать его от греха, от гордыни, от зависти и гнева, от всякой нечистой жизни, от жестокости, и показывать Божественную красоту, которую каждый человек имеет в себе. Как это делать? Человек должен подниматься на гору Фавор, то есть отрываться от земли, от сугубо земных интересов и понемногу возвышаться над ними. И это человек может сделать с помощью молитвы и покаяния. С верой поднимаясь от земного к Небесному, мы должны молиться и совершенствовать в себе Божественную надежду и Божественную любовь. Апостолы, перед которыми Господь преобразился, этому нас учат: апостол Петр – это прообраз веры, апостол Иаков – апостол надежды и апостол Иоанн – прообраз любви. В каждом человеке есть свой характер, свой нрав, поведение, индивидуальные черты лица. Но каждый человек носит Божественный образ, который является красивым и благородным, он и является тем украшением, которое делает человека настоящим человеком. Когда человек заботится о том, чтобы подниматься на гору Фавор, то есть туда, где находится Господь во славе, то является настоящим христианином. 

– Что было для Вас, как Предстоятеля Церкви, самым сложным в служении? И что самое главное?

– Я – монах в первую очередь. И воспринимаю эту должность, как очередное церковное послушание, которых в моей жизни было много. Любое служение монаха является исполнением послушания. Оно бывает разным – просфорня, клирос, трапезная, совершение богослужений, служение на архиерейской кафедре. Наша задача – заставлять себя следовать Заповедям Господним и исполнять их. Прежде всего, и это является самым главным, надо заставлять себя творить смиренную молитву, вручать себя в волю Божию и надеяться не на себя, а на Бога, Который воскрешает мертвых. Надо пытаться вести свою жизнь так, чтобы наши глаза, наши мысли всегда были направлены к Богу, тогда увидим, что вся жизнь наша наполнена Его присутствием и Его всеобъемлющей благодатью. Я хочу, чтобы за время, в течение которого Господь держит меня на этом послушании, духовная жизнь священника и каждого мирянина Украинской Православной Церкви менялась к лучшему. Этот духовный рост достигается с помощью молитвы, каждый христианин должен заставлять себя творить посильный подвиг молитвы. Именно она является тем стимулом, который дает человеку силу подниматься вверх, благодаря молитве мы можем достичь и смирения, и терпения, и любви. Второй же важной задачей я считаю установление более тесных контактов духовенства с народом. Сегодня в обществе модным является виртуальное общение, то есть общение, в котором посредником является условный, искусственный или, как его еще называют, виртуальный мир. Этот искусственный посредник отрывает человека от реального мира и не дает ему возможности понять истину, которая является реальностью. В живом, реальном общении мы находим истину, чего не дает виртуальный мир, который является мертвой прокладкой и может представить добродетели в виде недостатков и наоборот. Поэтому именно духовенство должно общаться с паствой в реальном режиме, прямым контактом лицом к лицу. Это даст возможность правильно понять проблемы человека и помочь ему с ними справиться.

Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь