Последование малой схимы, или мантии

Настольная книга священнослужителя

Чинопоследование пострижения в малую схиму (греч. "то микрóн схима" – малый образ) совершается на Литургии. При чтении часов, перед Литургией, принимающий постриг приводится священнослужителем пред святые двери, преклоняет здесь колена, затем кланяется братии и настоятелю обители. После того выходит на паперть, где слагает свои обычные одежды и стоит в одной власянице, не опоясан, не обут, не покровен перед средними дверями из притвора в храм в знак отрешения от мира.
Во время пения антифонов по входе на "Слава, и ныне" поется тропарь: "Объятия Отча отвéрсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неизждиваемое взирáяй щедрот Твоих, Спасе. Ныне обнищавшее не прéзри сердце, Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою".
Братия с возжженными свечами при пении этого тропаря встречает постригаемого как блудного сына евангельской притчи. Постригающийся трижды творит земной поклон: войдя в западные двери, на середине храма и перед алтарем. Здесь и совершается пострижение.
На солее, перед царскими дверями, устанавливается аналой, на котором полагаются Крест и Евангелие. Все держат возжженные свечи. Настоятель преподает постригаемому краткое увещание: призывает его отверзть уши своего сердца, внемля гласу Господа, зовущего взять Свое легкое иго и помнить, со страхом и радостью давая обеты, что Сам Спаситель, и Его Матерь, и все Небесные Силы внимают его словам, которые напомнятся ему в день Судный.
Затем настоятель вопрошает пришедшего: "Что пришел еси, брате, припáдая святому жертвеннику и святей дружине сей?" Игумен знает, зачем он пришел, но спрашивает для того, чтобы всем было явно его искреннее желание. Получив ответ: "Желая жития постническаго, честный отче", опять вопрашивает: "Желаеши ли сподобитися ангельскаго образа и вчинéну быти лику монашествующих?" – "Ей, Богу содействующу, честный отче", смиренно отвечает послушник; настоятель же одобряет его благое намерение словами: "Воистину добрó дело и блаженно избрал еси, но аще и совершиши е (его): добрая бо делá трудом стяжаваются и болезнию исправляются".
Но не довольствуясь добровольным приходом нового подвижника и его первыми признаниями, он приступает с подробным испытанием: вольною или невольною мыслию приступает он к Богу, а не от нужды и насилия, пребудет ли в монастыре и постничестве даже до последнего издыхания. Сохранит ли себя в девстве и целомудрии и благоговении, и в послушании настоятелю и братии? Потерпит ли всякую скорбь и тесноту жития монашеского ради Царствия Небесного? На все эти вопросы он слышит тот же смиренный ответ, исполненный сознания своей немощи и упования на благодатную поддержку: "Ей, Богу содействующу, честный отче".
Затем игумен раскрывает, в чем состоит совершеннейшее житие, и дает благие советы. Он полагает основанием его чистоту, смиренномудрие и совершенное самоотвержение, предостерегает об искушениях, которые воздвигнет на воина Христова враг человеческий воспоминаниями прежней жизни. В пример для подражания он предлагает святых мучеников за веру и Самого Господа, принявшего ради нас образ раба. В конце еще раз спрашивает: "Сия вся тако ли исповéдуеши в надежды силы Божия и в сих обетех пребывати обещáешилися даже до конца живота, благодатию Христовою?" – "Ей, Богу содействующу, честный отче", – звучит ответ.
Игумен молится о нем, вспоминая благоутробие Щедрого Бога, сказавшего Израилю: "Аще бы и жена забыла исчадие свое, Аз не забуду тебе"; укрепляет дух нового брата обетованием Небесной силы в подвигах духовных и утешения Святого Духа и части святых Антония, Евфимия, Саввы и сущих с ними во Христе Иисусе.
Постригаемый преклоняет колена и преклоняет главу, игумен возлагает на его главу книгу (Большой Требник или Последование пострижения) и читает две молитвы: возгласную и главопреклонную, в которых просит Господа, призвавшего достойными Себе служителями тех, кто оставил все житейское, и показавшего нам различные пути ко спасению, оградить и этого раба Своего силою Святого Духа, принять его чистую жертву Богу и с отнятием его волос отнять и всякую похоть бессловесную, сподобив его легкого Своего ига и соблюдения святых заповедей, и сопричтения к лику избрáнных.
Затем игумен, указывая постригаемому на Святое Евангелие, лежащее на аналое, говорит: "Се, Христос невидимо зде предстоит; виждь, яко никтоже тя принуждает приити к сему образу; виждь, яко ты от своего предложения хощеши обручения великаго и ангельскаго образа". Это подтверждает сам постригающийся, и по повелению настоятеля: "Возьми ножницы и подаждь ми я (их)" – трижды подает настоятелю верженные им долу ножницы и целует его руку.
Приняв в третий раз ножницы из рук постригаемого, игумен говорит: "Се, от руки Христовы приемлеши я (их); виждь, Кому сочетавáешися, к Кому приступаеши и кого отрицаешися". Затем, взяв ножницы от Евангелия, постригает власы на его главе крестообразно, произнося: "Брат наш (сестра наша, имярек) постригает власы главы своея во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Рцем о нем: Господи, помилуй!" Братия поет: "Господи, помилуй!". Пострижение волос, отнятие их с главы выражает отложение, удаление помыслов земных, влекущих к миру. При этом первый раз произносится новое имя монаха. Есть несколько традиций избрания нового имени: по святому этого дня или начинающееся с той же буквы, что и мирское имя постригаемого. Выбор имени зависит от постригающего, ибо оно дается в знак того, что монах полностью отрекается от мира, покорно подчиняется воле игумена, посвящая себя служению Богу. Перечень принятых для монашеского чина имен предлагается в конце Большого Требника. Часть из них отсутствует в Месяцеслове, поэтому игумен должен сообщить новопостригаемому день, когда празднуется память его нового Небесного хранителя.
При тихом пении всей братии: "Господи, помилуй" начинается облачение нового монаха в одежды его чина руками настоятеля, объясняющего постепенно их духовное значение, с призыванием имени Триединого Бога. Сперва надевается хитон (власяница) со словами: "Брат наш, имярек, облачается в хитон вольныя нищеты и нестяжания, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Рцем о нем: Господи, ппомилуй!".
Затем надевается параман, то есть четырехугольный плат с изображением Креста, носимый на персях или рáменах. "Брат наш, имярек, приемлет параман во обручение великаго образа и знáмение Креста Господня". Параман шнурами, пришитыми к его углам, объемлет плечи монаха и обвивает и стягивает одежду. Параман дается монаху во всегдашнее воспоминание о взятом на себя благом иге Христа, о легком бремени Его, в обуздание и связание всех похотей и плотских желаний. С параманом возлагается Крест, в воспоминание Крестных страданий Господа и смерти Его и в знáмение последования Господу, то есть претерпевания всех скорбей и страданий.
Затем постригаемый одевается в рясу – одежду, носимую поверх власяницы, и игумен произносит при облачении: "Брат наш (сестра наша, имярек) облачится в ризу радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". Эта одежда черного цвета, как и другие, напоминающая монаху о смерти и плаче, именуется "ризою радования", потому что надевающий ее избавляется от земных скорбей и печалей, вводится в нетленную жизнь, в полное послушание глаголам Господним.
Потом монаху при словах игумена: "Брат наш, имярек, препоясýет чрéсла своя силою истины, во умерщвление тела и обновление духа", надевают пояс, чтобы, крепче стянув свое плотскóе естество, в бодрости и духовной силе он всегда творил заповеди Божии и соблюдал данное ему послушание.
Далее он облачается в мантию (пáллий), что знаменýет обручение ангельского образа. Игумен говорит: "Брат наш, имярек, приемлет пáллий, обручение великоаго и ангельскаго образа, во одежду нетления и чистоты". Мантия – знак покровительства Божия, она не имеет рукавов, напоминая монаху, что он не имеет воли творить дела ветхого человека, а свободно развеваясь при ходьбе, уподобляется крыльям Ангела, сообразно монашескому образу.
Затем надевается шлем спасения – клобук, или камилавка, иначе кукуль, или "плат камилавки, еже имать покрывало".  Как воин покрывает себя шлемом, идя на брань, так и монах надевает клобук в знак того, что стремится отвратить очи и закрыть уши, чтобы не видеть и не слышать суеты мира, "покрывается шлемом надежды спасения" и "покровом послушания".
Далее постригающийся в малую схиму обувается в сандалии (кáллиги) при возглашении игумена: "Брат наш, имярек, обувается в сандалия во уготовление благовествовáния мира".
Наконец, постригающемуся в малую схиму дается вéрвица, то есть веревочка с многими узлами или нанизанными на нее деревянными или костяными бусинами, иначе называемая четками. По четкам считают совершённые молитвы и поклоны, положенные монаху по молитвенному правилу. Игумен произносит: "Брат наш, имярек, приемлет меч духовный, иже есть глагол Божий, во всегдашней молитве Иисусовой. Всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устéх своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго".
Настоятель дает Крест в правую руку монаха, напоминая ему слова Христовы: "Рече Господь: аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе, и да возмет крест свой, и да последует Мне". Он дает ему и зажженную свечу, с которой тот должен стоять всю Литургию, до своего Причащения, у иконы Спасителя, и опять произносит: "Рече Господь: тако да возсияет свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех".
По облачении новопостриженного игумен молится о нем, прося Господа ввести раба Своего в духовный Свой двор, сопричести к словесному Своему стаду, очистить его мудрование от плотских похотей и дать ему непрестанно воспоминать блаженство, ожидающее любящих Бога и распявшихся житием монашеским ради Царствиа Небесного.
Если пострижение совершается не на Литургии, далее возглашается великая ектения, в которой возносятся моления и о принявшем монашеский образ. После возглáса: "Яко Свят еси, Боже наш..." поется: "Елицы во Христа крестистеся...", затем поется прокимен, и читается Апостол (Еф. 6:10-17) о духовной брани каждого человека, для которой надо облечься во всеоружие Божие. После пения аллилуиария читается Евангелие (Мф. 10, 37 38; 11, 28-30), где благовествýется о том, что любовь к Богу должна быть более любви к отцу, к матери и что тот, кто не идет во след за Господом, недостоин Его.
Потом возглашается краткая сугубая ектения: "Помилуй нас, Боже", и "Еще молимся о оставлении и прощении грехов раба Божия, имярек". Затем постриженному даются Крест и свеча, а иеромонаху вручается еще и Евангелие. В завершение чина пострижения бывает братское целование при пении стихиры: "Познаим, братие, Таинства силу, от греха бо ко Отеческому дому востекшаго блуднаго сына Преблагий Отец, предусрет лобызает...". Затем следует отпýст.
Если пострижение совершается на Литургии, то по облачении новопостриженного и по молитве о нем игумена совершается Божественная Литургия обычным чином. Во время причащения духовник берет у стоящего перед иконой Спасителя монаха Крест и свечу и он, приложившись к святому образу, причащается Святых Божественных Таин.

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь