Елена Московская (†1547), схиигуменья Новодевичьего монастыря

Мария Тоболова

Свет монахам – ангелы, а свет мирянам – монахи.
Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобная Елена Московская. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР). Фото: ru.wikipedia.org

Преподобная Елена Московская (в миру Елена (Агриппина) Семёновна Девочкина) – схимонахиня, первая игуменья Московского Новодевичьего монастыря. Она происходила из рода Девочкиных, служивых землевладельцев, помещиков Галичского, Нижегородского и Суздальского уездов. О святой Елене сохранилось мало сведений.

Годы жизни преподобной Елены пришлись на правление Московским княжеством Великого князя Василия III Иоанновича (1505–1533) и начало царствования Иоанна Грозного (1530–1584). Это время историки характеризуют как эпоху Святой Руси: никогда более Православие не определяло в такой степени политику страны и жизнь общества. С первой половины XVI века Москва многим стала представляться Третьим Римом – наследницей античного Рима и великой Византийской империи, последним оплотом правды в мире вплоть до Страшного Суда.

Преподобная Елена родилась в 1460-х гг. в Суздале, предположительно в семье тысячника III статьи боярина Семена Никитича Девочкина, позже принявшего постриг с именем Сергий. Мать также стала известна как инокиня Таисия. Монашеские имена родителей Елены приведены в начале поминания ее рода в Синодике Новодевичьего монастыря: инок Сергий и инокиня Таисия. По некоторым сведениям, при Крещении она могла быть наречена Агриппиной, поскольку память Елены указывается во вкладной книге Новодевичьего монастыря под 23 июня – на память мученицы Агриппины Римляныни.

Благодаря своему знатному происхождению она получила хорошее образование. Это позволило ей самостоятельно изучать не только Священное Писание, но и творения святых отцов. Уже в юности она славилась своим благочестием. Влекомая любовью ко Христу, Елена поступила в суздальский Покровский монастырь, состоявший под покровительством великокняжеской семьи. Здесь она приняла монашеский постриг с именем Елена. Впоследствии стала достойной наставницей для многих сестер Покровской обители. Монахиня Елена приняла великую схиму, отошла от хозяйственных дел и всецело отдалась молитвенному деланию. Но Промысл Божий судил ей новое послушание.

В 1514-м году московские войска под водительством Великого князя Василия III Иоанновича заняли Смоленск, который до этого более столетия находился под властью Литвы. В честь этой победы князь дал обещание Богу построить в Москве монастырь. Исполняя свой благочестивый обет, он в 1524-м году, спустя десятилетие, приступил к постройке Новодевичьего монастыря в честь Смоленской иконы Божией Матери. Монастырь был основан за посадом, над Москвою-рекою, в Хамовниках, на Девичьем поле. Московский монастырь был назван Новодевичьим, потому что на Остоженке некогда был известен Алексеевский девичий монастырь (ныне Зачатьевский), основанный святителем Алексием и его родными сестрами – преподобными игуменьей Иулианией и монахиней Евпраксией; это был первый девичий (Стародевичий) монастырь в Москве.

Василий III. Гравюра Андре Теве

Великий князь Василий неоднократно посещал суздальский монастырь и, вероятно, обратил внимание на монахиню Елену (Девочкину), выделявшуюся среди сестер не только духовными дарами, но и хозяйственными способностями. В построенном им монастыре Василий III ввел общежительный устав и собрал в обитель множество инокинь «девическаго чину», а начальницей над ними поставил благочестивую схимонахиню Елену (Девочкину). Об этом обстоятельстве сама она сообщила следующее:

«Великий князь взял меня из обители Пречистые Богородицы честнаго и славнаго ее Покрова ис Суздаля не моим хотением, но Божьим изволением… и приказал монастырь ведати мне, да со мною Софье Ковурове, да Феофане…».

Причина основания новой обители Великим князем раскрывается в его словах, обращенных к инокиням: «Молите Господа Бога о чадородии», то есть о даровании ему наследника [1]. Великий князь сильно горевал об отсутствии у него сына-наследника.

В 1525-м году по повелению Великого князя Василия III Елена, настоятельница новой обители, вместе с 18-ю инокинями Покровского монастыря приехала из Суздаля в Москву, в Новодевичий монастырь. Вместе с ней прибыли Софья (Каурова) и Феофания, выполнявшие послушания келаря и казначеи. Все прибывшие были опытными монахинями и стали духовной основой новой московской обители. Монастырь в царских грамотах стал именоваться «великой обителью Пречистыя Богородицы Одигитрии, новым девичьи монастырем».

В аристократический монастырь стали поступать девицы из знатных княжеских и боярских родов. Родственницы монахинь, навещая их, подолгу гостили в обители, ведя мирской образ жизни: содержали прислугу, имели неуставные трапезы, не соблюдали режим по уставу. Схиигуменье Елене пришлось приложить немало усилий для установления строгого порядка, исключающего какое-либо снисхождение к знатным родственницам насельниц. А монахиням она запретила иметь прислугу и принимать еду и напитки в келлиях. В борьбе со злоупотреблениями она опиралась на поддержку Первосвятителя Русской Церкви (имя Митрополита Макария она трижды упоминает в завещании).

Строительство Новодевичьевого монастыря. Миниатюра Лицевого летописного свода. Вторая половина XVI века

Духовная близость связывала Великого князя Василия III и схимонахиню Елену. Молодого Царя Иоанна IV Васильевича Елена характеризовала монахиням как «пастыря, и кормителя, и промышленника во всем». В то время Царь находился под сильным влиянием Митрополита Макария, слушался его добрых советов, а после смерти Митрополита характер Царя резко изменился далеко не в лучшую сторону.

Святая Елена явилась одним из адресатов посланий преподобного Максима Грека. Он впал в немилость, так как резко выступал против развода князя с женой Соломонией Сабуровой. Когда Великий князь намеревался расторгнуть брак с супругой Соломонией из-за ее бесплодия, отважный исповедник Максим прислал ему «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых убедительно доказал, что высокое положение князя обязывает его не подчиняться животным страстям. В результате преподобный Максим был заключен в темницу. С того времени начался многострадальный период жизни преподобного. Максим, обращаясь к инокиням Новодевичьего монастыря, писал:

«Честным рабам и угодницам Христу Исусу Богу нашему игуменье Евникее и инокиням Елене, Анастасии и Феофании».

В письме от 1547 года преподобный Максим благодарит монахинь за оказанную ему материальную помощь и дает духовные наставления.

В мае 1571 года московский пожар уничтожил ранние монастырские документы, поэтому невозможно точно установить, как долго Елена управляла монастырем. Вероятно, она возглавляла монастырь приблизительно в течение 22-х лет, а когда по старости уже не могла выполнять свои обязанности, ей помогала мать Евникия, которая в то время считалась игуменьей. Однако духовное руководство сестрами преподобная Елена осуществляла до конца своих дней и продолжала пользоваться авторитетом среди сестер.

Незадолго до кончины она по благословению Митрополита Макария составила завещание (духовную грамоту), в котором содержались о ней краткие биографические сведения и наставления о монашеском житии. В духовной приведены цитаты из Священного Писания, святоотеческих творений, скитского патерика, что характеризует Елену как начитанного человека. В духовной грамоте отразились истинное благочестие, мудрость и забота о спасении сестер обители. Современному человеку трудно себе представить, что монахиня XV века могла быть настолько интеллектуальным и образованным человеком.

Надгробие преподобной Елены Московской у стены Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Фото: ru.wikipedia.org

В завещании упоминаются «слезы, и моление теплое, и горькое воздыхание» Великого князя, горевавшего об отсутствии наследника. Из грамоты следует, что к концу жизни схиигуменья Елена ослепла и потеряла слух; она сетует также на множество других «всяких немощей».

18 ноября 1547 года схиигуменья мирно отошла ко Господу. В «Описании о российских святых XVIII–XIX веков» сообщается:

«Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичьего монастыря, преставися в лето 7056 месяце ноября в 18 день».

Она была похоронена у юго-восточной стены Смоленского собора. Рядом с нею позже погребли монахиню Феодосию, ее ближайшую сподвижницу. В конце ХУII века над их могилами возвели часовню, которая перестраивалась в 1720–1722 годы. В первой половине XIX века в стену собора поместили памятную плиту, сохранившуюся до настоящего времени. В 1920–1930-х годах в ходе перепланировки монастырского кладбища часовня была разобрана, и в настоящее время плита указывает лишь приблизительное место захоронения Елены.

Местное монастырское почитание Елены известно с ХУII века: во «Вкладной книге Новодевичьего монастыря» 1674/75 года и в монастырском Синодике 1705 года указывается «память старице Елене Девочкине, первоначальной во обители Пречистые Богородицы». Преподобная Елена почиталась москвичами уже в 1660-х годах, и в письменных святцах того времени можно встретить ее имя. В начале XVIII века Елена упоминается в «Похвале русским святым»: «Преподобная Елена, московская игуменья, всеизрядная учительница девственного чина, вождь ко спасению известна», что свидетельствует о ее общероссийском почитании. В собрании Государственного Исторического музея сохранилась икона Х1Х века с изображением первой настоятельницы Новодевичьей обители с надписью: «Пр. схимон. Елена».

Существуют церковные предания, согласно которым схиигуменья Елена с сестрами зримо являлась после своей земной кончины то на церковной паперти, то на монастырских стенах. О ее чудесной молитвенной помощи и заступничестве в годы вражеских нашествий сохранились воспоминания и легенды.

В XVIII веке во время московской чумы из большого числа насельниц только семеро не заболели и продолжали мужественно ухаживать за больными. Умерших хоронили около стен монастыря, и с монастырской ограды в те скорбные дни слышался плач схиигуменьи Елены и ее келейниц, которые плакали и пели: «Со святыми упокой…». Во время чумы люди умирали в таком количестве, что отпевать их было некому, и первая настоятельница монастыря с сестрами отпевали их.

Она и после кончины молилась за обитель. С просьбой о помощи к ней обращались многие насельницы, притесняемые и обижаемые наставницами. Например, однажды преподобная Елена явилась Московскому Митрополиту и просила его заступиться за безвинно страдающих монахинь, назвав их по именам. На следующий день Архипастырь пирехал в Новодевичий монастырь и обнаружил названных инокинь, заключенных в одном из подвалов. Он приказал их освободить и строго наказал игуменью.

По ходатайству игуменьи Серафимы (Чичаговой-Черной; 1914–1999), первой игуменьи возрожденного Новодевичьего монастыря после его возвращения Православной Церкви, и благодаря ее поискам в исторических и церковных архивах, 10 августа 1999 года, в день Смоленской иконы Божией Матери, состоялось торжественное прославление схиигуменьи Елены в лике местночтимых святых Московской епархии. После литургии, совершенной в Смоленском соборе Патриархом Алексием II, на службе прозвучали специально написанные тропарь и кондак святой, а в монастырской мастерской иконописцем С. Мелкозёрновым была написана икона святой Елены. Она почитается Русской Православной Церковью в лике преподобных. Память совершается (по юлианскому календарю) в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.

Ежегодно 1-го декабря в Новодевичьем монастыре поминают свою первую игуменью, человека необычайной духовности, много потрудившегося для создания великолепной обители.

-----------------------------

Литература

Геннадьева О. Московская заступница// ЖМП. 1999. № 10. С. 12–16. 
Маштафаров А.В. Елена.// Православная энциклопедия. Т. 18. С. 297– 299. www.pravenc.ru/text/189739.html 
Трутнева Н.Д. Игуменьи московского Новодевичьего монастыря: 1525–1920-е гг.// Новодевичий монастырь в русской культуре. – М., 2001. С. 57–58. 
Святые града Суздаля. Суздаль. 2004. 
Шарганов П. Новодевичий монастырь и первая игуменья его Елена // Московский журнал. 1996. № 10. С. 27–33.

[1] Василий III (1479–1533), Великий князь Московский (с 1505 г.), отличался религиозностью, был щедр на подаяние. К 1525 году 46-летний великий князь Василий уже более 20 лет был женат на Соломании Сабуровой, но она так и не подарила ему наследника. Великую княгиню сослали в Суздаль, в Покровский девичий монастырь, где она приняла постриг с именем Софья и скончалась в 1542-м году в возрасте 52 лет. Была причислена к лику преподобных. В начале 1526 года Великий князь женился на 16-летней Елене Глинской. Спустя 4 года Елена родила сына Ивана, будущего Царя Иоанна Грозного. В 1533-м году у Великого князя образовался незаживающий гнойный нарыв на ноге, и после долгих мучений он скончался.