«Я счастлив, оттого что Господь так распорядился моей жизнью»

Иеромонах Донат (Максимов)

О выборе жизненного пути по воле Бога, как находить общий язык с молодежью, и какой монах – настоящий… «Монастырский вестник» представляет читателям своего собеседника – иеромонаха Доната (Максимова), насельника Оптиной пустыни, ответственного за молодежный просветительский центр имени преподобного Варсонофия Оптинского.

Отец Донат, как правильно называется Ваше послушание?

У меня нет какого-то определенного статуса. Руководитель этого проекта – сам владыка Иосиф, наместник монастыря, а я лишь помогаю ему, потому что у него много других дел.

Главное – живое общение

Какова цель этого молодежного объединения, когда оно было создано и кто туда входит?

Точную дату создания назвать не могу – объединение существовало еще до того, как владыка призвал меня туда, назначив руководителем молодежного хора. Это произошло во время встречи с молодежью, посвященной истории России. Владыка организовал ежемесячные совместные Литургии. Цель этого замысла – возобновить древнюю традицию, когда сами прихожане пели Литургию и причащались. Наши юные участники тем самым глубже познают и службу, и молитву. Ведь служба – это и есть живая молитва.

Слова богослужения бывают сложны для понимания. Но когда человек отвлекается от своего рассудочного мышления и повседневных забот, Господь дает возможность воспринимать богослужение иначе: на сердце ложатся цельные образы, через которые Господь открывает тайны Богообщения. Псалтирь, Октоих – какие в них прекрасные образы! Например, «Хвалите Господа с небес» – мы поем эти слова, которыми пророк Давид передает свое внутреннее состояние – чувство, что весь мир хвалит Бога: небо, земля, солнце... Войти в это состояние, хвалить Бога возможно только тогда, когда у тебя внутри спокойствие, когда ты воспринимаешь всё не рассудком, а сердцем…

Что касается нашего коллектива, туда входят верующие дети из Козельска, некоторые приезжают из Калуги. Есть среди них подростки, есть молодежь 18-19 лет, которую мы привлекаем к богослужению, вовлекаем в общественные дела. Мы не ставим каких-то жестких ограничений. Родители, желающие понять, чем живут их дети, тоже принимают участие в наших встречах и в том, что мы сообща делаем.

Очень важно посеять семена любви к Богу через совместные путешествия, игры, возродить древнюю традицию славить Господа «едиными усты, единым сердцем», как звучит обращенный ко всем призыв на Литургии. Ведь эта традиция, чувство живой веры у нас прерваны. Мы вроде бы отошли от неверия давно, но раны безбожия до сих пор не зажили, поскольку у нас, можно сказать, скосили всю духовную элиту. Приходит на ум такое сравнение: в Ленинграде во время блокады был голод, но сотрудники института растениеводства сохранили зерновой фонд. Сохранили, не использовали его, чтобы потом, после войны, это зерно посеять. Насколько это было мудро... И насколько важнее сохранить человеческий фонд, чтобы не прервалась живая вера, чтобы передать опыт веры следующим поколениям.

Расскажите, пожалуйста, подробнее, в каком направлении развивается молодежное объединение? Как вы работаете? Что интересует ребят?

Это ежемесячные Литургии, спевки молодежного хора, курс молодого алтарника, волонтерство, дела милосердия: посещение богаделен, больниц. Владыка Иосиф проводит просветительские беседы на исторические темы, беседы, посвященные Евангелию, богослужению. Наши отцы встречаются с детьми.

Однажды мы показали ребятам фильм, где участница блокады Ленинграда подробно рассказывала о том, что она пережила в детстве. Для детей это был, можно сказать, шок – услышать, как у нее на глазах умирала мать, благословив ее взять маленьких брата и сестру и отвезти их в детский приют. И девочка в лютый мороз, голодная, несколько километров везла своих брата и сестру на санках, по дороге отдыхая на замерзших трупах горожан, умерших от голода. Ее семья была верующей, и по молитвам предков она вышла живой из этого ада и спасла своих брата и сестру. Как важно познавать историю, видя живых свидетелей!

Мы организуем также досуг: паломнические поездки, праздники, настольные игры, кинопоказы. В июле у нас прошел «веревочный курс» – командная спортивная игра, которая формирует у детей чувство единения и сопричастности, сплочения команды в процессе преодоления трудностей, создает атмосферу взаимного доверия и поддержки в коллективе.

На Троицу приезжал Русский культурный центр «Стоглав». Его участники провели праздник с традиционными русскими играми, в которые заложен глубокий христианский смысл. Играли на гуслях, пели народные песни. И это тоже – приобщение к нашим традициям. Дети же как губки всё это впитывают, живым образом познают нашу историю и, можно сказать, влюбляются в нее.

Отмечу еще два момента, ставшие для нас неожиданными открытиями. Начиная работу, мы думали, что молодежь нужно будет в основном развлекать, а оказалось, что они искренне хотят молиться. Им действительно интересно участвовать в богослужении, петь Литургию, постигать духовный смысл различных моментов службы. Это первое. И второе – формально «молодежью» считаются люди от 14 до 35 лет, мы готовились работать со студентами и людьми постарше, но в объединение приходят преимущественно дети и подростки – от десяти лет, много старшеклассников. Поэтому мы подстраиваем всю работу под детскую и подростковую аудиторию, и это приносит совершенно особую радость – видеть, как горят их глаза, как они откликаются.

Почему объединение названо в честь преподобного Варсонофия Оптинского?

К преподобному Варсонофию приезжало много молодежи, в том числе учащейся. Кроме того, старец Варсонофий – один из самых близких к нам по времени, это начало XX века.

В миру он получил прекрасное образование, очень любил детей. Еще будучи офицером, собирал крестьянских ребятишек на беседы, устраивал чаепития на природе, рассказывал им о Священном Писании. Сам он уходил с таких собраний умиротворенным и радостным.

Особенно показательно его общение с послушником Николаем Беляевым – будущим исповедником преподобным Никоном Оптинским – это описано в его Дневнике, представляющем собой популярную и одновременно глубокую литературу для познания духовной жизни. Николай пришел в монастырь в 20 лет, и такая глубочайшая работа, такое близкое общение со старцем – это уникальный опыт, который показывает, какая у старца была любовь, какая забота о том, чтобы и воспитать совсем юного человека как личность, и развить его с духовной точки зрения.

Считаете ли Вы, что молодежь нужно как-то специально привлекать к Церкви? И если нужно, то что для этого делать?

Конечно, нужно привлекать специально, потому что молодежь сегодня озабочена пустыми, а зачастую даже вредными вещами. Мы стараемся быть для всех всем (1 Кор. 9:22), используя разные пути. Главное – живое общение: как я уже говорил, игры, путешествия, командная работа в лагерях, посиделки у костра с песнями... Это воздействует на детей сильнее всего. Через интернет тоже работаем, но здесь печальная правда: грех и страсть сами по себе более привлекательны, и в этом отношении мы всегда будем в проигрыше.

Ребенок отражает внутреннюю суть своей семьи. Если у него верующие мать или отец, которые живут живой верой, молятся, – для такого ребенка уже заложен хороший фундамент. Правда, есть дети, которые пришли к вере формально, как законники – у них проявляется фарисейство. Неизвестно, как кто пойдет дальше. Одно дело просто приходить в храм, и совсем другое – познавать внутреннюю красоту православия. Это уже происходит у людей сознательного возраста, которые несут скорби и умеют размышлять о себе.

Часто мы видим такую картину: мать вроде бы верующая, но ходит в храм по привычке, потому что ее мама водила. При этом пеняет сыну: «Ты сегодня молился? Нет? Почему в храм не пошел?» Он будет ходить по послушанию до определенного времени, но в переходном возрасте начнется бунт. Здесь нужен правильный воспитательный подход самих родителей. Ребенок воспитывается уже в утробе матери. Если мать приходит в храм с радостью, ощущая благоухание ладана, слушая молитвы, разговаривает со своим малышом, благодарит Бога, – этим она уже воспитывает ребенка. Он рожден будет в вере.

Вы с детьми больше друг или наставник? Удается находить общий язык с молодежью?

Конечно, я больше друг! Когда дети приходят на исповедь, они обычно зажимаются. Я стараюсь быть с ними на равных, разговаривать как с друзьями. Начинаю беседу, прощупываю, что им интересно, и когда нахожу эту ниточку – если Господь открывает – они с интересом рассказывают что-то живое о себе, о своих ситуациях, раскрываются. Стараюсь всегда молиться, и, если контакт состоялся, человек открылся – можно общаться дальше.

Мне кажется, что нахожу с ними общий язык. Я с детьми сам как ребенок, на одной волне. Ведь наши души не меняются – что млад, что стар. Ощущаю от них радость, они становятся моими друзьями, молюсь о них. Нами движет любовь.

Видите ли ошибки молодых христиан, которые Вас тревожат?

Больше всего огорчает интернет-зависимость. Молодые христиане не могут без гаджетов. Есть сайты, где они часами обсуждают бессмысленные темы, впустую проводят время. Эта невозможность оторваться от гаджета – очень большая опасность для верующих, настоящая трагедия. Человек в виртуальном мире может всё и полностью погружается туда. Живое общение становится ненужным – он самодостаточен в этой иллюзии, в параллельной жизни. Сейчас мы не можем в полноте осознать масштаб бедствия, потому что это недавно пришло в наш мир.

Плоды печальные: разобщение между людьми, дети теряют контакт друг с другом и с родителями. А нам очень важно общаться с близкими, чтобы разбираться в себе и расти духовно. Но когда человек попадает в виртуальную реальность, он порабощен. Родители что-то сказали ребенку неприятное – он уходит в гаджет и отстраняется от проблемы. Это страшный наркотик для православных детей. Поэтому надо отвлекать их играми, живым общением.

Живое общение лучше, даже если случаются трения?

Конечно! Трения – это хорошо, это познание себя. На это не надо смотреть как на трагедию. Кого любит Господь, наказует…(Притч. 3:12) Само наказание, то есть наказ, наставление – это милость Божия. Если поссорился с кем-то в коллективе и не озлобился, а идешь исповедуешься, ищешь пути, как в следующий раз не поступить так – начинаешь рассматривать себя, – и слава Богу!

Кстати, важно, чтобы и исповедь была живой. Многие приходят: «Батюшка, каюсь в гордыне, каюсь, поел то-то, каюсь в раздражении» – формализм такой. Я сразу спрашиваю: «А из-за чего злился, раздражался?» И в ответ часто: «Не помню...» – сразу закрываются, или же это неумение осознавать себя. А есть вдумчивые дети, которые вдруг начинают говорить: «Ну, вот подружка там была, она не дала мне конфетку, и мне обидно стало...» – и рассказывают дальше. Такие вещи дети фиксируют, и это здорово – если они об этом рассказывают. Если с детства есть доверие – они получают радость от откровенности.

И сам радуешься, когда человек открывается.

«В душе была уверенность, что это именно чудо Божие»

Хотелось бы поговорить о Вашем пути к монашеству. Вы имеете музыкальное образование, когда-то играли в музыкальной группе. Расскажите об этом. Помните ли Вы момент, когда музыка перестала быть для Вас главным в жизни?

Да, я окончил консерваторию по классу тромбона. Играл исключительно классику, работал в симфоническом оркестре, на Гостелерадио, выступал как солист. Делал переложения Баха, Брамса для тромбона. Я был очень «звездный», участвовал в разных музыкальных конкурсах, занимал призовые места. Учился в Канаде.

Потом был переломный момент, когда я попал в аварию и чудом остался жив. Произошло лобовое столкновение, суммарная скорость была 200 км/ч. Я не должен был выжить. В последний миг перед столкновением я похолодел и подумал, что всё... И в тот же момент почувствовал словно внутреннее извещение: нет, не всё... Удивительно, что никто тогда не погиб. И в душе была уверенность, что это именно чудо Божие. А у меня постепенно стала меняться жизнь.

Вы тогда уже были верующим?

…В пять лет меня крестили, на этом настояла бабушка – она была набожная. Мои бабушка с дедушкой жили в селе Аркатово, где храм не закрывался, в нем меня и крестили. Помню Распятие и как я задавал вопросы бабушке: «Кто это? За что Его так?» Мне было так жаль Господа, больно видеть страдание на Его лице...

А другая бабушка жила в деревне, где храм был разрушен. Когда гостил в Аркатово, я всегда чувствовал эту разницу, присутствие благодати, – и это было для меня естественным состоянием. Это проявлялось даже на телесном уровне. Например, поранил руку – и рана сама собой заживала. А в деревне, где не было храма, рана воспалялась, если ее не лечить. В детстве было очень четкое понимание, что есть другой, нематериальный мир.

Бабушка была очень сердобольная, плакала часто. Она просыпалась в 3:30 – для нас это была глубокая ночь, а она уже начинала работать. У нас были коровы, козы, свиньи, бабушка шерсть пряла, а дедушка занимался пасекой, делал валенки. Была большая семья, глубоко почитавшая дедушку. Приезжая, мы в первую очередь приходили к нему, здоровались. Он каждого обласкает, за руку поддержит, спросит, как отношения с родителями, как дела в школе. Все это было благоговейно, трепетно, степенно. И волнующе, как на экзамене. Мы и в родителях видели такое же к нему благоговение.

Помню, мы были маленькие, хулиганили, нам матери что-нибудь кричат, мы уже на это почти не обращали внимания. А как-то залезли на крышу, и нам говорят: «Вас дедушка зовет». И мы со страхом спустились к дедушке. А он, ни слова не говоря, каждому дал в лоб большой железной ложкой, так больно, что это запомнилось на всю жизнь. И после этого мы больше на крышу не лазили.

Эти детские впечатления какого-то «домостроя» теперь вызывают во мне только благодарность. Благодарю Бога, что такое было.

Когда началась учеба, я ушел «на страну далече», не причащался, не исповедовался. В 90-х годах чего только не происходило по молодости... А после аварии у меня начался сознательный поиск Истины. Первым этапом было занятие тренингом личностного роста, где я познакомился с будущей женой. И примерно в это же время встретился в поезде с культовым музыкантом, соприкоснулся с совершенно другим мировоззрением. Наше совместное творчество привело к тому, что я ушел из оркестра и переехал в Москву.

Какую Вы играли музыку?

Мы играли регги – музыку, пришедшую к нам с Ямайки. У нас была команда, вместе ездили в разные города. Пели на русском языке, в нашем репертуаре были Хармс, Галич, Фет. В то время в поисках истины я интересовался восточной философией, искал Бога при помощи других религий. Конечно, это были тупиковые пути.

Приходилось постоянно соприкасаться с тем, как посредством страстей и пороков бес стремится завоевать людей. Было очевидно, что враг воздействует на души человеческие через современные субкультуры, которые претендуют на мировоззренческую проповедь вне Христа.

И что Вас вывело из этого тупика?

Это было примерно в 2005 году: лидер группы предложил съездить в Оптину, они приезжали сюда в 90-х. Мы жили в палатках и ходили на службы – на меня это произвело огромное впечатление. Когда первый раз увидел батюшку Илия, меня будто осенило: это то, что я искал! Прилепившись к нему всей душой, все вопросы решал только с ним. Уже не принадлежал себе, ничего не делал без его благословения.

И батюшка мне сказал: «Тебе надо уезжать из Москвы, строить свой дом в Казани». Думаю: какой дом, куда я поеду? И вот удивительно: вскоре меня пригласили преподавать в Казанскую консерваторию. Приехав туда, покупаю дешево хороший кирпичный дом. Когда подписали договор, тучи над участком разошлись, и лучи солнца озарили трех голубей, сидевших на земле, которую я покупал.

Но супруга отказалась жить в этом доме. А брак-то был венчаный. Мой казанский батюшка сказал, что нужно разводиться, ничего у нас не получится. Подав на развод и почувствовав смущение, поехал к отцу Илию. А он мне велел забрать заявление, что я и сделал. После чего жена сама подала на развод, поставив точку в десятилетнем браке. Я оказался на распутье.

Как появилась мысль о монашестве?

Я приехал к батюшке, думал, что он благословит на второй брак. А он благословил на монашество.

Могу сказать, что мой монастырь начался с испытания совместной жизнью. И к Богу я пришел по-настоящему благодаря жене. Ради мира в семье мне пришлось начать смиряться, уступать, терпеть, стараться жить по заповедям. Это была работа над собой, я за жену молился по-настоящему. Благодаря семейной жизни вся «звездная спесь» с меня слетела. Но о монашестве не думал вообще, хотя последние лет шесть жил в семье как монах.

Когда батюшка мне твердо сказал, что мой путь – монашество, для меня это явилось внутренним стрессом, подобно той аварии: с этого момента моя жизнь пойдет совсем по-другому. И я благодарю батюшку, что он указал мне этот путь.

О современном монашестве и живой вере

Что в монашеской жизни стало для Вас самым большим отличием от жизни в миру?

В миру наша жизнь связана с движением вверх: дерево посадить, детей воспитать, статус приобрести, добро какое-то нажить. Дом, поездки, карьера, слава – это некое движение внешнее. Когда же приходишь в монастырь, здесь всё наоборот. Здесь нужно быть никем. Это так же сложно понимаемо, как слова Господа «возненавидеть себя» (ср. Лк. 14:26). Это значит отказаться от своих желаний, воззрений в пользу Бога и ближнего, внутренне осознать свою никчемность, немощь без Бога, разочароваться в себе и, как утопающий, просить помощи у Христа, чувствуя живую связь с Ним.

Здесь путь идет от внешнего к внутреннему, и неважно, что о тебе говорят другие. Это процесс болезненный – у всех нас, пришедших из мира. Если человек приходит к пониманию, что самое главное у него происходит внутри – с Богом, с братом, с ближним, – значит, он идет правильно.

Преподобный Варсонофий говорил, что одно из сильнейших искушений в монастыре – рутина. Каждый день одно и то же: та же трапеза, те же службы, те же братья. Что делать, чтобы не поддаться этому искушению?

К сожалению, в монастыре у нас мир все равно присутствует. Это современное монашество, никуда мы от этого не денемся. Но главное – просить у Господа живой веры, живого общения с Ним. Эта вера наполняет всю жизнь смыслом, дает ощущение, что ты живешь в вечности.

Человек, который живет по вере, приуготавливает себя к искушениям. Возьмем простой пример – томление в храме. Приходишь на службу, слушаешь те же псалмы, те же молитвы, стоишь несколько часов, переминаешься с ноги на ногу, с этим поболтал, с тем перекинулся словом, сюда посмотрел, туда... Зачем все это?

Другое дело, когда перед службой немного побудешь в келье. А келья – это гроб для монаха, если там нет развлечений. Если перед тем, как выйти в житейское море, помолишься на коленях и попросишь Бога: «Господи, помоги мне не рассеяться. Знаю свою нерадивую жизнь – помоги не нагрубить, удержать язык и взгляд. Помоги слушать службу так, чтобы она стала моей живой молитвой к Тебе», – то после такого внутреннего прошения выходишь из кельи уже в живом ощущении присутствия Божия.

Конечно, не можешь выполнить всё – где-то рассеешься, где-то не удержишь взгляд. Но и эти падения есть некое наше подвижничество, потому что они приносят радость покаяния. Это покаяние и разочарование в себе дают живую связь с Богом. И ты только на Бога уповаешь.

А что Вы делаете, когда чувствуете, что Бог вас не слышит?

У меня нет такого чувства, что Бог меня не слышит. Вообще нет. Есть другое – что я к Богу не обращаюсь. Неправильно говорить, что Бог не слышит – это прелесть, помрачение. Когда я к Нему обращаюсь – есть чувство живого присутствия Бога.

Еще существует такое представление: я прошу – и Бог меня должен услышать. Услышать и выполнить. А разве в этом смысл? Когда есть настоящая вера, не обязательно всегда получать ответ на вопрос. Где есть вера, там – пребывание в Боге, и это главное.

Можно ли быть современным монахом, и при этом – настоящим?

Смотря что вкладывать в слово «современный». Если современный – это монах, привыкший к комфорту, ищущий светских развлечений, то разве он может быть настоящим монахом? Нет, не может. Вообще-то монах – понятие вневременное. Монах от слова «моно» – один. Один – с Богом. Если человек живет подвижнической жизнью внутренне, приносит покаяние и видит чудеса, Божии проявления в нем, и при этом по необходимости пользуется машиной, телефоном, и если все это не мешает его продвижению к Богу, то он и современный монах, и настоящий. А если у него нет внутреннего подвижничества, то он в любые времена ненастоящий.

Что в монастыре приносит радость?

Знаете, духовная жизнь из парадоксов соткана. «Подставить другую щеку», «возненавидеть себя» – это и многое другое достаточно сурово, таинственно и непонятно. Но если человек живет внутренней жизнью, то вместе с искушениями и скорбями к нему приходит радость. Скорбь растворяется радостью о Боге.

Такой вопрос Вы себе не задаете: если бы я не был монахом, то кем бы я мог быть?

Нет, не задаю, потому что другого пути у меня и не могло быть. Хотя всякие мысли бывают по вражьим наветам... Но я очень счастлив, оттого что Господь вот так распорядился моей жизнью.

Беседовала монахиня Анисия (Скворцова)
Фото из архива Оптиной пустыни

Материалы по теме

Публикации

Игумен Иоасаф (Полуянов)
Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Сольбинский женский монастырь
Игумен Иоасаф (Полуянов)
Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Сольбинский женский монастырь