Организация богословского образования во Владимирской епархии

Архимандрит Зосима (Шевчук)

Доклад архимандрита Зосимы (Шевчука), игумена Свято-Боголюбского Алексиевского мужского монастыря г. Владимира, кандидата педагогических наук, доцента, руководителя образовательных курсов для монашествующих при Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии и преподавателя семинарии, на совещании епархиальных ответственных за монастыри (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Москвы, 23 декабря 2019 года)

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, отцы, матушки игумении, братья и сестры!

В 2011, 2013 и 2017 годах руководство Владимирской епархии предпринимало определенные шаги по становлению богословского образования для монашествующих – в связи с принятием Архиерейскими Соборами Русской Православной Церкви в указанные годы некоторых документов, регламентирующих данную деятельность. Во всех трех епархиях Владимирской митрополии такие курсы стали действовать уже с 2011 года. Они не имели сначала подробной и утвержденной программы. Только в 2019 году глава Владимирской митрополии, Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший митрополит Владимирский и Суздальский Тихон издал указ, которым мне было поручено возглавить образовательные курсы монашествующих Владимирской епархии. В срок до 15 сентября 2019 года нужно было разработать Положение о курсах, сформировать учебный план, списки преподавателей и учащихся курсов, обширную базу документов, в том числе по библиотечному фонду, организовать учебный процесс. 24 октября 2019 года, по поручению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих – ныне Высокопреосвященнейшего митрополита Воскресенского Дионисия – выездная экспертная комиссия посетила Владимирскую епархию для определения готовности к реализации программы курсов; в тот же день прошло первое занятие. Две другие епархии Владимирской митрополии – Александровская и Муромская, также приступили к созданию таких курсов, что было утверждено на Архиерейском Совете.

Следует подчеркнуть, что регламентирующие положения 2019 года возвели курсы на совершенно новую ступень.

Рассматривая предысторию становления богословского образования для монашествующих в Русской Церкви, хотелось бы заметить, что многие священнослужители, достойнейшие из достойных, еще с дореволюционных времен призывали Церковь пойти по пути внутренней миссии и дать подлинное богословское образование насельникам монастырей России. Они указывали, что еще Божественный Псалмопевец, при исчислении достоинств угодного Богу «блаженного» человека, в числе прочих упомянул и то, что он поучается в законе Господнем день и ночь (Пс. 1:2). Это подтвердил и Господь наш Иисус Христос, сказав в беседе с иудеями: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5:39).

«Адогматической» веры не бывает; потому естественно, что Церковь Христова не знает такого понятия. Из свидетельств, взятых от Священного Писания и Священного Предания (отцов Церкви), складывается собственно догматическое сознание. Если это должно быть так с любым членом Церкви, то еще более важно иметь верное догматическое сознание человеку, решившемуся на активную аскетическую деятельность – монаху.

Блаженной памяти старец архимандрит Софроний (Сахаров), ученик преподобного Силуана Афонского, подвизавшийся на Святой Горе Афон и в последние десятилетия жизни в созданном им монастыре Иоанна Крестителя в графстве Эссекс (Великобритания), пишет в своей книге «Старец Силуан Афонский»: «Догматические вопросы, затрагиваемые здесь, не составляют богословского трактата. Мы останавливаемся на них, исходя из того факта, что догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизбежно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик, вообще образ вашего духовного бытия. И наоборот, уклонение от истины во внутренней духовной жизни повлечет изменение в догматическом сознании» [1].

В другом месте своей книги этот замечательный подвижник, теоретик и практик аскетического делания, пишет:

«Не все по естеству обладают одинаковой силой выражения пережитого ими опыта. И это наблюдается даже среди величайших. Пример: Апостол Петр, объятый огнем любви ко Христу, творил чудеса подобно Самому Господу, но в своих посланиях он менее богат, чем Апостолы Иоанн и Павел. Петр, свидетель Фаворского преображения, знал, что чрез Христа, во Христе он соединяется с Богом в вечности; что дарованы нам великие и драгоценные обетования, чтобы чрез них соделаться причастниками Божеского естества… (ср. 2 Петр. 1:4); что нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12). Не мало и других великолепных слов находим мы в его посланиях, но Иоанн и Павел, менее него совершившие видимых чудес, в своих учениях дали нам еще более богатый материал, открывая нам необъятные горизонты богопознания. Апостол Павел более всех других Апостолов располагал аппаратом (развитию которого обычно способствует наука) для описания данных ему опытов. Ему принадлежит вечная слава за целые ряды глубочайших выражений откровенных истин.

Моя мысль, естественно, – говорит старец Софроний, – часто возвращается к моему в Боге отцу, блаженному Старцу Силуану. Бытийно сей смиренный муж пребывал в состояниях, которых за всю историю Церкви удостоились лишь немногие, но в своих писаниях он явно обнаруживает отсутствие у него запаса слов и понятий для более наглядного изображения излитых на него великих благословений. Церковь, мы знаем, одинаково чтит и тех, кто в немногих словах, но в обилии чудес и высотою духа созидали Ее, и тех, кто послужил той же цели даром учительства» [2], то есть мог передавать знания.

Сам преподобный Силуан так писал в своих записях, составивших главу в его творениях, названную «О монахах»: «Мы должны не только прибегать к Нему, но и постоянно быть в Нем; как Ангелы всегда служат Богу умом, так и монах всегда умом должен пребывать в Боге, и поучаться в законе Его день и ночь» [3]. Видите: Закон Божий, в котором должен монах поучаться день и ночь; и поэтому, если мы говорим о стандартах, которые предлагается ввести для образования, то этого явно недостаточно, то есть это как бы первая ступень, а поучаться надо «день и ночь».

«Закон Божий подобен большому прекрасному саду, в котором живет и Сам Господь и все Святые Его: Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные смиренные постники; и все они дивно собраны милосердием Божиим; и душа радуется этому святому, великому и чудному Собранию. О, братья, читайте больше Евангелие, Послания Апостолов и Творения Святых Отцов; чрез это поучение душа познает Бога, и ум до того бывает занят Господом, что мир забывается совершенно, как будто ты в нем и не родился» [4].

Именно для того, чтобы восполнить недостаток часто элементарных богословских знаний у монашествующих (у нас во Владимирской епархии это касается по большей части монахинь), при Свято-Феофановской Владимирской православной духовной семинарии по благословению священноначалия были открыты курсы и предоставлена возможность учиться (в том числе вновь тем, кто ранее уже прошел похожие курсы), получать богословское образование, регламентированное новым Положением о монашествующих и максимально приближенное к семинарскому. Всего у нас в Свято-Феофановской семинарии в 2018/2019 учебном году обучалось 64 студента заочного сектора. На очном секторе – 47 человек. Если брать выборку по монашествующим, то на очном секторе обучался 1 монах, на заочном 8 монахов (конкретно: на 2-м курсе – 3 монаха, на 3-м курсе – 2 монаха, на 4-м курсе – 2 монаха, и 1 монашествующий в этом году стал выпускником). На монашеских богословских курсах у нас учатся теперь 4 монаха из числа тех, которые не принимают сан, а также 54 монахини из женских монастырей Владимирской епархии.

Во Владимирской митрополии сейчас в общей сложности 32 мужских и женских монастыря – (не считая архиерейских подворий), и в этих монастырях проживает более восьмисот монашествующих: монахов, послушников, послушниц и кандидатов в послушники/послушницы из числа трудников/трудниц. Поэтому открыть только одну площадку для монашествующих, даже на базе просторных помещений Свято-Феофановской семинарии было бы просто невозможно. Из 32 монастырей одна треть приходится на Владимирскую епархию – это 423 человека в четырех мужских и семи женских обителях. Поскольку практически почти все насельники мужских монастырей уже имеют семинарское образование или учатся в семинарии на настоящий момент, то именно женские монастыри (особенно весьма богатый насельницами Свято-Боголюбский женский монастырь) как раз и привлечены к учебе.

Как уже было отмечено, необходимость подобных курсов для монашествующих ощущалась в Церкви очень давно. Тогда не было никаких распоряжений Святейшего Правительствующего Синода, которые хотя бы чем-то были похожи на нынешние церковные документы в области образования монашествующих. Раньше только отдельные, избранные люди Российской Церкви брали эту инициативу в свои руки. Например, весьма ярким примером может служить начинание протоиерея Петропавловской церкви г. Самары Григория Разумовского. В предисловии к своему труду «Объяснение священной книги псалмов» (начатому в конце XIX века и оконченному перед Первой мировой войной) он писал:

«При поступлении моем в 1895 году на службу в Чагринский женский монастырь Самарской губернии мне вскоре пришлось вести воскресные и праздничные богослужебные собеседования с монашествующими. Предметом этих собеседований вначале служили объяснения евангельских и апостольских чтений того дня, отрывочные рассказы по поводу праздничных событий и т. п. Вообще это были отрывочные беседы и наставления с практическими приложениями к иноческой жизни. Такие беседы были хотя и понятны малограмотным или же и совсем безграмотным слушательницам, тем не менее, как имевшие характер отрывочности и бессистемности, они потому казались мне и малополезными для них. Задумываясь, вследствие сего, над вопросом о том, нельзя ли избрать для собеседований что-либо такое, что могло бы доставить наибольшую пользу для нравственно-религиозного назидания монастырских обитательниц, я в конце 1896 г. пришел к мысли предлагать насельницам монастыря, при каждом собеседовании, объяснение псалмов, по порядку расположения их в Псалтири, как такой, всем им известной книге, которая служит настольною, молитвенною книгой для монашествующих.

Приступая к выполнению этой нелегкой задачи, я признал тогда же за нужное, в начале одного из собеседований, высказать своим слушательницам следующее: “Главная цель бытия человеческого на земле состоит в том, чтобы жить во славу Божию, а не для собственного удовольствия. Если где, то особенно у живущих в святых обителях, эта цель человеческой жизни должна быть наиболее сознаваема, преследуема и выполняема. Вся деятельность, все мысли и чувства насельниц монастыря должны быть проникнуты сознанием этой цели и заботами о возможном ее выполнении. Поэтому в монастырях нет и не должно быть никакого другого чтения, кроме чтения книг священных и душеспасительных. Для такого же монастыря, каков Чагринский, большая часть насельниц которого состоит из женщин и девиц простого сельского состояния, не получивших иногда никакого, даже начальной сельской школы, образования, единственной книгой для чтения служит Псалтирь и в редких случаях Четьи-Минеи. Других книг они не читают и не знают. Книгою же псалмов, хотя они и удовлетворяют свое молитвенное чувство всегдашнего покаяния, а также – хвалы и благодарения Господу Богу за все Его милости и благодеяния; но при всем том чтение этой священной книги, в не малой части ее богодухновенного текста, остается малопонятным или даже и сосем непонятным для этих простых читательниц, для которых поэтому является нужда в объяснении непонятного для них текста священной книги псалмов. В глубоком и искреннем сознании этой нужды, я решил прийти на помощь нуждающимся и, по требованию долга священнослужителя и духовного отца обители, принять на себя выполнение задачи объяснения псалмов; каковое объяснение, с Божией помощью, и начнем с этого же дня и будем продолжать на следующих внебогослужебных собеседованиях”» [5].

«Высказав это пред слушательницами, – продолжает отец Григорий, – я предложил им выслушивать беседы о псалмах с особенным вниманием и приступать к этому выслушиванию всякий раз с чувствами молитвенного обращения к Господу Богу, да подаст Он, Всеблагий, Свой благодатный дар наилучшего разумения, памятования и усвоения всего, что будет предложено на собеседованиях: такого внимания и таких чувств требует самый предмет предлагаемых бесед.

Для того чтоб самое объяснение было наилучше понято и усвоено слушательницами, нужно было предлагать его в наиболее ясных и точных выражениях; причем, для большей авторитетности его, признано было за необходимое приводить точные буквальные выражения из других книг Священного Писания и подлинные изречения св. отцов, толковников Псалтири. А для всего этого потребовалось составлять черновые записи предпринятого объяснения псалмов, по которым и велись первоначально беседы.

…Единственным желанием моим было, при начале составления настоящего объяснения псалмов, самому поучиться и других меньших моих братий и сестер поучить истинному пониманию неясного и по местам неудобопонятного текста славянской Псалтири. Да благословит Господь Бог мое желание и начинание.

И только впоследствии, когда уже составлена была мною третья часть объяснения и когда некоторые из псалмов были напечатаны в местных «Епархиальных ведомостях», у меня явилось другое желание – предать печатному тиснению свой труд, чтобы чрез то дать возможность ознакомиться с ним наибольшему кругу любителей Слова Божия и благоговейных молитвенников, певцов и читателей Псалтири, чтобы участие последних в чтении и пении не было делом простого механического выполнения, а было искренним служением Богу, Царю всея земли, Седящему на престоле святом Своем, Которому псалмопевцы приглашают всех петь разумно (Пс. 46:8–9)» [6].

Свой труд «Объяснение священной книги псалмов» протоиерей Григорий Разумовский создавал в течение восемнадцати лет, с 1896 по 1914 год. Рукопись получила одобрение одного из авторитетных представителей богословской науки того времени, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Н.Н. Глубоковского, писавшего: «Объяснение Священной книги Псалмов протоиерея Григория Разумовского представляет весьма полезный труд по его назидательности, а по своему популярному – простому и легкому – изложению он является вполне общедоступным. Издание его тем более желательно, что у нас слишком мало цельных истолкований на всю Псалтирь, а таких и вовсе не имеется. Совершенно уверен, что книга получит широкое распространение, чего ей и желаю» [7].

В аннотация книги, изданной в наше время Свято-Тихоновским Богословским институтом, сказано: «Ясно и доступно изложенное, “Объяснение священной книги псалмов” может стать хорошим подспорьем в изучении православной веры и Священного Писания. Автор подробно излагает события священной ветхозаветной истории, послужившие поводом к созданию того или иного псалма, раскрывая на этом фоне его духовный пророческий смысл и значение его для внутренней жизни христианина. Особенно ценно то, что отец Григорий постоянно обращается к месту и роли Псалтири в православном богослужении, показывая, почему тот или иной псалом стал частью утрени, вечерни и т. д. В своих толкованиях автор опирается на мнения святых отцов, толкователей Псалтири. Самое современное из имеющихся толкований всей Псалтири, это “Объяснение” должно помочь всем, стремящимся к уразумению неисчерпаемого духовного богатства псалмов» [8].

Эта книга во многом помогала и нам при подготовке некоторых лекций для курсов. Хотелось бы в перспективе составить список подобных изданий по интересующей нас тематике – по возможности богатых по содержанию и доступных по изложению. Такую библиотечку можно было бы рекомендовать для приобретения всем монастырям Владимирской епархии, а может быть, и всем монастырям Русской Православной Церкви, если благословит Межведомственная комиссия. Тогда, с помощью Божией, мы могли бы надеяться на значительное повышение уровня богословских знаний у монашествующих. Мы не говорим об обязательной академической планке, а лишь о необходимом базисе, дающим возможность более разумного (подлинно духовного) прохождения жизненного пути на ниве Христовой теми, кто желает подвизаться в монашеском чине.

------

[1] Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан Афонский. Часть 1. Жизнь и учения старца Силуана. V. Об умном безмолвии и чистой молитве. Антропологическая основа умного безмолвия. Электронная версия: https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/

[2] Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Изд. 3-е, исправленное. – Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2016. – 400 с. С. 207–208.

[3] Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан Афонский. Часть 2. Писания старца Силуана. XIV. О монахах. Электронная версия: https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/

[4] Там же.

[5] Разумовский Г., прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. С. 7–9.

[6] Там же.

[7] Там же. С. 5.

[8] Там же. С. 4.