Доклад игумении Варвары (Третьяк), настоятельницы Свято-Введенского Толгского женского монастыря (Ярославская митрополия) на конференции регионального этапа монашеского направления XXXIV Международных Рождественских образовательных чтений «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени» (Ярославская духовная семинария, 24 ноября 2025 года)
Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший владыка, всечестные отцы, матушки игумении, дорогие братья и сестры!
Несомненно, по Божиему усмотрению, наши сегодняшние Чтения совпали с днем памяти преподобного Феодора Студита († 826).
В историю становления монашества преподобный Феодор вошел как создатель Студийского устава, который стал образцом для общежительных монастырей и оказал особое влияние на формирование русского монашества.
Устав иноческих общежитий имеет не только великое, но и священное значение, как по важности своей цели, так и по высокому своему началу, идущему от Самого Бога, даровавшего через Ангела первый устав первому учредителю иноческих общежитий, преподобному Пахомию Великому [1].
Дав преподобному Пахомию медную дощечку, на которой были начертаны правила постнического жития для имевших поступить под его руководство, Ангел сказал ему: «Я положил столько (молитв) для того, чтобы и слабые удобно, без отягощения, могли выполнять правило; совершенные же не имеют нужды в уставе; ибо, пребывая наедине в келии, они всю жизнь свою проводят в созерцании Бога. Устав дал я тем, у которых ум еще не зрел, чтобы они, хотя как непокорные рабы, по страху к господину, выполняя общее правило жизни, достигали свободы духа».
В самом цветущем периоде общежительного иночества, заведенного преподобным Пахомием, посетил Египет святитель Василий Великий с целью увидеть на деле иночество, каким оно должно быть. И увидел. Потом посетил он обители Палестинские и Сирские. Всё виденное и испытанное напечатлело в высоком и глубоком уме святителя Василия идеальный образ иночествования, не как особое что от христианства, а как полнейшее и точнейшее его осуществление, или как истинный образ жизни о Христе Иисусе, Господе нашем.
Возвратясь к себе, святитель Василий не только сам стал жить по требованию сего образа, но и других учить тому же и сделался, таким образом, началовождём общежительного иночествования в Малой Азии, а потом и повсюду [2].
Святитель Василий Великий организует цельный строй иноческой жизни, дает предписания на все случаи, могущие встретиться в жизни иноков, и в то же время он не оставляет без основания и доказательств ни одного из своих правил. Почти каждое свое правило он основывает на Священном Писании, на примере праведных и святых мужей ветхозаветной и новозаветной Церкви, а иногда выставляет и свои собственные соображения, отличающиеся глубоким пониманием дела, наглядностью, простотой изложения и убедительностью. Инокам, принявшим его устав, не приходилось останавливаться на разрешении вопроса, почему дóлжно поступать так, а не иначе, почему дóлжно делать то, а не другое [3].
Начиная свой труд «Подвижнические уставы», святитель Василий Великий указывает на то, что всякое дело и слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть правило благочестия и добродетели. Из этого совершенно очевидно, что основание всякого монашеского устава – Евангельская наука и что назначение этих уставов – практическое толкование этой науки, чтобы все понимали ее и применяли в своей жизни, стали ее «соучастниками», теми, кто хочет служить Богу в монашеском чине [4].
Празднуемый сегодня преподобный Феодор Студит был игуменом Студийского монастыря в Константинополе. Как духовный отец он был бдительным. Как божественный Павел, наставлял каждого со слезами: да изобразится Христос (ср. Гал. 4:19) в сердцах его духовных чад.
Преподобный Феодор Студит строил монастырскую жизнь на общежительных началах, следуя в этом святителю Василию Великому. Ведь по слову Господа, подлинная евангельская жизнь близка к общежительному укладу монастырской жизни: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20).
Первостепенная задача, которую ставил перед собой преподобный Феодор Студит, заключалась в том, чтобы обозначить основы монашеской жизни, следование которым ведет монаха к исполнению его призвания, освобождению от страстей и обо́жению. Это достигается, как описывают богоносные отцы, посредством послушания, девства и нестяжания.
Разрушительным же для жизни общежития божественный отец считает стремление монахов «жить и поступать по своей воле». Когда упраздняется основа нестяжания и начинает господствовать «моё и твоё», тогда быстро приходит упадок.
И в своем Уставе, и в «Завещании», находящемся в конце «Огласительных поучений», святой Феодор всегда ссылается на слова древних отцов, говоря определенно: «Не нарушай законоположений и правил святых отцев, а в особенности божественного и великого Василия; но если что делаешь или говоришь, поступай так, как имеющий на сие свидетельство в Божественных Писаниях, или по отеческому обычаю, без нарушения заповеди Божией».
Так священное общежитие становится «небесными вратами», через которые мы входим в Царствие Небесное, «место святое» и «дом Божий». Преподобный Феодор Студит в своих оглашениях называет монахов так: «Род избран, царское священие» (см. 1 Пет. 2:9).
Пророческое слово Давида се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе (Пс. 132:1) исполняется в общежительном монастыре. Монахи переживают опытом это «добро и красно» православной жизни и духовности, которое им даруется в общении веры и любви! Монашеская жизнь для преподобного Феодора – это не что-то незначительное или случайное, это «искусство искусств» [5].
Святитель Игнатий (Брянчанинов), прошедший личным опытом монашескую жизнь, в своих книгах предлагает нам «учение святых отцов о науке из наук, о монашестве, – учение, примененное к требованиям современности. Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне, как замечает преподобный Нил Сорский согласно с другими позднейшими отцами, – монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. Объяснение этого направления и необходимости в нем составляет основную мысль “Аскетических опытов” на всем их пространстве» [6].
В своем «Приношении современному монашеству» святитель Игнатий излагает Правила наружного поведения для новоначальных иноков и (по смирению названные им) Советы относительно душевного иноческого делания. Подобно Великому Василию, каждое свое слово святитель Игнатий подтверждает Священным Писанием и писаниями святых отцов.
Формирование личности монашествующего начинается с самого вступления в монастырь, с начальных классов, когда ему преподаются правила наружного поведения, сохранение которых может привести наружное поведение инока в благоустройство, приучить его к постоянному благоговению и наблюдению над собою, к постоянной осторожности, к недоверчивости в отношении своего ума, сердца и тела.
Святитель Игнатий отечески наставляет, что «новоначальному особенное внимание должно обратить на то, чтоб отучиться от свободы в обращении с людьми, свободы, столько одобряемой и столько любимой в светских обществах... В наше время многие, привыкши к свободному обращению в мирской жизни, сохраняют его в монастыре; другие, уже поступив в монастырь, стараются приобрести его, находя в нем что-то особенно привлекательное. Вредные последствия свободного обращения не примечаются при развлечении, при невнимании к себе, при непрестанном многоразличном действии бесчисленных соблазнов; но для монашествующего они гибельны. Святые отцы сильно говорят против свободного обращения, которое они называют дерзостию. Однажды к преподобному Агафону, отличавшемуся между отцами Египетского Скита, ему современными, особенным даром рассуждения, пришел брат и спросил его: “Я намерен жить с братиею, скажи, как мне жить с ними?” Старец отвечал: “Все время пребывания с ними проведи так, как первый день твоего прихода. В течение всей твоей жизни сохрани странничество (то есть веди себя в обители, как странник и пришлец, а не как житель и член общества) и не позволяй себе свободного обращения (продерзания)”. Авва Макарий, тут случившийся, сделал вопрос: “Какое значение имеет дерзость (свободное обращение)?” Старец отвечал: “Дерзость подобна великому зною, который когда наступит, то все бегут от лица его, и портятся плоды на деревьях”. Авва Макарий сказал на это: “Так ли вредна дерзость?” Авва Агафон отвечал: “Нет страсти более лютой, как дерзость: она родительница всех страстей; подвижник должен воздерживаться от вольности в обращении”. Преподобный авва Дорофей, приводя эти слова святого Агафона в одном из поучений своих, говорит: “Очень хорошо и очень разумно сказал старец, назвав дерзость матерью всех страстей. Она мать их, потому что изгоняет страх Божий из души. Если страхом Господним уклонится всяк от зла (Притч. 15:27), то, несомненно, там всякое зло, где нет страха Божия. По этой причине Бог, преподавая заповеди, из которых состоит закон, данный Моисею, сказал: Благоговейны сотворите сыны Израилевы (Лев. 15:31). Без благоговения невозможны ни истинное богопочитание, ни хранение заповедей”» [7].
«По принятии новоначальным правил для наружного поведения необходимо ему немедленное усвоение себе богоугодного душевного делания. Как душою оживляется тело, так богоугодным душевным деланием оживляется благоговейное наружное поведение. Без души тело мертво; оставленное ею, оно начинает повреждаться и издавать из себя смрад; так и наружное благоговейное поведение без благочестивого направления и упражнения души сперва оказывается чуждым духовного плода, потом заражается тщеславием, самомнением, лицемерством, человекоугодием и другими пагубнейшими, трудно замечаемыми и постигаемыми душевными страстями. Душевные страсти очень быстро растут и крепнут под покровом наружного благоговения, когда оно не одушевлено истинным благочестием. Человек, любуясь наружным благоговением своим, неприметно переходит от благоговения к притворству… Полное преуспеяние в притворстве образует фарисея, держащегося убивающей буквы закона, отвергшего оживотворяющий дух закона.
Душа не может быть без непрестанного упражнения: если не дать ей богоугодного упражнения, то она будет непрестанно упражняться в тех мыслях и чувствованиях, которые родятся в ней самой; иначе: она будет развивать свое падение, развивать в себе ложь и зло, которыми она заражена…
Инок, с самого вступления своего в монастырь, должен заняться со всевозможною тщательностью и вниманием чтением святого Евангелия…
Древние преподобные иноки называли монашеское жительство евангельским жительством. Святый Иоанн Лествичник определяет монаха так: “Монах тот, кто во всяком месте и деле, во всякое время, руководствуется единственно Божиими заповеданиями и Божиим словом”. Иноки, подчиненные преподобному Пахомию Великому, обязывались выучить Евангелие на память, чтоб иметь узаконения Богочеловека как бы в постоянно отверстой книге, в памяти, чтоб иметь их непрестанно пред очами ума, иметь их начертанными на самой душе для удобнейшего и неуклонного исполнения. Блаженный старец Серафим Саровский говорил: “Надо так приучить себя, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно управлять жизнь свою”. Изучая Евангелие, стараясь исполнять его веления делами, словами, помышлениями, ты будешь последовать завещанию Господа и нравственному преданию Православной Церкви. Евангелие в непродолжительное время возведет тебя от младенческого возраста к зрелому возрасту о Христе, и ты соделаешься тем блаженным мужем, которого воспел вдохновенный пророк, который не иде на совет нечестивых, и на пути грешные не ста, и на седалище губителей не сиде: но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь…» [8].
«Блаженна та обитель, в которой все руководствуются правилами и уставами, оставленными нам святыми отцами, но горе той, где эти правила и уставы нарушаются лицами, преданными своеволию, мирским страстям и порокам. От худых примеров сaмочиния происходят соблазны, развращаются добрые нравы, и все духовное общество приходит незаметно в беспорядок и расстройство. По слову преподобного Ефрема Сирина: “Там настоит великое бедствие, где жительством не руководствуют законные правила”» [9].
«Глубокий смысл имеет то, что, произнося обеты, постригаемый должен ответить на вопрос, принимает ли он “вся иноческаго общежительнаго жития Уставы и правила святых отец составленная и от настоятеля подаваемая”. Ответ, содержащийся в чине пострига, выражает особое отношение к монастырским правилам: “Ей, честный отче, приемлю и с любовию лобызаю я”» [10].
Молитвами святителя Игнатия, преподобного Феодора Студита и владыки нашего да поможет нам Господь!
-----------------------------
[1] Устав Леушинского монастыря, составленный игуменией Таисией. – Издание Леушинского Подворья. Санкт-Петербург – Великий Новгород, 2002. С. 11.
[2] Древние иноческие уставы Пахомия великаго, св. Василия великаго, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные Епископом Феофаном. Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; М., 1892; Репринт; Паломник-Благовест (Рига), 1995.
[3] Примогенов Н. Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом святого Пахомия. [Эл. ресурс] URL: https://azbyka.ru/ustav-inocheskoj-zhizni-vasiliya-velikogo-i-sravnenie-ego-s-ustavom-svyatogo-pahomiya; Дата обращения 23.11.2025.
[4] Точность исполнения монашеского устава и духовное преуспеяние монаха. Архимандрит Мефодий (Маркович). [Эл. ресурс] URL: https://monasterium.ru/doklady/23-rch/tochnost-ispolneniya-monasheskogo-ustava-i-dukhovnoe-preuspeyanie-monakha/ Дата обращения 23.11.2025.
[5] Святой Феодор Студит как игумен и духовный отец общежительного монастыря. Архимандрит Алексий (Мандзирис). [Эл. ресурс] URL: https://monasterium.ru/doklady/prepodobnyy-feodor-studit-igumen-obshchezhitelnogo-monastyrya-/svyatoy-feodor-studit-kak-igumen-i-dukhovnyy-otets-obshchezhitelnogo-monastyrya/ Дата обращения 23.11.2025.
[6] Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание творений. В 7 т. Том I. Жизнеописание. Аскетические опыты. Книга первая. – М.: Благовест, 2013. С. 83.
[7] Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание творений. В 7 т. Том V. Приношение современному монашеству. – М.: Благовест, 2013. С. 24–25.
[8] Там же. С. 30–34.
[9] Там же. С. 6.
[10] Викторина (Перминова), иг. Общежительный устав как основа монашеской жизни. [Эл. ресурс] URL: https://monasterium.ru/publikatsii/sezd-monashestvuyushchikh-ekaterinburgskoy-mitropolii/1397-obshchezhitelnyj-ustav-kak-osnova-monasheskoj-zhizni/ Дата обращения 23.11.2025.
