Насельники возрождающегося Свято-Саввинского пещерного монастыря в Крыму строят новые келии

Свято-Саввинский пещерный мужской монастырь в Крыму (Челтер-Мармара) – древнейший пещерный монастырь на полуострове, расположенный в 2-х километрах от деревни Терновка на высоте 400 метров над уровнем моря. Немногочисленная братия прилагает большие усилия для восстановления и расширения монастыря. Помимо нескольких жилых келий на плато, возводятся хозяйственные постройки, которые позволят немного облегчить суровый быт монахов.

Предположительно, обитель возникла в VIII–IX веках нашей эры. Первые монахи-отшельники прибыли, как считается, из Византии.

В настоящее время, чтобы не замерзнуть в пещерах, немногочисленная братия топит печи. Воду из родника набирают в емкости для всяческих нужд. Монашеский быт обители суров, но ее насельники слабым характером не отличаются.

Один из послушников однажды прибыл сюда с экскурсией посмотреть о когда-то существовавших монашеских пещерах и остался здесь. Со времени экскурсии прошло 9 лет. Теперь устройство обители стало делом его жизни. «Единство с древностью здесь ощущается как нигде», – говорят насельники обители. Здесь около пятидесяти пещер на четырех уровнях. Создавая в горах ходы, монахи-отшельники прятались от мира, захватчиков и молились за этот мир. Со скал открываются потрясающие по своей красоте виды.

Сегодня в обители два действующих храма. Третий планируют создать на самой вершине горы Челтер-Мармара.

Краткая справка

Челтер-Мармара  – памятник археологии, пещерный монастырь, расположен на обрыве горы Челтер-Кая. Первые полные сведения о монастыре были опубликованы лишь А. Бертье-Делагардом (1886), который отметил здесь 50 помещений, из которых 3 были церквями.

Главным храмом исследователь считал большую естественную пещеру длиной более 30 м, в восточной части которой вырублена апсида. Он также подробно изучил церковь в третьем ярусе, аналоги которой Бертье-Делагард видел в малом храме Шулдана и церкви скита на станции Инкерман-1. В 1935 году на территории монастыря проводил археологические исследования В. Бабенчиков. Им были расчищены главная церковь и несколько помещений второго яруса (1941). Датировал В. Бабенчиков монастырь XI–XV вв. В ходе указанных работ выяснилось, что собственно церковью был не весь грот, а только его восточная часть. В ходе работ было выявлено 56 сохранившихся помещений и 30 сильно разрушенных. Церкви монастыря – главная и в 3-м ярусе – были охарактеризованы кратко, храм же 4-го яруса интерпретирован авторами как хозяйственное помещение, хотя там присутствуют все элементы культового помещения. Без всяких серьезных аргументов, только на основании иконопоклоннической гипотезы, монастырь был датирован VIII–IX вв. Предполагают, что монастырь функционировал с XII–XIII вв. до конца XV века.

С 2007 года здесь возрождена монашеская жизнь. Главными святынями обители является частица мощей прп. Саввы Освященного и мироточивая икона свт. Саввы Сербского.

Юлия Стихарева

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»