Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Епархиальный мужской монастырь

Адрес:
Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1
Телефон:
+7 (812) 274-16-12
E-mail:
KANZLEI@LAVRA.SPB.RU
Сайт:
Дата основания:
1712
дата восстановления:
1995

История

История знает два пути возникновения монастырей: первый путь - когда иноческие обители вырастают сами, на иноческих подвигах праведных отшельников в пустынных местах; другой путь - когда монастыри созидаются ревнителями Церкви, преимущественно вблизи городов как церковные твердыни для охранения и распространения христианской веры и христианской культуры. Возникновение Александро-Невской Лавры, без сомнения, шло по этому последнему пути. 


Один из старейших историков Петербурга пишет, что уже весной 1704 года Петр Великий выбрал место для будущего Петербургского монастыря. Оно, как и все пространство нынешнего Петербурга, было покрыто болотами и лесом и требовало для своего устройства большого труда и времени. Между тем, не прекращавшиеся военные действия в борьбе со шведами за обладание устьем Невы не давали возможности приступить в скором времени к осуществлению мысли об основании в Петербурге монашеской обители. 


1713 - 2015 гг. 

В 1710 году, 13 июня, был взят Выборг и, таким образом, была достигнута безопасность столицы со стороны ближайших границ. После этого Государь, будучи в Петербурге, в июле 1710 года "осматривал место, где быть строениям". Тогда и указано было "непременно на том месте быть Монастырю". Определено было именовать монастырь "Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского" и быть по правую сторону Черной речки (первоначально Монастырка, так же как и река Волковка, была частью Чёрной речки. Упоминание об этой реке имеется еще в летописях 1500 г. Когда в 1829 году был построен восточный участок Обводного канала, он разделил реку на две части. Северная часть стала называться Монастыркой по Александро-Невскому монастырю, причём направление течения реки изменилось на обратное: она стала вытекать из Невы и впадать в Обводный канал) каменному монастырскому строению, а по левую - деревянному партикулярному. Назначенный в "тот Монастырь" архимандрит Феодосий водрузил на избранном месте 2 креста: один на правой стороне Черной речки, а другой на левой. На кресте, водруженном на правой стороне, сделана была надпись: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества на сем месте имеет создатися Монастырь". А на левой стороне Черной речки водружен был крест с надписью: "Что сей крест образует, обонполный то сказует".

Место, выбранное для Александро-Невского монастыря, имело историческое значение. 

Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Тем не менее легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва - 18 мая 1301 года, когда новгородцы, которых вел сын Александра - князь Андрей, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра. 

20 февраля 1712 года Петр Первый приказал объявить архимандриту Феодосию, "дабы начинал на осмотренном месте строить Монастырь". Тогда же даны были и средства для постройки,- именно к новосозидаемому Петербургскому монастырю был приписан богатый Иверский монастырь со всеми вотчинами и доходами и от Новодевичьего монастыря село Ояцкое с принадлежащими к нему деревнями и со всеми угодьями; кроме того, на построение и содержание в монастыре госпиталя была приписана половина монастырских вотчин Олонецкого уезда. При этом крестьяне освобождены были на 3 года от податей и подводной повинности. Точная дата начала работ скоро была утрачена из памяти. Справка из Канцелярии Невского монастыря, данная в 1723 году и сохранившаяся в бумагах Кабинета Петра Великого в Государственном Архиве, устанавливает дату начала работ уже на основании изысканий в документах и относит ее к середине июня: "деревянное строение началось в 712-м году, а по уговору с плотниками значит июня 14-го дне". "В том же году заложена церковь деревянная на том месте, где водружен был крест и часовня стояла. В 1713-м году оная церковь совершилась, и марта 25-го дня, при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом, во имя Благовещения Пресвятыя Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать". Святый антиминс и благословенная на освящение церкви грамота были присланы митрополитом Иовом через пресвитера Георгия Петрова еще в январе 1713 года. День 25 марта (по старому стилю) 1713 года, когда впервые в стенах обители совершена Святая Литургия, и является днем, с которого обитель должна считать начало своего бытия. 

С постройкой храма в монастырь стали приезжать из города богомольцы. Первым членом братства Александро-Невского монастыря был его настоятель, "архимандрит новосозидаемого при Санкт-Петербурге монастыря" Феодосий (Яновский). Он был назначен настоятелем в монастырь, когда в монастыре не было еще ни одной живой души.

Когда обитель несколько обстроилась, ее стали населять монашествующими. Предложено было сосредоточить в Александро-Невском монастыре лучшие монашеские силы всей России. По спискам, составленным архимандритом Феодосием, царским и сенатским указами вызывались монашествующие из монастырей почти всех епархий.

Александро-Невский монастырь был задуман Петром как образцовый. Здесь он желал претворить в жизнь свою идею "утилитарного" использования монашества для служения миру - он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, душевнобольных, устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки, а так же учредить лечебно-исправительное заведение для принудительного лечения пьяниц. Эти намерения так и небыли осуществлены. К счастью для обители, так как осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря, как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества - молитва. Со временем в обители открывались службы и подразделения вызванные жизненной необходимостью распространения служения не только сугубо для монастыря, но и для всей Церкви и тогдашнего общества. 

Типография в Александро-Невском монастыре возникла в 1720 году, когда по высочайшему указу 13 декабря 1719 года, в монастырь был передан из "С.-Петербургской типографии" стан церковной печати с 7 мастеровыми. Первой книгой, вышедшей здесь, было "Поучение в день св. Александра Невского". Был напечатан Букварь, выходили в свет книги против раскольников, наставления, проповеди, позднее - ученые труды и их переводы, богослужебные книги. 

Школа при Александро-Невском монастыре, ставшая родоначальницей блестящего сонма петербургских духовно-учебных заведений, создана распоряжением архиепископа Феодосия, от 25 октября 1721 года. "По содержанию Его Императорского Величества указов и Духовного регламента" указано было "учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре для учения юных детей чтения и писания. Славянскую школу, в которой, как того Монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от 5-и до 13-и лет, - учить Славенского чтения и писания по новопечатным Букварям, и потом и грамматике". Главным учебным пособием был "Букварь или начальное учение отроком" Феофана Прокоповича. В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария. Она давала будущим служителям церкви серьезное по тем временам общее и богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича), ректора Новгородской семинарии, и были подготовлены переиздания житий святых, составленных святителем Дмитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. в Александро-Невскую Академию. Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать "из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям". В 1800- 1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 
Перенос мощей св. блгв. кн. Александра Невского 
Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: "Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь". 

...11 апреля 1723 г. древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. После Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помешена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишневого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей - по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, "яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющему". Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы "ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам". На всем пути следования процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724г., в третью годовщину Ништадского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург. В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Петр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с "ботиком Петра Великого" - родоначальником русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского. 

По окончании строительства главного монастырского храма - собора св. Троицы, останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 г. по указу Елизаветы и украшенная надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа, по окончании Литургии все столичное духовенство в белых одеждах, в сопровождении Епископа, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к обители где торжественно совершало молебен Святому Благоверному Князю.

XX века
 К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.

1917 г. - собор закрыт для богослужений, святые мощи изъяты.

Благодатное возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года при митрополите Иоанне (Снычеве, ум.1996). Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) - епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично передан "Духовской" корпус, где и поселилась немногочисленная братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское Богослужение состоялось 14 сентября 1995 года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме Воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком соборе.


2010 - 2015 гг.

В ходе визита в Санкт-Петербургскую епархию 6 марта 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещая Александро-Невскую Лавру, поздравил наместника обители епископа Кронштадтского Назария с 25-летием служения в священном сане и вручил владыке панагию с памятной надписью.

7 июля 2012 года, в крестильном храме Александро-Невской Лавры в честь Рождества Иоанна Предтечи состоялась первая Божественная Литургия. В храме регулярно совершается Крещение и проводятся огласительные беседы.

3 января 2012 года в Митрополичьем саду Александро-Невской Лавры в честь пятилетия воссоединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Зарубежной Церкви был установлен поклонный крест. Освящение состоялось совместно с представителями РПЦЗ.

С 1 по 10 марта 2013 года Архиерейский праздничный хор Александро‑Невской Лавры, созданный по благословению наместника монастыря епископа Кронштадтского Назария, совершил турне по Украине. В рамках гастрольного тура, приуроченного к празднованию 300-летия старейшего монастыря северней столицы России, выступления коллектива прошли в Харькове, Изюме, Полтаве, Киеве, Виннице и Почаеве.

Более тысячи человек посетили праздничное богослужение и крестный ход, посвященные юбилейной дате - 300-летию Александро-Невской Лавры, 7 апреля 2013 года. Началось празднование дня рождения обители с братского молебна в Лазаревской усыпальнице, построенной на месте деревянной Благовещенской церкви, где была совершена первая в монастыре Божественная Литургия 7 апреля 1713 года. После праздничного богослужения в Свято-Троицком соборе, епископ Кронштадтский Назарий возглавил крестный ход, в котором приняли участие более тысячи верующих.

С 20 по 30 июля 2013 года Архиерейский праздничный хор Александро-Невской Лавры посетил с духовно-просветительским паломничеством полуостров Крым. В течение поездки, приуроченной к празднованию 1025-летия Крещения Руси, 400-летию династии Дома Романовых и 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, коллектив выступил на ведущих концертных площадках трёх самых крупных городов Крымской автономии: Ялты, Симферополя и Севастополя.

Одним из главных мероприятий юбилея старейшей монашеской обители Санкт-Петербурга стал Хоровой собор «300-летию Александро-Невской Лавры посвящается…» Открытие Фестиваля состоялось 12 июня 2013 года в День России и день рождения святого благоверного князя Александра Невского, установленного Святейшим Патриархом Кириллом. Около 400 участников съехались из разных уголков России, среди них — известные коллективы, лауреаты российских и международных конкурсов. Литургия или молебен предшествовали каждому концерту. В течение пяти фестивальных дней состоялись выступления хоров в Смольном соборе, на Якорной площади у Морского собора в Кронштадте, у храма святого Александра Невского в Усть-Ижоре, в Михайловском саду, Александро-Невской Лавре, Академической Капелле и Шереметевском дворце.

12 сентября 2013 года, в день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, главные торжества по случаю 300‑летия Александро‑Невской Лавры возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В этот день в Петербурге впервые за более чем 90 лет состоялся крестный ход. Тысячи православных верующих прошли по Невскому проспекту.

Торжества юбилейного года Александро-Невской Лавры завершились в день памяти святого благоверного князя Александра Невского. 6 декабря 2013 года. После торжественного богослужения, наместник Лавры, епископ Кронштадтский Назарий, епископ Петергофский Амвросий и епископ Выборгский и Приозерский Игнатий прошли по монастырю во главе крестного хода, во время которого была освящена недавно завершенная мозаичная икона Святой Троицы на внешней стене алтарной апсиды Свято-Троицкого собора.

22 марта 2014 года Александро‑Невская Лавра встретила своего нового священноархимандрита. Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, назначен Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии. Владыку Варсонофия встречал наместник Невской обители, епископ Кронштадтский Назарий с братией. В приветственном слове, с которым обратился к новому митрополиту наместник монастыря епископ Назарий, он отметил, что правящие архиереи Санкт-Петербургской епархии как священноархимандриты Александро-Невской Лавры всегда любили главный храм монастыря – Свято-Троицкий собор и часто служили здесь. Наместник пожелал новому правящему архиерею долгих и плодотворных лет пребывания на кафедре.

23 июля 2014 в Александро-Невской Лавре прошли съемки фильма о святителе Софронии Иркутском. Обитель радушно встретила гостей из далёкой сибирской епархии. Работа над документальным фильмом «Со святителем Софронием от Иркута до Невы и Днепра» проходила в рамках подготовки к 100-летию прославления Иркутского святителя. По просьбе гостей из Иркутской епархии и по благословению наместника Лавры епископа Кронштадтского Назария 23 июля в домовом храме монастыря в честь Иннокентия и Софрония, святителей Иркутских, прошел благодарственный молебен святителю Софронию. Богослужение совершил иерей Павел Телегин в присутствии братии Лавры и многочисленных паломников.

12 сентября 2014 года в центре Петербурга прошел крестный ход от Казанского собора к Александро-Невской Лавре. Праздничную Божественную Литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, после которой состоялась церемония освещения 18-тонного колокола, названного в честь Александра Невского. В этот же день по центру Санкт-Петербурга прошел крестный ход в честь 290-летия перенесения мощей святого князя Александра Невского. В праздничном шествии приняли участие около 90 тысяч петербуржцев. Участники крестного хода проследовали по Невскому проспекту к площади Александра Невского, где им навстречу вынесли ковчег с мощами благоверного князя. Праздничный молебен возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

23 сентября 2014 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил чин великого освящения надвратной церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Александро-Невской Лавре. Священноархимандрит Лавры в сослужении наместника обители епископа Кронштадтского Назария, секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича, ключаря церкви иеромонаха Макария (Денисова) и братии монастыря возглавил первую Божественную Литургию в новоосвященном храме.

6 декабря 2014 года, последний и самый большой колокол (весом 18 тонн) возрожденной монастырской звонницы, был поднят на южную колокольню Свято-Троицкого собора. Сложная техническая операция заняла всего 15 минут. 18-тонный «Александр Невский» был изготовлен на одном из заводов Каменска-Уральского. Торжественная доставка колокола из Урала в северную столицу на специальной автоплатформе началась 15 июля. Главный благовест Александро-Невской Лавры посетил 11 городов России: Екатеринбург, Уфу, Самару, Саратов, Пензу, Рязань, Москву, Ярославль, Вологду, Череповец и Тихвин. В каждом из населенных пунктов его встречали праздничными молебнами. Во время остановок звонари «Международного центра колокольного искусства» проводили мастер-классы по колокольному звону для всех желающих на специальной переносной звоннице.

4 июня 2015 года в митрополичьем корпусе Александро-Невской Лавры была освящена мемориальная доска, посвященная священномученику протоиерею Петру Скипетрову – святому Александро-Невской Лавры. Мемориальная доска, установлена непосредственно на том месте, где 1 февраля 1918 года протоиерей Петр Скипетров получил смертельное ранение от выстрела солдат, пришедших арестовать Петроградского митрополита Вениамина (Казанского). Чин освящения возглавил наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий.

Наместник

Назарий, епископ Кронштадский, викарий Санкт-Петербургской епархии

Святые и подвижники благочестия

9 / 22 Февраля, 26 Ноября / 9 Декабря
30 апреля / 13 мая; 4 / 17 февраля
19 февраля / 4 марта; 21 апреля / 4 мая
14 / 27 августа; 23 января / 5 февраля; 12 / 25 июня; 7 / 20 сентября
23 января / 5 февраля; 12 / 25 июня; 30 июля \ 12 августа; 31 июля / 13 августа
12 /25 июня; 30 марта / 12 апреля; 10 /23 июня; 30 июня /13 июля
23 января / 5 февраля; 12 / 25 июня; 10 / 23 ноября
30 Августа / 12 Сентября, 23 Ноября / 6 Декабря

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

30 августа / 12 сентября; 23 ноября / 6 декабря Свято-Троицкий собор
30 августа / 12 сентября; 23 ноября / 6 декабря
9 / 22 ноября Свято-Троицкий собор
30 августа / 12 сентября; 23 ноября / 6 декабря
9 / 22 февраля; 26 ноября / 9 декабря Свято-Троицкий собор
Свято-Троицкий собор
Свято-Троицкий собор
26 июня / 9 июля Свято-Троицкий собор
8 / 21 июля; 22 октября / 4 ноября Свято-Троицкий собор
11 / 24 июня Свято-Троицкий собор
21 января / 3 февраля Свято-Троицкий собор
28 октября / 10 ноября Свято-Троицкий собор
2 / 15 Января, 19 Июля / 1 Августа

Храмы и Богослужения

Свято-Троицкий собор
1778 — 1778 гг.
восстановлен в 1778 г.
Важнейшим событием в обители в последней трети XVIII века было сооружение главного храма.

Разработка проекта была поручена в 1774 году архитектору И. Е. Старову. В феврале 1776 году Екатерина II утвердила проект. 30 августа 1778 года, в день перенесения мощей святого Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) в присутствии императрицы провел церемонию закладки храма.

Сооружение собора и его внешняя отделка были завершены к 1788 году, а роспись стен, сводов и купола закончена к августу 1790 году. Торжественное освящение собора во имя Святой и Живоначальной Троицы и перенесение в него мощей святого князя Александра Невского состоялось 30 августа 1790 года.

Собор отличается богатым внутренним убранством. Екатерина II подарила для храма драгоценные богослужебные предметы и ряд картин на церковные сюжеты, созданных крупными мастерами западноевропейского искусства и русскими художниками-академистами.

Весной 1922 года реквизировали большую часть церковных ценностей собора, рака святого Александра Невского была вскрыта, мощи изъяты, а серебряный саркофаг передан в Эрмитаж.
20 декабря 1933 года собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в Музейный фонд.

В 1956 году было принято постановление о возвращении Троицкого собора верующим. Здание храма сильно пострадало от действий арендаторов и от обстрелов во время войны, поэтому в 1957-1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. 12 сентября (30 августа) 1957 года совершилось освящение главного алтаря, с этого времени в соборе возобновилась приходская жизнь.

3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма в Свято-Троицкий собор были возвращены мощи святого Александра Невского. В настоящее время в соборе находятся многие почитаемые верующими святыни.

Перед главным собором монастыря  находится "Коммунистическая площадка", в 2009 г. переименованная в Казачье кладбище
Участники обороны Петрограда, жертвы кронштадтского мятежа, старые большевики, потомственные питерские рабочие, известные ученые и инженеры - таков состав этого своеобразного советского некрополя. Захоронения, прекращенные в конце 1930-х годов, были возобновлены в период Великой Отечественной войны, когда на Коммунистической площадке были погребены участники битвы за Ленинград. Всего здесь расположено около 340 могил.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского
1717 г.
Двухэтажная Благовещенская - Александро-Невская церковь - первое по времени каменное сооружение архитектурного ансамбля Лавры, один из самых характерных сохранившихся памятников петербургской архитектуры начала XVIII века. Заложена в 1717 году. 
Верхний храм был освящен 12 сентября (30 августа) 1724 года в честь святого благоверного князя Александра Невского. В этот же день там была поставлена рака с мощами благоверного князя, перенесенными по воле императора Петра I из Владимира в строящийся столичный монастырь. В нижнем этаже изначально предполагалась монастырская трапезная, однако впоследствии планы переменились. Нижний храм был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта) 1725 года. Под ним была устроена усыпальница на 25 мест для погребения членов царской семьи и именитых вельмож. Первое захоронение здесь состоялось 24 октября 1723 года, когда в Благовещенской усыпальнице была похоронена вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна (вдова старшего брата Петра I – царя Иоанна V Алексеевича), сюда же перенесли из Лазаревской церкви-усыпальницы останки любимой сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны и его сына – царевича Петра Петровича.

Благовещенская церковь сохранила память и об «эпохе дворцовых переворотов»: здесь ещё в 1746 году была похоронена внучка Иоанна V, Анна Леопольдовна, мать императора Иоанна Антоновича, свергнутого с престола в 1741 году, а в июле 1762 года в центральной части усыпальницы был погребён внук Петра I император Петр III (впоследствии его прах перенесен в Петропавловский собор по указу Павла I).

В 1780-е годы к юго-восточной части церкви была пристроена «палатка» - сводчатое помещение, предназначенное для погребений. Еще до ее сооружения на этом месте были положены каменные плиты, оказавшиеся теперь внутри палатки. Позднее в этой пристройке были похоронены многие известные люди: основатель Московского университета и Академии художеств граф Иван Иванович Шувалов, устроитель Смольного института и Воспитательного дома для сирот Иван Иванович Бецкой и другие.
С восточной части к Благовещенской церкви была пристроена небольшая приземистая галерея-ризница, в которой находились семейные памятники князей Юсуповых.

Громким событием стали похороны в Благовещенской усыпальнице генералиссимуса Александра Васильевича Суворова 19 (6) мая 1800 года. Предание гласит, что, когда катафалк, накрытый высоким балдахином, остановился перед лаврскими воротами, петербуржцы, провожавшие Суворова в последний путь, испугались, что ворота окажутся слишком узкими и катафалк в них застрянет. И в этот момент один из ветеранов, участвовавший в военных походах Суворова, с уверенностью заявил: «Не бойтесь, пройдет! Он везде проходил!» В ворота катафалк действительно проехал благополучно. Над местом погребения, согласно воле полководца, была установлена каменная плита с надписью: «Здесь лежит Суворов» (эту эпитафию Суворов избрал себе сам).

В течение XIX века в Благовещенской церкви проводились реставрационные работы. Верхний и нижний храмы подверглись ремонту и были заново освящены.

После Октябрьской революции все жилые помещения и службы Александро-Невской Лавры перешли в ведение различных нецерковных учреждений. Храмы были оставлены общинам верующих, организованных в двадцатки. Благовещенская церковь была изъята у приходской общины в 1933 году и передана музею-некрополю. Верхний Александро-Невский храм отошел сектору геодезических съемок института Гипрогор. Церковные помещения были использованы под склады с устройством межэтажных перекрытий, множества перегородок и печей. Здание церкви начало разрушаться.
В нижний Благовещенский храм перенесли некоторые детали надгробных памятников, находившихся в Николо-Федоровской и Исидоровской церквях, закрытых в 1931 г. В 1937 в Благовещенской церкви произвели несколько перезахоронений останков из разоренной Свято-Духовской церкви.
В 1940 году, после учреждения Государственного музея городской скульптуры, Благовещенская церковь целиком перешла в его ведение, включая верхний храм, уже обезображенный прежними арендаторами. После проведения ремонтных работ 15 мая 1950 года церковь открылась для посетителей музея.
Частичная реставрация Благовещенской церкви началась еще во время Великой Отечественной Войны, когда на территории Лавры размещался военный госпиталь. Художники в ноябре 1942 года привели в порядок могилу Суворова, оформив её живописными панно и флагами. Сюда, к могиле великого полководца, приходили воины, отправлявшиеся на защиту Ленинграда.

Благовещенская – Александро-Невская церковь, несмотря на неоднократные попытки вернуть ее монастырю, до сих пор остается в ведении Государственного музея городской скульптуры. В 2001 году на здании церкви поместили табличку «Национальный пантеон России».

Принятие Правительством Санкт-Петербурга решения о передаче Александро-Невской Лавре Благовещенской церкви было озвучено бывшим вице-губернатором города Василием Николаевичем Кичеджи на праздновании дня рождения Лавры 7 апреля 2013 года, однако решение не было воплощено в жизнь. В 2014 году по благословению наместника Лавры епископа Кронштадтского Назария у стен Благовещенской церкви проходили молитвенные стояния за возвращение храма монастырю.
Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость
1784 — 1786 гг.
В 1783 году архитектор И. Е. Старов разработал проект парадного въезда в монастырь, оформив его в виде круглой площади со стороны Невского проспекта. 
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб., праздники
время
богослужение
примечание
7 : 00
Ранняя Литургия
Границы монастырской территории архитектор подчеркнул зданием надвратной мансардной церкви и каменной полуциркульной оградой. В 1788-1789 гг. по проекту И. Е. Старова были построены два двухэтажных жилых здания (Невский проспект, 177, 190) и примыкающее к ограде с западной стороны площади одноэтажное здание богадельни, которые завершили ансамбль Александро-Невской площади.

Строительство надвратной церкви велось под наблюдением архитектора М. Е. Мелентьева в течение 1784-1785 гг., отделочные работы - с осени 1785 года по весну 1786 года. Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Указом духовной Консистории 1 июля 1800 года храм стал приходским для мастеровых людей, обслуживающих Лавру, и для петербургских хлебгых промышленников, арендовавших у монастыря хлебные амбары, буяны и пристани по Калашниковской набережной.

В 1904 году в церкви во имя Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" указом Синода был открыт первый вне пределов Лифляндии латышский приход. В храме на латышском языке совершались богослужения и требы, а также имелась библиотека книг и периодических изданий. Латышский приход в Скорбященской церкви просуществовал до 1918 года.

В 1930-е гг. в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима. После войны в помещении церкви, отреставрированной в 1949-1950 гг., разместилась дирекция Музея городской скульптуры.

Скорбященскую церковь официально передали митрополии в апреле 1994 года.

В сентябре 1997 года в левом флигеле церкви наместником Назарием была освящена часовня во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".

В храме совершаются молебны по средам и пятницам.

Церковь преподобного Исидора Пелусиота
1890 — 1891 гг.
Рядом с алтарной частью Федоровской церкви в 1890–1891 гг. по проекту архитектора Г. И. Карпова была возведена Исидоровская церковь.

Церковь была освящена митрополитом Исидором 6 октября 1891 г. в честь его небесного покровителя — прп. Исидора Пелусиотского (Пелусиота). Через год Владыка был здесь погребен. В ней произведено более 150 захоронений. Церковь служила усыпальницей для видных церковных и государственных деятелей. В 20-е годы была закрыта. Захоронения уничтожены, могилы разграблены. С 1931 до начала 2000 г. в здании Исидоровского храма находился ЦНИИ «Прометей».

В настоящее время в здании церкви располагается столярная мастерская.

Церковь Сошествия Святого Духа
1717 — 1725 гг.
Архитектор Д. Трезини спроектировал восточную линию монастырского каре в виде двухэтажных корпусов, расположенных тремя уступами от собора в сторону Невы.
В 1717 году под его руководством началось сооружение ближайшей к Благовещенской церкви части корпуса, предназначавшейся для приемов, для чего на первом и втором этажах после галерей были устроены просторные залы-трапезы. Два остальных флигеля планировались как келейные. Сооружение северо-восточного корпуса звершил Т. Швертфегер в 1725 году. На первом этаже располагались зал для собраний и монашеские кельи, на втором - также зал, покои наместника, кельи иеромонахов и братии. В 1760 году открытые галереи корпуса были застеклены.

В 1819 году оба примыкавших к Александро-Невской Благовещенской церкви зала на первом и втором этажах были объединены в один двусветный зал, с востока к нему пристроили алтарь. Работы по созданию нового храма велись по проекту и под руководством лаврского архитектора В. П. Петрова. Освящение церкви во имя Сошествия Святого Духа совершилось 18 мая 1922 года.

Духовская церковь использовалась для погребений вплоть до начала XX века. Всего в ней было совершено 172 захоронения. В церковном зале вблизи алтаря нашли упокоение столичные митрополиты Михаил (Десницкий), Серафим (Глаголевский), Антоний (Рафальский), Никанор (Клементьевский) и Григорий (Постников). 1 февраля 1881 года в Свято-Духовской церкви при огромном стечении народа отпевали писателя Ф. М. Достоевского.

При советской власти Свято-Духовский храм был закрыт последним на территории обители, в январе 1936 года, его интерьеры были полностью уничтожены, на месте усыпальниц размещена котельная. В 1950-е - 1960-е годы в Духовском корпусе располагались покои митрополита и Епархиальное управление.

В 2001 году Духовской корпус вернули Лавре. В настоящее время в нем находятся покои наместника и братские кельи, а в помещении церкви - духовно-просветительский центр "Святодуховский", начавший свою работу в январе 2003 года.
Свято-Духовский храм будет восстановлен в качестве домовой церкви.

 Церковь святого благоверного князя Феодора Новгородского
1725 — 1748 гг.
Возведение симметричного Духовскому юго-восточного Федоровского корпуса было начато Т. Швертфегером в 1725 году, а завершено в 1748 году П.-А. Трезини.

Замыкает юго-восточный угол монастырского каре двухэтажная Николо-Федоровская церковь, построенная по проекту архитектора П.-А. Трезини. К 1767 году отделка церкви была закончена, в 1770 году верхний храм был освящен во имя святого князя Феодора, брата святого Александра Невского, а нижний во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1791 году в первом ближнем к собору флигеле устроили большую Кавалерскую залу для собраний кавалеров ордена Александра Невского, в остальных помещениях Федоровского корпуса располагались в конце XVIII в. Санкт-Петербургская духовная консистория (до 1801 года), Главная семинария, больница. В начале XIX века два флигеля корпуса заняли студенты, преподаватели и Правление духовной академии, а также Русская школа.

В 1840-1842 гг. оба храма были переделаны и освящены: верхний - во имя Святителя Николая Чудотворца, нижний - во имя святого князя Феодора.С 1806 года до начала XX века в Федоровском храме производились захоронения.

В 1930-е годы интерьеры храма были уничтожены, большинство надгробий погибло и в здании разместили рабочее общежитие.

Николо-Федоровская церковь служила усыпальницей членов грузинской царской фамилии и епископов.

В 1996 году Федоровская церковь и корпус были возвращены епархии. После проведения ремонта в части Федоровского корпуса поселились послушники обители, были открыты мастерская по художественной обработке металла, столярная и ювелирная мастерские. В настоящее время проходит капитальный ремонт храма и воссоздание его интерьеров и убранства.

Церковь Праведного Лазаря
1717 г.
ЛАЗАРЕВСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА, церковь Праведного Лазаря в составе ансамбля Александро-Невской лавры.
Небольшая кам. церковь ("палатка") была построена в 1717 за алтарем дерев. ц. Благовещения для погребения царевны Натальи Алексеевны (в 1723 ее прах перенесен в кам. Благовещенскую усыпальницу). В 1787-89 Л. у. расширена, в 1835-36 полностью перестроена (арх. Л. Я. Тиблен) на средства графа Д. Н. Шереметева (являлась семейной усыпальницей графов Шереметевых). В 1923 Л. у. передана об-ву "Старый Петербург", с 1932 в составе Музея-некрополя (см. Городской скульптуры музей), иконостас и внутр. росписи уничтожены. В 1930-х гг. в Л. у. перенесен ряд надгробий из Федоровской и Духовской церквей лавры. Ныне в Л. у. св. 80 надгробных памятников и плит (св. 30 перенесены из др. некрополей). Среди похороненных: быв. крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова (в замужестве - графиня Шереметева), ее муж граф Н. П. Шереметев, И. А. Ганнибал (двоюродный дед А. С. Пушкина), конференц-секр. Петерб. АН Г. Н. Теплов, ген. П. И. Мелиссино (надгробие - 1800, скульп. М. И. Козловский), музыкант Мих. Ю. Виельгорский (см. Виельгорские), гос. деятели А. С. Шишков, В. П. Кочубей, Д. В. Дашков, Л. А. Перовский (надгробие - 1857, арх. М. А. Щурупов).
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
В 1823 году участок земли напротив Лазаревского кладбища был отведен под кладбище, названное Новым Лазаревским. В 1870-е годы его расширили за счёт соседних монастырских огородов.

В 1869 году по проекту архитектора Н. П. Гребенки была построена каменная церковь-усыпальница. Храм был одноэтажным, в русском стиле, с массивным шатровым верхом, увенчанным маковкой. 2 февраля 1873 года церковь была освящена во имя Тихвинской иконы Божией Матери. С 1876 года кладбище стало называться Тихвинским.

На Тихвинском кладбище было погребено около двадцати лаврских насельников - иеродиаконов, иеромонахов и архимандритов, в том числе известный старец иеросхимонах Алексий (в миру Алексей Константинович Шестаков), духовник Лавры и Петербургского митрополита Серафима. В 1825 году перед поездкой в Таганрог к нему приезжал император Александр I.

На Тихвинском кладбище похоронены писатели Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, Ф. М. Достоевский, композиторы М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, артист В. В. Самойлов. В начале XX века на Тихвинском кладбище насчитывалось 1325 захоронений.

В 1931 году Тихвинская церковь была закрыта, ее фасады и интерьеры уничтожены. Тихвинское кладбище официально было закрыто в 1927 году, однако захоронения на нем продолжались до 1932 года. В 1935-1937 годах его преобразовали в Некрополь мастеров искусств, уничтожив при этом большинство "не соответствующих теме" захоронений.

После Великой Отечественной войны в 1948-1952 годах на кладбище перезахоронили около двадцати останков с других кладбищ города, кроме того, здесь были похоронены многие известные ленинградские ученые, деятели театрального и изобразительного искусства.

В настоящее время на территории Тихвинского кладбища расположен Некрополь мастеров искусств, здание Тихвинской церкви принадлежит Музею городской скульптуры.

Церковь Святителя Николая Чудотворца
1868 — 1871 гг.
В 1861 году в связи с нехваткой мест на кладбищах Лавры решено было отвести под захоронения место между Невой и оградой монастыря.
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
9 : 00
Литургия
Литургия совершается попеременно с хр.прп. Серафима Вырицкого в Федоровском корпусе
Четкий регулярный план с разбивкой на разряды составил епархиальный архитектор Г. И. Карпов. С 1868 года кладбище именовалось Засоборным, а в 1877 году получило название Никольского по имени церкви Николая Чудотворца, построенной в 1868-1871 годах по проекту Г. И. Карпова на средства купца Н. И. Русанова.

Среди погребенных на Никольском кладбище - писатели и артисты, военные деятели, журналисты, ученые. В начале XX века здесь похоронили первых русских авиаторов: С. И. Уточкина, Л. М. Мациевича, В. М. Абрамовича. На кладбище сохранилось много захоронений, связанных с историей Петербургской епархии и Русской Православной Церкви в целом. Особым почитанием пользуется часовня-склеп, где в 1904 году был похоронен петербургский затворник блаженный Матвей Татомир. Северо-западный участок кладбища, так называемая Братская площадка, с конца XIX века служил для погребения насельников Лавры и Петербургских митрополитов. Согласно опии 1909 года, на этом участке находилось 74 могилы насельников Лары, большая часть из них была утрачена. Сейчас на Братской площадке находится около 180-ти захоронений, большинство из них появилось в послереволюционное время.

В 1932 году Никольскую церковь и кладбище закрыли. В середине 1930-х годов некоторые захоронения были перенесены в музейные некрополи, однако систематическое уничтожение памятников с целью добычи полированного камня привело к утрате сотен захоронений. В 1980-е года здание Никольской церкви было передано верующим, восстновлено и в 1985 году освящено. Мощи блаженного Матфея стараниями митрополита Ленинградского Антония (Мельникова) были в середине 1980-х гг. перенесены в алтарь Никольской кладбищенской церкви.

Домовая церковь святого преподобного Серафима Вырицкого
На втором этаже Феодоровского корпуса Лавры, который примыкает к Троицкому собо¬ру слева, в начале XX века находилась келья святого Серафима Вырицкого, в миру - Васи¬лия Муравьева, известного петербургского предпринимателя.
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
9 : 00
Литургия
Литургия совершается попеременно с Никольской церковью на Никольском кладбище

13 сентября 1920 года Василий Николаевич Муравьев подал прошение в Духовный Собор Лавры с просьбой принять его в число братии, на что получил согласие и первое монастыр¬ское послушание - послушание пономаря. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Ва¬силия Николаевича Ольга. Весь свой капитал Муравьевы пожертвовали на нужды обителей.

26 октября наместник Лавры владыка Вениа¬мин благословил постричь в монашество по¬слушника Василия Муравьева одновременно с Ольгой Муравьевой.

29 октября 1920 года наместник Лавры ар¬химандрит Николай (Ярушевич) постриг по¬слушника Василия Муравьева в монашество с наречением ему имени Варнава в честь ду¬ховного отца, старца Варнавы Гефсиманского.

Перед тем как начать свое старческое служе¬ние, отец Варнава выразил желание облечься в Великую схиму. Точная дата принятия отцом Варнавой (Муравьевым) великого ангельского образа пока не установлена. Известно, что произошло это на рубеже 1926-1927 годов. При постриге в Великую схиму он был наре¬чен именем Серафим в честь святого препо¬добного Серафима Саровского чудотворца.

Молва о благодатном старце отце Серафи¬ме широко разнеслась по Северной столице и за ее пределами. К келье батюшки спешили люди, ищущие благословения, совета, молит¬венной помощи и утешения в скорбях. Он стал воистину народным духовником.

Подвижник закончил свою жизнь в Вырице, а позже был канонизирован. Его келья была отреставрирована и преобразована в не¬большую домовую церковь, торжественное открытие которой состоялось 28 декабря 2007 года.

«Мы чтим святого, которого некоторые люди еще помнят живущим среди нас, несущим тяготы и скорби вместе с нами. Преподобный Серафим Вырицкий - это живая церковная история. Он наш современник и, можно сказать, родной. И к кому как не к нему прибегать нам с молитвой? Потому что он очень близок нам и дорог... Сегодня мне показалось как будто здесь всегда был храм. Я надеюсь, что этот храм станет еще одним местом молитвы где мы будем вспоминать о своих грехах и духовно радоваться, ощущая помощь и предстательство за нас великого угодника Божия».

(Из Слова архимандрита Назария в честь открытия Домовой церкви преподобного Серафима Вырицкого. 28.12.2007).

Домовой храм святителей Иннокентия и Софрония Иркутских
2000 — 2002 гг.
Создание нового храма явило духовную энергию Русской Православной Церкви, творческое развитие её художественной культуры и появление современных произведений церковного искусства, обращенных молитвой ‒ к Богу и «проповедью в красках» ‒ к человеку.

Летом 2000 года, когда помещение домового храма на втором этаже братского корпуса Лавры было подготовлено для отделочных работ, наместник обители, архимандрит Назарий, предложил Дмитрию Мироненко, руководителю лаврской иконописно-реставрационной мастерской во имя преподобного Иоанна Дамаскина, высказать мнение относительно выбора цвета стен. Иконописец разработал проект росписи восточной стены, соответствующей евхаристическому назначению помещения и посвящённой святителям Иннокентию и Софронию Иркутским, насельниками монастыря в первый век его существования. Проект был благословлен, и работа началась.

Высокую алтарную стену предполагалось разделить по вертикали на два ряда, в верхнем расположить тронный образ Божией Матери с младенцем Христом на коленях, с двумя ангелами по обеим сторонам и двумя святителями иркутскими, в нижнем ряду ‒ поместить символическое изображение «Поклонение Агнцу», или «Служба Святителей». В центре ряда, на драпированном престоле ‒ дискос с Агнцем Божьим ‒ Христом. Два ангела веют рипидами по обе стороны «Святой Трапезы», как и в верхнем ряду. У престола предстоят четыре святителя: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Двоеслов и Иаков, брат Господень. Авторы четырёх чинов Божественной литургии изображаются сослужащими друг другу за вечной Евхаристией перед престолом, на котором Христос предает Себя в искупительную жертву за грехи всего мира.

В течение двух лет ответственную работ вместе с руководителем мастерской Дмитрием Мироненко, иконописцем Андреем Пономарёвым и стажером Мариной Бубновой выполняли две новые сотрудницы ‒ Лилия Комиссарова (первая выпускница нового отделения церковно-исторической живописи Института им. И. Е. Репина) и Анна Карагина (первая выпускница иконописной школы при Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии). Для этого проекта лаврские мастера разработали рецептуру цельнояичной темперы, аналогичную использовавшейся в древней стенописи.

После окончания росписи восточной стены, которая теперь выделялась из интерьера, отец Назарий пожелал видеть расписанным свод. Вновь закипела работа, и вскоре иконописцы предложили эскиз: в центре на голубом звездном «Небе» сияет образ четырёхконечного украшенного креста, по углам расположены символические изображения четырёх евангелистов (ангел, лев, телец и орел). Эскиз был утверждён, и примерно через год роспись свода была завершена.

Вновь радостные изографы пригласили своего главного цензора, и им была поставлена новая задача ‒ расписать дугообразные тимпаны южной и северной стен. Художественное решение ‒ поместить в них обрамлённую писаным камнем аркатуру ‒ появилось не сразу, а сама работа выполнялась в течение полугода новым сотрудником мастерской Игорем Белоцерковским.

При новом просмотре наместник предложил иконописцам выработать проект завершения росписи всего помещения, причем на северной и южной стенах поместить образы святителей, связанных с обителью, и образы особо чтимых в Русской Церкви преподобных ‒ ведь храм предназначен для братской молитвы.

На новом этапе работ северная и южная стены были разделены на два ряда, как восточная: в верхнем ‒ поясные образы святителей: священномучеников Владимира Киевского, Серафима и Вениамина Петроградских, святителей Николая Японского, Игнатия Кавказского, Феофана Затворника. В нижнем ряду ‒ образы десяти преподобных, согласно родству их подвигов стоящих парами друг напротив друга.

В восточной части нижнего ряда изображены первоначальники русского монашества преподобные Антоний и Феодосий Печерские, за ними ‒ основатели обителей Святой Троицы преподобные Сергий Радонежский и Александр Свирский, в центре ряда ‒ два князя-схимника, Александр Невский и его младший сын Даниил Московский, далее два пламенных молитвенника ‒ преподобные Серафим Саровский и Серафим Вырицкий, а в западной части ‒ образы вселенских преподобных, песнописца Иоанна Дамаскина и аскета, игумена Синайского, Иоанна Лествичника.

Эти два святых фланкируют основание четвертой, западной стены храма, отведенной назидательному изображению «Лествицы», показывающему, в соответствии с аскетико-богословским трудом преподобного игумена, сложности и искушения на пути монаха, восходящего на небо к Христу Спасителю. Сам преподобный изображен тут же, и фрагмент его текста читается на развернутой хартии.

Работа над росписью домового храма святителей Иннокентия и Софрония Иркутских продолжалась почти десять лет, значительная её часть была выполнена стажёрами мастерской, для каждого из них этот труд стал первым опытом стенописи и реальной школой мастерства. После завершения работы и демонтажа лесов иконописцы с удовлетворением увидели плод рук своих, а насельники корпуса наконец обрели место общей молитвы.

При завершении открылся ещё один ‒ незапланированный ‒ результат этой долгой работы. Роспись храма была завершена в год 300-летия святой обители. К юбилею были возобновлены почти все помещения и фасады, но далеко не все ранее действовавшие алтари. 

Домовый храм святого благоверного великого князя Александра Невского в Рыбацком
Благодаря интенсивному сотрудничеству Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и строительной компании «Росстройинвест» по реализации мероприятий программы «Александр Невский – имя России»...


была создана рабочая группа из сотрудников Лавры, членов Александро-Невского братства и сотрудников компании Росстройинвест. Руководителем её стал С.Н. Шаров, заведующий отделом по связям с внецерковными организациями Лавры. Группа выступила с инициативой создания при будущем жилищном комплексе домового храма в честь Александра Невского. Начинание получило одобрение игумена монастыря – епископа Кронштадтского Назария.

6 декабря 2013 года в помещении будущего храма состоялось первое богослужение – молебен святому князю, возглавил его епископ Кронштадский Назарий. После этого молебны начали служиться регулярно силами клириков монастыря. В феврале были собраны пожертвования и приобретена церковная утварь, необходимая для совершения в домовом храме литургии.

8 марта 2014 года игумен Серафим по благословению епископа Кронштадского Назария впервые принес Бескровную Жертву на престоле этого храма. С этого дня Божественные литургии совершаются здесь еженедельно по субботам.

Крестильный храм в честь Иоанна Предтечи
2010 — 2012 гг.
Храм устроен в крипте Свято-Троицкого собора. Строительство храма велось с 2010 по 2012 годы.

Храм украшен мрамором, мозаикой и фресками. Иконы и росписи выполнены иконописной мастерской Лавры. В центре храма установлена купель в виде креста украшенная мозаикой – дающая возможность проведения крещения с полным погружением. Первое богослужение в храме совершено 7 июля в праздник Рождества Иоанна Предтечи иеромонахом Антонием (Простихиным). В храме регулярно проводятся крещения и огласительные беседы.

Богослужения: Литургия служится два раза в году: в Праздник Рождества Крестителя Господня Иоанна и в день Усекновения его Честной Главы(11 сентября).



Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
10 : 00
Поздняя Литургия
14 : 00
Дежурный священник находится в Покровском приделе (справа)
до 16.00
17 : 00
Вечернее Богослужение
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
6 : 00
Братский молебен
6 : 20
Полунощница
По: пнд., втр., сред., пятн., праздники
время
богослужение
примечание
14 : 00
Акафист Святому благоверному великому Князю Александру Невскому
По: сред., пятн.
время
богослужение
примечание
6 : 00
Духовник архимандрит Виталий проводит индивидуальную исповедь и беседы в соборе
до 12-00
По: четв., праздники
время
богослужение
примечание
14 : 00
Акафист свт. Николаю Чудотворцу
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
14 : 00
Акафист Божией Матери пред иконой «Невская Скоропослушница»
или в 15-00
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
15 : 00
Акафист Иисусу Сладчайшему
По: вск.
время
богослужение
примечание
7 : 00
Ранняя Литургия
17 : 00
Пассии (Акафист Страстем Христовым, Страстные чтения Евангелия) со 2 по 6 седмицу Великого поста
Во время вечернего богослужения

Служение

Библиотека
Воскресная школа
Воскресная школа Александро-Невской Лавры существует с 1996 года. Сейчас в школе обучаются порядка 190 человек. Структура школы имеет 3-х ступенчатую систему: 1 ступень – Дошкольное отделение (3 года обучения - занимаются дети от 5 до 9 лет), 2 ступень - начальная (1-4 класс школы - занимаются дети от 8 до 13 лет), 3 ступень – академическая (5-6 класс школы - занимаются дети от 12 до 15 лет). Для детей дошкольного отделения проводятся следующие занятия: Закон Божий, творчество, музыка, ритмопластика, подготовка к праздникам. Дети старшей школы посещают уроки: Закон Божий, музыка и церковное пение, творчество, Ветхий и Новый Завет, иконография, Церковно-славянский язык, катехизис, история Отечества, история Церкви и др. Также в структуре занятий включены беседы с выпускниками и катехизаторские занятия для родителей.

Одной из своих самых главных задач школа видит в Литургическом общении детей, поэтому для учащихся обязательно посещение Литургии в Серафимовском и Никольском храмах Лавры, где поет детский церковный хор школы.
Во время учебного года для детей организуются паломнические и экскурсионные поездки по Петербургу и области, а также раз в год и в другие регионы России. География таких поездок обширна - Москва, Смоленск, Великий Новгород, Ярославль, Псков и т.д. Также дети выезжают в более дальние поездки, так участники театральной группы в 2010 году ездили с концертами в Финляндию, а в 2012 году посетили Иерусалим.

Школа активно принимает участие в различных епархиальных мероприятиях – в православных выставках и фестивалях. Также и сама выступает инициатором епархиальных мероприятий – театрального фестиваля «Ангельские лики» и епархиальных Рождественских Елок в Лавре, которые проводятся уже 8-ой год.

Для учащихся школы организовывается летний лагерь в монастыре на острове Коневец в Ладожском озере.

Контакты:
Телефоны для связи:
Тел/факс: +7 (812) 710-20-47 (суббота и воскресенье)
Директор: иеромонах Димитрий (Самойлов)
Заместитель директора: Боткина Александра Александровна: +7 (911) 754-54-71
ДПЦ «Святодуховский»
Издательство «Невская Лавра»

Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под  духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.

Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.

География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).
В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:
- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;
- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;
- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;
- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».

Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.

Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.

Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.

Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.

После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».

Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.
Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.
С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).

Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.

НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:

- Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);
- Ризография;
- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;
- Ксерокопирование;
- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;
- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;
- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;
- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;
- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;
- Допечатная подготовка любого уровня сложности;
- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;
- Индивидуальная работа с заказчиками.

Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru

Приобрести газету  «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)

Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)

Молодёжный клуб
По благословению наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, Преосвященнейшего Назария, епископа Кронштадтского, в сентябре 2013 года открылся молодежный клуб при ДПЦ «Святодуховский».

Что является целью молодёжного клуба?

Клуб призван объединить молодых прихожан, способствовать их вовлечению в деятельное служение. Помочь невоцерковлённым открыть для себя православие, обрести истинные ценности, ориентиры, жизненную опору. Получить подлинные условия для развития своего внутреннего потенциала.

Какова форма встреч молодёжного клуба? 
Основным форматом общения являются дискуссионные встречи. Формат дискуссий хорош тем, что даёт участникам возможность:
• узнать что-то актуальное, полезное, связанное с реальной жизнью;
• взглянуть на привычные вещи с точки зрения православия;
• учиться формулировать свои мысли, высказываться, с одной стороны, и учиться слушать, с другой; 
• лучше узнать себя и других участников клуба.

Темы встреч молодёжного клуба: 
• Обсуждение воскресных Евангельских чтений;
• Обсуждение памятных исторических событий и личностей, истории храмов/монастырей, агиографий (жизнеописаний святых);
• Катехизационные беседы (основы Православной веры);
• Кинолектории;
• Беседы с приглашенными гостями;
• Семинары (распределение тем между участниками встречи для дальнейшего обсуждения);
• Обсуждение церковных праздников;
• Изучение литургики (порядка Богослужения).

Молодежный клуб

Руководители: 
• Дьякон Сергий Учанейшвили;
• Иеромонах Пимен (Шевченко).

Место и время проведения: 
• Каждое воскресение в 16:00. Гостиный зал Духовно-Просветительского центра «Святодуховский» в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре.

Контактные данные: 
• vk.com/clubpravnl



Музей Лавры

Музей — древлехранилище Александро-Невской Лавры

Музей, созданный по благословению наместника Лавры епископа Кронштадтского Назария, находится в отреставрированном историческом помещении лаврской ризницы. Великолепный, выполненный в классическом стиле зал вмещает в себя экспонаты, иллюстрирующие трехвековую историю обители. Взору посетителей представлены артефакты, обнаруженные при реставрационных работах, проводившихся в Лавре к ее 300-летию, собрания икон, церковных облачений и богослужебной утвари. Архивные фотографии и документы позволяют прикоснуться к историческим событиям и увидеть лица людей давно прошедших времен.

Посетить музей группам или индивидуальным посетителям можно по средам и пятницам с 12. 00 по 17. 00, а также по предварительной договоренности:

через Паломнический центр Александро-Невской лавры
(812) 274-16-12; +7-960-271-08-73 Наталья
сайте www.palomnik-lavra.ru
e-mail: pal-centr@lavra.spb.ru
Вконтакте: http://vk.com/pal_centr

через контакты музея: т. (812) 4003933; 89112338957
e-mail: museumlavraspb@gmail.com
Группа «Вконтакте» https://vk.com/club132811852
Группа в Facebook https://www.facebook.com/groups/1264280663615632/



Публикации

Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Все публикации

Контактная информация

Возврат к списку