28 января 2020 года в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» в конференц-зале Храма Христа Спасителя работал мастер-класс «Рецепты успешных инернет-коммуникаций» экспертов Digital-агентства «Интериум» для сотрудников епархиальных информационных подразделений. Проводили его генеральный директор агентства Валерий Сидоренко, проектный директор Айта Лузгина и эксперт Владимир Блинов. Предлагаем вниманию ответственных за страницы монастырей в интернет-пространстве и модераторов социальных сетей небольшой творческий отчет корреспондента «Монастырского вестника», посетившего мероприятие.
Открыл мастер-класс эксперт Digital-агентства «Интериум» Владимир Блинов. Первым делом эксперт рассмотрел целеполагание деятельности администраторов публичной страницы, посвященной епархии, приходу, монастырю или другой религиозной организации. Очень важно, по мнению Владимира, чтобы эта деятельность не ограничивалась размещением расписания богослужений и приходских (монастырских) мероприятий. Ведь большая часть посетителей страницы имеют довольно расплывчатые представления о самой православной вере и заинтересованы в более подробном знакомстве с ней. Одной из миссионерских целей администраторов публичных страниц имеет смысл считать привлечение внимания тех, кого, скорее, можно назвать «захожанами», а не только информирование постоянных прихожан храма или монастыря о происходящих событиях.
Весьма значительным является именно общение с аудиторией в онлайн-режиме на актуальные темы, в том числе, посредством проведения голосований и опросов.
Затем эксперт напомнил базовые правила работы в социальных сетях. В частности, это необходимость ставить геотег для простого и понятного посетителям страницы обозначения места, где находится организация, которой эта публичная страница (сообщество/группа) посвящена. Также важно указывать время работы и контактные данные.
Кроме сухих информационных сообщений, необходимо акцентировать внимание не только на повседневной жизни сообщества, но и творческой составляющей его участников. Например, если владыка или настоятель храма (монастыря) пишет статьи или книги – это необходимо отражать на странице в соцсети. Ведь ключевым моментом деятельности администраторов должно быть живое общение с подписчиками.
По словам специалистов, оформление страниц в социальных сетях весьма существенно. Во-первых, в сообществах необходимо делать шапку страницы. Это должен быть уникальный снимок, отражающий жизнь прихода монастыря или суть деятельности, о которой идет речь на странице, желательно с использованием инфографики. Эксперты привели в пример оформление группы общественного движения «Сорок сороков» «ВКонтакте». Инфографика также является отличным способом сделать общеизвестное изображение уникальным, придать ему характерные для сообщества узнаваемые отличительные черты.
Эксперты упомянули также значение виджетов и превью. В определенных случаях, когда социальная сеть не может автоматически сделать в публикации на основании ссылки с сайта корректное, качественное превью, фото необходимо добавлять самому администратору. Для этого имеет смысл завести базовый набор качественных фотографий.
Что же касается изображений, то насчет необходимости их публикации в сообществах социальных сетей, безусловно двух мнений быть не может. Однако и здесь есть особенности, которые надо учитывать всем администраторам публичных страниц. Во-первых, скачивание картинок из интернета с чужих ресурсов можно назвать, своего рода, дурным тоном. При необходимости, лучше оплатить качественное изображение с указанием источника, не нарушая авторских прав. Ведь гораздо важнее уровня профессионализма и качества фотографии ее актуальность и индивидуальность, а также регулярность, с которой фото добавляются на страницу.
Продолжила проведение мастер-класса проектный директор Digital-агентства «Интериум» Айта Лузгина. Она отметила, что крайне нежелательным является стопроцентное копирование информации с интернет-сайта в сообщества в социальных сетях, которое к нему относится. Поскольку пользователи могут, например, видеть одну и ту же новость несколько раз – на страницах в нескольких социальных сетях и на сайте организации. Поэтому лучше кратко описывать суть события и давать ссылку на сайт.
В качестве способа навигации по странице наиболее простым и удобным будет использование хэштегов (в частности «ВКонтакте»). Это особенно относится к ситуации, когда сообщество располагает большим объемом материалов, которые гораздо удобнее распределить по рубрикам.
Эксперт остановилась на, возможно, досадном, но очевидном факте: большая часть пользователей (в особенности, социальной сети Instagram) мало обращает внимания на тексты, не говоря уже о том, чтобы читать полностью длинные подписи под фотографиями. Чтение длинных текстов в публикациях, безусловно, имеет место быть, но, если расположить виды активности посетителей соцсетей по популярности, то на первом месте будет видео (причем именно актуальное, в частности stories), затем фото и в последнюю очередь текст.
В последнее время самым популярным форматом публикаций в социальных сетях являются stories. Они представляют собой актуальные видео и фотографии с текстом. Ключевым моментом в их размещении является актуальность. Время в этом случае устанавливает правила конкуренции. На примере соцсети Instagram, по словам эксперта, очевидно, что многие пользователи даже не просматривают ленту новостей, а ограничиваются просмотром именно stories. Их можно распределять в папки по смыслу. В каждой папке есть ограничение на 100 stories. Стоит отметить, что и владельцу страницы именно по этому показателю удобнее всего судить о востребованности публикации и том, кто их (stories) просматривал. Здесь очень важно отметить, что многие люди просматривают обновления без звука, поэтому к материалам в stories, как в Instagram, так и в других социальных сетях, нужно добавлять подписи. Но нельзя забывать, о том, что и они должны отражать суть публикации и быть лаконичными.
Эксперт также отметила, что именно количество пользователей Instagram в России растет с наиболее высокой скоростью, по сравнению, с пользователями других социальных сетей.
Наряду со stories, имеет смысл использовать Instagram TV, которое, по словам экспертов, в некотором смысле имело цель завоевать часть приверженцев YouTube. Instagram TV особенно удобно для размещения видео-анонсов и виде-отчетов. Однако и в этом случае материалы должны быть дополнены лаконичным текстом.
Далее эксперты перешли к наиболее важному аспекту деятельности в социальных сетях – продвижению своей страницы.
В первую очередь эксперт Digital-агентства «Интериум» Владимир Блинов отметил важность мониторинга информации, который используется для последующего анализа реакции пользователей. Самостоятельно при помощи интернет-браузеров и ключевых слов проводить мониторинг и анализ данных довольно проблематично. Для этого существуют платные сервисы. Однако и при их использовании нельзя забывать, что примерно 25% из полученных автоматически данных будут ошибочными.
В контексте обозначенной задачи продвижения публичной страницы в социальных сетях проектный директор Digital-агентства «Интериум» Айта Лузгина предложила следующие пути ее решения:
– привлечение блогеров – людей с большим количеством подписчиков, которые обладают доверием целевой аудитории, сотрудничество с ними на выгодных для обеих сторон условиях;
– блогеризация – в случае, если не привлекать уже состоявшихся блогеров, можно обучить неравнодушных людей, сделать блогеров из них;
– посевы – бесплатный и достаточно эффективный способ. Это работа по привлечению не осведомленных о сообществе людей посредством расположения нужной информации (ссылки) на публичных страницах, уже имеющих многочисленную аудиторию;
– флешмобы – способ активации уже существующих подписчиков. Используется для того, чтобы рассказать о своей деятельности. Эксперт, привела в пример возможность для епархии приурочить флешмоб в социальной сети к предстоящему значимому событию или празднику, попросив подписчиков рассказать об этом событии с помощью публикаций. При этом использование хэштега так же необходимо, как и упоминание аккаунта;
– таргетинг – самый простой, но платный метод продвижения. Это обычная реклама. Таргетинг существует во всех соцсетях.
Необходимость платных способов продвижения конкретных публикаций обусловлена тем, что даже не всем подписчикам/поклонникам страницы, в частности, в социальной сети Facebook в ленту новостей попадают актуальные посты. Приоритет нуждающихся в продвижении публикаций определяется опытным путем и методом сравнения по охвату пользователей и количеству отметок «мне нравится». Также платное продвижение публикаций необходимо для освещения какого-либо инфоповода, предстоящего события с большей эффективностью.
После окончания презентации эксперты ответили на вопросы аудитории. Среди наиболее примечательных было утверждение генерального директора Digital-агентства «Интериум» Валерия Сидоренко о том, что крайне не рекомендуется удалять эмоциональные и негативные комментарии. А для дискуссий необходимо привлекать людей информированных с четкой и сильной аргументацией. В связи с тем, что для одного человека такого рода нагрузка будет слишком большой, среди корпораций популярна практика создания с этой целью «колл-центров». Для ответов на наиболее часто задаваемые острые вопросы поможет создание темника, который будет содержать заготовки такого рода ответов. Если говорить о желании повлиять на реакцию аудитории на материал, то здесь, необходима общая доброжелательность публикации. То есть ее основная суть должна быть оформлена с положительным посылом. На первом этапе продвижения необходимо лично просить неравнодушных людей, особенно, обладающих большим числом подписчиков, проявлять активность по их (своих подписчиков) информированию о существовании нуждающейся в продвижении страницы.
Очень полезным может быть привлечение известных и харизматичных личностей, в том числе, и священнослужителей, которые уже обладают популярностью в медиапространстве. По замечанию эксперта Владимира Блинова, юмор может быть не только средством нейтрализации конфликтов, но и в хорошем смысле провокацией для людей на проявление активности на публичной странице.
Эксперт также рассказал о наиболее целесообразном методе размещения просьб о пожертвовании. Было отмечено, что в этом вопросе самое важное – конкретика, открытость (обозначение точной цели сбора материальных средств) и регулярность (например, о ходе работ, оплачиваемых с помощью пожертвований нужно осведомлять аудиторию раз в две недели), а также выбор наиболее простого и удобного способа осуществления платежа.
Своего рода итогом проведения мастер-класса можно назвать заключение Валерия Сидоренко, что любая деятельность религиозных сообществ в социальных сетях основной своей целью ставит знакомство посетителя страницы с православной верой и жизнью Церкви. А после того, как это знакомство состоится, негативных высказываний в медиапространстве и вопросов может стать меньше.
Материал подготовил Даниил Орлов
Источник фото: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ