«Мы постоянно умираем для прошлого, чтобы воскреснуть и жить для будущего»

Игумения Ангелина (Нестерова)

4 сентября 2018 года исполнилось 100 лет со дня мученической кончины священномученика Макария (Гневушева), первого епископа Вяземского. По благословению епископа Вяземского и Гагаринского Сергия к этой дате издана брошюра о Преосвященном Макарии, ныне пребывающем в сонме святых новомучеников и исповедников Российских. Материал для издания подготовлен игуменией Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря Ангелиной (Нестеровой). В нашей сегодняшней публикации – некоторые факты и документы, повествующие о последнем периоде жизни владыки Макария, до конца мужественно исповедовавшего свою веру и неустанно призывавшего паству к миру, любви и единению во имя Христа и Его Церкви.                                 

Священномученик Макарий (в миру Михаил Васильевич Гневушев) родился в 1858 году в селе Репьевка Ардатовского района Симбирской губернии. Учился в Ардатовском духовном училище и Симбирской духовной семинарии (1878). В 1882 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Преподавал в Киевской духовной семинарии, там же началась его деятельность как яркого проповедника и миссионера.

В 1908 году, вскоре после смерти жены, принял монашество с именем Макарий. В этом же году был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем в Москву в Высоко-Петровский монастырь. С 1909 по 1914 год был настоятелем московского Новоспасского монастыря. Епископское служение владыки Макария началось в Нижнем Новгороде, где прошли его наречение и хиротония, совпавшие с началом Первой мировой войны.

За два с половиной года пребывания в Нижегородской епархии преосвященный Макарий снискал горячую любовь и широкую популярность среди народа. Владыка трудился всегда и везде неутомимо. С особой энергией он призывал всех и каждого на служение дорогой Родине. Для оживления приходской жизни епископ Макарий совершал в приходских церквах Нижнего Новгорода по воскресным и праздничным дням торжественные вечерни, всенощные бдения с чтением акафистов и пением молебнов о даровании «победы православным христианам на сопротивные», при этом всегда произносил проповеди.

Много труда, заботы и отеческого попечения уделял владыка Макарий судьбам беженцев из западных районов страны. По его инициативе в городе были открыты общежития, убежища, приюты, школы, мастерские. По благословению владыки много беженцев принял Печерский монастырь [1]. В мае 1917 года за свои выдающиеся труды он был избран почетным членом Нижегородского Отдела Всероссийского Общества попечения о беженцах.

В мае–июне 1916 года владыка Макарий возглавил крестный ход из Нижнего Новгорода в Саровскую пустынь на поклонение преподобному Серафиму. От Арзамаса до Саровской пустыни и обратно (более 100 км), несмотря на проливные дожди, владыка прошел пешком в полном архиерейском облачении, произнося в каждом селе проповеди, производившие огромное впечатление на слушателей. В Нижегородской прессе об этом событии писали: «О, если бы почаще устраивались такие паломничества с народом! О, если бы почаще епископы были б в таком близком общении с ним. Тогда совсем бы была другая жизнь в христианском обществе!» [2]

Весть о переводе епископа Макария на Орловскую кафедру нижегородцы восприняли «с болью сердечной». Прощаясь с новгородской паствой по окончании всенощного бдения в Печерском монастыре в субботу 11 февраля 1917 года, владыка просил не оставлять храма Божия: «Это моя последняя к вам просьба. Помните, что без Церкви Божией нет спасения. Не забывайте, что вы чада ее» [3].

Орел встретил Преосвященнейшего Макария «красным звоном» с колоколен всех церквей города. При вступлении на Орловскую кафедру епископ Макарий обратился к народу словами Господа нашего Иисуса Христа – мир вам: «Мир во всех областях вашей жизни. Мир – во внешних взаимоотношениях. Мир – в душе. Мир – в совести… Мир – первая и важнейшая ступень к любви».

Владыка сказал о том, что Господь призвал его на служение орловской пастве в одно из самых тяжелых и опасных времен в исторической жизни русского народа: «…как ни страшна, как ни опасна для политического существования нашего народа происходящая война, – мы должны помнить, что идет, как и раньше, еще более опасная, еще более страшная война… Это самая упорная, никогда не перестающая война… сил мира сего против Христа, Его учения, Его Церкви, против спасения людей от временных и вечных мук».

Священномученик Макарий произнес в этой речи слова, актуальные и в наше время: «Весь христианский мир, увлеченный до самозабвения успехами наук, изобретениями и открытиями, возгордившийся паче всякой меры, – наполнился делами этой гордыни, увидел перед собою новых учителей, всемерно стремящихся отвратить взоры человечества от неба и приковать их исключительно к земле и ее благам. Грозная волна неверия, крайней нравственной распущенности все более и более вздымается в жизни людской, заливает и губит все большее и большее количество душ человеческих…» [7]

После трагических событий 2 марта 1917 года, когда у России не стало богоизбранной власти, деятельность владыки на пользу Церкви и государству стала еще более активной. Он почти ежедневно возглавляет богослужения в Орле и пригородах, его проповеди отличаются глубиной познания истории, любовью к слушающим. Преосвященный Макарий предупреждает: «Помните, что наряду с разнообразными путями для обеспечения единения и свободы, главнейшим является тот, который лежит в основе церковной жизни: объединение всех паств и пасомых заключается, прежде всего, в единстве веры, святых Таинств и священноначалия» [10].

Он выступает против обновленческих течений в Церкви, встречается с учителями и учащимися духовных учебных учреждений Орла, организовывает чествование старейших приходских священнослужителей епархии. Много времени уделяет владыка организации духовной жизни в епархии: «В виду важности совершающихся событий, – прошу все духовенство приложить все усилия и средства к единению, как между собою, так и с прихожанами».[11]

Епископ Макарий благословляет и просит проводить пастырские собрания с привлечением мирян, ведет подготовку для проведения епархиального съезда духовенства, заботится о подготовке к приемным экзаменам в Ливенское и Севское духовные училища, систематически через Орловские Епархиальные Ведомости обращается с архипастырскими посланиями к «Возлюбленным пастырям и православным чадам Церкви и земли Орловския».

Эти послания свидетельствуют о пророческом видении судеб народа и страны. Многократно будущий священномученик говорит о том, что гнев, зависть, распри, чувство мщения, тщеславия, приводили и приводят людей к взаимному раздражению, к взаимному угрызению и съеданию и, в конце концов, к самоистреблению: «Боже сохрани нас от этого великого горя!.. Сохрани Русь Святую от распрей, ссор, междоусобий!»

Искренняя преданность православию, любовь к Отчизне и народу не могла остаться безнаказанной со стороны сил тьмы, поставивших своей задачей уничтожить Церковь Христову в России. В апрельском номере газеты «Орловский вестник» печатается телеграмма на имя Святейшего Синода и Обер-Прокурора об устранении епископа Макария с Орловской кафедры. В своем ответе на эту статью, опубликованном в Орловских Епархиальных Ведомостях, озаглавленном «Правда и беспристрастие – основа и источник истиной свободы», [12] владыка подробно изложил истинные причины недовольства той части общества, которой безразличны судьбы России и ненавистна Церковь Христова. В завершение ответа Преосвященный Макарий писал: «Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего, чтобы шире и глубже воплотить в нашу жизнь дорогой для нас идеал».

Эти слова реализовались в земной и вечной жизни священномученика Макария.

14 апреля 1917 года Преосвященный Макарий отбыл из Орла в Петроград по вызову в Святейший Синод для доклада о положении в епархии. В мае он возвратился в Орел. В июньском номере Епархиальных Ведомостей опубликована последняя его статья: «К Православному духовенству Орловской епархии»[13]. Эпиграфом к этой статье владыка взял слова Евангелия и предостережение апостола: Блюдите, как опасно ходите… Ныне дни лукавы суть… (Еф. 5:15, 16). Бдите и молитесь, да не внидите в напасть (Мф. 26:41).

С горечью архипастырь констатирует: «Всматриваясь в явления текущей жизни, нельзя не заметить прежде всего, что приходские пастыри на мой призыв к объединению между собой и с мирянами почти совсем не откликнулись и потому, думается мне, остались совершенно беззащитными как против происков и зложелательств дурных в приходах и клире лиц, объединяющихся часто с социал-демократами, так и против льстецов и обманщиков, выбросивших над своими главами знамя свободы и объединения, а на деле сеявших и сеющих смуту и творящих то же дело погибельное, что и известный Ленин со товарищи».

Летом 1917 года епископ Макарий стал настоятелем Иоанно- Предтеченского монастыря в городе Вязьме Смоленской губернии. Отсюда он ведет переписку с митрополитом Тихоном, председателем Поместного Собора, будущим Патриархом Московским и всея Руси. Немногим больше года пришлось пожить епископу Макарию в Вязьме. Но в памяти народной его образ и дела сохранились на долгое время. При монастыре владыка организовал братство во имя Рождества Христова, в состав которого входили более тысячи жителей города; создал прекрасный монастырский хор; проповеди владыки собирали в стенах монастыря множество людей не только из города, но и из окрестных мест.

В постановлении Святейшего Патриарха и Священного Синода № 645 об открытии в Смоленской епархии кафедры викарного епископа от 30 июля/12 августа 1918 года, читаем: «Святейший Патриарх и Священный Синод слушали: представление Преосвященного Смоленского от 4 июля с. г. за № 109 с ходатайством об учреждении в Смоленской епархии кафедры викарного епископа с наименованием его Вяземским и с назначением на эту кафедру епископа, бывшего Орловского Макария, состоящего ныне управляющим на правах настоятеля Вяземским Свято-Предтечевым монастырем.

Постановлено:

Учредить в Смоленской епархии, согласно представлению Преосвященного Смоленского и ходатайству Епархиального съезда духовенства и мирян и жителей города Вязьмы, кафедру викарного епископа, с наименованием его “Вяземским”… и назначить на кафедру епископа Вяземского Преосвященного Макария, бывшего Орловского…» [15]

Однако земная жизнь епископа Макария приближалась к завершению. В середине августа революционная власть решает выселить владыку из игуменского корпуса и закрыть монастырь. Жители города встают на защиту обители и владыки. Они обращаются с прошением в квартирную комиссию при Вяземском Совете, в котором пишут: «Имеем честь покорнейше просить квартирную комиссию оставить в покое Преосвященного Макария, проживающего по воле народа – граждан г. Вязьмы и ее окрестностей в Свято-Предтеченском монастыре. Здание, в котором живет наш епископ, принадлежит никому другому, как народу, взявшемуся оберегать все, что приобретено на гроши прадедами и нашими предками, а потому им распоряжаться можем только мы, граждане, которые давно были, благодаря тяжелым условиям жизни под гнетом и твердо верили и верим непоколебимо в Бога. Кто в здании живет, нам хорошо известно, а потому без ведома народа вторгаться в дом, беспокоить своими распоряжениями наше высшее духовное лицо считаем незаконным. Свои церкви, служителей ея и церковные дома мы будем оберегать до последней капли крови…»

Под прошением подпись: «Объединенные граждане г. Вязьмы 81 подпись. Прилагаются подписи на 7 страницах». На прошении резолюция: «Произвести обыск у главных воротил: Волкова, Бурышева, Катырина, Анисимовой (подчеркнуто). Кроме этого необходимо всех лиц мужского пола, фамилии жен которых собраны на листе, немедленно отправить на разработку леса. Дата: 21 августа 1918 года [16].


22 августа Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, мародерством и саботажем выдает ордер № 168 «для производства обыска и в случае надобности ареста гражд. Еп. Макария» [17]. В тот же день был произведен обыск. В акте сказано: «При обыске было обнаружено 2 бинокля, одна подзорная труба, 2 вечных календаря, масса всевозможной переписки» [18]. В ночь с 22 на 23 августа монастырские колокола ударили в набат, к ним присоединился набатный звон Аркадиевского женского монастыря и Спасской церкви. Епископ был взят на допрос.

В материалах следственного дела читаем:

«Дознание-допрос еп. Макария… Окончил высшую Духовную Академию в г. Киеве. С 1914 года состою епископом, первый раз был в Нижнем Новгороде, где состоял викарием. В г. Вязьме с июля 1917 года… Находится или нет в г. Вязьма Союз Русского народа я не знаю и к таковому не принадлежу. Но есть Христо-Рождественское братство. Количество точно не знаю, но думаю больше 1000 человек. Председателем которого являюсь я, епископ Макарий. Общество братства существует с Рождества 1917 года. Это общество возникло по моей инициативе, цель которого исключительно религиозная. О политике мы не имели права говорить согласно нашего устава… К Декрету об отчуждении Государства от Церкви отношусь по принципу сочувственно, так как эта идея была еще в Москве. Разговоров против Советов никогда не было и относительно набата ничего не знаю, так как и раньше говорил, что нужно больше мира и согласия. Больше ничего добавить не могу. Подпись: Епископ Макарий» [19].

После допроса владыка поступил в Вяземскую земскую больницу. Его дочь Ольга Михайловна Свешникова 23 августа отправляет телеграмму на имя Святейшего Патриарха Тихона следующего содержания:

«Прошу Вашего ходатайства перед Советским Правительством об освобождении тяжко больного моего отца викарного епископа Вяземского Макария, арестованного вчера ночью в постели, и назначении над ним гласного суда. Дочь его Ольга Свешникова. Вязьма. Предтеченский монастырь».

29 августа на заседании Вяземской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступностью принято решение:

«… рассмотрев дело гражданина Епископа Макария, обвиняемого в контрреволюционном заговоре против советской власти, постановила: ввиду того, что голоса Комиссии разбились на две равные половины, одна из которых за израсходование, а другая за отсылку в Смоленск, постановила: так как голос председателя является решающим, и кроме того по делу епископа Макария ведется следствие в Смоленске, препроводить епископа Макария одиночным этапом в г. Смоленск в распоряжение Областной Чрезвычайной комиссии на предмет расследования и подсудности» [20].

В выписке из истории болезни епископа Макария № 1298 госпиталя № 9 Вяземского Всероссийского Земского Союза значится: «Поступил 23 августа 1918, выбыл 31 августа. Диагноз – атеросклероз. Общая слабость, плохой сон, головокружение, тоны сердца глухие. Взят под конвоем из госпиталя» [21]. В выписке из протокола на заседании ЧК Западной области 4 сентября 1918 года читаем: «4 сентября 1918 года под председательством тов. Яркина в присутствии членов: Аскольдова, Попова, Козополянского, Орловича, Алибекова, Рейнгольда, Вигленского и секретаря Варнилова слушали: дело епископа Макария Гневушева, постановили: расстрелять» [22]. 

14 апреля 1993 года прокурором Смоленской области утверждено заключение о реабилитации Гневушева Михаила-Макария Васильевича, (по церковным данным епископ Макарий). Из заключения о реабилитации:

«По постановлению Чрезвычайной комиссии Западной области от 4 сентября 1918 года расстрелян. Сведений об исполнении Постановления комиссии в деле нет. Мотивы применения к Гневушеву высшей меры наказания не указаны в Постановлении Чрезвычайной комиссии. Из материалов же дела усматривается, гр. Гневушев репрессирован за контрреволюционную агитацию, выразившуюся в несогласии его с Декретом Советской власти об отделении церкви от государства, а также с действиями местных властей о закрытии монастыря и изъятии церковного имущества. В защиту Гневушева, как епископа поступали в органы местной власти прошения с многочисленными подписями граждан, а 22 августа 1918 года по этому же поводу был организован звон колоколов Монастырской церкви. …Между тем, религиозные убеждения Гневушева, его несогласие с действиями Советской власти против церкви и монастырей необоснованно квалифицированы как государственное преступление» [23].

Богата святыми подвижниками Вяземская земля. В ХI веке здесь подвизался преподобный Аркадий Вяземский, в ХIII – святой Андрей Смоленский, Вяземский, в ХV – святые благоверные князья Симеон и Иулиания Вяземские, в ХVI – преподобный Герасим Болдинский, в ХVII – святитель Питирим Тамбовский, в ХIХ – преподобный Макарий (Глухарев).

В 2000 году к их сонму присоединился новомученик, святитель Макарий (Гневушев), епископ Вяземский.

Священномучениче отче Макарие, моли Бога о нас.

---------------------------------

[1] Протоиерей В.Сахаров. К отъезду Преосвященнейшего Макария из Н.-Новгорода в г. Орел. // Орловския епархиальные ведомости. № 11, 12 марта 1917 года.

[2] Миссионерское шествие епископа с народом. // Провинция. – Н.Новгород, 1916. С. 40.

[3] Орловские Епархиальные Ведомости. № 11, 1917. С.198.

[4] Орловские Епархиальные Ведомости. №№ 5–6, 1917. С. 69.

[5] Там же. С. 158.

[6] Орловские Епархиальные Ведомости. №№ 9–10, 1917. С. 158–159.

[7] Там же. С. 150.

[8] Там же. С. 151.

[9] Орловские Епархиальные Ведомости. № 11, 1917. С. 62.

[10] Орловские Епархиальные Ведомости. №№ 15–16, 1917. С. 256.

[11] Там же.

[12] Там же. С. 251–256.

[13] Орловские Епархиальные Ведомости. № 22, 1917. С. 333–346.

[14] Орловские Епархиальные Ведомости. №№ 25–26, 1917. С. 1.

[15] Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода № 645 об открытии в Смоленской епархии кафедры викарного епископа. // Материалы по истории русской иерархии. – М., 2002. С.154.

[16] Архив УАО КГБ по Смоленской области. Ф. 26797-е. Док. № 93. Л. 8. С. 2.

[17] Там же. Л. 14.

[18] Там же. Л. 15.

[19] Там же. Л. 75.

[20] Там же. Л. 5.

[21] Там же.

[22] Архив УАО УКГБ по Смоленской области. Ф. 26797-е. Д. 97. Л. 96.

[23] Заключение в отношении Гневушева Михаила-Макария Васильевича по материалам уголовного дела.

Публикуется с сокращениями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь