Игумения Епифания (Митюшина). 7/20.01.1853 – 12.01.1931

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь

Последняя настоятельница Московского Ивановского монастыря игумения Епифания, в миру Елисавета Дмитриевна Митюшина, родилась 7/20 января 1853 года в городе Гжатске Смоленской губернии в купеческой семье. Это был знаменательный день, когда Православная Церковь празднует Собор святого Иоанна Предтечи. От самого своего рождения Матушка Епифания находилась под покровительством святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. К сожалению, до сего времени не сохранилось ни одной фотографии Матушки Игумении Епифании.

В архивных документах записано, что она обучалась Закону Божию и русской грамоте. Оставшись вдовой в возрасте около сорока лет и не имея детей, Елисавета Дмитриевна по благочестивому обычаю и устремлению души решила посвятить свою жизнь Господу. Из всех монастырей она избрала вновь открытый Ивановский общежительный монастырь в Москве.

В число послушниц «купеческая вдова» определена 23 декабря 1891 года, 7 марта 1892 года пострижена в монашество. При постриге послушница Елисавета получила имя в честь свт. Епифания, епископа Кипрского, день памяти которого Церковь празднует 12/25 мая. В первые годы она проходила послушания при больнице, аптеке и свечном ящике, с 1892 года исполняла должность ризничной, а в 1899 назначена казначеей. После кончины игумении Филареты в августе 1907 года монахиня Епифания определена настоятельницей монастыря и возведена в сан игумении (в октябре 1907 года). К этому времени ей исполнилось 54 года. Матушка Епифания стала первой игуменией из пострижениц обители и первой настоятельницей из купеческого звания. В 1910 году игумения Епифания награждена от Св. Синода наперстным крестом, а в 1916 году – наперстным крестом без украшений из Кабинета Его Величества.


Годы игуменства Матушки Епифании пришлись на самый трудный период в истории монастыря: предреволюционные годы, время октябрьского переворота и годы последовавших за ним тяжелейших испытаний и гонений со стороны безбожной власти. К 1917 году в Ивановском монастыре проживало около трехсот насельниц: 44 монахини и 33 рясофорные послушницы, остальные (более двухсот) жили на испытании. Сестры кроме исполнения своих монашеских послушаний с 1914 года шили военное обмундирование для русской армии, а с 1918 года – для красноармейцев. Уже в 1918 году Ивановская обитель была официально закрыта, и на ее территории разместился концлагерь – «Ивановский Исправдом на Солянке». Но, не смотря, ни на какие препятствия, монашеская жизнь в стенах обители продолжалась: Собор Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и больничная Елизаветинская церковь продолжали действовать как приходские, при них проживали около 110-и насельниц. В монастырских храмах ревностно служили клирики монастыря: протоиерей Иосиф Будилович и будущий священномученик отец Алексий Скворцов. В 1919 году обитель принимала в своих стенах святейшего патриарха Тихона, отслужившего в соборе 23 марта Божественную Литургию.

Вместе с игуменьей монахини ходили помогать в Дом ребенка на Лубянке. В эти годы Матушка и сестры монастыря обращались за молитвенной помощью и духовным советом на Маросейку к старцу Алексею Мечеву. Батюшка предсказал закрытие монастыря следующими словами: «Сначала будете одеяла шить, а потом вас и совсем закроют!»

В сентябре — октябре 1926 года монахинь начали выселять с монастырской территории, в декабре того же года собор Усекновения главы св. Иоанна Предтечи был закрыт и передан Губернскому архивному бюро для размещения архивных материалов. Елизаветинская церковь в 1927 году перешла в распоряжение преобразованного в ЭКСПОГИ Ивановского Исправдома под организацию красного уголка. После окончательного закрытия храмов священники и последние сестры с игуменьей Епифанией были изгнаны из обители. Большинство ивановских монахинь переселились в еще не закрывшиеся монастыри, некоторые разъехались по родным, другие устроились в Москве на частных квартирах или при храмах, неподалеку от своего монастыря.

73-летняя Матушка игуменья Епифания переехала с оставшимися сестрами на монастырский хутор Чернецово. Здесь она поддерживала сестер своими молитвами и наставлениями.

Когда в 1918 году Ивановский монастырь был официально закрыт, хутор продолжал существовать самостоятельно. Старшей по хутору была назначена монахиня Артемия (Анна Григорьевна Шестакова), но фактически все делопроизводство вела монахиня Анатолия (Зинаида Алексеевна Русанова). До 1922 года здесь продолжал служить священник Владимир Смирнов, в будущем бутовский священномученик. Связь с викарием поддерживалась через благочинного – протоиерея Константина Сперанского.[1] На хуторе проживало в то время около шестидесяти человек. Сестры жили по монастырскому уставу, продолжали заниматься сельским хозяйством и обеспечивали себя всем необходимым, имели коров, лошадей, обрабатывали свои угодья, запасались на зиму грибами и ягодами. Несмотря на всякие трудности, монахиням удавалось аккуратно выплачивать налоги в государственную казну и отчислять небольшие суммы на содержание Синода и викариата.

Духовным наставником сестер после 1922 года стал схиархимандрит Иларион (в миру Иоаким Хрисанфович Удодов)[2]. По просьбе Ивановских сестер отец Иларион переселился на хутор и стал служить в храме преподобного Сергия[3]. С февраля месяца 1927 года он поселился в келье при Сергиевском храме.

В 1929 году хуторское хозяйство было национализировано, а монастырские постройки отобраны. Монахиням оставили только церковь и здание бывшей школы, в трех комнатах которого разместились сорок три оставшихся к тому времени насельницы. Но и тут они не пали духом, организовали артель по пошиву одеял, рукоделию и вышивке, ходили на поденные работы. Однако и это длилось недолго. Испытания и скорби следовали одно за другим:

В новогоднюю ночь 1931 года по всей Москве прошли облавы, было арестовано множество священников и монашествующих, среди них — 15 ивановских сестер. Для Матушки, это было последним ударом. 

12 января 1931 года игумения Епифания скончалась. В справке о смерти, выданной в ЗАГСе, в графе о причине смерти записано: «от старости». Только восемь дней не дожила Матушка до 78 лет. Отпевал ее схиархимандрит Иларион, похоронили Матушку на хуторском кладбище. Ее игуменский посох отец Иларион положил к ней в могилу со словами: «Эта последняя, больше не будет!»

Спустя четыре месяца, в ночь с 20 на 21 мая, почти все насельницы хутора были арестованы и отправлены в ссылку, церковь закрыта. Так трагически прервалась монашеская жизнь обители[4].

Со смертью игумении и арестом сестер закончился второй период истории Ивановского монастыря.

По милости и чудом Божиим могила игумении Епифании сохранилась до наших дней. Несколько поколений сменилось за эти годы, и всегда находились люди, которые ухаживали за ее могилой на заброшенном кладбище бывшего монастырского хутора.

30 декабря /12 января Церковь празднует память мученицы Анисии. Именно так звали первую, известную нам игумению «Иванова девичья монастыря», скончавшуюся 390 лет назад, в 1626 году. По промыслу Божию в день тезоименитства первой игумении преставилась последняя.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих игумений Анисии и Епифании!

[1] Протоиерей Константин Сперанский служил в храме Спаса Нерукотворного села Котово Мытищинского района. В 1936 или 1937 году был арестован. Дальнейшая судьба его неизвестна (База данных ПСТГУ).

[2] Отец Иларион родился в 1865 году в крестьянской семье. В двадцатилетнем возрасте пришел на Афон. В 1905 году вместе со своим старцем, схиигуменом Кириллом, послан в Россию. С 1921 года отец Иларион служил в Сретенском монастыре.

[3] Сохранился договор между монахиней Артемией и отцом Иларионом от 4 февраля 1927 года, в котором он назван священником местной церкви.

[4] Эти сестры-исповедницы, получившие воспитание в монастыре, до конца жизни оставались монахинями по устроению души. Как мудрые девы, они держали зажженными светильники своея души, и освещали своей верой то место, куда их определил Господь. И в ссылке, и в миру они продолжали исполнять монашеское правило, соблюдать монашеские обеты, вычитывать монастырский помянник. По свидетельству очевидцев, они были «не такие как все», «как святые».


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Варвара Каширина
Сурский Иоанновский женский монастырь
Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нины
Орловский Свято-Введенский женский монастырь
К 90-летию со дня рождения архимандрита Наума (Байбородина)