Горящий вулкан духа. Памяти архимандрита Наума (Байбородина)

Игумения Евстолия (Афонина)

Сорок лет назад ко дню Святой Пасхи, то есть к 22 апреля 1979 года игумен Наум (Байбородин) был возведен в сан архимандрита. Для огромной армии духовных чад старца эта дата, связанная с восшествием их дорогого батюшки на очередную ступеньку монашеской иерархии, особенно важна. Настоятельница Переславского Свято-Никольского женского монастыря игумения Евстолия (Афонина) познакомилась с отцом Наумом, вскоре ставшим ее духовным наставником, когда он уже был архимандритом, и к нему ехала вся Россия. А она тогда была студенткой из города на Неве, пришедшей к вере и по милости Божией попавшей к духоносному лаврскому старцу. В годовщину смерти батюшки, в октябре 2018 года, игумения Евстолия написала даже не воспоминания в их классическом виде, а заметки, которые можно назвать воплем осиротевшей души. В них предъявляется самый строгий счет к духовным чадам старца, но прежде всего к самой себе: сумела ли она впитать любовь, мудрость и смирение своего наставника? Не одолела ли ее такая напасть как теплохладность?

Матушка-настоятельница написала это для «Игуменской странички», которую ведет на официальном сайте своего монастыря, но она приняла наше предложение опубликовать эти эмоциональные размышления на портале «Монастырский вестник».

Наконец-то мне приснился отец Наум. Мой Батюшка… Вот уж год, как его нет. Сказала и почувствовала полную абсурдность этих слов. Как так – нет? Еще как – ЕСТЬ!

Даже в гробу – батюшка страшит. Что это значит? Как описать тот священный трепет души, который мы чувствовали, подходя к его келье, похожей на скворечник? Келья была приподнята над проходной на двадцать ступенек, и на каждой ступеньке всегда стояли «счастливчики», которые уже здесь, а остальные десятки людей были за дверью на порожке – зимой ледяном, продуваемым сквозным ветром. И все хотели увидеть старца-богоносца и услышать единственно важное слово – как спастись?!

Келья-«скворечник» – это промыслительно… Не в богатых чертогах и не за пышными трапезами родится душа, умершая в тлении и желающая воскреснуть в нетлении; в муках рождает ее Господь уже через самострадание. Самораспятие как и саморождение не может состояться, если нет того, кто примет в свои руки кричащего младенца, умоет, отрежет пуповину, обернет в свежие пелены. А родиться от рук отца Наума приводил Господь тысячи и тысячи душ.


Размах старца поистине вселенский. Не было эллина и иудея – все переступающие порог его кельи сразу становились Христовыми... Никого батюшка не оставлял равнодушным. Его до самозабвения любили одни и так же самозабвенно ненавидели другие. А он любил всех. Но лекарство преподносил разное. Бывало и горькое – даже, казалось, совершенно смертельное, сшибающее с ног в полном смысле слова. И, что греха таить, не все выдерживали. Падали, ломались, уходили от него с воплями: какой же это старец? Вместо того, чтобы утешить, обласкать, обвязать кровавые раны, он раздирает их, делает невыносимыми, жгучими, так что сама жизнь кажется несносной? Нет! Это не старец – это палач! Это юродивый, злой и жестокий старик.... И с такими словами уходили, убегали рыдающие, озлобленные, бедствующие. Шли, как правило, к отцу Кириллу «зализывать» раны, и тот утешал, гладил по головке, давал сладкую конфетку – из заветной коробочки. Кем они были, эти два небожителя? Наверное, Пророками, причем один – грозный Илия, а другой – милостивый и молчаливый Захария. Но оба изнутри горящие Духом, готовые в любой момент отдать свои жизни за Христа, за Его правду, за спасение каждого из нас. А мы еще и обижались…

Сейчас читаю в воспоминаниях, какой покой хранил в себе старец, какое спокойствие распространял вокруг себя! А я бы сказала наоборот – каким вечным беспокойством он заражал всех к нему приближающихся! Заражал истинным страхом – страхом, что за каждый вздох, за каждый поступок, который мы совершим не по Богу, мы можем погибнуть. Ведь вот она – пропасть ада! Вот она здесь простирается под нашими ногами, и в ней сидит и рыкает тот, кто ищет нашей погибели – злой и коварный враг рода человеческого. Как по-разному батюшка говорил, предупреждал, пытался оградить от повсеместно шныряющего духа погибели! Никакой успокоенности никогда не было рядом с ним. Он пребывал на поле сражения, горя в огне самой беспощадной битвы за души людей, и всех возносил туда же, заставляя до самых кончиков ногтей прочувствовать тот антологический страх, который будет чувствовать душа там – на пороге вечности, на Страшном Суде. И этот страх как закваска передавался нам. Выходя (или, точнее, вылетая) из кельи старца, мы выносили в себе пламень бесстрашия, я бы сказала, оружия борьбы со грехом и со всем страшным и ужасным в мире, помраченном злыми демонами всякого обличия. Он был военачальником громадного воинства бесстрашных…

Неслучайно, как многие заметили, сороковой день после кончины батюшки пришелся на память Небесных воинств Архистратига Михаила с Небесными Силами. Смешком, шуткой батюшка старался скрыть всю мистическую важность нашей встречи и заряд того «смертельного» задания, которое он всем выдавал – задания лететь на поле боя и поразить как можно больше противников. И как можно больше спасти своих – раненных и увечных, но вписанных в Книгу Жизни детей Авраама. Точнее, выполнить задание и не сбиться с пути, вернуться в свой лагерь целым и невредимым для получения новых заданий. И как же расстраивался батюшка, выслушивая нас, когда мы каялись, признаваясь в совершенных промахах и понесенных по нашей вине потерях! Так мог ли не ненавидеть его после всего этого сатана? Такого вредоносного влиятельного и коварного противника, к тому же никогда не сдающегося, а набирающего все новое и новое войско…


И вот его не стало. Не стало того блиндажа, в котором выдавались самые невероятные задания. Не штурмуют утлую дощатую келью тысячи страждущих. И приходим мы только на батюшкину могилу. Выполнили ли мы его задание? Мы, молча, отводим глаза, на которые наворачиваются слезы, в том числе и слезы стыда. Да, батюшка... Кругом согрешили... Заплыли жиром лености... Некому нас вдохновить к истинной ревности и любви Божией! Погрязли в дрязгах житейских. Полюбили возлежание на учительских седалищах... Никто из нас не смог заменить тебя! Пустует дощатый трон старца-воина, старца-пророка! Воюем, да не за то. Покинула нас и любовь друг к другу, так пламенно горящая в нищих 90-х, когда делились валенками, фуфайками и последнюю рубашку отдавали. Обуяла жажда власти, жажда прибытков. Распялся за нас Господь, и ты, Батюшка, показывал нам пример своего распятия, а мы... только ближних распинать готовы. Закоснела душа, покрылась плесенью самодостаточности. Горе, горе нам! Прости нас, батюшка! Не этого ты ждал от нас, не это надеялся увидеть, пожать не это. Но и это предрекал Господь в Евангелии – «…поражу пастыря, и рассеются овцы стада…» (Мф. 26:31).


Прошло время открытия сотен обителей, прошло время бурного богоискательства народных масс. Благоустроился православный мир – появилось множество православных издательств, паломнических служб, есть православные телеканалы, но не штурмуют новые насельники ворота монастырей, нет множества желающих отречься от мира и посвятить себя без отдачи служению Богу. Прошло время «безумного фанатизма», где ни хлебом единым жив человек. Настало затишье. Что это означает? «…время разбрасывать камни, и время собирать камни, время обнимать, и время уклоняться от объятий …», – сказано в книге Экклесиаста, или Проповедника – одной из книг Ветхого Завета (Эккл. 3:5). Верим, что и это затишье от Господа! Верим, что все же не напрасно горел вулкан духа святых старцев, и не напрасно мы, их бледные подобия, десятилетиями отогревались у того пылающего костра, насыщаясь небесной благодатью. Пришел час и нам, не оборачиваясь назад, выполнять то, чему учили старцы. На деле, а не на словах. В этом и будет исполнение заповеди – и память их в род и род!

Материалы по теме

Монастыри

Свято-Троицкая Сергиева лавра
Московская область, Сергиев Посад, Красногорская площадь, 2
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Московская область, Сергиев Посад, Красногорская площадь, 2

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Макарьева пустынь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара