«Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви»

Материалы XXIII Международных Рождественских образовательных чтений

ПРЕЕМСТВО СВЯТООТЕЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В МОНАШЕСТВЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Материалы XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. – М.: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, 2014, 2015. – 136 с.: ил.

Сборник содержит материалы докладов, прозвучавших в рамках работы направления «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений.

Региональный этап крупнейшего церковного форума состоялся 1 декабря 2014 года в Донском ставропигиальном мужском монастыре Москвы; международный – 22–23 января 2015 года – в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре столицы.

РЕКОМЕНДОВАНО К ПУБЛИКАЦИИ ИЗДАТЕЛЬСКИМ СОВЕТОМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ИС Р15-540-3608

ISBN 978-5-905332-20-6

© Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, составление, оформление, верстка, 2015

XXIII Международные Рождественские образовательные чтения
(.epub, 2.2MB)


XXIII Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап

1 декабря 2014 Донской ставропигиальный мужской монастырь Москвы принимал участников регионального этапа ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений. Третий год на этом крупнейшем церковно-общественном форуме существует направление, посвященное вопросам монашества. И уже во второй раз Синодальный отдел по монастырям и монашеству в преддверии традиционных январских Чтений проводит собрания, на которых игуменам, игумениям, братии и сестрам ставропигиальных и епархиальных монастырей предлагаются доклады, раскрывающие различные аспекты претворения святоотеческого духовного наследия в истории и современной жизни Церкви и православного иночества.

Конференции, организованные Синодальным отделом по монастырям и монашеству самостоятельно или в рамках больших церковных форумов, стали интересной приметой жизни современного отечественного монашества. В продолжение регионального этапа Рождественских чтений Высокопреосвященнейший владыка Феогност не раз одобрительно отмечал «тональность» представленных докладов, которая была задана стремлением поделиться духовным переживанием, искренним неформальным отношением к святоотеческому преданию.



XXIII Международные Рождественские образовательные чтения

22−23 января 2015 года в рамках Рождественских чтений в работе направления «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» приняли участие около трехсот монашествующих и мирян. За два дня работы зарегистрировано 296 участников, в том числе 10 архиереев, 54 архимандрита и игумена-наместника монастырей и 68 игумений, 123 монашествующих, в том числе 17 в священном сане, 6 священников из «белого» духовенства и 35 благочестивых мирян. На заседаниях направления было заслушано 15 докладов. Среди участников и докладчиков − гости со Святой Горы Афон, из зарубежных стран − Франции, Великобритании, Германии, Швейцарии, США, представляющие Русскую Православную Церковь Заграницей и братские поместные Церкви − Сербскую и Константинопольскую. Русский народ, хранящий православную веру со времен равноапостольного князя Владимира, возрастил сонмы преподобных, и исконные монашеские традиции стали неотъемлемой частью народного сознания. Возрождение этих традиций и стало основной темой докладов в рамках направления.

В русле общей темы Рождественских чтений – «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» – прозвучали прекрасные доклады о богослужении как основном монашеском делании. Именно красота богослужения убедила послов князя Владимира в истинности православной веры. И во все века уставное богослужение, в особенности же, – богослужение монастырское, обращает многие души ко Христу. Безусловно, огромное значение имеет богослужение и для самих монастырей. Как справедливо заметил в своем докладе епископ Борисовский Вениамин, весь уклад иноческой жизни сосредоточивается вокруг служб суточного круга, и поэтому так важно восстанавливать в наших монастырях уставное ежедневное богослужение. Именно в нем раскрывается смысл монашеской жизни как участия в жизни Самого Христа. При этом, как подчеркнул в своем докладе архимандрит Захария (Захару), особое значение имеет связь Иисусовой молитвы с литургической жизнью братства.

Многие доклады были посвящены внутренней жизни обителей, в частности, молитвенному деланию и монастырскому уставу. Преуспеяние монаха во многом зиждется на деятельном исполнении монашеского устава. Устав помогает преодолеть человеческие немощи и следовать Евангелию. Однако, как отметил архимандрит Мефодий Хиландарский, соблюдение устава дарует преуспеяние только в том случае, когда в монастыре существует подлинное духовное руководство со стороны игумена. Об этом же говорил игумен Петр (Мажетов): если игумен является духовным отцом братства и заботится о том, чтобы монастырь был настоящей духовной семьей, то в монахах укрепляется благоговение и любовь к монашеской жизни. Кроме того, отец Петр рассказал о традиции, которая также укрепляет монаха в ангельском чине и дает ему ревность о Боге: это личное предстояние Христу в еженощной келейной молитве.

Тому, как монастыри, находясь среди мира, могут противостоять духу обмирщения, были посвящены несколько сообщений, в частности, доклад архимандрита Илии (Раго) и игумении Марии (Сидиропуло), настоятельницы мюнхенского Свято-Елисаветинского монастыря. Эту тему можно назвать одной из самых острых и актуальных в наше время. Монашество, как евангельская соль, хранит Церковь от обмирщения. И поэтому чем более решительно мир стремится проникнуть в монастыри, тем более ревностно монахи должны хранить себя от излишнего общения с миром, рассеянности и стремления к комфорту.

На круглом столе «Монастырь в городе» также прозвучали доклады на эту тему. Безусловно, городским монастырям требуется особенное внимание и ревность, чтобы не поддаться духу обмирщения, но оставаться местами безмолвия и молитвы. Уединенное келейное делание, полный суточный круг богослужений, в котором участвуют все насельники, отеческая забота игумена о духовном состоянии братии – таковы основные условия для сохранения подлинной монашеской жизни в городской обители. Монахи и в городе призваны помнить прежде всего о своем монашеском призвании.

В нескольких докладах была затронута тема разделения монастырской территории на доступную и недоступную для мирян. Особенно подробно и доказательно эта традиция представлена в докладе историка Елены Романенко. Исследовав исторические свидетельства о древнерусских монастырях, жития русских святых и различные документальные источники, она пришла к выводу, что эта традиция была глубоко укоренена в монастырях Древней Руси и весьма благотворно влияла на духовную жизнь монахов и богомольцев.

Особенный интерес и живой отклик вызвал доклад архимандрита Тихона (Шевкунова). В своих рассуждениях он глубоко и разносторонне раскрыл проблему оставления монашества и убедительно показал, что источник этой проблемы − в недостатке подлинной, живой веры. В рамках работы Комиссии Межсоборного присутствия группой специалистов во главе с архимандритом Тихоном было подготовлено глубокое исследование, посвященное каноническим вопросам, связанным с оставлением монастыря и монашества. В ближайшее время, после определенных дополнений и доработок, оно сможет быть представлено монастырям в качестве рекомендаций.

Но, несмотря на отмеченную проблему, русское монашество имеет огромный потенциал, поскольку, как отметил схиархимандрит Гавриил (Бунге), оно возрастает на той земле, которая веками хранила православную веру и где даже в советский период благодаря старцам-подвижникам не угасала монашеская жизнь.

В рамках работы направления проводилось обсуждение, посвященное проблемам ученого монашества. Его участниками были подготовлены содержательные и интересные сообщения об истории возникновения ученого монашества в Русской Церкви и его современном значении.

Подводя итоги работы направления, участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Первосвятительское благословение и неустанное попечение и отеческую заботу о монастырях; а также − сердечную благодарность организаторам данного мероприятия за предоставленную монашествующим возможность встретиться, обсудить вместе самые важные вопросы, поделиться опытом. Особенно радостно то, что в работе направления приняло участие большое число монашествующих из разных епархий, что говорит о желании утверждать монашескую жизнь в духе святоотеческого предания.

Если объединить выводы всех докладов, можно увидеть, что сами монашествующие считают своей первостепенной задачей сохранение подлинного монашеского духа, духа безмолвия и молитвы. Это требует определенных условий, внутренних и внешних, особенно в наше время, когда все больше ощущается влияние мира на жизнь монастырей. Поэтому для современных обителей спасительна такая практика, при которой территория монастыря разделяется на доступную и закрытую для посещения. Также для монастырей желательно иметь отдельный братский храм или определенное место в храме. В ходе обсуждения вопроса о статусе рясофорного (иноческого) пострига все присутствовавшие, выражая благоговение к высокому монашескому званию, единодушно высказались за традиционное для Русской Православной Церкви отношение к иноческому постригу как к начальной степени монашества.

Хотелось бы выразить надежду, что настоящее собрание, молитвами святого равноапостольного князя Владимира, дало всем участникам новое вдохновение, которое они принесут своим обителям.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Материалы Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви
Материалы XXXI Международных Рождественских образовательных чтений
Материалы XXIX и XXX Международных Рождественских образовательных чтений
Материалы XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Материалы Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви
Материалы XXXI Международных Рождественских образовательных чтений
Материалы XXIX и XXX Международных Рождественских образовательных чтений
Материалы XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь