«Не делай себе поблажек потому только, что – игумен»

Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий

Пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин) попросил архипастырей-участников круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты», проходившего 23 июля 2018 года в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга, ответить на несколько вопросов о послушании.

Владыка Дионисий, благодарим Вас сердечно за Ваш доклад. Всё, что было сказано, было сказано от сердца. Хотелось бы только уточнить: кому, на Ваш взгляд, должны оказывать послушание руководители монастырей? Часто приходится слышать, что старцев нет сегодня… Но как продвигаться в духовной жизни, если сам не оказываешь послушания?

Сегодня на круглом столе говорили, что игумен должен оказывать послушание архиерею, правда, это вызвало неоднозначную реакцию. Ну а если архиерей далеко и старца нет, то есть еще такой «старец», который называется монастырский устав. По крайней мере, я пытался «слушаться устава» и очень жалею, что ленился делать это лучше.

Слушайся устава. Ходи на общую трапезу, ешь вместе с братией или сестрами, вставай на полунощницу, как полагается; не делай себе поблажек потому только, что – игумен. Поступая так, и сам будешь смиряться, и братия или сестры будут видеть, что ты требуешь от них того же, что исполняешь сам. По крайней мере, если ты сам оказался, как мы говорили здесь, «старцем поневоле», исполнение устава может оказать и оказывает благотворное воздействие для приобретения добродетели послушания, как мне кажется. Бог даст, со временем воспитаются послушники, станут старцами и всё встанет на свои места.

Что касается женского монашества, то, думаю, что архипастырю нужно оказывать особое внимание женской обители в своей епархии в том случае, если у нее нет своего духовного руководителя; почаще бывать там, чтобы и матушка игумения имела возможность оказывать послушание. Другого способа я не вижу. Каждый архипастырь должен понимать, что женский монастырь – это особый мир, который нуждается в его особом присмотре, и, в первую очередь, в присмотре нуждается матушка игумения. Правда, это надо делать очень деликатно с пониманием того, какого именно результата ты хочешь добиться.

Бывало ли в Вашей жизни так, что послушание духовника или старшего брата исполнять совсем не хотелось, но, когда оно было исполнено, Вы приобретали духовный плод?

Таких примеров много. И даже в архиерействе такое бывает. Собственно говоря, обычно именно это и происходит. Господь постоянно посылает нам такой опыт. Тебе дают благословение, а ты не просто равнодушно к нему относишься или не особо расположен его исполнить, а оно словно огнем палит душу: не хочу, не буду!.. Но, если делаешь, со временем оказывается что всё так именно и должно было быть. И первое, что ты приобретаешь, – это радость и мир в сердце. Потом понимаешь, что, если дал благословение Господь, Он Сам всё и управил.

Помню такой случай. У нас в Успенском соборе Иоанно-Богословского монастыря металлические тяги были покрашены красным цветом. Именно так их красили в XVII веке, и мне это нравилось. Я чувствовал связь со стариной… Но наш владыка Павел (ныне Белорусский экзарх) благословил покрасить их белой краской. И так мне было тяжело с этим смириться, что я схитрил. Покрасил тяги только в алтаре, то есть там, где владыка, в основном, совершает богослужения, а в храме не покрасил. Владыка ничего не сказал мне, но видно было, что он опечалился моим непослушанием. И дело-то в том, что я до сих пор чувствую эту горечь, осадок оттого, что я не сделал, как он благословил. До сих пор эта заноза во мне сидит, и никакое упоминание об этом на исповеди меня от раны не исцеляет. Так что это был урок для меня. Больше я, конечно, ничего подобного не делал. А положительных примеров – великое множество.

Приносят ли, на Ваш взгляд, пользу монашеские форумы? И если приносят, то какую?

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт сказал об этом сегодня в своем докладе, как мне кажется, очень ясно. Дело в том, что, когда готовишься к выступлению, волей или неволей читаешь святых отцов, многое переосмысливаешь заново. Думаю, что и у тех, кто готовится, и у тех, кто слушает, похожие переживания. Обычно мы загружены массой дел, взять в руки книгу не часто доводится, а ведь без святоотеческих наставлений на самом деле нельзя монаху спастись. Вот таким образом Синодальный отдел понуждает исполнять один из необходимых монашеских подвигов. Я лично каждый раз чувствую великую пользу для себя. Даже сегодня после заседания круглого стола я знаю, что буду делать, вернувшись в Касимов. Вызову к себе матушку игумению Казанского монастыря и буду просить у нее прощения за свои неумелые попытки руководить жизнью обители. Про себя я всё понял.

Фото: Владимир Ходаков

Материал подготовила Екатерина Орлова

Материалы по теме

Новости

Публикации

Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
Митрополит Смоленский и Дорогбужский Исидор
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
Митрополит Смоленский и Дорогбужский Исидор
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ