Размышления настоятеля: зачем монахам собираться на конференции?

Игумен Климент (Кривоносов)

В сентябре этого года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре проходила Международная конференция «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации», организованная Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. На конференцию съехались монашествующие из разных епархий, архиереи, игумены, игумении, насельники и насельницы монастырей Русской Православной Церкви, а также гости из других Поместных Церквей.

Одним из тех, кто был делегирован на мероприятие от Владивостокской епархии, стал настоятель Свято-Серафимовского мужского монастыря острова Русский игумен Климент (Кривоносов). Предлагаем вашему вниманию его размышления, вызванные участием в конференции.

Я приехал в Лавру за день до мероприятия. На вечерней службе спросил одного знакомого лаврского монаха, пойдёт ли он завтра на конференцию. В ответ услышал: «Да, зачем вообще все эти конференции? Сиди в келье, тяни чётку, и не надо никуда ходить!» Следует сказать, что это довольно распространённое мнение в среде монашествующих, и с ним, в общем то, нельзя не согласиться. Ведь и святые отцы об этом говорят. Но, всё-таки, скажу несколько слов в защиту подобных мероприятий.

Многим памятен совет оптинских старцев о необходимости перечитывать книги преподобных аввы Дорофея, Иоанна Лествичника и других святых отцов раз в три-четыре года. Старцы, вообще, советуют инокам иметь эти книги в качестве настольных. Почему? Да потому, что необходимо проверять и обновлять свои духовные ориентиры, ввиду несовершенства нашей природы. И после пяти, десяти, пятнадцати лет, прожитых в монастыре, эти книги не теряют свою актуальность для монахов. Опять повторюсь, это не мои мысли, а совет святых преподобных оптинских отцов. Но ведь подобные монашеские конференции преследуют ту же цель. Они обновляют у монахов «профессиональные чувства», покрывшиеся налётом забвения, суеты, многопопечительности, самонадеянности. Не только обновляют, но и вдохновляют, благодаря живому общению с собратьями и сёстрами. Или, употребляя современный термин, мотивируют насельников монастырей на новые труды к стяжанию добродетелей и брань со страстями.

На прошедшей конференции я неоднократно ловил себя на том, что просто любуюсь человеком – его нетленной красотой «кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3; 4). Так много прекрасных представителей чина монашествующих являли эту сокровенную красоту образа и подобия Божия: епископы, игумены, игумении. Точнее красота эта являлась сама, когда кто-то из них брал слово и говорил иногда даже совсем без подготовки. Всё мероприятие проходило в актовом зале Московской Духовной Академии, число собравшися было около четырёхсот человек. В течение двух дней коридоры Академии утром, в обед и вечером были заполнены участниками конференции – владыками, игуменами, игумениями, отцами, сёстрами. Я по одному делу заглянул в архив Академии, и, разговаривая с сотрудницей, упомянул, что прибыл на конференцию из Владивостока. С умиленным лицом женщина средних лет сказала:

 – Ой, батюшка, какая у нас сегодня конференция! Почаще бы и побольше бы таких! Вот такие они и должны быть!

 Я не понял и переспросил:

– В смысле, вы были в зале? Вам понравились чьи-то выступления?

– Нет, что вы, я здесь, на работе! Но мы же видим, кто приехал… Наши. Свои. Настоящие!

Тут мне стало ясно, что в Лавре и в Академии довольно часто проходят различные конференции и встречи, в том числе и межцерковные, с участием гостей всех мастей и вер, так что местных сотрудников ничем уже, казалось бы, не удивишь. Но какое же было на этот раз неподдельное у этой сотрудницы удивление! Здесь вспоминается случай из Древнего патерика. Трое из отцов имели обыкновение каждый год ходить к блаженному авве Антонию. Двое из них спрашивали его о помыслах и о спасении души, а один всегда молчал, и ни о чём не спрашивал. После того, как прошло много времени, авва Антоний говорит ему: «Вот, столько времени приходишь ты сюда и никогда ни о чём не спрашивал меня». Тогда брат ответил: «Достаточно для меня только смотреть на тебя, отче».

Живя в своём монастыре ты порой начинаешь испытывать ощущение будто бы ты «последний из могикан». Насельникам дальних обителей зачастую кажется, что монашество оскудевает, что уже чуть ли не «остался я один, и моей души ищут» (Рим. 11; 3). Многие и живут с этим мироощущением. Действительно, мир с его антихристианским, апостасийным духом порой жёстко вторгается в монастыри, во внутреннюю жизнь Церкви, в отношения внутри братства, в твою монашескую келью (особенно, если у монаха есть мобильный телефон). А верных так мало, и они так немощны… Но конференции, подобные прошедшей, приносят странную и непривычную мысль: «А ведь, оказывается, нас так много! Оказывается, мы… (даже неловко это объявить) бываем сильны, и прекрасны, и умны!» Это очень непривычное чувство. Настолько мы привыкли чаще переживать свою немощь. Но, видимо, в такой соборности Господь даёт нам хотя отчасти воспринять святость Его Церкви – лицезреть преображенное, обновленное во Христе человечество, являемое в нетленной красоте ангельского монашеского чина. Чина преподобных!

Господи, спаси всех нас, монахов и мирян! Аминь.

Фото из архива Свято-Серафимовского мужского монастыря острова Русский.

 


Материалы по теме

Новости

Публикации

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»

Доклады

Монастыри

Свято-Серафимовский мужской монастырь о. Русский
Россия, Приморский край, Владивостокский городской округ, посёлок Русский, посёлок Подножье, 9
Свято-Серафимовский мужской монастырь о. Русский
Россия, Приморский край, Владивостокский городской округ, посёлок Русский, посёлок Подножье, 9

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь