История, запечатленная в камне

Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Каждому верующему понятно: монастырь – это, прежде всего, место молитвы, место уединенного и сокровенного разговора с Богом. Но вместе с тем каждый монастырь – это также часть истории и культуры нашего Отечества. Взглянуть на Данилов монастырь именно с этой, культурно-исторической, точки зрения предложил корреспонденту «Прихожанина» заведующий офисом Даниловой обители, куратор группы экскурсоводов монастыря Александр Николаевич Блохин.

– Наш монастырь, основанный в XII столетии святым благоверным князем Даниилом Московским, по сути, представляет собой средоточие самых разных культур и эпох. В стенах нашей обители вы можете проследить древнюю историю Москвы допетровской Руси и увидеть Россию XIX века, ставшую крупнейшей европейской державой. Хотя, конечно, немало ценных исторических памятников на территории Данилова монастыря в советские времена сильно пострадали, и их пришлось восстанавливать в 1983 году, когда монастырь был возвращен Церкви.

– Александр Николаевич, а какой памятник в Данилова монастыря можно считать самым древним?

– Самой древней, несомненно, является церковь в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Она вобрала в себя четыре храма: Покровский собор в нижней части (самая древняя часть этого памятника, которая относится к XVII векe); храм пророка Даниила, который примыкает к Покровскому собору; надстройка XVIII века, где собственно расположена церковь в честь Святых Отцов и древний престол монастыря – храм Даниила Столпника. Говоря «престол», я, конечно же, имею в виду не само место, а церковное значение этого понятия. Первый каменный храм обители был построен в правление царя Иоанна Грозного, по его личному приказу, так как царь весьма почитал князя Даниила Московского.

– Если я не ошибаюсь, Москва досталась князю Даниилу в княжение чуть ли не во младенчестве, это так?

– Очень близко – когда ему было 2 года. Даниил был самым младшим из четырех сыновей cвятого благоверного князя Александра Невского. В 1263 году князь Александр Невский на пути из Орды на Русь заболел и вскоре умер. После его смерти старшие сыновья начали делить между собой большие и великие княжества – Владимирское, Новгородское, Киевское, а малолетний Даниил получил в наследство лишь Московское княжество, которое и княжеством назвать было трудно, небольшие земли, управляемые наместниками.

В младенчестве Даниил в Московских землях не жил, – он воспитывался во Владимире подле брата Александра Невского – князя Ярослава, и на московские берега прибыл лишь, когда ему исполнилось 11 лет. А вот приехав сюда, князь Даниил стал управлять своим малым княжеством очень и очень эффективно.

По своей натуре князь Даниил был человеком очень добрым, миролюбивым, совестливым и благочестивым. Во многом такие черты его характера объясняются воспитанием: в благочестии и любви к ближнему Даниила воспитывала его мать – Александра Брячиславна (в иночестве – праведная Васса). Добрый и спокойный характер помогал юному князю Даниилу в те беспокойные и суровые времена любые конфликты и ссоры решать исключительно мирным путем.

Известно, что в результате нашествия хана Батыя Русь была практически разорена. По этому поводу существуют интересные данные. Согласно историку Борисову, до нашествия Батыя на Руси существовало порядка 300 городов, в которых проживало около 10 миллионов человек (!). После татаро-монгольского нашествия треть городов никогда не восстановилась, а население в 10 миллионов человек Россия смогла достичь лишь к XVII столетию, то есть через пять веков.

Что представляла собою Русь в ту эпоху? Отдельные княжества, постоянно враждовавшие друг с другом. Родные братья князя Даниила ради наследства, оставленного им отцом, святым князем Александром Невским, вели между собой постоянные войны.

Единственным, кто сумел выбрать правильную политику, нацеленную на объединение и укрепление Русских земель, был самый младший из братьев – князь Даниил. Он постоянно уговаривал братьев перестать враждовать и объединиться для защиты Руси от внешних врагов. Благодаря такой миролюбивой позиции князя, Московское княжество потихоньку крепло и разрасталось, на Московские земли стремились люди из других княжеств, разоренных или разоряемых. Они понимали, что Москва – это тихая гавань, место, где можно спокойно жить под защитой мудрого князя.

К сожалению, об этом мало упоминается и историками, и современными политиками, но святой благоверный князь Даниил был, без сомнения, именно тем человеком, который первым заложил основы будущей российской государственности со столицей в Москве. Он взрастил росточек будущего великого государства, в котором мы сегодня живем. Именно князю Даниилу, миротворцу и собирателю земель Русских, мы обязаны тем, что Москва заняла главенствующее место в числе других русских городов и княжеств.

Поэтому с момента причисления к лику святых князь Даниил считается небесным покровителем Москвы. И, по сути, Москва начинается отсюда – с холма, на котором князь Даниил в XIII столетии основал наш монастырь.

– Вы уверены? А как же Боровицкий холм, Кремль?

– Это не мое мнение, а точка зрения археологов.

…Несколько лет назад мы проводили раскопки, пытаясь найти захоронение одного известного ученого и богослова греческого происхождения – архиепископа Никифора (Феотокиса). Греки до сих пор называют его одним из учителей нации. Он приехал в Россию во второй половине жизни, занимался просветительством, много проповедовал и дослужился до архиепископа Астраханского. Позже, в старости, архиепископу Никифору поручили управлять Даниловым монастырем. Здесь же он был и похоронен. А поскольку владыка был человеком известным, то Святейший Патриарх Алексий II благословил найти его могилу, что оказалось делом весьма непростым: ведь в 30-е годы прошлого века монастырь был сильно разорен, могилы уничтожены, надгробия вывезены. И понять, где может находиться могила архиепископа Никифора, было сложно. Тем не менее, большая и кропотливая работа велась, в ней принимали участие историки, эксперты-архивисты и даже криминалисты. И захоронение архиепископа Никифора (Феотокиса) было найдено!

Вы спросите, почему я об этом вспомнил. Так вот, в ходе этих раскопок ученые-археологи, которые помогали нам, сделали интересное открытие: древняя летописная Москва – это не привычный нам Боровицкий холм, где находится Кремль. Территория древней Москвы – это не одно, а несколько поселений: и Боровицкий холм, и место, где находится нынешнее Коломенское, и Дьяково село, и территория Данилова монастыря. И именно здесь, в границах Даниловой обители, по мнению историков и археологов, находилось самое древнее поселение. По мнению историка Леонида Беляева, на территории, где сегодня находится Данилов монастырь, люди жили еще в III веке до Рождества Христова, и от того момента до настоящего времени жизнь в этих местах не прерывалась.

Возможно, этим объясняется то, что князь Даниил остановился именно здесь, в 5 верстах от Боровицкого холма. Здесь была его резиденция, здесь он основал монастырь во имя своего небесного покровителя святого Даниила Столпника. И именно здесь зарождалась древняя Москва.

В 1303 году, незадолго до своей смерти, князь Даниил принял схиму и завещал похоронить себя на кладбище Данилова монастыря как простого монаха. Так и было сделано.

Правда, сын князя Даниила, Иван Калита, позже перенес княжескую резиденцию на Боровицкий холм, и даже перевел в Кремль, где основал Спасо-Преображенский монастырь на Бору, всю братию Данилова монастыря. В наших местах остался простой деревянный приходский храм, и постепенно монастырская территория зарастала, приходила в запустение. Так продолжалось сто с лишним лет, пока… Однажды некто из свиты великого князя Ивана III проезжал в этих местах и случайно увидел странного монаха, который вышел ему навстречу из леса. Монах приблизился к юноше и сказал: «Передай своему князю, что его родственник захоронен здесь. Я – его предок, князь Даниил Александрович Московский. И сегодня я забыт и не почитаем». Когда юноша передал увиденное и услышанное князю Ивану III, тот приказал регулярно совершать в этих местах панихиду в честь предков великих князей.

А еще столетие спустя уже первый царь всея Руси Иван IV Грозный решил не только восстановить на этой территории монашескую жизнь, но и сделать Данилов монастырь центром церковных соборов. И церковь в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов – это отголосок желания царя.

– Интересно, а чем так полюбился благочестивый и миролюбивый князь Даниил Московский жестокому царю Ивану Грозному?

– Ну, во-первых, это был его прямой предок. Во-вторых, как я уже говорил, князь Даниил первым начал проводить политику объединения Русских земель. По сути, он делал то же, что впоследствии делал царь Иван Грозный, просто методы у них были разные. И, в-третьих, известно, что после того как при Иване III началось почитание князя Даниила Московского, здесь, на территории монастыря, стали происходить чудеса. Люди, приходившие сюда молиться, получали исцеление от разных болезней. Это и побудило Ивана Грозного восстановить монашескую жизнь в обители.

– Александр Николаевич, а что случилось с мощами святого благоверного князя Даниила? Удалось ли найти его могилу?

– Не сразу. Мощи святого князя Даниила были обретены лишь в 1652 году. По повелению царя Алексея Михайловича они были перенесены в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Позже в страшные послереволюционные годы мощи князя сначала перенесли в Троицкий собор, где они находились до 1930 года, времени, когда монастырь был закрыт и превращен в колонию для беспризорных детей и детей репрессированных «врагов народа». После святые мощи благоверного князя какое-то время находились в храме Воскресения Словущего за южной стеной Данилова монастыря. Спустя два года, был закрыт и этот храм. С этого момента мощи святого князя Даниила Московского считаются утраченными.

В наших монастырских храмах имеются лишь малые частицы его мощей…

– Как же удалось их сохранить?

– Частица мощей принадлежала последнему перед закрытием настоятелю монастыря, архиепископу Феодору (Поздеевскому) и была увезена в Америку, где хранилась в Американской Православной Церкви. Когда Данилов монастырь был возвращен Церкви, то Предстоятель Американской Православной Церкви митрополит Феодосий их нам вернул, и сейчас они находятся в храмах Даниловой обители.

Другая часть мощей князя Даниила хранилась дома у академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В свое время их ему передал его учитель профессор Игорь Евгеньевич Аничков. Тот получил их во время ссылки на Соловки от неизвестного епископа. Перед смертью профессор Аничков отдал их Лихачёву, и тот тайно хранил их у себя дома, в деревянном пенале, а потом передал нашему монастырю. Теперь одна их часть находится в Троицком соборе, а другая хранится в Храме Святых Отцов.

…Но мы не теряем надежды найти святые мощи преподобного и благоверного князя Даниила. В свое время Патриарх Алексий I обратился к председателю комитета по делам религий с просьбой вернуть Церкви мощи митрополита Алексия Московского и князя Даниила Московского. Мощи митрополита Алексия Московского вернули, и сегодня они находятся в Богоявленском соборе. А вот почему не вернули Церкви мощи князя Даниила, – неизвестно. Возможно, власти не захотели их отдавать. А возможно, они утрачены до поры до времени и просто ждут своего часа. В любом случае их судьба пока покрыта завесой тайны, но работы по их поиску мы не прекращаем.

– Какой интересный рассказ у Вас получился, Александр Николаевич! Я так понимаю, всё это экскурсоводы Данилова монастыря рассказывают и тем, кто приходит сюда на экскурсию?

– Да, мы рассказываем экскурсантам много интересного: и о князе Данииле, и о Церкви, и о монастырских храмах, и о некоторых, особо почитаемых и чудотворных иконах.

К примеру, о Владимирской иконе Божией Матери, что находится в храме Святых Отцов. Она была написана в XVI веке по повелению царя Ивана Грозного – специально для Данилова монастыря. Помимо того, что Владимирский образ Божией Матери – это чудотворная икона, она еще величайший шедевр мирового значения.

То же можно сказать и об иконе Божией Матери «Троеручица», которая находится в Троицком соборе и принадлежит монастырю с XVIII века. Считается, что она написана учеником известного иконописца Симона Ушакова.

Есть в нашем монастыре и другие реликвии, в частности, частицы мощей святого князя Александра Невского, переданные нам из Московского Кремля. Есть и мощевик с крупными частицами мощей апостолов и святых раннего христианского периода. Это – великая святыня. Изображение каждого святого дано в эмалевой иконке, а под ним частица его мощей. И всё это в одном большом ковчеге…

– Александр Николаевич, а кто может заказать экскурсию по Данилову монастырю?

– В принципе любой человек или группа людей. Раньше к нам приезжало много школьников, но сейчас, в связи с террористической опасностью, школьные экскурсии проводятся редко. Обычно провести экскурсию нас просят из Патриархии или Московского Правительства. Но любого желающего мы можем присоединить к готовой экскурсии или для этого человека будет устроена отдельная экскурсия.

– А если экскурсанты захотят подняться на звонницу или попросят осмотреть монастырскую просфорню, которая, как известно, делает просфоры для храмов всей Москвы? Это возможно?

– Что касается звонницы, то на колокольню ведет очень узкая и крутая лестница, по которой далеко не каждый человек сможет подняться. Это реально опасно. И, конечно, о посещении колокольни надо заранее договариваться с главным звонарем монастыря отцом Романом.

Что касается просфорни, она находится под храмом Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Вы правы, она снабжает просфорами и артосами многие московские храмы… Но туда мы экскурсии не водим. Это же производство, и как всякое производство оно имеет свои технологические особенности, с которыми мы должны считаться.

– А могут ли экскурсанты поближе узнать жизнь монахов Даниловской обители? И, интересно, самих монахов не раздражает, когда они видят группы экскурсантов?

– Подобное может раздражать лишь бездельных людей. А монахи постоянно в трудах: ведь, помимо ежедневных богослужений, они выполняют многочисленные послушания.

Что касается монашеской жизни, наши экскурсоводы могут ответить на любые вопросы. Расскажут, к примеру, о трех обетах, которые дают монахи, уходя от мирской жизни: нестяжания, послушания и безбрачия. Порой люди спрашивают, дают ли монахи обет не есть мяса. Такого обета монахи не дают – это традиция. И если вы придете в монастырскую трапезную, то самые скоромные блюда монашеского обеда в непостные дни – это блюда рыбные и молочные.

Мы рассказываем также о том, почему человек, принимая монашеский постриг, меняет имя; и о том, как монахи защищали монастырь во время страшного набега крымского хана Казы-Гирея на Москву летом 1591 года.

– Монахи воевали?

– Только те монахи, которые не имели священного сана. Вместе с крестьянами из близлежащих поселений они с оружием в руках обороняли монастырь от татарских полчищ. И отстояли: монастырь не сдался врагу. Когда рассказываешь эту историю, возникает чувство гордости за наших предков, защищавших Отечество.

…Или история о том, как братия монастыря освящала атомную подводную лодку «Даниил Московский»…

– Постойте! А как монастырь оказался замешан в ситуации с атомной подлодкой?

– Дело в том, что в 1996 году у монастыря возник тесный контакт с руководством Северного флота, конкретно – с адмиралом Кузнецовым. Если вы помните, 90-е годы были очень тяжелыми для нашей армии. Военным не платили зарплату, не хватало запчастей... Представляете: морская дивизия с девятью атомными подлодками… и голодные моряки, которые не могут выйти в море, потому что нет продовольствия и запасных частей.


В результате тесного сотрудничества возникло решение назвать одну из атомных подводных лодок именем святого князя Даниила Московского. Монахи освятили подлодки на военно-морской базе в Видяево, а после опекать ее взялся Южный округ Москвы. С благословения монастыря администрация Южного округа стала «подтягивать» финансирование. Аккумуляторы не работают – собрали средства и купили новые, выделили автобус для личного состава, подготовили гуманитарную помощь – продовольствие для экипажа…

Сегодня у нас с моряками атомной подлодки «Князь Даниил Московский» очень тесная дружба, они всегда приезжают в нашу обитель на дни памяти благоверного князя Даниила. А еще можно вспомнить такой интересный факт: по примеру нашей подлодки и другие подводные лодки Российского флота стали называть именами древних русских городов, и администрация этих городов обеспечивала финансированием «свои» суда. В трудные 90-годы годы дивизии атомных подлодок были самыми боеспособными в нашей армии.

– Как интересно! Спасибо Вам, Александр Николаевич, за увлекательный рассказ. И остается последний вопрос: как заказать экскурсию в Даниловом монастыре?

– По телефону: 8 (495) 958-05-02. Всегда есть дежурный экскурсовод, который сможет принять заявку на конкретное время. Мы приглашаем всех желающих, кто хочет прогуляться по территории Данилова монастыря и послушать увлекательные рассказы наших экскурсоводов о славных страницах истории нашей обители: благочестивом и миролюбивом князе Данииле, зарождении Москвы на этих берегах, монастырских храмах и чудотворных иконах.

Беседовал Петр Селинов

Материалы по теме

Публикации:

Епископ Солнечногорский Алексий
Епископ Солнечногорский Алексий

Монастыри:

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17

Святые:

4 / 17 марта 31 августа / 12 сентября
4 / 17 марта 31 августа / 12 сентября

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара