Время предъявляет к священнику высокие требования

Архимандрит Симеон (Томачинский)

Имя архимандрита Симеона (Томачинского) хорошо известно в церковной среде. Немало людей знает его как первого главного редактора газеты православного студенчества «Татьянин день», затем – ответственного редактора сайта «Православие.ру» и после – директора издательства Сретенского ставропигиального монастыря Москвы. Помнят его лекции по зарубежной литературе студенты Сретенской духовной семинарии, где отец Симеон преподавал в течение пяти лет. А в Московской духовной академии он, кандидат филологических наук, продолжил дело приснопамятного Михаила Михайловича Дунаева, читавшего курс русской литературы. В начале нынешнего года по решению Священного Синода Русской Православной Церкви иеромонах Симеон (Томачинский) возглавил Курскую православную духовную семинарию, и 6 января, в Рождественский сочельник, митрополит Курский и Рыльский Герман за богослужением возвел его в сан архимандрита. Также значимым событием 2015 года для отца Симеона явилось его участие в заседании круглого стола «Ученое монашество сегодня: актуальные вопросы и перспективы развития», прошедшего в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. Эти две темы – важность духовного образования современных священнослужителей и перспективы развития ученого монашества в России – стали предметом нашего разговора.
Но начался он, можно сказать, с личного вопроса:

Отец Симеон, работе в одном из ведущих православных издательств России Вы посвятили более десяти лет своей жизни. В сентябре 2014 года Вы перешли в братию Московской духовной академии, унаследовавшей лучшие церковно-богословские традиции Православия. И вдруг – назначение в Курскую епархию. Как восприняли назначение и свой переезд сюда? Какие были первые впечатления от знакомства с православной духовной семинарией, расположенной в пятистах с лишним километрах от столицы?

Признаться, первый раз я ехал сюда с некоторой опаской, ожидая увидеть какую-то провинциальную запущенную семинарию, а увидел живых, умных, ищущих, открытых ребят. Они ничем не уступали московским студентам или студентам других семинарий, и для меня это стало приятным открытием, которое теперь каждый день находит свое подтверждение. И уровень преподавателей можно назвать приличным: читают лекции, ведут семинары преподаватели Курского государственного университета, других вузов города, а также священники, некоторые из них закончили Московскую и Санкт-Петербургскую академии. Конечно, есть определенные проблемы как в образовательном, так и в воспитательном процессе – в этом плане работы чрезвычайно много. Тем более что мы переходим на новую систему обучения – бакалавриат, что требует нового подхода и углубленной работы с научно-методическим материалом. Сейчас уже нельзя по старинке: читаешь лекции, как тебе нравится, а в конце семестра или учебного года принимаешь экзамены. Нет! Теперь нужно серьезно готовить все методические разработки, проводить семинары, использовать разнообразный арсенал контроля и способов усвоения материала. Переход на бакалавриат требует очень больших усилий. Правящий архиерей, митрополит Герман, это хорошо понимает и оказывает нам всестороннюю поддержку.

0HV 3569

Говоря о приятном впечатлении от знакомства с семинарией, с ее воспитанниками и преподавателями, хочу добавить, что не меньше меня порадовало и то место, в котором она расположена. Называется оно – Знаменская роща. Как пишут краеведы, это удивительно красивый уголок природы Среднерусской возвышенности с громадными вековыми деревьями, липовой аллеей. С одной стороны, мы находимся в городе, на его окраине, и до центра на машине минут за 10-15 можно добраться. А с другой стороны – живем в лесу! И такой закрытый характер пребывания – большой плюс. Это идеальные условия для подготовки священника, когда можно спокойно подумать, когда можно созерцать вторую Книгу Откровения – природу. Смотришь: там заяц пробежал, тут белки с ветки на ветку прыгают. Птицы поют. С нетерпением жду, когда запоют знаменитые курские соловьи, которые, говорят, отличаются от всех соловьев мира своими необычайными трелями. Но наиглавнейшая наша задача состоит в том, чтобы создать благоприятную среду для учебы, научного творчества и возрастания священников. Конечно, есть и мечты глобального плана. Это – на отдаленную перспективу.

И все же можно о них сказать, хотя бы обозначить их?

Мне кажется, на этом месте можно было бы сделать, условно говоря, Курский Оксфорд. Здесь всё для этого имеется: территория, некая инфраструктура, которую надо расширять и совершенствовать, используя современные средства обучения. В частности, нам нужен современный конференц-зал с будками переводчиков, интерактивными экранами, подключением к Интернету, чтобы проводить телемосты, осуществлять трансляции отсюда или принимать важные послания Святейшего Патриарха и богословские трансляции из-за рубежа. Нужен и современный учебный корпус, оборудованный по последнему слову техники. Также нужен хороший спортивный зал, потому что физкультура вошла в число обязательных предметов. Да много чего нужно! Образец перед глазами есть – Коломенская православная духовная семинария, где условия обучения семинаристов соответствуют высоким международным образовательным стандартам. Но повторюсь: все это в перспективе, если будет на то Божие благословение.

0HV 3546

Если говорить о начале своей деятельности на новом поприще, то, прежде всего, мне важно было во всем разобраться, провести некую инвентаризацию ресурсов – материальных, технических, человеческих. Из практических шагов назову открытие сайта семинарии, которого до сих пор не существовало, что, конечно, нонсенс в наше время. (К тому же это требование Рособрнадзора, Министерства образования и Учебного Комитета Русской Православной Церкви.) Сегодня я с радостью представляю наш сайт: http://www.kurskpds.ru. Что касается учебного процесса, то мы прописали должности всех основных наших сотрудников. Теперь у нас три проректора. Я пригласил нового проректора по учебной работе, который прежде трудился в Учебном Комитете Русской Православной Церкви. Это иерей Павел Лизгунов, рискнувший переехать в Курск с семьей. Переехал к нам с молодой женой и недавний выпускник Сретенской духовной семинарии Яков Матросов. Он стал одной из ключевых фигур в администрации семинарии – секретарем Ученого совета. Раньше этой должности здесь не было, а она совершенно необходима: секретарь Ученого совета готовит все его заседания, ведет протоколы, у него множество всяких обязанностей.

С начала годы мы открыли четыре кафедры: библейско-богословскую, исторических дисциплин, церковно-практических дисциплин, гуманитарных дисциплин. Такая структура, которая организует преподавателей, готовит учебные планы, утверждает темы курсовых и дипломных работ, необходима в любом учебном заведении, и вот она в Курской семинарии появилась.

До этого регентское и иконописное отделения существовали несколько обособленно. Хотя они принадлежат нашему духовному учреждению, являются его неотъемлемой частью, однако тесной связи с ними не было, поскольку отделения расположены в другом месте. Там учатся девушки, и это тоже немаловажный аспект, потому что нашим семинаристам нужно будет создавать семью, находить матушек, а где их лучше всего найти? Конечно, в церковной среде. До Великого поста мы по четвергам служили акафисты святому Иоанну Богослову – воспитанники и воспитанницы всех отделений семинарии. Совместные чаепития, поход на каток, другие мероприятия помогли познакомиться друг с другом. Иными словами, некая интеграция наших отделений в практическом плане происходит.

В январе был принят наш основополагающий документ – типовой устав семинарии. Надо было его утвердить у правящего архиерея – митрополита Курского и Рыльского Германа. Потом устав был передан в органы юстиции, и только что прошел утверждение. Проделана большая, хотя со стороны вроде бы невидимая работа, но она заняла много времени. Непростым был и процесс утверждения штатного расписания: мы с владыкой Германом серьезно его обсуждали, размышляя, как сделать расписание оптимальным. В феврале митрополит Герман утвердил его, так что теперь живем по нему, по крайней мере, ближайший год. Появились у нас и некоторые новые должности: введен институт дежурных помощников, которого прежде тут не было, хотя это основная конституирующая связка для любой семинарии. Дежурные помощники, ежедневно сменяющие друг друга, осуществляют контроль над тем, чем живут студенты: ходят ли они на лекции, посещают ли богослужения, совершают ли утренние и вечерние молитвы, выполняют ли послушания. Если все это происходит хаотично, никакой пользы не будет. На самом деле любой человек любит порядок и страдает, если его нет. А тем более когда мы говорим о подготовке будущих священнослужителей, то должны помнить, что внешний порядок ведет к внутренней собранности, воспитывает привычку к самоорганизации.

Вы рассказываете, и такое ощущение, что у Вас 24-часовой рабочий день. За короткий срок пребывания на новой должности так много успели сделать.

Это можно объяснить тем, что каждый день мы делаем какой-то маленький шажок в нужном направлении. Если не делать такой шажок сегодня, завтра, послезавтра, то никогда ничего не сделаешь и будешь пребывать в унынии от мысли, как все плохо вокруг, какие неподъемные задачи перед тобой стоят. Я рад, что у меня с митрополитом Германом сложились прекрасные отношения. Владыка конструктивно настроен и понимает важность усиления семинарии как основного плацдарма, готовящего будущих священников для епархии. На очном отделении у нас обучается 26 человек. А на заочном учатся в основном те, кто уже рукоположен. Есть среди заочников и монашествующие. Всего на заочном отделении у нас около 80 студентов.

0HV 3560

Отец Симеон, а каким, на Ваш взгляд, должен быть современный священнослужитель – клирик приходского храма или насельник монастыря? Могут они завоевать духовный авторитет у прихожан, братии, имея любовь к Богу и ближнему, но не имея богословского образования?

Сейчас к священнику предъявляются очень высокие требования – и обществом, и самим временем. Но я выскажу не только и не столько свой взгляд, сколько позицию нашей Церкви, твердо заявленную на последних Архиерейских Соборах: каждый священнослужитель должен получить богословское образование. Он обязан разбираться в основах нашей веры и разбираться лучше, чем миряне. А многие миряне сегодня очень хорошо подготовлены – могут спорить с тобой, поправлять тебя. Поэтому священник всегда должен быть выше их в смысле своих знаний, своего понимания жизни. Я часто вспоминаю слова святителя Иоанна Златоуста, говорившего, что священник должен «знать всё житейское не менее обращающихся в мире, и быть свободным от всего более монахов, живущих в горах». Разумеется, для священника важен уровень богословского образования, но и широкий культурный кругозор, включающий в себя знание истории, литературы, музыки, живописи. Порой через какие-то культурные явления мы можем лучше объяснить христианские истины, чем говоря о них нашим церковным языком...

Переходя к вопросу об ученом монашестве, скажу, что с радостью принял участие в заседании круглого стола, посвященного этой теме. Замечательно, что организаторами такого значимого мероприятия, впервые состоявшегося в рамках недавних Рождественских чтений, стали Синодальный отдел по монастырям и монашеству, Санкт-Петербургская духовная академия, Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга, Комиссия Межсоборного присутствия по организации монастырей и монашеской жизни и Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь Москвы. Возглавил круглый стол архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, который умело направлял дискуссию в нужное русло, чтобы ее участники, прослушав интересные доклады, рассматривающие проблему с разных точек зрения, и высказав свою позицию, исходя из собственного опыта и видения, в итоге приняли резолюцию с определенными рекомендациями. Надеюсь, эти рекомендации будут услышаны. Вдумаемся, ведь неслучайно Господь говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою, и всем разумением твоим...» (Мф. 22:37). То есть если человеку дан не только разум, но и какие-то особые интеллектуальные способности, он не должен от них аскетически отказываться и давить это в себе, убивать, как некое проявление гордыни. Вспомним трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, прославившихся ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Или святителя Григория Паламу, чью память мы совершали во вторую неделю Великого поста. Ученость этого подвижника тоже ведь никак не мешала его вере, его смирению. Напротив! Благодаря тому, что он поставил свою ученость на службу Богу и Церкви, он просиял и принес много пользы людям. И сколько веков вся Православная Церковь с великой любовью почитает его как одного из столпов Православия!

Проделав мысленный путь из глубины веков и в какой-то мере приблизившись к нашему времени, мы можем назвать имена авторитетнейших ученых монахов в России, тоже прославленных в лике святых...

Сразу на память приходит хрестоматийный пример – святитель Феофан Затворник. Он полностью посвятил себя ученым трудам и даже ушел с кафедры в затвор, потому что в этом было его служение Богу и ближним. И мы видим, какие потрясающие плоды это принесло. Известно, что святитель Феофан глубоко чтил другого монаха-ученого – святителя Тихона Задонского, чья жизнь и творения оказали большое влияние на епископа Феофана. В этом же ряду стоит и святитель Игнатий (Брянчанинов), еще один подвижник, выдающийся ученый, архипастырь. У известнейшего русского философа Константина Леонтьева, по благословению Оптинского старца Амвросия принявшего на склоне лет монашеский постриг с именем Климент, есть глубокие размышления о разных типах монашеской жизни, представленных, например, на Святой Горе Афон, куда он на время отправился, «чтобы строгие монахи научили его веровать». На Афоне встречается все многообразие монашеской жизни: киновии – общежительные монастыри, скиты, кельи со своими уставами, затворничество… И сводить всё к одной системе общежительного монастыря – конечно, это упрощение, огрубление, по сути, способное убить многие великие явления монашества.

0HV 3597

   У нас же, если монах хочет заниматься наукой, серьезными богословскими исследованиями, то редко в каком монастыре он сегодня найдет такую возможность. Чаще всего в обители считается более важным выполнять другие послушания: убирать территорию, готовить в трапезной, трудиться на огороде так далее. Но разве мы не обязаны разгребать «метафизические сугробы» в головах людей? Да и своих головах? Необходимо, чтобы появилось понимание феномена ученого монашества. И коль у кого-то из монашествующих есть призвание к богословским наукам, то его, по моему убеждению, надо приветствовать, развивать. Это вовсе не значит, что таким людям следует создавать тепличные условия, освобождать монаха или инока от всех послушаний. Просто у них должен быть какой-то особый ритм жизни. Кстати, интересный пример в этом плане – Свято-Преображенский скит Московского Данилова монастыря в Серпуховском районе. Я туда заезжал, был где-то полтора дня, ходил на службу. Там и суточный круг богослужений, и в то же время братия посвящает себя ученым трудам. Скит молодой, ему около шести лет, так что посмотрим, как он будет дальше развиваться.

Я читала о нем в православном Интернет-журнале Данилова монастыря «Прихожанин». Действительно, интересно, что помимо общих хозяйственных послушаний братия скита занимается и издательской деятельностью, и переводческой, и научно-исследовательской. И судя по всему, весьма плодотворно.

Может, такие очаги будут у нас возникать, что должно принести достойные плоды. Но пока процесс развития ученого монашества в основном происходит в духовных академиях и семинариях, как, например, в Московской духовной академии, где люди занимаются преподаванием, наукой, пишут глубокие богословские труды и в то же время ведут монашескую жизнь. Поэтому в завершение круглого стола мы и приняли резолюцию, выражавшую общее мнение его участников: в обсуждаемом проекте Положения о монастырях и монашестве необходимо предусмотреть «правомерность совершения монашеских постригов и в храмах духовных учебных заведений, предусмотрев также возможность формирования ученых монашеских общин при соответствующих духовных учебных заведениях».

0HV 3601

Беседовала Нина Ставицкая

Фото: Владимир Ходаков


Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Пензенский Троицкий женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь