В Архангельске прошла лекция о ссыльных северных монастырей

Лекция «Страдание и покаяние: ссыльные северных монастырей» кандидата исторических наук Сергея Шаляпина прошла в Архангельской областной библиотеке имени Н.А. Добролюбова. На встречу собралось около 50 северян.

«Когда я 30 лет назад начал работать над этой темой, подумал, что года два мне будет достаточно, чтобы изучить истории всех ссыльных, – сказал лектор. – Но этот срок уже давно прошел, а исследовать всё еще есть что».

Сергей Олегович рассказал, что Русский Север с XVI столетия стал местом монастырской ссылки: «Сначала вологодские и белозерские монастыри, а позже – двинские и беломорские стали принимать вольнодумцев, еретиков, нарушителей церковной дисциплины и нравственных традиций».

На первом месте по количеству ссыльных до XVIII века был Кирилло-Белозерский монастырь, на последующих – Спасо-Каменный, Соловецкий и Антониево-Сийский монастыри.

Практика монастырской ссылки часто использовалась как метод политической борьбы в Византии, пояснил Сергей Шаляпин: «На Руси системность применения этой меры появилась в конце XV века. Так, царь Иван Грозный заточал в обители своих политических противников – "опальных людей". При этом в монастырь попадали жены, вдовы и дети опальных: казнить их было не за что, но так как они наследовали чины, их удаляли».

«Для средневекового человека целью заточения в монастырь была не изоляция от общества, а покаяние и смирение, – продолжил историк. – Свидетельство тому икона "Страшный суд" того времени. На ней изображены весы, на одну чашу которых складываются грехи, на вторую – слезы покаяния в виде белых платочков».

Если случались побеги из монастыря, то это становилось «клеймом». «Первый ссыльный Антониево-Сийского монастыря полководец Тимофей Пухов-Тетерин, сосланный Иваном IV, сбежал из ссылки в Литву. Царь в своих грамотах называл беглеца "расстригой-богатырем", человеком "второго сорта"», – рассказал Сергей Шаляпин.

Основной формой монастырской ссылки было «подначальство»: ссыльный вверялся монаху, который нес за него ответственность и мог быть наказан в случае провинности подопечного. Традиционными местами отбывания ссылки были хлебня и поварня.

«"Быть ему в хлебне и из печи вынимать уголья", – звучало в указах того времени. Труд был настолько сложным, что позже стали писать: "Посылается в хлебню на месяц, а потом на другие работы, более легкие", – уточнил историк. – Подначальство было краткосрочной мерой. Но если человек в первый год не проявил склонности к покаянию, то срок его пребывания в монастыре продлевался. Большая часть людей выпускалась в первые 12 месяцев, редко кто находился в ссылке более пяти лет».

За что ссылали в монастырь? Точное указание проступка, как пояснил историк, в 80 процентах случаев не указывалось, считалось, что не стоит волновать умы обсуждением грехов человека. Непослушание архиерею духовного лица, например, скрывалось за «крамолой и неистовствами».

«Интересно, что в XV–XVII веках частым поводов для ссылки было пьянство, – отметил Сергей Олегович. – Люди часто писали царю челобитные с просьбой направить сыновей, племянников в монастырь, "ибо в пьяное безумие впали". Второй по числу упоминаний причиной для ссылки было повреждение ума. Тогда это заболеванием не считалось и, вероятно, было следствием пьянства. Людей отправляли в монастырь для "опамятования". По историческим данным, опамятовавшихся было больше половины. Интересно, что все поврежденные умом должны были писать челобитную об освобождении сами, когда почувствуют, что от порока избавились».

Во время исследования Сергею Олеговичу удалось найти данные и о «нестандартных» ссыльных. Среди подопечных Кирилло-Белозерского монастыря были фальшивомонетчик, успевший украсть инструменты для подделки монет, но не успевший их изготовить, и два священника, подделавшие архиерейские грамоты.

«Но еще поразительнее история двух жен, отравивших мышьяком своих супругов, – сказал Шаляпин. – Мужчины оказались недоубитыми, выжили и стали слезно просить у Патриарха снисхождения к супругам. В итоге женщин не казнили, а сослали в монастырь пожизненно».

Расширению монастырской ссылки на Севере, по словам историка, способствовало соловецкое восстание XVII века. После него высланные из обители люди отправлялись в Кожозерский и Крестный монастыри.

Сергей Олегович Шаляпин –  один из ведущих российских специалистов по истории государства и права, преподаватель САФУ имени М.В. Ломоносова.

По просьбе Сергея Олеговича на сайте библиотеки имени Н.А. Добролюбова в ближайшее время для всех интересующихся монастырской темой будет размещена электронная версия редкой книги Георгия Фруменкова «Из истории ссылки в Соловецкий монастырь в XVIII веке».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь