В Богородице-Рождественском монастыре прошел монашеский съезд Тульской епархии

В Богородице-Рождественском женском монастыре прошел монашеский съезд Тульской епархии, посвященный обсуждению принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2017 году «Положения о монастырях и монашествующих», определяющего основы жизни мужского и женского монашества как особого образа христианского жительства, заключающегося во всецелом посвящении себя на служение Богу.

Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий обратился к участникам съезда со словом мира и любви о Христе: 

«Нынешнее наше общение будет посвящено практической реализации принятого Архиерейским Собором документа с тем, чтобы максимально реализовать Божественный дар жертвенной любви Святой Живоначальной Троицы, который через подвиг Христа Подвигоположника, дыханием Святого Духа во всех деяниях и действиях Церкви Христовой, которую стяжал Господь Своею драгоценною кровью (Деян. 20, 28). 

По особому чувствуя призвание Божие к тому, чтобы, отвергнувшись себя, всецело и безгранично принадлежать Богу, монашество выражает эту принадлежность в деятельном свидетельстве устремленности к взаимодействию и взаимопроникновению и совершенному опрозрачниванию себя для Божиего действия и присутствия через молитвенное и трудовое предстояние.

Гармония между трудом и молитвой есть наиболее удобная дорога, позволяющая тем, кто ведет не созерцательную, а деятельную жизнедеятельность, реализовать Божественный дар, который от Бога дается нам для того, чтобы мы смогли стяжать благодать Божию как свое собственное действие, совершая свое шествие от земли к Небу, обретая в этом восхождении полноту усвоения Божественных даров в себя и полноту отдачи себя Богу в благодарной признательности за такое высокое доверие.

Монашеская жизнь, в первую очередь, это молитва, которая может быть различной.

Молитва общественная – это всё наше церковное богослужение, а есть молитва частная, молитва келейная…

Опыт каждого конкретного насельника монастыря не сразу, но в постоянном восхождении позволяет определить способ молитвенного действия.

Неразрывно с этим и физическое развитие нашего организма, выражающееся в физическом труде, который в монастырском укладе жизнедеятельности воспринимается,  свидетельствуется, наполняется и выражается содержанием хождения пред Богом, то есть особого вида молитвы.

Послушание есть предстояние и хождение пред Богом, то есть памятствование о Боге, выражающееся в делании чего-то не только для себя, но и во славу Божию. А также на радость людям и всему братству, в котором человек осознает и ощущает себя живой клеточкой, встроенной в общий организм, без которого невозможно появиться на белый свет и устоять в нем надолго.

В христианской семейной жизни путь человека основывается на душевной и даже физиологической близости. Монашествующий, начиная с совершенного отвержения плотской стороны, полагает свое основание в душевности, преодолевая и превосходя которую переходит в духовное понимание того, что в Боге содержится всё!

Поэтому то, что совершенно недоступно нашему опытному душевному восприятию и осознанию, как правило, в будничной и семейной жизни, для монаха становится ясным и понятным, что в Боге всё фокусируется, Им живет и движется (Деян. 17, 28) от элементарной частицы до полного многообразия всех форм жизни.

В семейной жизни это дается нам в понятиях, доступных отчасти и по дару углубления в жизнь Церкви, и по пророческому дару, а для монашествующего этот пророческий дар становится приоритетным и путеводной звездой.

Семейная жизнь сокрывает то Божие творение, что монах начинает любить именно так, как любит его Бог, потому что, устремляясь к Богу и стяжая Святого Утешителя Духа Истины, с которым человеческая личность инока соединяется, как пишет преподобный Макарий Египетский, «ипостась в ипостась» и составляет с ним один Дух.

Такой человек видит весь этот мир уже не только своим физиологическим зрением, не через плоды своего научного труда, но и так, как видит его Дух Святой – и в замысле, и в конечной цели, которая Богом Отцом предопределена для всего, и в том пути, который учитывает данную каждому свободу действования в соответствии с замыслом Божиим.

В этом отношении наша с вами монашеская жизнь так и раскрывается: вроде уходим от мира и приходим к Богу, но в глубине Бога обретаем Его любовь к миру, но другого качества, известного нам из благородного и благочестивого христианского опыта.

Об этой любви мы читаем: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16).

Монахи и святые плачут за этот мир, потому что могут слышать его совсем иначе, чем простой человек. Они со Христом выходят сораспинаться за этот мир и поэтому могут сказать, что молиться – это вовсе не легкий труд. Как говорил преподобный Силуан Афонский, "молиться за людей – это кровь проливать", ведь "кто больше любит, тот больше и страдает". Для этого нужны такие крепость духа и упование на благость и милость Божии, что требует действительного движения всех сил человеческой личности.

Для этого мы и объединяем усилия в монастырских общинах, чтобы можно было почувствовать единомыслие в понимании цели монашеского делания, затем единодушия, единонравия, единочувствия и единодействия в том, чтобы подобрать средства к достижению этих самых целей, определив и сам характер их осуществления.

"Положение о монастырях и монашествующих" дает возможность для единообразного устроения всей монашеской жизни в канонических рамках всей Русской Православной Церкви, но каждое конкретная обитель имеет свою уникальную и неповторимую личностную отличительную особенность, как, к примеру, в многодетной семье, где даже каждый из схожих внешне близнецов имеет свой характер и свою индивидуальность…

И всё это только ради одного – жить на радость людям и во славу Божию, стяжая благодатные дары Святого Утешителя Духа Истины.

Для осуществления жизни в общине нам следует иметь Устав, зарегистрированный в Министерстве юстиции, выявляющий монастыри как участников общего правового поля, и Устав, определяющий внутренний уклад и распорядок монашеской жизни.

Знакомясь с этими документами, послушники и трудники должны понимать при помощи игумена и благочинного монастыря, что это не дом отдыха, а жизнь, требующая большого человеческого участия и самоотдачи, невозможная без истинной любви к Богу».

Затем собрание продолжило свою работу. Во взаимной дискуссии были обсуждены насущные вопросы, касающиеся частных вопросов монашеской жизни в Тульской епархии.

Материалы по теме

Монастыри

Богородице-Рождественский женский монастырь г. Тулы
Тула, посёлок Горелки, Мирная улица, 19
Богородице-Рождественский женский монастырь г. Тулы
Тула, посёлок Горелки, Мирная улица, 19

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Сурский Иоанновский женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь