В Тихвине начались ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия – звоннице ансамбля Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря. Среди планируемых работ: реставрация поврежденной кирпичной кладки, замена поврежденных элементов в стропильных конструкциях скатных крыш, смена обрешетки крыш на куполах, шатрах и башнях и другие.
Знаменитая звонница Тихвинского Богородичного Успенского монастыря ведет свою историю из глубокой древности – со времен царя Ивана Грозного, по распоряжению которого и был в 1560 году основан монастырь. Изначально звонница была возведена деревянная. По указанию царя Бориса Годунова в обитель была направлена артель зодчих, заменивших прежнюю звонницу на отдельно стоящую пятипролетную каменную. При этом они использовали тонкий кирпич – плинфу. Завершения получили вид остроконечного «готического» силуэта. Все пролеты увенчаны остроконечными шпилями с декоративными флажками.
Внутренние помещения-палаты использовались иноками для монастырских нужд, в том числе как склад. В другом отсеке хранился порох – времена были неспокойные. В ходе осады монастыря шведской армией Якоба Делагарди в 1623 году в одном из сражений здание загорелось, пожар спровоцировал пороховой взрыв – большая часть звонницы рухнула. К 1631 году она была отстроена заново, сохранив былые пропорции и заодно заполучив боевые часы. Высота звонницы около 32 м, длина 21 м, ширина 4,5 м. В пяти пролетах до революции было 20 колоколов весом от 13 до 635 пудов. Два из них сохранились со времен Ивана Грозного. В 1777 году в ходе всеобщих повсеместных обновлений часть монастырских построек, включая звонницу, была перестроена «в духе времени». В таком виде она простояла до Великой Отечественной войны, в конце 1941 года под артобстрелами превратившись в руины. Спустя 30 лет после Великой Отечественной войны были совершены реставрационные работы. Звонницу восстановили в том виде, какой она была во времена царя Бориса Годунова.
Сейчас монастырская звонница является визитной карточкой Тихвина. На звоннице установлен комплект из 13 колоколов, отлитых в начале 2000-х годов на Воронежском заводе по дореволюционным образцам: 2,5-тонные, 5- и 10-тонный (и десяток поменьше) колокола заняли свое законное место.
Краткая справка
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь основан по указу царя Ивана Грозного от 10 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.
Главной реликвией монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии.
По легенде, на одном из мест ее чудесного явления верующим в 1383 году был основан храм. После того как икона спустилась в руки молившихся ей на берегу Тихвинки, там немедленно в тот же день началось строительство храма Успения Пресвятой Богородицы. Однако на следующий день уже поставленное основание исчезло вместе с иконой и появилось на другой стороне реки. После этого Богородица в сопровождении Николая Чудотворца явилась пономарю Георгию, посланному оповестить окрестности о приближающемся освящении храма, и повелела поставить на храме деревянный, а не железный крест. На месте ее появления была поставлена часовня во имя святого Николая.
В 1390 году деревянные часовня и храм сгорели, но икона и деревянный крест, по преданию, остались невредимы. В 1395 году восстановленные часовня и храм снова сгорели. В третий раз пожар уничтожил церковь в 1500 году, икона была спасена священником Василием и его сыном Стефаном. Она была заменена новой, деревянной, но в 1510 году Василий III повелел построить каменный храм на ее месте.
Царь Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием. В царствование царя Иоанна Грозного был основан монастырь. При таком внимании власти и народа к обители она не испытывала недостатка в радетелях и жертвователях. Так, в 1584 г. царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. В 1630 г. Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада. Не раз чудотворный образ Богоматери спасал обитель и весь город. Конец лета 1613 г. стал временем героического «осадного сидения» русского отряда и ополченцев-тихвинцев. И в самый тяжкий час, когда враг, получив подкрепление, стал уже одолевать, Небесная Заступница вновь явила свое покровительство. 15 сентября 1613 г. защитники монастыря окончательно разбили отряды шведских интервентов: переломный момент наступил, когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери. Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско. В июне 1812 г. архимандрит монастыря Самуил благословляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери».
В середине 20-х годов ХХ в. монастырь был закрыт и разорен богоотступнической властью, как и многие другие храмы и обители. В годы Великой Отечественной войны Тихвин был ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 г. в Ригу. Из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний Рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн († 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна, протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду.
В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря – святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре, а годом позже возобновились богослужения. 9 июля 1997 г. в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелета из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и наконец Тихвинский монастырь.
Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 г. В день общецерковного празднования явления образа, 9 июля 2004 года, в Тихвинском монастыре торжественную Литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении Предстоятеля Православной Церкви в Америке митрополита Германа и сонма священнослужителей.
Юлия Стихарева