9 февраля 2020 года в Казанском женском монастыре Ярославля состоялось празднование Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской.
В этот день Божественную литургию в Казанском храме монастыря совершил митрополит Ярославский и Ростовский Вадим в сослужении викария Ярославской епархии епископа Некрасовского Бориса и священнослужителей ярославских храмов.
В Казанской обители Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется особенно торжественно. В обители хранятся мощи святителя Агафангела, который возглавляет Собор новомучеников и исповедников Ярославской митрополии. Святы мощи были обретены 12 ноября 1998 года в склепе, расположенном в подклете Леонтьевского кладбищенского храма. В 2000 году после прославления в лике новомучеников и исповедников Российских мощи святителя Агафангела были переданы Казанскому монастырю.
За богослужением владыка митрополит рукоположил в сан священника диакона Кирилла Аверьянова, в сан диакона – Кирилла Белянина.
По окончании Литургии было совершено поминовение всех усопших, пострадавших в годы гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов.
В завершение глава Ярославской митрополии обратился к собравшимся с архипастырским словом о значении для верующих подвига пострадавших за веру:
«Мы знаем, что в период возрождения Русской Православной Церковью канонизировано более тысячи человек. Но вместе с тем мы прекрасно знаем, что число тех, кто пострадал за веру Христову, кто мученически исповедал свою приверженность святоотеческому преданию и своим убеждениям, было значительно больше. И не можем мы в силу своих несовершенств, ограниченных наших способностей и разума постигнуть, даже сосчитав, сколько их, пострадавших за веру Христову. А вместе с тем ни одно имя, ни один из этих пострадавших не является тем, кто бы был забыт пред Богом. Господь никогда не забывает живущих на земле, родившихся и призванных к жизни вечной.
Святая Церковь почитает их во всей совокупности вне того, прославлены они или не прославлены. Мы почитаем их подвиг. Мы кланяемся им, кланяемся в вере и благочестии, понимая, какой труд подъяли они на себя. Не просто труд, а, по сути дела, крестоношение, подвиг, который был простерт даже до смерти. И они стояли в вере, стояли, как сегодня мы слышали в апостольском чтении: "Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:38). И таковыми, не отлученными от любви Божией, были те святые, которых мы сегодня прославляем. И пусть многие не прославлены в лике святых, но вместе с тем мы почитаем их подвиг, потому что все они ведомы Богу и каждому из них дал Господь по трудам и по подвигу их. И в этом нет никаких сомнений.
Я думаю, что многие из вас слышали о тех или иных людях, которые были или исповедниками, или мучениками, но не получили известность. Они являются внесенными в книгу жизни Спасителя, и для них открывается Царство Божие.
Сегодня мы простираем к ним свои молитвы. Сегодня мы, обращаясь к ним, научаемся от них вере, стойкости в вере, научаемся любви, послушанию, научаемся тому, что нас не отлучит от любви Божией, – принятию Божественного проведения, принятию Божественного вспомоществования в нашей жизни, потому что всё то, что испытали они, возможно было пережить лишь в одном случае – если этому споспешествовала любовь к Богу. И в ответ была всеобъемлющая любовь Божия и Божественная помощь.
Обращаясь к их подвигу, мы восхищаемся, мы действительно поражены той мужественностью и стойкостью, которые подвигали их на подвиг. И, когда мы сообразуем свои слабые силы, нашу веру и обращаемся внутренним взором внутрь себя, соизмеряя наши дарования с тем, что сделали эти подвижники благочестия, это сравнение зачастую повергает нас в уныние. Потому что ни такой решимости, ни такой любви, ни такой стойкости, ни такой самоотверженности, ни такого чувства самопожертвования у нас, к сожалению, нет.
Но вместе с тем что же делать нам, людям, которые также жаждут спасения? Что же делать нам, слабым и немощным людям? Вот для нас и дана Церковь во всем ее многообразии: таинствах, молитве, в том, чтобы научаться Истине, исповедовать Отца, и Сына, и Святого Духа. В том, чтобы надеяться на милосердие Божие. И в том, чтобы, как мы слышали сегодня в евангельском чтении, обращаясь ко Господу, молиться не так, как молился фарисей, что мы не такие, как многие, окружающие нас, а молиться так, как молился мытарь, отверженный обществом, который взывал к Богу и мог рассчитывать только на одно: "Боже, милостив буди мне, грешному" (Лк. 18:13). Эта молитва и должна быть для нас важной, особенно теперь, когда мы приближаемся ко дням спасительной Четыредесятницы. Эта молитва для нас является живительной, эта молитва должна звучать рефреном во всем нашем подвиге поста. Эта молитва должна нас обращать к смирению, послушанию воле Отца Небесного. Аминь».