Митрополит Евсевий возглавил праздничное богослужение в Спасо-Елеазаровском монастыре Псковской епархии

8 мая 2018 года, в день прославления Цареградской иконы Пресвятой Богородицы и день памяти святого апостола и евангелиста Марка, митрополит Псковский и Порховский Евсевий возглавил праздничное богослужение в Спасо-Елеазаровском женском монастыре, где пребывает чтимый образ Пресвятой Богородицы.

За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Спиридон (Иващенко), старший клирик Спасо-Елеазаровской обители священник Герман Горяев и клирик храма Рождества Христова поселка Красиковщина подворья Спасо-Преображенского Мирожского монастыря священник Георгий Ширлин.

За богослужением молились настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря игумения Евфросиния (Головнева), настоятельница Спасо-Казанского женского монастыря игумения Маркелла (Павлова), настоятельница Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря игумения Татиана (Пашкова) с сестрами обителей, а также прихожане и паломники.

По окончании Литургии Владыка возглавил праздничный молебен Господу Богу, Пресвятой Богородице и всем святым, от века благоугодившим Господу, в завершение которого все собравшиеся во главе с архипастырем исполнили молитву «Царице моя преблагая…», величание Матери Божией и святому апостолу и евангелисту Марку, после чего были провозглашены традиционные многолетия.

Затем Высокопреосвященнейший владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Всечестные отцы, матушки игумении, дорогие о Господе братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с нашим праздником в честь прославления чудотворного образа Матери Божией, именуемого "Цареградская"!

Это праздник для обители нашей. Это праздник благословения нашей обители от древнего града Константинополя, потому что оттуда Константинопольский Патриарх Геннадий передал нашему игумену преподобному Евфросину Цареградскую икону Матери Божией. И уже потом, в 2000 году от Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, нам удалось снова вернуть этот образ в нашу новооткрывшуюся святую обитель Спаса Елеазаровского. Это новая милость Божия, новое знамение Пречистой Девы Марии над нашей Русью, нашей святой обителью. Было время, когда наша Россия была разрушена и большинство святынь было уничтожено. Но то, что милостью Божией осталось, теперь возобновляется. Обновляется сегодня наша Русь и наполняется новыми святынями. Это знак милости Божией, это знак милости и Самой Пресвятой Богородицы, которая взяла царское правление нашей России в Свой державный покров. И теперь мы это осознаем и чувствуем. Только бы не охладевать нам в молитве и любви к Богу, Пречистой Деве Марии и всему святому, что дает нам святая наша православная вера.

Как вы знаете, 20 лет тому назад здесь было всё разрушено и пребывало в запустении. Кто жил, кто бывал здесь, тот помнит, что мы застали на этом месте. А теперь в новой красоте, новом сиянии, новом благодатном утешении мы совершаем наше служение. Отрадно нам было вступить в эту святую обитель, даже не имея ничего. Вокруг разруха, но чувствовалось дыхание благодати Божией, но чувствовалась близость и любовь Бога нашего. Я вспоминаю, когда мы увидели этот образ в храме Святителя Николая на острове Залит, в алтаре на обыкновенном месте. И никто не знал, что это за икона, не придавали ей никакого значения. А сейчас у нас здесь она сияет для нашей святой обители. Мы взяли эту икону из алтаря Никольского храма на острове Залит, потом на лодке с пением в честь Богоматери доставили в селение Толба, а оттуда уже привезли в эту святую обитель. Трудами покойной матушки Елисаветы этот образ был отреставрирован, и сейчас он как будто заново прибыл к нам из Византии.

Когда в свое время святыни Византии уничтожались иноверцами, этот образ перешел к нам на Русь. И вот уже больше 500 лет пребывает Цареградская Матерь Божия на нашей святой Руси. Это благословение как знак преемства нашей столицы Москвы от Константинограда, или Константинополя, который назывался вторым Римом. И по пророчеству преподобного старца Филофея, Москва – это третий Рим, а четвертому не бывать. По пророчеству и многих других старцев, Русь должна еще восстать и в прежнем сиянии, и в прежней силе, а может быть, даже и в большей, чтобы сказать свое слово всему миру, что есть истинный Бог, Творец Вселенной, что всякий град и страна спасается молитвой, а не какими-то уловками или союзами. Стремится враг рода человеческого оторвать от людей святую веру, отвлечь народ от Бога, Церкви и святынь. Мы слышим, что теперь и Греция, и православные наши соседи входят в Евросоюз, а по-другому – Евросодом; иначе его не назовешь, потому что в этом союзе афишируют и призывают именно к содомскому греху. И условия ставят и России, и Украине, и Грузии, и Сербии: примите это растление, и тогда войдете в союз. А зачем нам входить в какой-то союз? Мы вошли в Святую Соборную Апостольскую Церковь. Вот наша христианская семья, вот наш дом благодатный, где мы пребываем под Покровом Божией Матери. Ни в какие союзы мы не должны входить, если этот союз – без почитания и поклонения Богу крепкому, живому. А этот союз – содомского греха, который растлевает общество, а в конце концов и уничтожает человечество. Это будет уже последний этап жизни на земле, если войдет туда Россия. Мы получили эту веру от Византии через проповедников по воле Самого Господа и через предстательство Богоматери. Но мы должны помнить, что если мы охладеем в любви к Богу, в молитве, в почитании Матери Божией, то будут у нас великие скорби. Одно испытание уже пережила наша Русь, когда всё было порушено и в запустении. Да не будет же этого с нами!

От святых отец мы получили завет хранить святую православную веру и, конечно, жить по заповедям Божиим. Одно дело веровать, а другое дело жить. Веруют многие, а вот живут по-разному. Отступают от закона Божия и от святой православной веры, хотя внешне прикрываются этой верой. А в жизни по-другому живут. Бог им судья, но каждый должен помнить, что от дел своих как человек, так и общество, и человечество в целом или осудится, или оправдится. Дай Господи, чтобы нам остаться верными Богу, Матери Божией, Церкви нашей Святой Православной, тем традициям и тому усердию в почитании и молитве, которые имели наши предки русские подвижники, пустынники, мученики, чья вера поддерживала тот огонь и тот свет, который зажегся некогда от святой Византии, от святой земли Палестины, от града Иерусалима. Этим светом веры сияли наши святители Божии Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и другие подвижники и праведники. Этим светом сияет и образ наш Спаса Елеазаровского, и чтимый ныне образ Цареградской Богоматери. Этим светом веры и любви Божией должны сиять и наши сердца, как об этом учил наш Господь Иисус Христос в притче о десяти девах. Светильники-то у всех горели, только одним не хватило елея, чтобы они продолжали гореть. Образно Господь показал, что этот елей и есть живительная сила молитвы и наших добрых дел. Иссякнет этот елей – прекратиться и сама жизнь. Об этом мы должны помнить, не забывать и других подвигать и к молитве, и к вере, и к любви, занимать себя словом Божиим, чтением Евангелия, назиданий от святых отец и поменьше поддаваться влиянию этих реклам, интернету и телефонам. Поменьше бы заглядывать на эти экраны, а может быть, и совсем не надо – если только для пользы Церковной, пользы души, а не для растления.

Совершая сегодня радостный праздник явления Богоматери в пределах псковской земли из Царьграда, будем благодарить Матерь Божию, что Она с нами. На десятки лет она покидала эту святую обитель, и потом уже кровью, страданиями и муками нашего русского народа в дни революции и после Матерь Божия и наша святая вера вернулись к нам с вами. И мы должны поддерживать тот елей духа молитвы и добрых дел, о котором сказал Господь. Потому что немудрые девы не проследили за тем, чтобы елей-то у них был в сосудах. Наши сосуды – это наши сердца, наши души. Если они охладевают к молитве и доброй жизни, то никакого толка не будет. Мы только будем называться по имени православными, а по делам будем хуже каких-то отступников. Да не будет этого с нами! Да будет с нами помощь Божия и Матери Божией. Утверждайте веру своей молитвой, своими добрыми делами, а наши сердца и души пусть будут всегда обращены ко Господу. Будем же просить Его: "Господи, умножь в нас веру!" А к Матери Божией будем взывать, как взывал во все века наш русский православный народ: "Пресвятая Богородице, сохрани нас, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!"

С праздником вас! Христос воскресе!»

Далее все молящиеся во главе с митрополитом Евсевием направились к часовне, установленной на могиле прежней настоятельницы Елеазаровской обители игумении Елисаветы (Беляевой), где псковским архипастырем была совершена заупокойная лития.

Также владыка митрополит отслужил заупокойную литию на могилах почивших братий обители.

Гости и все богомольцы были приглашены в монастырскую трапезную, где состоялся праздничный обед. Перед началом трапезы владыка митрополит поздравил всех собравшихся с праздником, после чего были провозглашены многолетия Святейшему Патриарху Кириллу, правящему митрополиту Евсевию с паствой, Президенту Российской Федерации Владимиру Путину, богохранимой державе Российской, властям, воинству и народу ея, всечестным матушкам игумениям с сестрами и всем православным христианам, совершающим торжество этого дня.

В завершение настоятельница обители игумения Евфросиния (Головнева) поблагодарила митрополита Евсевия за непрестанное архипастырское попечение о вверенной ему пастве и преподнесла образ прп. Евфросина Спасо-Елеазаровсокго, а также пожелала псковскому архипастырю многая и благая лета.

Краткая справка

Цареградская икона Пресвятой Богородицы была явлена в 1071 году, а в 1458 году ее точный список был подарен Константинопольским Патриархом преподобному Евфросину Псковскому как благословение новоустроенному Спасо-Елеазаровскому монастырю. Святой Евфросин с братией встречал Цареградскую икону в версте от монастыря невдалеке от источника, у которого во время встречи был отслужен молебен Божией Матери с водосвятием. С тех пор воды источника стали целебными. Образ, пребывающий ныне в Спасо-Елеазаровской обители, был обретен в 2000 году владыкой Евсевием, тогда архиепископом Псковским и Великолукским, в Никольском храме острова Залит и перенесен в возрождающуюся обитель.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Александро-Ошевенский мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь