Епископ Варнава отслужил Литургию во Флорищевой пустыни Выксунской епархии

24 марта 2019 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Успенском храме Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь.

Его Преосвященству сослужили клирики монастыря.

За богослужением молились паломники и прихожане обители.

По окончании Литургии владыка обратился к собравшимся с архипастырским наставлением: 

«Во вторую Неделю Великого поста Церковь чтит память святителя Григория Паламы. Человек – существо сложное. Если бы философам, психологам или просто людям дали порассуждать о том, что же такое человек, то мы бы услышали большое количество определений и мнений, но цельного понятия вряд ли кто смог бы дать. Цельное понятие о человеке может дать только наша святая православная вера, наша Святая Православная Церковь. В своем Священном Предании и Священном Писании Церковь открывает, что человек – это образ и подобие Божие. Поэтому он, действительно, велик, но в то же время по своей падшей природе он может своими мыслями, чувствами и делами быть сыном ада и отстоять очень-очень далеко от Бога. Цель жизни каждого человека заключается в том, чтобы откликнуться на призыв Христа, Господа нашего, и освободиться от оков греха. Эти цепи для каждого из нас – наши страсти, которые обладают нами и не дают воссиять в нас образу Божиему. И наоборот, если мы слышим призывы Христа к духовному совершенствованию, видению своей нищеты духовной, плачу о грехах, кротости, милосердию, чистоте сердечной, стремлению к правде, тогда человек уже в этой жизни стяжает в своем сердце безмерное сокровище – Царство Божие. Как евангельский купец, который ищет драгоценную жемчужину и, когда находит ее, продает всё, что у него есть, и покупает эту драгоценную жемчужину. Ради нее, ради стяжания в сердце Царствия Божиего многие  люди, которые были грешниками, оставляли свою прежнюю греховную жизнь. Когда человек решается свергнуть с себя бремя греховное и начинает жить по правде Божией, идет этим непростым путем, он обретает силу для борьбы с грехом и радость близости Бога в себе, чувство безмерной любви и милосердия Божиего. По слову преподобного Серафима Саровского, познав любовь Божию, человек готов сидеть в яме с червями, только бы не лишиться того блаженства, которое уже здесь, на земле, открывается ему, а в полном спектре радости откроется в Царствии Божием.

Святитель Григорий Палама как раз и защищал ту непреложную истину, что грешный человек может достигнуть нетварных Божественных энергий и может освятиться настолько, что вместит в себя Божественный свет. Именно этот свет вместил в себя преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым и многие другие святые, такие, как Паисий Святогорец, недавно прославленный, и многие-многие другие, кого мы, может быть, даже не знаем, потому что Церковь не всех святых прославила. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), подвижники в наше время (это он говорил в XIX веке), которые будут истинно работать Богу, благоразумно скроют себя от людей. Их делание будет растворено смирением. Такие люди живут и в миру, и в монастырях, но их духовная жизнь сокрыта от многих и многих людей, чтобы не заразиться тщеславием, этой весьма и весьма заразной болезнью, которая может погубить все труды человека. И сегодня мы славим святителя Григория Паламу, что он открыл и развил в Церкви это учение, защищая пустынников, исихастов, безмолвников в своих «Триадах в защиту священно безмолвствующих». Он открыл эту Божественную истину Церкви, людям, эту высоту, к который должен стремиться каждый человек.

Мы грешные люди, нам сложно порой даже от грубых страстей освободиться, и некоторые недоумевают, как же такое высокое учение нам стяжать. Нам бы хоть немножечко от страстей отстать. Но если бы не было Христа, не было бы православия, если бы мы жили в Ветхом завете, даже если бы не знали десяти заповедей, которые даны Моисею, то мы были бы такими дикими, что даже не понимали бы, что красть – это плохо, что убивать – это плохо, что прелюбодействовать – это плохо. Всё это уничтожает человека в человеке, убивает образ Божий. Многие народы, действительно, этого не знают и живут жизнью, которой живут животные, не понимая тех высоких идеалов, которые дает христианство. У нас такая же природа падших людей, но мы видим идеал, который дал нам сам Господь Спаситель, воплощенный Бог. Он показал нам, каким должен быть человек и к чему нам надо стремиться. Он явил нам чистое святое учение. Слово Божие слаще меда, потому что ум и сердце человеческое испытывают духовную радость от этих слов, чувствуют их истинность, особенно когда человек исполняет эти слова на деле.

Мы все расслаблены грехом, как тот расслабленный телом, о котором сегодня мы слышали в Евангелии. Друзья нас, расслабленных, приносят ко Господу, и мы ждем исцеления. Друзья – это святые, которые молятся за нас и заботятся о нашем духовном преуспеянии и восстании от греховного сна. Человек, который постоянно грешит, находится в духовном расслаблении. Он умом понимает, что нужно сделать что-то доброе, а воля настолько расслаблена грехом, что он не может исполнить то, что умом понимает. Нужно примириться с кем-то, со своими близкими, членами своей семьи – в семьях часто не бывает мира; он это умом понимает, а прощения всё равно не просит, не хочет идти первым просить прощения – пусть она или он, а я уж потом. Вот это духовное расслабление. Если вот так посмотреть на нас, то мы все инвалиды духовные. Но тем не менее мы имеем идеал, мы имеем высокое доброе учение евангельское, святоотеческое, и через пост и молитву мы можем потихонечку от одра вставать и совершать легкие пока еще, очень слабые, медленные, но всё-таки движения, шаги навстречу Богу, которые, освобождая наши души от грехов, помогают нам достигнуть Царства Небесного. Это должно вдохновлять нас и звать к духовной жизни и лучшей участи, чем сейчас мы заслуживаем.

Будем в этом вдохновляться примером жизни и молитвами святителя Григория Паламы и наших многих святых. Постараемся подняться еще на одну ступень, чтобы нам больше не возвращаться к греховным поступкам, а творить дела любви, и Господь, видя стремление наше, вложит в сердце наше любовь к добру. Аминь».

Материалы по теме

Монастыри

Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь
Нижегородская область, Володарский район, поселок городского типа Фролищи, Спортивная улица, 2Ж
Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь
Нижегородская область, Володарский район, поселок городского типа Фролищи, Спортивная улица, 2Ж

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии