Священномученик Стефан Луканин

29 Января / 11 Февраля Собор Екатеринбургских святых
10 / 23 Июля
27 Января / 9 Февраля (281-й день после Пасхи) Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

В ав­гу­сте 2009 го­да бо­га­тей­шая ис­то­рия се­ла Кол­че­дан Ка­мен­ско­го рай­о­на по­пол­ни­лась еще од­ной стра­ни­цей: к од­но­сель­ча­нам через 90 лет вер­ну­лись их пас­ты­ри – рас­стре­лян­ные в 1918 го­ду свя­щен­ник Сте­фан Лу­ка­нин, диа­ко­ны Ге­ор­гий Бег­ма, Нестор Гуд­зов­ский. В цен­тре се­ла воз­ле па­мят­ни­ка по­гиб­шим в Ве­ли­кую Оте­че­ствен­ную вой­ну по­явил­ся скром­ный де­ре­вян­ный крест с име­на­ми кол­че­дан­ских но­во­му­че­ни­ков.Игу­мен Ка­менск-Ураль­ско­го Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря Нестор и свя­щен­ник Свя­то-Тро­иц­ко­го со­бо­ра отец Ни­ко­лай от­слу­жи­ли мо­ле­бен. На мо­лит­ве при­сут­ство­ва­ли мо­на­хи­ни мест­но­го мо­на­сты­ря, пред­ста­ви­те­ли рай­он­ной и сель­ской адми­ни­стра­ций и по­том­ки диа­ко­на Ге­ор­гия Бег­мы (они и ста­ли ини­ци­а­то­ра­ми воз­дви­же­ния кре­ста). Но­вое по­ко­ле­ние се­лян, вы­рос­шее в ате­из­ме, вряд ли зна­ет о том, что про­изо­шло здесь в са­мый раз­гар ре­во­лю­ции. Слу­жив­шие в при­ход­ской Сре­тен­ской церк­ви свя­щен­ник и диа­ко­ны от­ка­за­лись при­ни­мать но­вую без­бож­ную власть, не от­рек­лись от Бо­га; за это их увез­ли на стан­цию Си­на­ра, где и рас­стре­ля­ли. В на­ча­ле ны­неш­не­го ве­ка свя­щен­но­слу­жи­те­ли бы­ли при­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых но­во­му­че­ни­ков рос­сий­ских как по­стра­дав­шие за ве­ру.Немно­гие кол­че­дан­цы зна­ют и о том, что в их се­ле ко­гда-то бы­ло две церк­ви: од­на – в жен­ском По­кров­ском мо­на­сты­ре, дру­гая, огром­ная, в цен­тре се­ла – цер­ковь Сре­те­ния Гос­под­ня. От по­след­ней кам­ня на камне не оста­лось, а са­мо ме­сто за­ня­то част­ной ле­со­пил­кой. На ме­сте быв­ше­го По­кров­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря рас­по­ло­жи­лась шко­ла-ин­тер­нат, от церк­ви то­же остал­ся толь­ко фун­да­мент. В от­ли­чие от дру­гих сел, где цер­ков­ные зда­ния ис­поль­зо­ва­ли под клу­бы, скла­ды и ма­стер­ские, в Кол­че­дане стер­ли с ли­ца зем­ли все на­по­ми­на­ния о Бо­жи­их до­мах.По сло­вам гла­вы сель­ской адми­ни­стра­ции, в Кол­че­дане кра­е­ве­де­ни­ем за­ни­ма­ют­ся в сель­ской шко­ле и шко­ле-ин­тер­на­те. Но в их фон­дах по­чти нет све­де­ний о ста­ром, до­ре­во­лю­ци­он­ном Кол­че­дане. Тем бо­лее от­сут­ству­ет стра­ни­ца о ду­хов­ной жиз­ни кол­че­дан­ско­го при­хо­да, об укла­де жиз­ни жен­ско­го мо­на­сты­ря и убий­стве мест­ных свя­щен­ни­ков.По од­ной из вер­сий (су­ще­ству­ют и дру­гие), мо­на­хи­ни по­хо­ро­ни­ли уби­тых свя­щен­но­слу­жи­те­лей в цер­ков­ной огра­де. При­мер­но на этом ме­сте и ре­ши­ли по­ста­вить по­клон­ный крест род­ствен­ни­ки диа­ко­на Ге­ор­гия. В бу­ду­щем Пре­об­ра­жен­ский муж­ской мо­на­стырь, по­дво­рье ко­то­ро­го на­хо­дит­ся в Кол­че­дане, со­би­ра­ет­ся бла­го­устро­ить пло­щад­ку воз­ле кре­ста. По­силь­ную по­мощь по­обе­ща­ли и в сель­ской адми­ни­стра­ции.– Моя ба­буш­ка – од­на из пя­те­рых де­тей диа­ко­на Ге­ор­гия, – рас­ска­зы­ва­ет его пра­внук Алек­сей Ло­ба­нов. – Она ча­сто рас­ска­зы­ва­ла о сво­ем от­це. Как по­сле его убий­ства они вме­сте с ма­мой, по­би­ра­ясь по де­рев­ням, по­шли в Ека­те­рин­бург, где их при­юти­ли род­ствен­ни­ки. На стан­ции Си­на­ра рас­стре­ля­ли то­гда еще од­но­го на­ше­го род­ствен­ни­ка – про­то­и­е­рея Свя­то-Тро­иц­ко­го со­бо­ра Ва­си­лия По­бе­до­нос­це­ва. Он был дво­ю­род­ным бра­том мо­е­го пра­де­да.Дочь Ге­ор­гия Бег­мы ча­сто на­ве­ща­ла Кол­че­дан, зная, что здесь на­хо­дит­ся его мо­ги­ла. Имен­но она со­хра­ни­ла фо­то­ар­хив се­мьи Бег­ма, и сей­час мы зна­ем, как вы­гля­де­ли кол­че­дан­ские му­че­ни­ки.Алек­сей Дмит­ри­е­вич скру­пу­лез­но со­би­ра­ет све­де­ния о сво­ем пред­ке, пы­та­ет­ся узнать ме­сто, от­ку­да по­шел их род, как пра­дед по­явил­ся на Ура­ле. А ко­гда се­мья узна­ла о ка­но­ни­за­ции пра­де­да, ре­ше­но бы­ло по­ста­вить на пред­по­ла­га­е­мом ме­сте за­хо­ро­не­ния по­клон­ный крест.