Преподобный Савватий Тверской

2 / 15 Марта

Крат­кое жи­тие пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия Твер­ско­го

Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий Твер­ской под­ви­зал­ся по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Ар­се­ния, епи­ско­па Твер­ско­го, в 15 вер­стах от Тве­ри. Там пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем бы­ла ос­но­ва­на оби­тель, из­вест­ная стро­го­стью и свя­то­стью пра­вил. В неё при­хо­ди­ли обу­чать­ся ино­че­ско­му де­ла­нию та­кие по­движ­ни­ки, как пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий (па­мять 9 сен­тяб­ря) и пре­по­доб­ный Кор­ни­лий Ко­мель­ский (па­мять 19 мая). Вери­ги, най­ден­ные в пе­ще­ре, где без­молв­ство­вал свя­той Сав­ва­тий, сви­де­тель­ству­ют о его по­дви­ге. Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный не позд­нее 1434 го­да.

Пол­ное жи­тие пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия Твер­ско­го

На­чи­ная со вре­мен Ива­на Ка­ли­ты центр рус­ской цер­ков­ной жиз­ни пе­ре­ме­ща­ет­ся в Моск­ву. На этом фоне мно­гие свя­тые, под­ви­зав­ши­е­ся в удель­ных кня­же­ствах, те­ря­ют об­ще­на­цио­наль­ное зна­че­ние. По­доб­ная си­ту­а­ция уси­ли­ва­ет­ся в по­сле­пет­ров­ские вре­ме­на, ко­гда ча­стые пе­ре­ме­ще­ния епи­ско­пов с ка­фед­ры на ка­фед­ру при­во­ди­ли к то­му, что епи­ско­пы да­же не зна­ли по­движ­ни­ков, про­слав­лен­ных в пре­де­лах их епар­хии. Силь­но в этом от­но­ше­нии не по­вез­ло твер­ским свя­тым. Твер­ская епар­хия, бу­дучи до­воль­но пре­стиж­ной, яв­ля­лась од­новре­мен­но и про­ход­ной, – с нее мо­ло­дые епи­ско­пы от­прав­ля­лись на вы­со­кие ме­ста в Пе­тер­бург, Моск­ву или Ки­ев. Се­го­дня мы рас­ска­жем об од­ном из са­мых зна­чи­тель­ных твер­ских по­движ­ни­ков – пре­по­доб­ном Сав­ва­тии Твер­ском и Ор­шин­ском.

По­дроб­но­сти жиз­ни преп. Сав­ва­тия из­вест­ны не пол­но­стью. Ро­дил­ся он в се­ре­дине XIV ве­ка. При­нял по­стриг и под­ви­зал­ся в Ор­шин­ском Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре, в то вре­мя еще муж­ском. В 1380-х го­дах пред­при­нял пу­те­ше­ствие в Святой Град Иеру­са­лим, где по­зна­ко­мил­ся с жиз­нью па­ле­стин­ско­го мо­на­ше­ства. Воз­вра­тив­шись в род­ную оби­тель, ре­шил пе­рей­ти к пу­стын­но­му жи­тель­ству. Для этой це­ли, ис­про­сив бла­го­сло­ве­ние сво­е­го ду­хов­ни­ка свя­ти­те­ля Ар­се­ния, уда­лил­ся в глу­хой лес вверх по ре­ке Ор­ше, где ис­ко­пал пе­ще­ру, в ко­то­рой мо­лил­ся о спа­се­нии че­ло­ве­че­ских душ. Там же пре­по­доб­ный вы­ко­пал пру­дик, а на бе­ре­гу ре­ки по мо­лит­вам свя­то­го про­бил­ся цель­бо­нос­ный ис­точ­ник. Вско­ре во­круг пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия ста­ла со­би­рать­ся бра­тия. Так воз­ник Сав­ва­тьев­ский мо­на­стырь. Свя­той на­хо­дил­ся в брат­ской пе­ре­пис­ке с прпп. Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским, Кор­ни­ли­ем Ко­мель­ским и мно­ги­ми дру­ги­ми свя­ты­ми ино­ка­ми. Оби­тель, устро­ен­ная пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем, счи­та­лась од­ной из са­мых стро­гих и ор­га­ни­зо­ван­ных. Сю­да в по­ис­ках об­раз­ца для под­ра­жа­ния при­хо­дил прп. Иосиф Во­лоц­кий, и хо­тя уже не за­стал св. Сав­ва­тия в жи­вых, но мно­го­му на­учил­ся у его уче­ни­ка и пре­ем­ни­ка прп. Ев­фро­си­на. Еще при жиз­ни прп. Сав­ва­тий про­сла­вил­ся чу­де­са­ми. По его мо­лит­ве по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние дочь Твер­ско­го кня­зя Бо­ри­са Ма­рия, бу­ду­щая же­на Ива­на III. Скон­чал­ся прп. Сав­ва­тий ок. 1438 г. Впо­след­ствии его оби­тель по­стиг­ла участь мно­гих рус­ских мо­на­сты­рей. В XVIII ве­ке она бы­ла за­кры­та. Мо­щи прп. Сав­ва­тия по­чи­ва­ли в при­ход­ской церк­ви с. Сав­ва­тье­во, ныне храм этот раз­ру­шен и судь­ба св. мо­щей неиз­вест­на.