Преподобный Роман Киржачский

29 Июля / 11 Августа

Краткое житие преподобного Романа Киржачского

Пре­по­доб­ный Ро­ман Кир­жач­ский был спо­движ­ни­ком и уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­ме­на Ра­до­неж­ско­го (па­мять 25 сен­тяб­ря и 5 июля). Пре­по­доб­ные Сер­гий и Ро­ман в ле­сах Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии у ре­ки Кир­жач по­стро­и­ли храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и ос­но­ва­ли но­вую оби­тель (1371 г.). Через три го­да по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го (па­мять 12 фев­ра­ля), пре­по­доб­ный Сер­гий воз­вра­тил­ся в Тро­иц­кий мо­на­стырь, а пре­по­доб­но­го Ро­ма­на оста­вил на­сто­я­тель­ство­вать в но­во­со­здан­ной пу­стын­ной оби­те­ли.

Ру­ко­по­ло­жен­ный в свя­щен­ный сан свя­ти­те­лем Алек­си­ем, но­вый на­сто­я­тель Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря с боль­шим усер­ди­ем ис­пол­нял за­по­ведь сво­е­го ду­хов­но­го от­ца и учи­те­ля – пре­по­доб­но­го Сер­гия. Рев­ност­ный по­движ­ник, доб­рый и тре­бо­ва­тель­ный на­став­ник, пре­по­доб­ный Ро­ман был при­ме­ром для сво­ей бра­тии.

Пре­ста­вил­ся свя­той 29 июля 1392 го­да и был по­гре­бен в Бла­го­ве­щен­ском хра­ме. В ру­ко­пис­ных свят­цах пре­по­доб­ный упо­ми­на­ет­ся в чис­ле свя­тых и на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­цем.

Полное житие преподобного Романа Киржачского 

Учи­тель и уче­ник... Так со­став­ля­ет­ся и так вен­ча­ет­ся жизнь че­ло­ве­ка и здесь, на зем­ле, и там, в Цар­стве Небес­ном, ес­ли она от Ис­ти­ны и ис­тин­на.

Свя­тые Сер­гий Ра­до­неж­ский и Ро­ман Кир­жач­ский яви­ли ми­ру не про­сто жизнь, но Свет жиз­ни, став Его веч­ны­ми све­то­ча­ми.

Бо­лее по­ло­ви­ны сто­ле­тия про­тек­ло по­сле пе­чаль­но­го про­ща­ния рус­ских лю­дей с «солн­цем Рус­ской зем­ли», бла­го­вер­ным кня­зем Алек­сан­дром Нев­ским. Буй­ные кня­зья сво­ди­ли друг с дру­гом са­мо­убий­ствен­ные сче­ты, обес­кров­ли­вая и обес­си­ли­вая Русь до тех пор, по­ка на ве­ли­ко­кня­же­ском сто­ле не ока­зал­ся Иоанн Да­ни­ло­вич, про­зван­ный в на­ро­де за ще­д­рую ми­ло­сты­ню Ка­ли­той. При нем укре­пи­лось и воз­рос­ло Мос­ков­ское кня­же­ство, успо­ко­и­лась Русь, «и на­сту­пи­ла дав­но не ис­пы­тан­ная ти­ши­на в Рус­ской зем­ле».

В тот пе­ри­од мол­ча­ли­во­го со­би­ра­ния на­род­ных сил но­вое солн­це ти­хо вос­хо­ди­ло на ду­хов­ном небо­склоне на­ше­го Оте­че­ства. В глу­хих де­брях Ра­до­неж­ских ле­сов, на го­ре Ма­ко­вец, пре­по­доб­ный Сер­гий стро­ил оби­тель во имя Пре­свя­той Тро­и­цы. Мно­го сил, тер­пе­ния и му­же­ства тре­бо­ва­лось для то­го, чтобы в лес­ной пу­сты­ни за­го­рел­ся све­тиль­ник пра­во­слав­ной ве­ры. Мол­ва о но­вом пу­стын­но­жи­те­ле и его оби­те­ли ско­ро рас­про­стра­ни­лась по Ру­си, при­вле­кая к нему лю­би­те­лей уеди­нен­но­го мо­на­ше­ско­го жи­тия. Од­ним из близ­ких уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Сер­гия был мо­нах Ро­ман.

Пре­по­доб­ный Ро­ман ро­дил­ся в пер­вой чет­вер­ти XIV ве­ка. Мы не име­ем точ­ных све­де­ний о ме­сте и вре­ме­ни его рож­де­ния, но цер­ков­ное пре­да­ние со­хра­ни­ло па­мять о том, что с юных лет серд­це от­ро­ка за­го­ре­лось лю­бо­вью ко Хри­сту и стрем­ле­ни­ем к мо­на­ше­ству. Его свет­лую ду­шу влек­ло мол­ча­ли­вое слу­же­ние Бо­гу в сми­рен­ной ти­шине уда­лен­но­го мо­на­сты­ря. Мут­ное ки­пе­ние мир­ской су­е­ты тя­го­ти­ло ее. Услы­шав о див­ном Ра­до­неж­ском пу­стын­ни­ке, Ро­ман от­пра­вил­ся в его оби­тель, по­сту­пил в чис­ло бра­тии Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря и все­це­ло пре­дал свою во­лю в ду­хов­ное ру­ко­вод­ство Пре­по­доб­но­го Сер­гия, став пре­дан­ным и по­слуш­ным уче­ни­ком.

Пре­по­доб­ный Сер­гий с лю­бо­вью при­нял Ро­ма­на, пред­ло­жив ему, по обы­чаю, сру­бить для се­бя ке­ллию. Про­ста и скуд­на бы­ла жизнь пу­стын­ни­ков. За­ча­стую не хва­та­ло све­чей и ви­на для бо­го­слу­же­ния. Бра­тия слу­жи­ли при све­те бе­ре­зо­вых или сос­но­вых лу­чин. Бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, по сви­де­тель­ству пре­по­доб­но­го Иоси­фа Во­лоц­ко­го, пи­са­лись то­гда в оби­те­ли на бе­ре­сте из-за недо­стат­ка средств. Слу­ча­лось, что на­сель­ни­кам пу­сты­ни вме­сте с игу­ме­ном при­хо­ди­лось по несколь­ко дней ни­че­го не вку­шать, по­сколь­ку устав оби­те­ли за­пре­щал со­би­рать ми­ло­сты­ню по окрест­ным се­ле­ни­ям. Сла­бей­шие роп­та­ли на сво­е­го пре­по­доб­но­го ав­ву, но он муд­ро уве­ще­вал их пре­да­вать се­бя тер­пе­нию как учи­те­лю жиз­ни. По мо­лит­ве свя­то­го игу­ме­на Сер­гия Гос­подь ско­ро по­сы­лал щед­рых жерт­во­ва­те­лей в мо­на­стырь, где бед­ность бы­ла ис­тин­ным ду­хов­ным со­кро­ви­щем.

Вме­сте со все­ми сми­рен­но пе­ре­но­сил Ро­ман хо­лод, ску­дость и неустрой­ство се­вер­ной пу­сты­ни. Ее су­ро­вые усло­вия за­ка­ля­ли во­лю, укреп­ля­ли и вос­пла­ме­ня­ли в юном по­движ­ни­ке ве­ру в Про­мысл Бо­жий, углуб­ля­ли до­ве­рие к сво­е­му ду­хов­но­му от­цу.

По уста­ву мо­на­сты­ря Ро­ман, по­сту­пив в чис­ло бра­тии, дол­жен был прой­ти жест­кий ис­кус но­во­на­чаль­но­го. То­му, кто хо­тел при­нять ино­че­ский по­стриг, игу­мен вы­да­вал длин­ную одеж­ду из чер­но­го сук­на. Вме­сте со все­ми уче­ник про­хо­дил ряд по­слу­ша­ний и толь­ко по­сле ис­пы­та­ния его твер­до­сти по­стри­гал­ся.

По всей ве­ро­ят­но­сти, во вто­рой по­ло­вине XIV ве­ка, 1 ок­тяб­ря, в день празд­но­ва­ния По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ро­ма­на Слад­ко­пев­ца, уче­ник ве­ли­ко­го Сер­гия при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в честь свя­то­го Слад­ко­пев­ца. Не ис­клю­че­но, что вы­бор свя­то­го по­кро­ви­те­ля объ­яс­нял­ся му­зы­каль­ны­ми спо­соб­но­стя­ми Ро­ма­на. По­сле при­ня­тия Ан­гель­ско­го чи­на для но­во­на­чаль­но­го по­движ­ни­ка пост и мо­лит­вен­ное де­ла­ние ста­ли пра­ви­лом всей его по­сле­ду­ю­щей жиз­ни.

Как боль­шин­ство рус­ских оби­те­лей XIV ве­ка, Сер­ги­е­ва пу­стынь пер­во­на­чаль­но бы­ла свое­ко­шт­ной, или особ­но­жит­ной. Игу­мен был об­щим ру­ко­во­ди­те­лем для всей бра­тии, мо­на­хи вме­сте мо­ли­лись, со­би­ра­ясь в церк­ви, но в от­но­ше­нии пи­щи, одеж­ды, жи­лья они бы­ли со­вер­шен­но са­мо­сто­я­тель­ны. С укреп­ле­ни­ем и рас­ши­ре­ни­ем Сер­ги­ев­ско­го мо­на­сты­ря умно­жи­лось чис­ло его на­сель­ни­ков. По­сте­пен­но во­круг него об­ра­зо­ва­лась мо­на­стыр­ская сло­бо­да, ря­дом с мо­на­сты­рем про­лег­ла до­ро­га из Моск­вы в се­вер­ные рус­ские го­ро­да.

Из­ме­не­ние по­ло­же­ния оби­те­ли за­став­ля­ло игу­ме­на Сер­гия се­рьез­но за­ду­мы­вать­ся над из­ме­не­ни­ем, уста­ва мо­на­стыр­ской жиз­ни. Серд­це пре­по­доб­но­го осо­бен­но скло­ня­лось к древ­ней прак­ти­ке стро­го­го об­щин­но­го жи­тия, где мо­на­хи не име­ют в лич­ном поль­зо­ва­нии ни­ка­ких ве­щей, тем бо­лее де­нег. Бра­тия тес­но свя­за­ны друг с дру­гом це­пью об­щих по­слу­ша­ний, со­став­ляя еди­ный жи­вой ор­га­низм. В иде­а­ле об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь воз­рож­дал струк­ту­ру древ­не­хри­сти­ан­ской церк­ви, где у «мно­же­ства уве­ро­вав­ших бы­ло од­но серд­це и од­на ду­ша, и ни­кто ни­че­го из име­ния не на­зы­вал сво­им, но все у них бы­ло об­щее».

По бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Мос­ков­ско­го Алек­сия, по­сле по­лу­че­ния пись­мен­но­го по­же­ла­ния Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Фило­фея, в 1354 го­ду пре­по­доб­ный Сер­гий ввел в мо­на­сты­ре об­ще­жи­тель­ный устав. Стро­гость во­сточ­но­го уста­ва вы­зва­ла недо­воль­ный ро­пот мно­гих бра­тий. Неко­то­рые тай­ком ухо­ди­ли из оби­те­ли. В то же вре­мя вер­нул­ся из Моск­вы стар­ший брат пре­по­доб­но­го Сер­гия Сте­фан. Ро­пот несо­глас­ных на­шел у него под­держ­ку тем бо­лее, что Сте­фа­на вне­зап­но охва­ти­ла мысль о сво­ем пер­во­на­ча­лии в оби­те­ли.

Од­на­жды в суб­бо­ту во вре­мя ве­чер­ней служ­бы, ко­гда пре­по­доб­ный Сер­гий в ал­та­ре об­ла­чал­ся, его брат сто­ял на ле­вом кли­ро­се. За­ме­тив, что ка­но­нарх взял в ру­ки кни­гу, Сте­фан су­ро­во об­ра­тил­ся к нему: «Кто дал те­бе эту кни­гу?» – «Игу­мен дал ее мне», – сми­рен­но от­ве­тил ка­но­нарх. – «Кто игу­мен на этом ме­сте? – с гне­вом воз­ра­зил ему Сте­фан. – Не я ли пер­вый при­шел на это ме­сто?» Раз­дра­жен­ный Сте­фан про­дол­жил свою речь сло­ва­ми, ко­то­рые агио­граф Епи­фа­ний Пре­муд­рый не ре­шил­ся вос­про­из­ве­сти. Пре­по­доб­ный Сер­гий слы­шал из ал­та­ря вспыль­чи­вую речь бра­та, но спо­кой­но про­вел служ­бу, ни­чем не по­ка­зы­вая сво­е­го огор­че­ния. По­сле окон­ча­ния бо­го­слу­же­ния, не же­лая да­вать по­вод к со­блаз­ну, игу­мен Сер­гий тай­но оста­вил мо­на­стырь.

Жи­тие пре­по­доб­но­го Сер­гия XV ве­ка, на­пи­сан­ное Епи­фа­ни­ем Пре­муд­рым и пе­ре­смот­рен­ное Па­хо­ми­ем Ло­го­фе­том, по­вест­ву­ет о том, что пре­по­доб­ный вы­шел из мо­на­сты­ря со­вер­шен­но один. Од­на­ко ис­точ­ник XVII–XVIII ве­ка, «Кни­га, гла­го­ле­мая Опи­са­ние о рос­сий­ских свя­тых», утвер­жда­ет, что пре­по­доб­ный Сер­гий, ухо­дя, взял с со­бой уче­ни­ка сво­е­го Ро­ма­на.

Позд­нее сви­де­тель­ство под­креп­ля­ет­ся устой­чи­вым уст­ным пре­да­ни­ем, со­глас­но ко­то­ро­му Сер­гий оста­вил оби­тель вдво­ем с пре­дан­ным уче­ни­ком Ро­ма­ном. По­сле дли­тель­но­го пе­ре­хо­да, прой­дя око­ло два­дца­ти ки­ло­мет­ров, игу­мен и его уче­ник силь­но уто­ми­лись. Ро­ман по­чув­ство­вал жаж­ду и, не в си­лах до­лее тер­петь, об­ра­тил­ся к Пре­по­доб­но­му с прось­бой по­мо­лит­ся Бо­гу, чтобы Гос­подь из­вел из близ­ле­жа­щей го­ры во­ду, как неко­гда Он из­вел во­ду из ска­лы по мо­лит­ве про­ро­ка Бо­жия Мо­и­сея. Ви­дя го­ря­чую ве­ру уче­ни­ка, за по­слу­ша­ние ему, Пре­по­доб­ный Сер­гий взмо­лил­ся ко Гос­по­ду и уда­рил по­со­хом по скло­ну го­ры, из ко­то­рой немед­лен­но за­бил хо­лод­ный ис­точ­ник це­ли­тель­ной во­ды. Так воз­ник зна­ме­ни­тый Гре­мя­чий ключ.

По­ки­нув Тро­иц­кий мо­на­стырь, пре­по­доб­ный Сер­гий при­шел к сво­е­му дру­гу, игу­ме­ну Махри­щской оби­те­ли Сте­фа­ну, и по­про­сил дать ему од­но­го из бра­тии в про­вод­ни­ки по окрест­ным ме­стам, дабы по­ста­вить но­вый мо­на­стырь. Пре­по­доб­ный Сте­фан из­брал для сво­е­го дру­га и со­бе­сед­ни­ка мо­на­ха Си­мо­на. Дол­го ис­ка­ли чер­но­риз­цы, но ни­где не успо­ка­и­ва­лось серд­це пре­по­доб­но­го Сер­гия. Дой­дя до бе­ре­га быст­роструй­ной ре­ки Кир­жач, пут­ни­ки уви­де­ли вы­со­кий жи­во­пис­ный холм, скло­ны ко­то­ро­го по­кры­ва­ла пу­ши­стая зе­лень. Вы­со­кие вя­зы ря­да­ми спус­ка­лись к про­зрач­ным стру­ям Кир­жа­ча. Пре­по­доб­ный узнал ду­хом ме­сто, ко­то­рое ис­ка­ла его ду­ша. Здесь и на­чал он стро­ить но­вую оби­тель во имя Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рая по­се­ти­ла впо­след­ствии игу­ме­на Сер­гия в ке­ллии неза­дол­го до его бла­жен­ной кон­чи­ны.

В оси­ро­тев­шем Тро­иц­ком мо­на­сты­ре ца­ри­ло все­воз­рас­та­ю­щее смя­те­ние: на­сель­ни­ки по­всю­ду пы­та­лись отыс­кать сво­е­го пер­во­иг­у­ме­на и стар­ца. Один из них, зная о друж­бе пре­по­доб­ных Сер­гия и Сте­фа­на, что на Мах­ре, за­шел в мо­на­стырь по­след­не­го и неча­ян­но узнал о ме­сто­пре­бы­ва­нии Тро­иц­ко­го игу­ме­на. От ра­до­сти брат по­спе­шил вер­нуть­ся в свой мо­на­стырь, чтобы уте­шить осталь­ных.

По­сле то­го как об­на­ру­жи­лось но­вое ме­сто по­дви­гов ав­вы Сер­гия, к нему ста­ли по­ти­хонь­ку пе­ре­хо­дить его уче­ни­ки. Вна­ча­ле под­го­то­ви­ли ке­ллии для жи­лья, за­тем при­шло вре­мя для стро­и­тель­ства са­мой церк­ви. Нет со­мне­ний, что од­ним из вер­ных по­мощ­ни­ков пре­по­доб­но­го Сер­гия в устро­е­нии Кир­жач­ской оби­те­ли был сми­рен­ный мо­нах Ро­ман, став­ший ее на­след­ным игу­ме­ном, неза­ви­си­мо от то­го, при­шел ли он вме­сте с учи­те­лем ли­бо ушел вслед за ним.

Со­зда­ние но­во­го хра­ма тре­бо­ва­ло бла­го­сло­ве­ния мос­ков­ско­го иерар­ха. По­лу­чив его от мит­ро­по­ли­та Алек­сия, пре­по­доб­ный Сер­гий при­нял­ся за стро­и­тель­ство церк­ви. Осо­бен­ное впе­чат­ле­ние про­из­во­дит мо­лит­ва пре­по­доб­но­го, ко­то­рую он про­лил то­гда к Бо­гу, Веч­но­му Со­де­те­лю неба и зем­ли: «Гос­по­ди Бо­же мой, в древ­но­сти уве­рив­ший Ио­и­ля мно­ги­ми ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми, и за­ко­но­дав­ца Сво­е­го Мо­и­сея из­ве­стив­ший мно­ги­ми и ве­ли­ки­ми зна­ме­ни­я­ми, по­ка­зав­ший Ге­део­ну ру­ном об­раз по­бе­ды, Сам ныне, Вла­ды­ко Все­де­тель, услышь ме­ня, греш­но­го ра­ба Сво­е­го, мо­ля­ще­го­ся Те­бе! При­и­ми мо­лит­ву мою и бла­го­сло­ви ме­сто сие, ко­то­рое бла­го­из­во­лил со­здать в Сла­ву Твою, в по­хва­лу же и честь Пре­чи­стой Тво­ей Ма­те­ри, Чест­но­го Ее Бла­го­ве­ще­ния. Да и здесь все­гда сла­вит­ся Имя Твое, От­ца и Сы­на и Сня­то­го Ду­ха!» При­звав Бо­жие бла­го­сло­ве­ние, на­ча­ли ру­бить цер­ковь.

Ни мно­го ни ма­ло, око­ло че­ты­рех лет стро­и­лась Бо­го­ро­диц­кая оби­тель. Мно­гие бра­тия тот­час по ве­ле­нию серд­ца пе­ре­шли в нее из Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря. Остав­ши­е­ся скор­бе­ли, ли­шив­шись муд­ро­го ду­хов­но­го ру­ко­вод­ства, и со­бор­но ре­ши­ли на­сто­я­тель­но про­сить свя­ти­те­ля Алек­сия вер­нуть игу­ме­на Сер­гия в мо­на­стырь на Ма­ков­це. Из­вест­но, что ста­рец-мит­ро­по­лит глу­бо­ко чтил пре­по­доб­но­го. Со­жа­лея о ра­зо­ре­нии Сер­ги­ев­ской оби­те­ли, он с ра­до­стью от­клик­нул­ся на моль­бы мо­на­хов. Це­лое по­соль­ство из двух ар­хи­манд­ри­тов свя­ти­тель от­пра­вил в Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь для воз­вра­ще­ния в оби­тель Свя­той Тро­и­цы ее пер­во­на­чаль­ни­ка. Вме­сто се­бя мит­ро­по­лит Алек­сий про­сил пре­по­доб­но­го оста­вить в Кир­жач­ском мо­на­сты­ре са­мо­го ис­кус­но­го и вер­но­го из сво­их уче­ни­ков, ко­то­рым и стал бла­жен­ный Ро­ман.

По­слуш­но ис­пол­няя во­лю свя­то­го стар­ца, игу­мен Сер­гий вна­ча­ле пред­ло­жил на­сто­я­тель­ство в оби­те­ли на Кир­жа­че близ­ко­му ему Иса­а­кию. Но Иса­а­кий бо­лее все­го воз­лю­бил без­молв­ное жи­тие – непре­стан­ное мо­лит­вен­ное об­ще­ние с Бо­гом и умо­лил сво­е­го учи­те­ля бла­го­сло­вить его на бо­лее срод­ный ему по­двиг без­мол­вия. Усмот­рев в стрем­ле­нии Иса­а­кия во­лю Бо­жию, пре­по­доб­ный Сер­гий бла­го­сло­вил на игу­мен­ство и управ­ле­ние Кир­жач­ским мо­на­сты­рем Ро­ма­на, с ко­то­рым он при­шел на ме­сто сие. Крот­ко от­ве­тил лю­би­мо­му ав­ве со­гла­си­ем на боль­шое и труд­ное по­слу­ша­ние этот из­бран­ный уче­ник и от­пра­вил­ся в Моск­ву за утвер­жде­ни­ем в нем. Свя­ти­тель Алек­сий ру­ко­по­ло­жил Ро­ма­на во иеро­мо­на­ха и да­ро­вал ему сан игу­ме­на Бла­го­ве­щен­ско­го Кир­жач­ско­го мо­на­сты­ря. Го­дом ос­но­ва­ния оби­те­ли при­ня­то счи­тать 1358-й. Так же, как в Тро­иц­кой оби­те­ли, в Кир­жач­ском мо­на­сты­ре вско­ре был уста­нов­лен об­ще­жи­тель­ный устав. Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь с са­мо­го сво­е­го ос­но­ва­ния до упразд­не­ния в 1764 го­ду оста­вал­ся срод­ным Тро­и­це-Сер­ги­е­вой оби­те­ли. Со­глас­но мне­нию цер­ков­ных ис­то­ри­ков, пре­по­доб­ный Ро­ман во­шел в ле­то­пись Кир­жач­ско­го мо­на­сты­ря как его пер­вый игу­мен.

Вос­пи­тан­ный ве­ли­ким ав­вой Сер­ги­ем на тво­ре­ни­ях свя­тых от­цов Церк­ви, пре­по­доб­ный Ро­ман осо­бо по­ощ­рял книж­ные за­ня­тия сво­ей бра­тии, ко­то­рые при­об­ща­ли ее к выс­шим зна­ни­ям ду­хов­ной на­у­ки. В оби­те­ли мно­го чи­та­ли, тща­тель­но пе­ре­пи­сы­ва­ли бо­го­слу­жеб­ные кни­ги и свя­тооте­че­ские тру­ды. Об этом сви­де­тель­ству­ют до­шед­шие до нас ру­ко­пис­ные кни­ги Кир­жач­ско­го мо­на­сты­ря XIV ве­ка: Жи­тия свя­тых, Ле­стви­ца пре­по­доб­но­го Иоан­на, Апо­ка­лип­сис с тол­ко­ва­ни­ем свя­то­го Ан­дрея Ке­са­рий­ско­го и Треб­ник с по­сле­до­ва­ни­ем по­стри­же­ния в мо­на­ше­ский чин.

Кир­жач­ский игу­мен про­шел опыт­но шко­лу пу­стын­но­жи­тия, где внеш­ний по­двиг стро­го­го по­ста и ни­ще­ты со­че­тал­ся с глу­бо­кой внут­рен­ней мо­лит­вой и пла­мен­ной ве­рой в по­мощь Бо­жию. Неко­гда он имел дра­го­цен­ную воз­мож­ность ви­деть, как его ду­хов­ный отец, пре­по­доб­ный Сер­гий, в соб­ствен­ной жиз­ни во­пло­щал веч­ные за­ве­ты. По­движ­ник жи­во ста­рал­ся во всем под­ра­жать до­ро­го­му стар­цу, усва­и­вая его ред­кую сер­деч­ную кро­тость, уди­ви­тель­ное сми­ре­ние, мо­лит­вен­ность, нескон­ча­е­мое тер­пе­ние чу­жих немо­щей. Вы­со­кая внут­рен­няя жизнь уче­ни­ка ав­вы Сер­гия сде­ла­ла его ду­хо­нос­ным учи­те­лем, к ко­е­му по­тек­ли лю­ди за со­ве­том и мо­лит­вен­ной по­мо­щью, глу­бо­ко ве­руя, что Гос­подь ско­ро слы­шит про­ше­ния Сво­их вер­ных ра­бов, во­пи­ю­щих к Нему.

Да­ле­ко от шум­ной Моск­вы сто­ял ти­хий Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь, но и в нем невоз­мож­но бы­ло от­стра­нить­ся от со­бы­тий, ко­то­рые взвол­но­ва­ли Русь. В 1378 го­ду Москва с пла­чем про­во­ди­ла в по­след­ний путь ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Алек­сия. Спу­стя два го­да тем­ная ту­ча на­вис­ла над Рус­ской зем­лей: хан Ма­май с огром­ны­ми пол­чи­ща­ми вы­сту­пил про­тив Мос­ков­ско­го кня­же­ства. Ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич, спеш­но со­брав вой­ско, пе­ред страш­ным по­хо­дом ис­про­сил бла­го­сло­ве­ние на бит­ву у крест­но­го от­ца сво­их де­тей, пре­по­доб­но­го игу­ме­на Сер­гия. 8 сен­тяб­ря 1380 го­да со­сто­я­лась кро­ва­вая се­ча на Ку­ли­ко­вом по­ле. Вме­сте с от­ца­ми Тро­иц­кой оби­те­ли со сле­за­ми мо­ли­лись о по­бе­де рус­ско­го хри­сто­лю­би­во­го во­ин­ства и бра­тия Бла­го­ве­щен­ско­го Кир­жач­ско­го мо­на­сты­ря. В 1389 го­ду по­сле тя­же­лой бо­лез­ни вслед­ствие непо­мер­ных на­гру­зок окон­чил свою жизнь бла­го­вер­ный князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич, про­зван­ный по­сле ве­ли­кой по­бе­ды Дон­ским. Пре­по­доб­ный Сер­гий со мно­ги­ми мо­лит­ва­ми про­стил­ся с ним в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля. Эта по­те­ря глу­бо­ко опе­ча­ли­ла всех рус­ских лю­дей во гла­ве с их ду­хов­ны­ми на­став­ни­ка­ми.

На­сель­ни­ки Бла­го­ве­щен­ско­го Кир­жач­ско­го мо­на­сты­ря по мо­лит­вам сво­е­го игу­ме­на по­сте­пен­но про­хо­ди­ли нелег­кие сту­пе­ни мо­на­ше­ско­го ис­ку­са. Тер­пе­ние, лю­бовь и дар рас­суж­де­ния по­мо­га­ли пре­по­доб­но­му Ро­ма­ну ограж­дать уче­ни­ков от из­лиш­ней го­ряч­но­сти и про­буж­дать их от хо­лод­ной рас­се­ян­но­сти. Са­ма внеш­ность пре­по­доб­но­го от­ра­жа­ла глу­бо­кий ду­хов­ный мир его внут­рен­ней жиз­ни.

Мно­го го­рест­ных и ра­дост­ных со­бы­тий про­тек­ло пе­ред взо­ром сми­рен­но­го игу­ме­на Ро­ма­на. Его яс­ная ду­ша про­си­ла ми­ра и упо­ко­е­ния в Бо­ге. В день Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ве­ли­кий Тро­иц­кий игу­мен Сер­гий был чу­дес­но из­ве­щен Са­мой Ца­ри­цей Небес­ной о сво­ей близ­кой кон­чине. Это по­бу­ди­ло его вско­ре пе­ре­дать в управ­ле­ние свой мо­на­стырь пре­по­доб­но­му Ни­ко­ну, дабы в без­мол­вии пред­стать уже пред са­мим Гос­по­дом. Несо­мнен­но, пре­по­доб­но­му Ро­ма­ну ста­ло из­вест­но об этом див­ном со­бы­тии от сво­е­го стар­ца-игу­ме­на. Но сам он скон­чал­ся в ми­ре преж­де сво­е­го учи­те­ля, на па­мять свя­то­го му­че­ни­ка Кал­ли­ни­ка, 29 июля 1392 го­да.

Бра­тия Бла­го­ве­щен­ской оби­те­ли со мно­ги­ми мо­лит­ва­ми и сле­за­ми по­греб­ли стар­ца под диа­кон­ни­ком мо­на­стыр­ско­го хра­ма, вы­стро­ен­но­го тру­да­ми его ве­ли­ко­го ав­вы, пре­по­доб­но­го Сер­гия, со сво­и­ми пре­дан­ны­ми уче­ни­ка­ми.

Про­шли ве­ка, но по­чи­та­ние Кир­жач­ско­го игу­ме­на не угас­ло с его кон­чи­ной. Над ме­стом его по­гре­бе­ния ино­ки по­ста­ви­ли ра­ку, а за­тем и рез­ную сень над ней. На­пи­са­ли ико­ну пре­по­доб­но­го Ро­ма­на. Пе­ред ра­кой пре­по­доб­но­го го­ре­ли неуга­си­мые лам­па­ды. На ее бо­ко­вых сте­нах вы­че­ка­ни­ли тро­парь и кондак в его честь. Че­ред­ные иеро­мо­на­хи и свя­щен­ни­ки неопу­сти­тель­но слу­жи­ли на гроб­ни­це по­движ­ни­ка па­ни­хи­ды по усерд­ным прось­бам по­чи­та­те­лей пре­по­доб­но­го Ро­ма­на. В день его па­мя­ти со­вер­ша­ли по чи­ну за­упо­кой­ную ли­тур­гию. В при­тво­ре усы­паль­ни­цы пер­во­иг­у­ме­на мо­на­сты­ря сто­я­ла ча­ша с во­дой из ко­лод­ца, по пре­да­нию, ис­ко­пан­но­го са­мим пре­по­доб­ным Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским при ос­но­ва­нии оби­те­ли.

На Свя­тых вра­тах при вхо­де в мо­на­стырь дол­гое вре­мя па­лом­ни­ков из­ве­ща­ла над­пись о том что «Кир­жач­ский Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь ос­но­вал в XIV ве­ке, от 1354 до 1358 го­да, пре­по­доб­ный Сер­гий, игу­мен Свя­то-Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря, по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Алек­сия, мос­ков­ско­го чу­до­твор­ца, по ос­но­ва­нии се­го па­ки воз­вра­тил­ся в Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь, по уве­ща­нию и умо­ле­нию двух ар­хи­манд­ри­тов, по­слан­ных свя­ти­те­лем Алек­си­ем; вме­сто се­бя же оста­вил в Кир­жач­ском мо­на­сты­ре на­сто­я­те­лем пер­во­го уче­ни­ка сво­е­го, пре­по­доб­но­го иеро­мо­на­ха Ро­ма­на, ко­то­ро­го мо­щи здесь на­хо­дят­ся под спу­дом. В па­мять его по усер­дию на­ро­да от­прав­ля­е­мы бы­ва­ют па­ни­хи­ды, а на гроб­ни­це вы­че­ка­не­ны ему тро­парь и кондак».

При­ме­ча­тель­но, что в ру­ко­пис­ных свят­цах XVII–XVIII ве­ков пер­вый Кир­жач­ский игу­мен име­ну­ет­ся пре­по­доб­ным и чу­до­твор­цем. По­жа­ры мо­на­сты­ря, уни­что­жив­шие боль­шую часть ар­хи­ва, мог­ли по­гу­бить и за­пи­си о чу­де­сах пре­по­доб­но­го Ро­ма­на, ко­то­рые да­ли по­вод на­зы­вать его да­же чу­до­твор­цем.

Иерей Алек­сандр Лян­нов, слу­жа­щий в го­ро­де Мсте­ры Вла­ди­мир­ской об­ла­сти, пе­ре­дал рас­сказ сво­ей ба­буш­ки, Яку­ше­вой Ан­ны Ива­нов­ны, слы­шан­ный им от нее в се­ре­дине 1980-х го­дов. В кон­це 1920-х го­дов Ан­на Ива­нов­на жи­ла в де­ревне Рать­ко­во Кир­жач­ско­го рай­о­на. У од­ной из жи­тель­ниц Рать­ко­во ма­лень­кая дочь бы­ла тя­же­ло боль­на и с рож­де­ния не мог­ла хо­дить. Око­ло 1928 го­да, неза­дол­го до за­кры­тия Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра, в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ро­ма­на (29 июля) мать по обык­но­ве­нию ре­ши­ла пой­ти с доч­кой в цер­ковь, глу­бо­ко по­чи­тая пре­по­доб­но­го. Она по­са­ди­ла боль­но­го ре­бен­ка на пле­чи и пеш­ком от­пра­ви­лась в го­род. Бо­ясь опоз­дать на Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, жен­щи­на вы­шла ра­но и при­шла за­дол­го до на­ча­ла бо­го­слу­же­ния. Уто­мив­шись от до­ро­ги, мать с боль­ной де­воч­кой на ру­ках при­се­ла от­дох­нуть на сту­пе­нях Бла­го­ве­щен­ско­го хра­ма. От ре­ки под­ни­мал­ся го­лу­бой ту­ман и мяг­ко оку­ты­вал мо­на­стыр­ские церк­ви. Устав­ший ре­бе­нок по­про­сил у ма­те­ри по­пить. Неожи­дан­но к ним по­до­шел бла­го­об­раз­ный ста­рец в мо­на­ше­ской одеж­де и пред­ло­жил де­воч­ке крин­ку с мо­ло­ком. Ма­лыш­ка сде­ла­ла несколь­ко глот­ков и, по­бла­го­да­рив, вер­ну­ла недо­пи­тое мо­ло­ко доб­ро­му де­душ­ке. Спу­стя несколь­ко ми­нут ре­бе­нок вновь об­ра­тил­ся к ма­те­ри: «Ма­ма, мне ста­ло так хо­ро­шо, еще бы по­пить!» Оста­вив доч­ку на сту­пе­нях хра­ма, жен­щи­на бро­си­лась до­го­нять ста­рень­ко­го мо­на­ха, но ни­где не смог­ла его най­ти.

Вер­нув­шись, мать взя­ла де­воч­ку па ру­ки и под­ня­лась в Бла­го­ве­щен­ский со­бор. Она со сле­за­ми мо­ли­лась, ис­по­ве­да­лась и при­ча­сти­лась. Ма­лыш­ка си­де­ла под­ле на ска­ме­еч­ке и с лю­бо­пыт­ством рас­смат­ри­ва­ла цер­ковь. На стене она за­ме­ти­ла зна­ко­мое изо­бра­же­ние доб­ро­го стар­ца, на­по­ив­ше­го ее мо­ло­ком, и по­ка­за­ла его ма­те­ри. Им ока­зал­ся пре­по­доб­ный Ро­ман, Кир­жач­ский игу­мен. По­сле окон­ча­ния бо­го­слу­же­ния боль­ная ма­лют­ка на­столь­ко луч­ше се­бя по­чув­ство­ва­ла, что смог­ла весь об­рат­ный путь из Кир­жа­ча в Рать­ко­во прой­ти сво­и­ми нож­ка­ми. По­сле чу­дес­но­го ис­це­ле­ния де­воч­ка все­гда с ран­ней вес­ны до позд­ней осе­ни неиз­мен­но хо­ди­ла бо­си­ком, вы­зы­вая шут­ки и на­смеш­ки окру­жа­ю­щих.

В 1928 го­ду Бла­го­ве­щен­ский со­бор за­кры­ли. В го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны в под­кле­те хра­ма рас­по­ла­га­лась ке­ро­си­но­вая лав­ка, где все­гда вы­стра­и­ва­лись боль­шие оче­ре­ди. Од­на­жды лю­ди, сто­яв­шие за ке­ро­си­ном, уви­де­ли на кры­ше со­бо­ра ста­ро­го мо­на­ха, оде­то­го в ман­тию. С ка­ди­лом в ру­ках ста­рец об­хо­дил кры­шу и со всех сто­рон ка­дил го­род Кир­жач. По мо­лит­вен­но­му за­ступ­ни­че­ству свя­то­го по­кро­ви­те­ля го­род Кир­жач остал­ся в сто­роне от во­ен­ных дей­ствий.

В 1990–1991 го­дах вновь Бо­жи­им Про­мыс­лом ожил быв­ший Кир­жач­ский мо­на­стырь: Бла­го­ве­щен­ский со­бор от­кры­ли для бо­го­слу­же­ния как при­ход­скую цер­ковь, и при­ход сде­лал пер­вые ша­ги по вос­ста­нов­ле­нию мо­на­стыр­ских хра­мов.

В 1992 го­ду в Бла­го­ве­щен­ском при­хо­де го­то­ви­лись к тор­же­ствен­но­му празд­но­ва­нию 600-ле­тия со дня кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, ос­но­ва­те­ля Кир­жач­ско­го мо­на­сты­ря. На­ка­нуне тор­жеств епи­скоп Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский Ев­ло­гий по­се­тил храм, чтобы по­смот­реть, как про­хо­ди­ла под­го­тов­ка к празд­ни­ку. Про­хо­дя по тер­ри­то­рии быв­ше­го мо­на­сты­ря, вла­ды­ка об­ра­тил вни­ма­ние на неак­ку­рат­ную на­сыпь из галь­ки близ гуль­би­ща Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра и по­про­сил раз­ров­нять ее. Через два дня вы­зва­ли трак­то­ри­ста. Сняв верх­ний слой галь­ки, он на­ткнул­ся на оско­лоч­но-фу­гас­ную ми­ну. По­тря­сен­ные при­хо­жане вы­зва­ли бри­га­ду са­пе­ров. Ми­на ока­за­лась бое­спо­соб­ной и при взры­ве раз­ру­ши­ла бы со­бор, мог­ли по­стра­дать лю­ди. Так стро­и­тель Кир­жач­ско­го мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ный Сер­гий, и его пер­вый игу­мен, пре­по­доб­ный Ро­ман, чу­дес­но со­хра­ни­ли свою оби­тель и предот­вра­ти­ли несча­стье.

По бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го и Суз­даль­ско­го Ев­ло­гия ра­зо­рен­ные при­ход­ские хра­мы во имя Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са и Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в 1995 го­ду вновь об­ра­ще­ны в оби­тель, но на сей раз уже в жен­скую. Уди­ви­тель­но, что Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь был от­крыт 4 июля, пе­ред все­нощ­ным бде­ни­ем в ка­нун па­мя­ти пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, с ко­то­рым со­еди­ня­ет­ся вся ис­то­рия оби­те­ли. Пер­вые на­сель­ни­цы по­сту­пи­ли сю­да из Алек­сан­дров­ско­го Свя­то-Успен­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря. Впе­ре­ди их ожи­да­ли боль­шие труд­но­сти по вос­ста­нов­ле­нию древ­не­го мо­на­сты­ря: зда­ния не отап­ли­ва­лись, в них по­ми­мо хо­ло­да ца­ри­ла сы­рость. За мо­лит­вы свя­то­го по­кро­ви­те­ля, пре­по­доб­но­го Ро­ма­на, ни од­на из се­стер не за­бо­ле­ла.

В мае 1997 го­да в Бла­го­ве­щен­скую жен­скую оби­тель по­сту­пи­ла по­слуш­ни­ца Люд­ми­ла Тру­би­на. На вто­рой день по­сле при­ез­да в мо­на­стырь у мо­ло­день­кой, со­вер­шен­но здо­ро­вой де­вуш­ки опух­ли до ко­лен и на­ча­ли бо­леть но­ги. Ей при­шлось сме­нить обувь. Люд­ми­ла не мог­ла сто­ять и с тру­дом пе­ре­дви­га­лась. Боль в но­гах бы­ла на­столь­ко му­чи­тель­на, что по­слуш­ни­ца не мог­ла удер­жать­ся от слез, уны­ва­ла. Услы­шав об ис­це­ле­нии де­воч­ки из Рать­ко­во, ве­че­ром она ре­ши­ла про­честь ака­фист пре­по­доб­но­му Ро­ма­ну над ме­стом его по­гре­бе­ния. На сле­ду­ю­щий день боль неожи­дан­но утих­ла. Об­ра­до­ван­ная де­вуш­ка еще раз про­чла ака­фист пер­во­иг­у­ме­ну Кир­жач­ско­го мо­на­сты­ря, бла­го­да­ря его за об­лег­че­ние в бо­лез­ни, по­сле че­го по­лу­чи­ла со­вер­шен­ное ис­це­ле­ние.

В 1996 го­ду из­вест­ным ис­то­ри­ком С.А. Бе­ля­е­вым бы­ли на­ча­ты боль­шие ар­хео­ло­ги­че­ские ра­бо­ты в усы­паль­ни­це пре­по­доб­но­го Ро­ма­на. В цен­тре ча­сов­ни, на глу­бине око­ло двух мет­ров от древ­не­го по­ла, бы­ли об­ре­те­ны свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ро­ма­на, чу­дес­ным об­ра­зом со­хра­нив­ши­е­ся, несмот­ря на все пе­ри­пе­тии ис­то­рии, и не по­тре­во­жен­ные все­воз­мож­ны­ми ра­бо­та­ми на этом ме­сте. Это со­бы­тие при­шлось на 12 но­яб­ря 1996 го­да, день празд­но­ва­ния ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Ми­ло­сти­вой и па­мя­ти свя­ти­те­ля Иоан­на Ми­ло­сти­во­го.

Во­прос о по­чи­та­нии пре­по­доб­но­го Ро­ма­на тес­но свя­зан с ис­то­ри­ей уста­нов­ле­ния па­мя­ти Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых, ко­то­рая вос­хо­дит к се­ре­дине XVII ве­ка, ко­гда бы­ло осо­зна­но зна­че­ние пре­по­доб­но­го Сер­гия как все­рос­сий­ско­го свя­то­го и пе­чаль­ни­ка Рус­ской зем­ли. Имен­но то­гда уже бы­ли со­став­ле­ны пер­вые спис­ки уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го.

По бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на в 1981 го­ду бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых на сле­ду­ю­щий день по­сле празд­ни­ка в честь об­ре­те­ния мо­щей пре­по­доб­но­го Сер­гия, 6 июля; в 1982 го­ду, в день празд­но­ва­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри, 23 июня, уста­но­ви­ли па­мять Со­бо­ра Вла­ди­мир­ских свя­тых. В чис­ле свя­тых, в зем­ле Вла­ди­мир­ской и Ра­до­неж­ской про­си­яв­ших, был про­слав­лен и уче­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия, пре­по­доб­ный Ро­ман, игу­мен Кир­жач­ский.

Бла­го­ве­щен­ская Кир­жач­ская оби­тель, управ­ля­е­мая по­сле пре­по­доб­но­го Ро­ма­на мно­го­чис­лен­ны­ми на­сто­я­те­ля­ми и стро­и­те­ля­ми, на­хо­ди­лась в ве­де­нии Тро­и­це-Сер­ги­е­во­го мо­на­сты­ря.

Из по­чте­ния к па­мя­ти ос­но­ва­те­ля оби­те­ли, пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, его близ­ко­го уче­ни­ка и спо­движ­ни­ка, пре­по­доб­но­го Ро­ма­на Кир­жач­ско­го, мно­гие кня­зья и бо­яре вно­си­ли круп­ные вкла­ды в Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь. Мо­на­стыр­ские кре­стьяне осво­бож­да­лись от по­шлин, раз­ре­ша­лись рыб­ные лов­ли, ока­зы­ва­лись и иные льго­ты. Дер­жав­ные кня­зья, рос­сий­ские го­су­да­ри, име­ни­тые бо­яр­ские фа­ми­лии ока­зы­ва­ли вни­ма­ние мо­на­сты­рю, но наи­боль­шее по­пе­че­ние о нем име­ли бо­яре Ми­ло­слав­ские, фа­миль­ная усы­паль­ни­ца ко­то­рых бы­ла устро­е­на под цер­ко­вью Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са. Из­вест­ный цар­ский изо­граф Си­мон Фе­до­ров Уша­ков в 1659 го­ду на­пи­сал для мо­на­сты­ря об­раз Гос­по­да Иису­са Хри­ста с пред­сто­я­щи­ми пре­по­доб­ны­ми Сер­ги­ем и Ни­ко­ном.

Во все вре­мя сво­е­го су­ще­ство­ва­ния Кир­жач­ская оби­тель име­ла до­ста­точ­ные сред­ства, а по­то­му мог­ла ока­зы­вать зна­чи­тель­ную по­мощь боль­ным и неиму­щим.

В чис­ле мно­гих рус­ских мо­на­сты­рей в 1764 го­ду Бла­го­ве­щен­скую оби­тель упразд­ни­ли и об­ра­ти­ли в при­ход­скую цер­ковь. Иму­ще­ство пе­ре­да­ли в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру, а брат­ство бы­ло разо­сла­но по дру­гим мо­на­сты­рям.

В се­ре­дине XIX ве­ка се­мья Со­ло­вье­вых, жи­те­лей го­ро­да Кир­жа­ча, при­ня­ла на се­бя осо­бое по­пе­че­ние о быв­ших мо­на­стыр­ских хра­мах, от­ре­мон­ти­ро­вав их и об­но­вив на­стен­ную жи­во­пись.

Глав­ный храм оби­те­ли во имя Бла­го­ве­ще­ния Пpecвя­той Бо­го­ро­ди­цы по­стро­ен в кон­це XV – на­ча­ле XVI ве­ка по по­до­бию Тро­иц­ко­го со­бо­ра мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Сер­гия. В его под­кле­те неко­гда был при­дел в честь рав­ноап­о­столь­ных ца­рей Кон­стан­ти­на и Еле­ны. Вто­рую цер­ковь XVI ве­ка по­свя­ти­ли пре­по­доб­но­му Сер­гию Ра­до­неж­ско­му, устро­и­те­лю свя­той оби­те­ли на Кир­жа­че. Храм во имя Про­ис­хож­де­ния Чест­ных Древ Кре­ста Гос­под­ня и Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са вы­стро­ен в 1656 го­ду Иоан­ном Ан­дре­еви­чем Ми­ло­слав­ским, впо­след­ствии его под­клет стал ро­до­вой усы­паль­ни­цей Ми­ло­слав­ских. По­след­няя цер­ковь бы­ла устро­е­на на тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря бра­тья­ми Со­ло­вье­вы­ми на ме­сте по­гре­бе­ния сво­их ро­ди­те­лей в XIX ве­ке и по­свя­ще­на Всем свя­тым.

По­сле Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции, око­ло 1928 го­да, на­дол­го пре­рва­лась ли­тур­ги­че­ская жизнь неко­гда слав­ной древ­ней оби­те­ли, хра­мы за­кры­ли. В 1932–34 го­дах был взо­рван и пол­но­стью раз­ру­шен храм во имя пре­по­доб­но­го Сер­гия. Семь де­ся­ти­ле­тий ца­ри­ло за­пу­сте­ние на свя­той зем­ле, но ми­ло­стью Бо­жи­ей, спу­стя 605 лет по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны сми­рен­но­го уче­ни­ка ав­вы Сер­гия, пре­по­доб­но­го Ро­ма­на Кир­жач­ско­го, в Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре ныне тор­же­ствен­но про­слав­ля­ют па­мять его свет­ло­го име­ни.