Мощи преподобного Никиты Костромского

Преподобный Никита родился в 1365 году в Ростове, в семье благочестивых и богобоязненных родителей, и при рождении был наречён именем Иоанн. Семья преподобного Никиты принадлежала к роду знатных ростовских бояр и состояла в родстве с преподобным Сергием Радонежским. Иоанн был обучен грамоте, и, видя перед собой пример боголюбивого своего сродника, стремился с юности к познанию Бога и исполнению Его заповедей. Обитель преподобного Сергия была местом, куда люди тянулись со всех сторон в поисках пути спасения.

Сейчас трудно себе даже представить, как один святой человек мог зажечь верой столько душ человеческих, что они оставляли всё и приходили в его обитель, чтобы стать его учениками. Иоанн также ходил в Троицкий монастырь к преподобному, а затем и поселился там. Он выполнял послушания в трапезной, носил дрова, воду, пёк просфоры, переписывал «Лествицу» Иоанна Лествичника. Преподобный Сергий был наставником и примером веры, любви, смирения, упования на Бога для него и остальных братьев обители. Вместе с Иоанном в Троицкой обители подвизались и другие родственники преподобного Сергия: родной брат Стефан и племянник Феодор

При пострижении Иоанна в монахи с именем Никиты преподобный Сергий благословил его следующими словами: «Отныне, монах Никито, предаю тебя в руки Божии. Всемилостивый Господь да будет тебе Заступником. Гряди в Серпуховскую Высоцкую обитель. Господь призывает тебя к трудам, а после отшествия моего к Богу гряди на север, для основания в Костроме Святой обители». По слову своего наставника монах Никита в 1382 году направился в Серпухов, где помогал своими трудами и молитвами в устроении Высоцкого монастыря, где он стал духовником для братии. В 1395 году, после смерти настоятеля монастыря преподобного Афанасия Младшего, иеромонах Никита стал игуменом этой обители. Наиболее вероятной причиной перехода духовного чада преподобного Сергия в Серпухов можно считать обоюдное желание Серпуховского князя Владимира Андреевича и игумена Афанасия Высоцкого Старшего с братией иметь у себя на Высоком духовника по подобию Радонежской Свято-Троицкой обители, где духовниками назначались наиболее опытные в молитве и подвиге ученики блаженного игумена Сергия.

В течение 19 лет служил преподобный Никита в Серпуховском Высоцком Богородицком монастыре в сане игумена, из которых12 лет (с 1395 по 1407) монастырь развивался и благоустраивался. Обители пришлось пережить разорение во время нашествий хана Едигея в 1408 году и литовского князя Свидригайло в 1409 году. Кроме обычных служебных и молитвенных трудов игумена прибавились труды по восстановлению монастыря и помощи окрестным разорённым крестьянам. Но игумен Никита поддерживал братию и с любовью наставлял. Своей кротостью, смирением, ревностью служения, заботой о людях, он привлекал в обитель множество людей, желающих монашеской жизни. С 1410 года преподобный Никита помогал в устроении другой обители, основанной на высоком холме у реки Протвы возле города Боровска и получившей название Высоко-Покровского или Боровского Высоцкого (Высокого) монастыря. В 1414 году преподобный Никита упросил отпустить его удалиться в эту пустынную обитель, чтобы там, в уединении, продолжить своё служение Богу. Согласно его житию, через некоторое время он стал настоятелем этой обители. Здесь под духовным руководством преподобного возрастал в иноческих подвигах другой русский святой, Пафнутий Боровский (+1447), который в свою очередь воспитал преподобного Иосифа Волоцкого (+1515). В 1422 году преподобный Никита сподобился увидеть обретение святых мощей своего сродника и учителя преподобного Сергия Радонежского.

В 1421 преподобный Никита оставил обитель и пришёл в Троице-Сергиев монастырь, где прожил 5 лет, а затем, как и завещал ему преподобный Сергий, отправился на север в Кострому. В 1426 году вблизи города Кострома, в лесу, старец Никита основал Богоявленский мужской монастырь, которым управлял 24 года. Преподобный Никита заповедовал братии Богоявленского монастыря проходить двенадцать степеней смирения. Скончался старец в 1450 году, в глубокой старости. Честные мощи преподобного Никиты доныне пребывают под спудом в склепе костромского собора Богоявленско-Анастасиина монастыря.

В 1559-1565 годах на месте деревянного собора построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты.

После бедствия 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века трудами игумении Марии (Давыдовой), когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной.

Память о преподобном Никите долго хранилась и в южном Подмосковье, в некоторых списках учеников преподобного Сергия он именуется Серпуховским или Боровским. Глубоко почитали святого Никиту Серпуховско-Боровские князья — Владимир Андреевич Храбрый (+1410) и его потомки. Под правым алтарем в крипте костромского Богоявленского собора в 2012 году была расчищена древняя надпись, свидетельствующая об упокоении в Богоявленской обители Боровских князей, помогавших преподобному Никите в устроении Богоявленской обители: «На сем месте почивают сынове князя Василия рабы Божии обители сея Богоявления князь Иоанн, князь Андрей, князь Василий Боровские. И зде же погребен строитель месту сему и сродник преподобного отца нашего Сергия архимандрит Никита».

В алтаре Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры имеется изображение преподобного Никиты в числе учеников преподобного Серния Радонежского.

Молитвы и утешение преподобного Никиты помогали всем приходившим к нему за помощью. Жизнеописание преподобного Никиты говорит, что он много времени проводил в усердных молитвах Богу, а лицо его всегда было мирно и радостно. И в наши дни люди обращаются к его молитвенной помощи. Они приходят поклониться его святым мощам в теперь уже обновлённом Богоявленско-Анастасиином женском монастыре города Костромы. Издревле преподобного Никиту костромичи почитали как небесного покровителя Костромы.