Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

Адрес:
Москва, Крестьянская площадь, 10
Телефон:
Дежурный
+7 (495) 676-95-70

Секретарь
+7 (495) 676-93-87
E-mail:
novospasmon@gmail.com
Дата основания:
основан в XIII веке

История

Большинство исторических источников указывают на то, что первоначально обитель Всемилостивого Спаса, основанная святым благоверным князем Даниилом Московским, находилась там, где теперь расположен Данилов монастырь. Великий князь Московский Иоанн Калита в 1330 году перевел ее в Кремль, на Боровицкий холм. На Крутицком холме, где он и находится ныне, монастырь обосновался при Иоанне III (1462–1505), именно тогда его стали называть «Спас на Новом» – Новоспасский. 

Первоначально храм и другие строения монастыря были деревянными, но в 1491 году царь Иоанн III заложил новый каменный собор в честь Преображения Господня. Почти со времени перемещения на Крутицкий холм монастырь становится местом погребения бояр Романовых и других знатных боярских родов. К моменту воцарения на русском престоле Михаила Романова, в обители, под сводами соборного храма Преображения Господня и в усыпальнице Знаменского храма, покоились уже несколько поколений его предков. Сам царь со своим отцом – святейшим патриархом Филаретом и все последующие государи уделяли особое внимание благоустроению Новоспасского. Можно сказать, что ХVII век был для обители периодом расцвета церковного строительства.

С 1640 по 1642 год она была обнесена каменной оградой с бойницами и башнями взамен обветшавшей деревянной. Особенно щедро царские пожертвования стали поступать в монастырь в настоятельство будущего патриарха Никона. В 1647 году была завершена постройка нового величественного Спасо-Преображенского собора. К могилам Романовых в определенные дни совершались торжественные царские выходы; пожертвования на помин души предков составили богатейшую некогда монастырскую ризницу. В XVII столетии монастырь обрел свою главную святыню – Нерукотворный образ Христа Спасителя, торжественно перенесенный в Москву из города Хлынова (нынешняя Вятка). Икона исчезла при закрытии монастыря в 1918 году. В 1786 году над главным въездом в монастырь вознеслась величественная четырехъярусная колокольня, строившаяся с перерывами почти пятьдесят лет. Она как бы перекликалась с колокольней Ивана Великого, напоминая о древней связи обители с Кремлем. Это лучшее произведение архитектора Ивана Жеребцова, похороненного здесь же, в основании построенной им колокольни. Последний русский император Николай II посещал древнюю обитель в 1900 году (в память об этом в усыпальнице Романовых был устроен храм во имя Романа Сладкопевца) и в 1913-м, в дни торжеств, посвященных 300-летнему юбилею дома Романовых. С приходом советской власти насельники монастыря были выдворены из обители. С 1918 года здесь действовал концентрационный лагерь, затем находилось Главное управление местами заключения. После войны в перестроенных и изуродованных церквах разместились различные учреждения, склады, жилые помещения. В 1968 году, в связи с решением создать на территории монастыря «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР», начались ремонтно-восстановительные работы, продолжавшиеся более двадцати лет. В начале 1991 года Новоспасский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Первая Божественная литургия состоялась 23 марта 1991 года. За небольшой срок произошло превращение заброшенной и оскверненной святыни в один из духовных центров Москвы. Огромная заслуга в этом принадлежит первому наместнику обители, ныне почившему архиепископу Костромскому и Галичскому Алексию (Фролову).

В настоящее время обитель возглавляет епископ Домодедовский  Иоанн  (Руденко), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В стенах Новоспасского монастыря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла создан Центр образования духовенства Москвы. Братия окормляет несколько медицинских учреждений, в том числе онкологический институт имени П.А. Герцена, где устроен храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица».

А в самой обители пребывает один из чтимых списков этого чудотворного образа, написанный монахами Ватопедского монастыря Святой Горы Афон. Богородица дарует всем, просящим с верою, великие милости. Многочисленные записи в специальных монастырских тетрадях свидетельствуют об исцелениях.

В Новоспасском монастыре создан и действует общедоступный музей, где собрана небольшая коллекция, которая рассказывает об истории обители в разные периоды. Уникальность ее составляют личные вещи великого князя Сергея Александровича Романова. Он более десяти лет был московским генерал-губернатором и много сделал для первопрестольного града. Останки убиенного террористом великого князя ныне покоятся в усыпальнице Романовых, а на территории монастыря в 1998 году воссоздан Крест-памятник, некогда стоявший в Кремле на месте его гибели и уничтоженный в годы лихолетья.

Накануне дня памяти святых Царственных Страстотерпцев в обители устраивается  Романовский вечер, посвященный династии Романовых. Издавна Новоспасский монастырь считался царским. С XV века в обители совершались  захоронения бояр Романовых. Трижды Новоспасский монастырь посещал царь-страстотерпец Николай II. В Новоспасском монастыре для всеобщего посещения открыт так называемый Итальянский дворик, где в советские годы производились расстрелы.

При обители действуют воскресная школа, учебно-методический центр «Православие и образование», молодежное движение «Молодая Русь». Издаются православный молодежный журнал «Наследник» и «Православная юношеская газета» для подростков. Регулярно проходят занятия в Центре по реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости.

Наместник

Иоанн, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Праздники и чтимые даты

27 Ноября / 10 Декабря

Храмы и Богослужения

Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век)
в 1759-1785 году — в 1787 году гг.

Первая колокольня монастыря была сооружена в начале XVII века на средства Патриарха Филарета Никитича справа от Спасо-Преображенского собора близ церкви Знамения. Это была шатровая колокольня, на ней были устроены часы боевые, колокол боевой, да два колокола перечастных». В колокольне Патриарх устроил храм во имя преподобного Саввы Освященного, поскольку в день преподобного Саввы Освященного, 5 декабря 1618 года, будущий Патриарх Филарет был освобождён из польского плена. Наличие часов сближает старую колокольню с современной, которая была заложена в царствование императрицы Елизаветы Петровны на восточной стороне ограды. Колокольня была построена в 1759-1785 году. Автором проекта колокольни стал зодчий Иван Жеребцов, наиболее известный из учеников архитектора Евлашева. После смерти он был погребён в первом ярусе колокольни. В конце 50-х годов XVIII века были построены первый и второй этажи колокольни, затем её постройка была приостановлена из-за нехватки средств вследствие проведённой императрицей Екатериной II секуляризации церковного имущества. Лишь через 20 лет при поддержке императрицы Екатерины II постройка колокольни была возобновлена. Тогда же были надстроены 3 и 4 ярусы. Её глава была позолочена на средства московского купца Васильева. Вся постройка обошлась в 80 000 рублей — сумму, по тем временам внушительную. Высота колокольни до главы 80,41 метра. По высоте она немного уступает колокольне Ивана Великого в Кремле, высота которой 81 метр. Колокольня украшена фронтонами, колоннами, декоративными чашами. Во втором ярусе колокольни находится храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Этот храм устроен в 1787 году на средства купеческой вдовы Наталии Бабкиной. В 1812 году в храме выгорело всё, что было деревянного. Каменные своды храма обрушились вследствие падения на них большого колокола весом 1100 пудов и полуелейного колокола в 425 пудов. В 1816 году своды храма были заделаны, оштукатурены и на частные пожертвования установлен новый иконостас. Все иконы, находящиеся в иконостасе, принадлежат кисти итальянских мастеров. Из храма Преподобного Сергия можно попасть на террасу, которая устроена на втором ярусе колокольни. В четвёртом ярусе расположены колокола. На верху устроены часы с боем, исполняющее мелодию каждые полчаса. В основании колокольни расположены главные ворота монастыря.

Покровский храм
в 1673 году г.
Зимн. период

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век) 

Храм во имя Покрова Богоматери примыкает своей северо-восточной стороной к Преображенскому, имея с ним общую паперть. Он был заложен царем Алексием Михайловичем Тишайшим в 1673 году,  возведен на его средства за два года и освящен 7 октября 1675 года патриархом Иоакимом. Храм выстроен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780-му году.. 
 В 1812 году французы превратили Покровский храм в склад. В 1813 году вновь он был освящен архимандритом Амвросием Вторым. В 1820 году на средства благотворительницы Мельгуновой был  выстроен новый иконостас. 
 По бокам главного алтаря находятся два предела: правый - во имя святой . великомученицы Варвары - устроен в 1758 году, а левый - во имя святого Димитрия, митрополита Ростовского, освященный в  1757 году, вскоре после открытия мощей и прославления этого святителя. 
 В 1877 году весь храм был расписан академиком Фартусовым. В приделе во имя святого Дмитрия Ростовского стены преимущественно расписаны изображениями святителей и преподобных, а придел  великомученицы Варвары - изображениями преподобных дев и мучениц. 
 В 1918 году Новоспасский монастырь закрыт, службы в храме прекратились. Покровский храм был снова освящен только в 1997 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 2002 году начались  работы по его росписи, главным образом, силами братии.

   Иконы в Покровском храме с мощами святых.

Спасо-Преображенский собор и храм преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых.
Основан в 1491 году, в 1645 году был заложен новый — работы продолжаются по настоящее время гг.

Основан в 1491 году при великом князе Иоанне III.В 1497 году освящен всероссийским митрополитом Симоном. В XVII веке при Михаиле Феодоровиче первоначальный собор был разобран «до  подошвы», и на этом же месте в 1645 году был заложен новый, больших размеров с тем, чтобы усыпальница царских предков оказалась под сводами храма. 19 сентября 1647 года Преображенский  храм торжественно освящен патриархом Иоасафом в присутствие царя, при настоятеле архимандрите Никоне, по мысли и плану которого было устроено и все украшение собора. План собора представляет вид корабля - наиболее распространенный тип храмов древней Руси. Восточная сторона его состоит из трех округлостей или абсид, сохраняя древнейшее деление  алтаря на три части. Главный вход на паперть собора идет не прямо с уровня земли, как, например, в Московском Успенском соборе, а возвышается на 17 ступеней, вследствие того, что внизу  находится усыпальница. Свод здания опирается на четыре четырехгранных столба, из которых два находятся за иконостасом и два в средней части храма. Величественный пятиярусный иконостас - типичный для древнерусских храмов; он имеет близкое сходство с иконостасами Московского Успенского собора и Успенского собора Троице-Сергиевой  Лавры. Все иконы, находящиеся в нем, древнего происхождения, но самый иконостас происхождение сравнительно недавнего. Старинный же иконостас XVII столетия, вследствие неблагоприятных  обстоятельств, не сохранился до нашего времени. В нижнем ярусе находятся местные иконы, во втором - Апостолы и посередине Христос Спаситель в образе Вечного Архиерея, затем - 12 великих  праздников, еще выше - Пророки, и в середине - Богоматерь, в верхнем - Праотцы, и в середине их - Бог-Отец. На правом столпе обращает внимание по своей оригинальности изображение в виде иконы царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича - устроителей Новоспасского монастыря. В руках  они держат изображение собора. Оба царя представлены в полном царском облачении. Примечательно, что их головы окружены нимбами, которые в данном случае являются си величия. Вблизи  этой иконы находилось царское место. Здесь за богослужением молились русские государи Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич. Все своды храма, стены и купола украшены настенной живописью (фресками) - священными изображениями событий преимущественно из земной жизни Христа Спасителя, а также великих  праздников и святых Православной Церкви. Храм был расписан в 1680-е годы. Внутренние двери, ведущие в собор, железные, также XVII века. На них изображены в малом виде Апостолы и другие святые, украшения в виде растительного орнамента. Пол храма, выполненный  из чугунных плит, устроен при настоятеле архимандрите Иоанне Черепанове. При входе на паперть храма с восточной стороны изображены 10 древнегреческих философов. Все они имеют в своих руках свитки с выписанными какими-либо изречениями. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птолемей, на левой: Ермей, Анахарсис, Аристотель, Плутарх и Иродион. Причину появления этих изображений дает, в частности, святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, бывший настоятелем Новоспасского монастыря в сане архимандрита и епископа Ревельского. Он говорит: "Отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма".
Особый интерес по своей исключительности представляет изображение родословного дерева русских великих князей и царей рода Рюриковичей, находящееся на своде вблизи входа в собор. Все государи изображены во весь рост с нимбами вокруг головы. Первыми представлены святые равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга с кувшинами в руках, поливающими корень этого родословного древа. Все князья династии изображены по порядку престолонаследия. Завершают чреду царь Феодор Михайлович и святой царевич Дмитрий - последние потомки Рюрикова дома. По стенам идут изображения Семи Вселенских Соборов, а на западной стороне находится изображение Страшного Суда. Также обращают внимание изображения таинственных видений из 6-й и 9-й глав книги Апокалипсис.
После 1917 года монастырь закрывают и он превращается в концентрационный лагерь. Храмы используют для нужд НКВД. В 1930-ые годы в Преображенском соборном храме разместился архив НКВД.
Спустя 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь ожила молитва. 23 марта 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в главном храме монастыря была отслужена первая Божественная Литургия, а 4 октября 1992 года Его Святейшество в сослужении архипастырей и духовенства совершил освящение Спасо-Преображенского собора Великим архиерейским чином. В 1993 году из фондов ГИМ была возвращена фреска XVII века с изображением устроителей собора - царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. Вместе с ней в обитель словно вернулись ее царственные покровители. Постепенно собор стал преображаться. Проведены работы по реставрации иконостаса. Ведутся сложнейшие работы по восстановлению уникальных росписей XVII века, в мае 2007 года завершились работы по главному четверику собора. Реставрационные работы продолжаются до настоящего времени.

Богослужение в Спасо-Преображенском соборе совершается ежедневно в летнее время.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (XVIII век) с усыпальницей рода Шереметевых.
XVIII век) г.

С северо-западной стороны Преображенского храма находится церковь в честь Знамения Богоматери. Икона Знамения Богоматери была родовой в семействе бояр Романовых. Первоначально храм  был сооружен царем Михаилом Федоровичем над тем местом, где были погребены привезенные сюда тела бояр Романовых, дядей царя и родных братьев патриарха Филарета: Александра, Василия,  Михаила и Иоанна Никитичей.

 Однако в 1791 году храм был разобран в виду ветхости. И в том же году, взамен разобранного, около старого места граф Шереметьев возводит новый храм, также во имя Знамения Богоматери.
 Постройка произведена по проекту архитектора Назарова, сотрудника знаменитого Бажанова. Строился храм четыре года и 15 января 1795 года бы освящен епископом Воронежским Мефодием,  прежним настоятелем Новоспасского монастыря.
 В 1812 французы превратили храм в конюшню, и в 1813 году церковь была вновь освящена. Знаменский храм – двухэтажный. Верхний этаж по отношению к нижнему представляет хоры, где и  устроен сам храм, а нижний - усыпальницу. Под алтарем храма помещена фамильная усыпальница графов Шереметьевых. Под Знаменским храмом погребены также князья: Лобановы-Ростовские,  Черкасские, Сицкие и Урусовы.

 В первые годы Советской власти монастырь был превращен в женскую тюрьму, затем здесь был "исправительно-трудовой лагерь" для уголовников и политических заключенных. Храм Знамения  Пресвятой Богородицы был густонаселенным тюремным бараком. В 30-ые годы - период новой волны репрессий - часть обреченных на смерть людей привозили якобы для санобработки в  Знаменский храм, и здесь расстреливали. После войны храм превратили в медвытрезвитель. В 1967 году благодаря Павлу Корину, медвытрезвитель был закрыт. В данный момент идут  реставрационные работы по внутреннему убранству Знаменской церкви.

Храм Святителя Николая чудотворца (XVIII век)
в 1652 году — в 1652 году гг.

В северо-западном углу братских келий помещается храм во имя святителя Николая, обозначенный снаружи одной главой. Построен в 1652 году князем Яковым Черкасским при монастырской  больнице.
 В подвальном этаже под Никольской церковью находились знаменитые застенки и каменные мешки, куда были сажаемы присылаемые в монастырь преступники. Здесь в продолжение 6 недель был  подвергаем мучениям святой преподобный Дионисий, бывший настоятель Троице-Сергиевой обители, заточенный в Новоспасский монастырь как мнимый еретик.
 При большевиках Никольский храм не закрывался дольше других. Он имел отдельный вход со стороны улицы. Богослужения в нем продолжались до 1926 года. И это было время полулегального  существования монастыря в качестве приходской общины под названием "Братство во имя Преображения Господня". В 30-ые годы Никольский храм превра
тили в склад конфискованной мебели и  картофелехранилище.

Часовня (начало XX века)
начало ХХ века г.
Часовня из красного кирпича предположительно была возведена сто лет назад, к 300-летию Дома Романовых
Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой)
В 1910 году г.

Недавно прах инокини перенесен в усыпальницу бояр Романовых. Инокиня Досифея умерла 4 февраля 1810 года. На отпевание прибыла вся знать во главе с главнокомандующим Московским гарнизоном гр. Гудовичем, присутствовали генералы, сенаторы и прочие. Инокиню Досифею похоронили справа от ворот у стены. На плите написали: "Под сим камнем положено тело усопшия о Господе монахини Досифеи обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве 25 лет, а скончавшейся февраля 4, 1810 года. Всего ея жития было 64 года. Боже, всели ее в вечных Твоих обителях !" В 1910 году на могиле поставили часовню.


Богослужение в монастыре


Каждый день (кроме праздников)
время
богослужение
примечание
- : -
После Литургии. заупокойная лития и молебен перед чудотворной иконой «Всецарица»
Кроме двунадесятых и храмовых праздников. В периоды между постами на молебне «Всецарице» по воскресным дням служится акафист Божией Матери в честь этой Её иконы.
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
7 : 00
Полунощница
8 : 00
Часы, Литургия
17 : 00
Вечерня и Утреня
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
7 : 00
Литургия
в храме прп. Романа Сладкопевца
9 : 00
Литургия
в Преображенском храме (летн. период) или в Покровском храме (зимн. период)
17 : 00
Всенощное бдение
накануне праздника
По: вск.
время
богослужение
примечание
- : -
Акафист перед Нерукотворенным образом Спасителя (летн. период) или Покрову Божией Матери (зимн. период)
служится на богослужении в воскр. вечером (кроме праздн. богослужений)

Служение

Воскресная школа Новоспасского монастыря

Воскресная школа Новоспасского монастыря существует уже более двадцати лет. В школе действует семь возрастных групп. Руководителем воскресной школы является иеромонах Павел (Гелястанов).

— Чему самому главному учат в воскресной школе? — вопрос адресован старшему преподавателю воскресной школы.

— Здесь, наверное, не учат. Здесь стараются воспитать сердце ребенка, взрослого. Порой мы учимся друг у друга. Ведь ребенку важно дать не знания о вере, а научить жить верой. Для того чтобы ребенок понял, что Бог есть Любовь, он должен увидеть эту любовь — в родителях, в священниках, в педагогах. Конечно, и образование, и нравственное воспитание, и возможность общения очень важны, но прежде всего нам необходимо помнить, что мы стремимся привести детей ко Христу, что мы воспитываем не разум, а сердце и дух человека. Главная задача — воспитание личности, способной осуществить осмысленный выбор добра. Личности, достойной великого дара свободы.

— А сердце можно воспитать? Каким оно должно быть?

— Думаю, что да. Сердце — доброе, милосердное, отзывчивое, участливое, готовое откликнуться и помочь... Если этого нет, то все учение, знание напрасно. Наша цель, как мы уже сказали, научить жить верой, а не дать определенный набор знаний о ней. И в этом более чем значим личный пример каждого из нас. Дети должны видеть пример того, как взрослые исполняют евангельские заповеди. Если этого нет — все бесполезно, все в пустоту.

— Получается, что у детей практически нет выходных. Школа, занятия, в воскресный день родители их ведут на Литургию. И каждый день рано вставать... Это не тяжело?

— То, ради чего они сюда приходят, то, что они получают здесь, ради этого можно понести и какие-то тяготы. Например, ранний подъем в субботу. Сейчас у нас возникла проблема, связанная с тем, что школьники среднего звена стали заниматься по субботам, и поэтому многие не могут посещать воскресную школу. Встречаешь многодетную семью в храме: малышей привели, а те, что постарше — на занятиях.

— Расскажите о своей деятельности. Воскресная школа — это ведь не только четкое расписание уроков, связанных с изучением Закона Божия и священной истории. Это и насыщенная, интересная жизнь в коллективе.

— Вы правы. Я лично встретил здесь таких людей, которых не было в другой, если можно так сказать, светской, мирской жизни. Нет, у них все на месте: глаза, руки, ноги... Но дух другой, что ли. Мы живем здесь некой семьей. А если говорить о мероприятиях, то, в какой-то степени, они традиционны: Пасхальные и Рождественские представления. Участие в таких праздниках принимают все: дети, родители, педагоги, руководство школы, прихожане. Также традиционными для нас стали театральные постановки. Среди них хочется особо отметить спектакли «Поллианна», «Щедрое дерево», «Камень и Рябина» и «Божий человек родился!». По сценарию последнего во время летней поездки в Краснодарский край был отснят фильм и создан киноспектакль. Особое место в жизни школы отведено походам, паломническим поездкам и различным экскурсиям. Для нас стали традиционными ежегодные пешие походы в Троице-Сергиеву Лавру к преподобному Сергию как благодарность за его помощь в учении в течение года, поездки в Ярославскую область на «Леушинские стояния», а также в летний лагерь в г. Тутаев. Мы совершали паломничество в Оптину пустынь, в Дивеево, на остров Валаам, на Кавказ, проводили экскурсии по Москве и ближайшему Подмосковью. Есть в нашей школе и мероприятие, которое нас отличает от других школ. Это ролевая игра «Тропа испытаний», традиционно проводимая для учеников младшего и среднего возраста осенью, перед началом учения, как некий вступительный экзамен, и весной, после окончания учебного года, — наподобие выпускного экзамена. В осенних играх ребятишки проходят испытания на выносливость, скорость, сообразительность, трудолюбие, испытания различными искушениями. Весной же от них уже требуется показать полученные знания. Это одно из самых любимых мероприятий в нашей школе. Ребята ждут этих игр с нетерпением. Здесь важно показать детям, как важно любить, уважать, ценить друг друга, крепко дружить и быть готовыми всегда прийти на помощь. Потом эти испытания могут встретиться не только в игре, но и в жизни. Также среди традиций школы отмечу посещение домов-интернатов, больниц, госпиталей, приютов.

— Преподаются ли в Вашей школе, кроме церковных предметов, светские дисциплины?

— Помимо занятий вероучительного цикла в школе организованы различные кружки: вязания, росписи по дереву, изобразительного искусства, золотошвейный. Мы стараемся, чтобы ребята приобщались к красоте нашего мира, и эта красота также вела бы их по пути к храму. Научиться в красоте земной видеть отблеск красоты Небесной очень непросто, но необходимо, и мы стараемся помочь детям в этом.

Пешком к преподобному Сергию

С 12 по 15 июня 2014 года по благословению наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископа Воскресенского Саввы состоялся детский крестный ход из Новоспасской обители в Троице-Сергиеву Лавру.

В ставшее традиционным пешее паломничество отправились учащиеся воскресной школы Новоспасского монастыря в сопровождении учителей и родителей. Паломничество возглавил руководитель воскресной школы иеромонах Павел (Гелястанов), насельник Новоспасской обители. Всего в крестном ходе приняли участие более 50 человек, среди них было 15 новичков. В день юные паломники и их взрослые спутники преодолевали около 18 километров, весь путь длился четыре дня и завершился 15 июня молебном у мощей преподобного Сергия Радонежского. Дети, родители и педагоги молитвенно поблагодарили преподобного – небесного покровителя всех учащихся – за благополучное завершение учебного года. В Москву вернулись на электричке, обратный путь занял около часа.

***

По окончании крестного хода на некоторые вопросы ответила преподавательница воскресной школы Притула Юлия Александровна.

– Зачем вы каждый год идете в Лавру?

– Как и наши благочестивые предки – поклониться игумену земли Русской, испросить его благословения и молитв на год предстоящий, поблагодарить за все, что было дано в году прошедшем. Но ведь это непростой путь, а крестный ход, и каждому предстоит преодолеть трудности этого пути, принять их на себя, но ведь каждый имеет в сердце что-то сокровенное, то, что укрепляет на пути, ведет по нему. Поэтому ответить однозначно на Ваш вопрос почти невозможно. О том, что сокрыто в наших сердцах, порой не знаем даже мы сами. Это видит только Господь и Его святые угодники.

– В чем отличие каждого похода?

– А в чем отличие одной молитвы от другой? Мы ежедневно стараемся исполнять молитвенные правила, внешне неизменные, но ведь каждый день одно и то же слово отзывается в душе особо. Это происходит и в нашем крестном ходе. Не может не радовать, что и дети, и взрослые с годами все более крепнут, если так можно сказать, взрослеют, не только физически, но и духовно. Каждый крестный ход в немалой мере испытание, особенно для юных. Испытание, которое показывает, прежде всего нам самим, насколько мы изменились: окрепли или же слабеем духом. Очень важно, что верное принятие того, что узнает о себе человек, совершая подобное паломничество, становится серьезным основанием его дальнейшего духовного становления. А юные крестоходцы, которые еще не могут осознать этой значимости, прекрасно ее чувствуют своими чистыми сердечками. И верю, что со временем та благодать, которая касается наших детишек сейчас, принесет плод сторицей.

– А что Вы рассказываете детям о преподобном Сергии?

– Как уже сказано, за те годы, что в нашей школе совершается крестный ход, дети уже очень многое узнали. И сейчас неудивительно, когда не мы, а сами детки рассказывают друг другу о преподобном. Старшие с радостью стремятся открыть что-то новое младшим. Рассказывая, они делятся друг с другом и тем, что более всего запомнилось, поразило… Нам остается только помогать. Внимание мальчишек мы обращаем на мужество святого, его неотступность в подвиге, а девочкам больше говорим о кротости, смирении. И, конечно, что очень важно: чаще всего деткам говорится о примере послушания преподобного. Ведь послушание можно назвать главной добродетелью для юношества.

– Какая черта характера, о которой Вы знаете из текста жития, Вам нравится более всего?

– Всех святых объединяет одна величайшая добродетель – безграничная любовь к Господу и ближним. Преподобный Сергий, как и его сподвижники, ученики, последователи и многие поколения предшественников, имел не просто веру в Бога, но верил Ему. К этому призваны и все мы, но, к сожалению, не все следуем своему призванию… Это следование – важнейший путь каждого человека, и молитвы святых укрепляют нас на этом пути.

– Какую цель для себя ставят педагоги в этом пешем испытании? К чему Вы стремитесь? Что приносит в Вашу жизнь этот крестный ход?

– Прежде всего – чтобы благодать сугубой соборной молитвы коснулась сердец наших юных христиан. Особо важно и то, что крестный ход – замечательная школа самопреодоления. Думаю, не надо объяснять, насколько важно умение участвовать в общем деле, и прежде всего делании молитвенном, переступить через собственную усталость, слабость, боль, помочь тем, кому труднее.

– Были ли случаи, что кто-то сошел с дистанции?

– Мы все люди. Конечно, бывают случаи, когда кто-то ослабевает. Тогда мы стараемся сделать все, чтобы человек, особенно человек юный, до Лавры все таки добрался, и мы могли вместе поклониться угоднику Божию. Если идти человек может, многие предлагают помочь нести вещи, если сил идти все же не хватает – до мест ночевки есть возможность довезти на машине. Исключения очень редки. Но мы понимаем, что достижение цели молитвенного пути – это благословение Господа. Если есть воля Божия, человек дойдет в любых условиях. Важна и решимость самого крестоходца. Святые отцы учат, что без нашего усердия нет и благословения Божия – Господь нас без нас не спасает.

– А чему конкретно научились дети?

– Спросите, многие ли их сверстники бывали в многодневных походах, имеют опыт совместного труда, сугубой молитвы, умеют отступить от своих слабостей, забыть о многом «своем» хотя бы на несколько дней ради высокой, далеко не всегда объяснимой цели, которую понять разумом в полноте невозможно – и ответ на этот вопрос будет очевиден.

– Как преподобный помогает в учебе?

– Так же, как и во всяком деле нашей жизни – молится о нас. И если успех в чем-либо служит нашему спасению, полезен для нас и наших ближних – то благословляет этот успех. А если нам полезно иное – дарует утешение и умение правильно принять, увидеть свои ошибки, исправить их и идти дальше по жизненному пути, неотступно следуя за Господом.

Молодежное объединение Новоспасского ставропигиального мужского монастыря

При Новоспасском монастыре действует православное молодежное объединение «Молодая Русь». Начало созданию «Молодой Руси» было положено весной 2001 года. Создателей объединения связывало стремление быть вместе со своими православными сверстниками и желание приложить свои силы на поприще служения Церкви и ближнему. 
 
Основой деятельности «Молодой Руси» являются инициативы участников объединения, которые находят поддержку других участников, а также  Новоспасского монастыря, таким образом приобретая черты активно действующих направлений. Формального членства в объединении нет - практически все молодежные мероприятия носят открытый характер, присоединиться к ним может любой желающий.
 
Духовником «Молодой Руси» является протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник».
 
В настоящее время активно действуют следующие направления:
 
пятничные «Новоспасские встречи»;
евангельский кружок;
еженедельное пение акафистов;
чтение Псалтири в пост;
помощь в восстановлении монастырей и храмов;
английский клуб;
досуговые и праздничные мероприятия.
 
Каждый желающий может организовать и возглавить новое направление, или оживить деятельность малоактивного. Предлагаем вам найти близкое вам направление и узнать анонсы ближайших мероприятий на информационных ресурсах «Молодой Руси»:
 

официальный сайт «Молодой Руси»

группа «ВКонтакте»

подписка на e-mail рассылку новостей
 

Ответственный за молодежную работу:

8 (915) 144 72 65 — Александр Кушнарев ( a.s.kushnarev@gmail.com)

Центр помощи женщинам в с. Милюково

4 марта 2015 года на подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Милюково открылся Антикризисный центр для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Этому событию предшествовало три года целенаправленной работы.

С ее результатами после совершения Литургии Преждеосвященных Даров в храме Архангела Михаила в Милюкове ознакомился наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Воскресенский Савва. Владыка и явился инициатором именного такого направления социальной работы, которая, как может показаться не очень характерна для мужской обители.

В настоящее время в только что открытом центре уже проживают две женщины с детьми. Согласно правилам курса реабилитации они не рассказывают о своей судьбе и предыдущей жизни, С этими правилами согласен и игумен Серафим (Симнов), настоятель подворья в Милюково. А вот о самом только что созданном кризисном центре он с радостью рассказал.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в деревне Милюково на новых территориях города Москвы организовано убежище для женщин, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах.

Открытие такого социально значимого учреждения обусловлено необходимостью совместной работы Церкви и общества в деле укрепления института семьи и поддержки женщин в кризисных ситуациях. Осуществлению идеи строительства убежища способствовали удобное расположение - близкое расстояние  от Москвы, большая территория и развитое хозяйство подворья. С 1998 года территория бывшей усадьбы Милюково благоустраивается стараниями небольшой монашеской общины, построен деревянный храм, организовано подсобное хозяйство. В планах – работы по восстановлению главного усадебного дома (XVIII-XX вв.) и парка.

Учреждения, подобные этому, существуют и в других городах России. Значительно больше их в Европе и США. С Запада в нашу страну накопленный опыт помощи пострадавшим от насилия пришел с малопонятным термином «шелтер». По-русски – убежище. Аналог средневековому европейскому собору, в котором человек мог спастись от необузданности беззакония и расправы.

Первоначально идея создания убежища появилась в 2012 году в результате сотрудничества наместника Новоспасского монастыря Преосвященнейшего Саввы, епископа Воскресенского, и руководителя Национального центра по предотвращению насилия «Анна» Марины Петровны Писклаковой-Паркер. Практически сразу по благословению владыки Саввы была создана инициативная группа, которая начала проработку  вопросов, связанных со строительством и последующим функционированием убежища. Перед организаторами стояли вопросы: где и как построить здание; как подготовить кадры для работы с женщинами, оказавшимися в трудных жизненных обстоятельствах; с кем нам надо будет сотрудничать; как правильно организовать внутренний распорядок убежища; как решать множество финансовых и хозяйственных задач и т.д..

Неоценимую помощь в осуществлении нашей мечты оказала Российская телекоммуникационная компания «Ростелеком». Являясь членом Попечительского совета Новоспасского монастыря, президент ОАО «Ростелеком» Калугин Сергей Борисович с пониманием и готовностью отозвался на идею наместника монастыря о строительстве убежища. В апреле 2014 года Владыка Савва и Сергей Борисович посетили подворье и определили место строительства. Практически сразу началось возведение двухэтажного здания, в котором теперь и размещается убежище.

Особенно стоит подчеркнуть, что благотворительная помощь ОАО «Ростелеком» была стартовой. Часто бывает, что благие намерения людей, ищущих возможности помогать своим ближним, натыкаются на невозможность найти средства для ещё не действующих проектов. Гораздо проще искать помощь для работающих продолжительное время социальных организаций, с опытом работы, с результатами деятельности, которые можно видеть. Все риски достаются первопроходцам, тем, кто не боится доверить свои силы и ресурсы новому делу.

Открытие убежища на территории подворья Новоспасского монастыря – первый шаг к созданию целого комплекса социального служения.  Успешный запуск убежища дает нам возможность дальнейшего развития социальной деятельности. Мы надеемся, что со временем мы расширимся не только количественно, но и качественно. У нас есть мечта заняться проблемой одиноких пожилых священнослужителей, педагогической работой со школами и школьниками, отцами семейств, помогать бездомным и социально незащищенным гражданам.

Утром в подворском храме в честь святого Архангела Михаила служил Литургию Преждеосвященных Даров наместник монастыря епископ Савва. В небольшом деревянном храме Владыка вместе с насельниками подворья и прихожанами храма молился о помощи Божией в начинаемом деле служения нашим ближним. События снимали православный телеканал "Союз", а также телеканал "Россия2" для программы "Вести", которые сделают развернутый материал о жизни монастырского подворья. После богослужения Владыка с гостями, среди которых были и меценаты строительства кризисного центра, осмотрели новое помещение, в котором созданы все условия для того, чтобы  постоялицы могли успокоиться после пережитого стресса. Есть небольшие, но чистые комнаты, тепло, хорошая кухня. Есть интернет – можно искать работу, необходимые сведения о работе различных государственных, медицинских и прочих учреждений. Еженедельно приезжает специалист из Московской городской службы психологической помощи. В налаживании быта и различных организационных вопросах помогает постоянно проживающий здесь специально обученный социальный работник. Убежище является транзитным в том смысле, что оно промежуточное место пребывания для человека между прежней жизнью, омраченной насилием и прочими грехами, и новой, в которой, хочется надеяться, этот человек сможет стать тем, кем он должен стать по промыслу Божиему.

«Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15:13). Учиться этому дару любви есть призвание христианина. И всем причастным к новому этому делу, радостно от того, что Господь дает возможности трудиться на благо ближнего.

Центр реабилитации наркоманов и алкоголиков в с. Дураково

Второе подворье Новоспасского монастыря располагается в Калужской области в селе Дураково. 18 лет назад здесь был создан центр реабилитации наркоманов и алкоголиков. И Дураково стало проходить под вторым топонимом как обитель ТИЛь  - "Терпение, Искренность, Любовь". Еще общепринятое название – «Дом Морозова».

По инициативе православного предпринимателя Михаила Фёдоровича Морозова, пожелавшего свой устроенный дом сделать подворьем Новоспасского монастыря. Что и было осуществлено. На эту деятельность и возведение храма было получено  благословение епископа Орехово-Зуевского, ныне Костромского и Галичского, Алексия (Фролова).


В 1998 году деятельность обители и строительство на её территории  домового храма благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2002 году храм во имя Пресвятой Богородицы и её иконы "Неупиваемая чаша" был освящён. Была создана не имеющая аналогов эффективная методика исцеления от алкогольной и наркотической зависимости, в основе лежит американский метод «12 шагов», переложенный на православное вероисповедание.  За 15 лет здесь обрели трезвое мышление люди разных национальностей, стран, вероисповеданий. Более 800 мужчин, женщин, подростков со всех уголков России, Белоруссии, Украины увидели здесь свет новой трезвой жизни. Многие прошли путь исцеления и обрели свою дорогу к Богу. Некоторые, оставшись в обители, уже много лет живут в  Дураково как в родном доме.  Регулярно  епископ Воскресенский Савва навещает обитателей ТИЛя. В настоящее время в « Доме Морозова» проживает 44 человека. На сегодняшний день осуществляется регистрация региональной общественной организации «Обитель ТИЛь», целью данной организации будет являться: 

  • профилактика алкоголизма и наркозависимых;
  • работа с подрастающим поколением и молодежью;
  • просветительская и катехизаторская деятельность;
  • помощь страдающим от нарко-  и алкозависимостей;
  • помощь матерям-одиночкам;

Подобный «Дом Морозова» ныне создается и в Костромской епархии. Обитель «ТИЛь» на территории Калужской области тесно взаимодействует с Калужской епархией. Митрополит Калужский и Боровский Климент - частый гость этого дома. Ничто в обители не происходит без благословения. Регулярно священники окормляют «тиловцев». 

Контактный телефон: +7(4843)229788 


Каждый вторник в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре Михаил Федорович Морозов проводит собеседования и занятия с желающими исцелиться от нарко- и алкозависимостей, а также с их родственниками. 

Начало занятий – 18.30. 

Информацию о месте проведения занятий можно получить у дежурных контролеров  Новоспасского монастыря. 



Публикации

Памяти иеросхимонаха Ермогена (Шаринова), духовника Новоспасского мужского монастыря
Иеромонах Иаков (Тупиков)
Все публикации

Контактная информация

Возврат к списку