В 2023 году исполняется 20 лет с момента возрождения монашеской жизни в Иверско-Серафимовском женском монастыре города Алма-Аты. «Монастырский вестник» предлагает своим читателям познакомиться со статьей настоятельницы обители – игумении Любови (Якушкиной), опубликованной на портале Митрополичьего округа в Республике Казахстан. Матушка Любовь рассказывает об истории и современной жизни монастыря и делится размышлениями о значении монашеского подвига.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Монастыри – тихая пристань. Они подобны светочам, которые светят людям, привлекая всех к своей тишине». Такой тихой пристанью и светильником веры на землях Семиречья был в дореволюционные времена женский монастырь города Верного, посвященный Иверской иконе Царицы Небесной и преподобному Серафиму Саровскому.
Обитель основана выдающимся иерархом и мужественным исповедником Евангельской истины – епископом Димитрием (Абашидзе), прославленным в лике святых как схиархиепископ Антоний. Указ Святейшего Синода об учреждении монашеской общины в городе Верном принят 20 декабря 1908 года.
Женская община росла стремительно, и по прошествии короткого периода времени со дня основания монастыря число сестер достигло сотни. Монашествующих духовно окормляли иеромонахи Серафим (Богословский) и Анатолий (Смирнов), совершавшие служение в Успенской церкви Туркестанского архиерейского дома. До своего назначения в город Верный монахи и подвижники Серафим и Анатолий – воспитанники Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии – подвизались в Свято-Троицком монастыре на берегу озера Иссык-Куль. Известно, что они являлись весьма образованными и талантливыми людьми – отец Серафим обладал даром иконописца и имел прекрасный певческий голос, отец Анатолий был замечательным певцом и незаурядным регентом. Оба они пострадали за Христа и прославлены в лике святых как преподобномученики.
Иверско-Серафимовский монастырь рос и благоустраивался, живя в молитвах и трудах и пополняясь новыми насельницами. Окрестные жители встретили его появление с любовью, щедро жертвуя обители пшеницу, муку и овощи. Монахини неустанно трудились. В число монастырских послушаний входило литье восковых свечей, шитье одежды и риз для священства, клиросное пение, писание синодиков, рукоделие, письмоводство, а также ткацкие, позолотные, переплетные работы. Славились своим искусством рукодельницы и золотошвеи, подвизавшиеся в монастыре. Монахини сеяли пшеницу, овес, гречиху, ухаживали за скотиной, содержали обширные огороды и сады, имели ульи на епархиальной пасеке в урочище Медео. В монастырской просфорне выпекались просфоры для всех городских и некоторых пригородных церквей. В годы Первой мировой войны монастырь содержал и обучал до тридцати девочек-сирот.
Сейчас в храмах Иверско-Серафимовского монастыря за каждой Литургией и на Неусыпаемой Псалтири молитвенно воспоминаются первые настоятельницы монастыря: монахиня Паисия (Крючкова), игумения Нектария (Димитриева) и игумения Евфросиния (Бакуревич). Основателя монастыря – епископа Димитрия (Абашидзе) мы почитаем особо. Его икона с частицей святых мощей – дар митрополита Астанайского и Казахстанского Александра – стала ныне одной их известных святынь обители.
Но время полной богоугодных трудов жизни монастыря было недолгим. После октябрьского переворота Иверско-Серафимовской обители была уготована страшная судьба большинства монастырей страны. В 1918 году, чтобы выжить в новых условиях, обитель стала именоваться сельскохозяйственной Иверской трудовой общиной. Но весной 1922 года ее все же закрыли, монахинь выселили, часть корпусов разобрали на строительные нужды, а в остальных разместили «Инвалидный дом». После закрытия обители здание Софийского собора по распоряжению новых городских властей переоборудовали в клуб Красных партизан, потом – в кинотеатр «Ударник».
До 80-90-х годов ХХ столетия дожили инокини Александра (Нагибина), Феодора (Бухарцева) и монахиня Магдалина (Халина). Они донесли до нынешнего поколения много и радостных, и скорбных преданий о недолгой – всего 13 лет, но поистине героической и насыщенной яркими событиями жизни женской монашеской общины города Верного. С 1921 года, когда Иверско-Серафимовская обитель была безжалостно уничтожена, по 2003-й в Алма-Ате не было ни одного монастыря.
С конца 80-х годов прошлого века оковы насильственного атеизма стали постепенно ослабевать и в 1989 году епископ Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий предпринял попытку вернуть Православной Церкви полуразрушенный Софийский храм. Вопрос возвращения собора поднимался даже в местной прессе, но пока эта тема обсуждалась, здание было разрушено окончательно. Место, где некогда стоял первый храм города Верного, превратилось в заросший бурьяном пустырь. Только в 1998 году трудами архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (ныне – митрополита Тульского и Ефремовского) эту территорию Православная Церковь получила в бессрочное и безвозмездное пользование. В начале 2000-х годов стараниями священнослужителей и активных мирян началась расчистка фундамента Софийского собора. Тогда были обнаружены склепы Туркестанских святителей: архиепископа Софонии (Сокольского; † 1877) – апостола Великой степи, и епископа Никона (Богоявленского; † 1897), с их честными останками.
Летом 2003 года прибывший на Алма-Атинскую кафедру митрополит Мефодий (ныне – митрополит Пермский и Кунгурский) принял решение о воссоздании Иверско-Серафимовского женского монастыря. Обитель и разрушенный собор в честь святых покровительниц Семиречья мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии предполагалось восстановить на территории, некогда прилегавшей к Софийскому храму.
В ноябре 2003 года митрополит Мефодий направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II рапорт, в котором испрашивал «благословения на преобразование Софийского прихода города Алма-Аты в женский Иверско-Серафимовский монастырь и возобновление в нем монашеской жизни», и уже 26 декабря Священный Синод Русской Православной Церкви принял соответствующее постановление. Тогда же началось строительство первого храма на территории разрушенного монастыря – церкви в честь блаженной Матроны Московской. Уже через год храм в честь почитаемой старицы был построен. 19 мая 2004 года владыка Мефодий освятил фундамент Софийского собора и заложил первый камень в основание восстанавливаемой святыни.
30 марта 2005 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей воссоздаваемой обители было определено стать мне. За плечами у меня были труды и настоятельство в Свято-Троицком Никольском женском монастыре в Ташкенте. Вместе со мной из Узбекистана в Алма-Ату прибыли новые насельницы.
Мне посчастливилось на жизненном пути встретить людей большой силы духа, настоящих праведников. В начале 70-х годов прошлого столетия Господь даровал мне возможность общаться с подвижником земли Казахстанской – митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским Иосифом (Черновым). Владыка был необыкновенным человеком, освещенным изнутри силой великой веры, прозорливым, имевшим огромную любовь к людям, с большим чувством юмора. Я старалась запомнить и усвоить все, чему святитель учил нас. Мой монашеский постриг, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена, 17 апреля 1978 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры совершил архимандрит Кирилл (Павлов). Всероссийский старец и духовник Лавры был и моим духовным отцом. Подвижники и учителя Церкви говорят о важности для монашествующих иметь опытного духовного руководителя. «Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием», – предостерегает преподобный авва Дорофей.
Шесть лет Господь определил мне трудиться на Святой Земле в Горненском женском монастыре в Иерусалиме, где настоятельницей в то время была игумения Софрония (Ребрий). Еще одной большой школой монашеской жизни стал для меня Свято-Троицкий Сергиев монастырь в Риге, являвшийся колыбелью современного российского женского монашества. «Всероссийская игумения» – так называл матушку Магдалину (Жигалову) –настоятельницу Рижской Свято-Троицкой Сергиевой обители приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II, лично знавший и очень уважавший ее. В обители получили воспитание немало матушек-игумений, в числе которых настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Покровского монастыря города Якутска игумения Архелая (Биянова), настоятельница Успенского монастыря города Александрова игумения Иоанна (Смуткина), возобновительница иноческой жизни в Казанской Амвросиевской пустыни в Шамордино приснопамятная игумения Никона (Перетягина), настоятельница Пензенского Троицкого женского монастыря приснопамятная игумения Митрофания (Перетягина).\
Первым моим большим послушанием в Алма-Ате стало возведение храма в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Как и 100 лет назад, Иверско-Серафимовская обитель и Софийский собор строились на народные пожертвования. Средства на строительство нового монастырского собора поступали от огромного числа людей. Среди благотворителей были не только православные христиане, но и мусульмане, и представители иных конфессий. Неравнодушные люди помогали не только финансово: привозили строительные материалы, трудились на стройке. Собор возводили по старым дореволюционным фотографиям и архивным материалам. И в скором времени перед горожанами предстал во всем своем великолепии храм – точно такой же, в каком молились верненцы в конце XIX – начале XX века. Отличие нового здания от предыдущего заключалось в использовании современных сейсмостойких материалов. 30 сентября 2007 года митрополит Мефодий совершил чин великого освящения возрожденного храма. В тот момент над окрестностями Алма-Аты разнесся радостный, праздничный перезвон колоколов, возвещающий о новом рождении святыни.
Почти через 8 лет после того, как владыка Мефодий освятил фундамент собора и заложил первый камень в основание восстанавливаемой святыни завершилось строительство всего монастырского комплекса, в который вошли: Софийский храм, церковь во имя блаженной Матроны Московской, часовня преподобного Серафима Саровского, водосвятная часовня, келейный корпус на 70 мест с просторной трапезной, блок с мастерскими. Хотелось бы отметить, что, строя храмы и обустраивая быт монастыря, все мы понимали, что наша обитель должна стать училищем благочестия, в которой подвизаются монашествующие, призванные стать сосудами Святого Духа. Все делание монаха есть любовь к Богу, заключающая в себе и любовь к ближнему.
С прибытием на архипастырскую кафедру весной 2010 года нового иерарха – митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в жизни обители открылась новая страница. Владыка поставил своей целью привлечь к монастырю внимание не только жителей южной столицы, но и паломников со всего Казахстана и даже из зарубежных стран. Начался этап благоукрашения обители, наполнения ее различными святынями, в числе которых – чтимый образ Феодоровской иконы Божией Матери, списки «мера в меру» с чудотворных Курской-Коренной иконы и Тихвинского образа Царицы Небесной, точная копия небоявленного Годеновского Креста. Паломники, посещающие обитель, имеют возможность поклониться честным мощам мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, мученицы Агафии Панормской – небесной заступницы от землетрясений и стихийных бедствий, блаженной старицы Матроны Московской, великомученика и целителя Пателеимона, праведного Симеона Богоприимца, святителя и врача Луки, архиепископа Крымского. В Софийском соборе хранится уникальная икона, некогда принадлежавшая исповеднику веры архиепископу Костромскому и Галичскому Кассиану (Ярославскому; † 1990), содержащая в себе мощи более тридцати известных угодников Божиих, среди которых – апостол Андрей Первозванный, пророк Даниил, первомученик архидиакон Стефан, святитель Василий Великий, великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат.
29 сентября 2015 года митрополит Александр совершил чин освящения новосозданных росписей Софийского собора, выполненных артелью талантливых изографов из города Палех (Россия, Ивановская область). Работы над росписью продолжались в течение пяти месяцев. Площадь расписанных стен и сводов собора составила более 2000 м². Фрески покрывают стены сплошным живописным ковром и гармонируют с иконостасом собора. В живописной отделке в изобилии присутствуют красные оттенки – символ мученичества, так как храм посвящен святым страдалицам за Христа, и золотистые – символ сияния Небесной славы и вечности. Среди ликов угодников Божиих представлены новомученики и исповедники, просиявшие в Казахстане. Собор украсили иконы, написанные выдающимся изографом современности, заслуженным художником России Сергеем Соколовым.
Новый резной иконостас с прекрасными иконами и росписи украсили храм блаженной Матроны. Преобразился интерьер Серафимовской часовни. Особые слова благодарности хотелось бы произнести в адрес наших благодетелей, которые вняли призыву митрополита Александра и оказали немалое содействие в благоустройстве территории обители и благоукрашении ее храмов.
В 2015 году решением Синода Казахстанского Митрополичьего округа в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря были погребены в мраморной гробнице честные останки исповедника веры и подвижника благочестия митрополита Иосифа (Чернова; † 1975). Память о двух великих святителях – архиепископе Софонии (Сокольском) и митрополите Иосифе (Чернове) бережно хранится в обители. Не оскудевает поток паломников к гробнице владыки Иосифа: люди возжигают свечи, приносят цветы. Почтить старца-святителя, попросить его молитвенной помощи приходят не только алма-атинцы, сюда прибывают паломники из разных областей Казахстана, а нередко – из России и иных стран. После Литургии у места упокоения владыки Иосифа служатся литии, возглашается «Вечная память». В ближайшее время планируется открытие дома-музея приснопамятного митрополита Иосифа, который будет создан неподалеку от монастыря по благословению и инициативе митрополита Александра, – на том самом месте, где некогда стояло здание епархиального управления и размещались жилые комнаты святителя. В обители хранятся личные вещи приснопамятного архипастыря: митрополичий клобук и мантия, скуфья, жезл, дикирий и трикирий.
Для упокоения честных останков архиепископа Софонии (Сокольского) – апостола Центральной Азии, просветителя Великой степи – по благословению митрополита Александра возведена особая часовня. Надеюсь, что с Божией помощью, в этом году завершатся все отделочные работы, и гроб архиепископа Софонии будет помещен в подобающий склеп, над которым затеплится неугасимая лампада.
В начале 2017 года на территории обители был открыт духовно-культурный и административный центр Казахстанского Митрополичьего округа, наименованный в честь владыки Иосифа (Чернова).
В этом году рядом с монастырем открылся новый корпус Алма-Атинской православной духовной семинарии, и храм блаженной Матроны стал для студентов домовой церковью, «аудиторией № 1».
Иверско-Серафимовский монастырь находится в средоточии событий не только епархиальной жизни, но и деятельности всего Митрополичьего округа. Монашествующие своими молитвами поддерживают течение церковного бытия Православной Церкви Казахстана. Владыка митрополит Александр, принимая какие-либо значимые решения, неизменно просит сестер усугубить молитвы, затеплить лампады и свечи.
Преподобный Венедикт Нурсийский основой монашеской жизни полагал принцип – «ora et labora» (молись и трудись), а преподобный авва Исаия говорил: «Труд по Богу бывает помощником добродетели; праздность есть матерь пороков». Насельницы и послушницы нашей обители много молятся и много трудятся. У монастыря на сегодняшний день есть два подворья. Первое открыто в 2015 году при храме во имя Царственных Страстотерпцев в поселке Ключи (Карабулак). На площади близ этой церкви в 2014 году установлен памятник преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне Романовой. В числе святынь храма Царственных Страстотерпцев – ковчег с камнем из расстрельной комнаты дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге, где пострадала Царская семья. Святыня была передана Казахстанскому Митрополичьему округу в 2012 году архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием (ныне – митрополит Ташкентский и Узбекистанский, Глава Среднеазиатского Митрополичьего округа).
Второе подворье открыто недавно, в 2021 году, при храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Место это известно с давних пор. Как гласят местные предания, в XIX столетии здесь явился образ великомученицы Параскевы и забил из земли ключ целебной воды. В дореволюционные времена к святому источнику совершались многолюдные крестные ходы. По молитвам к великомученице Параскеве в 1864 году в станице Софийская (ныне – город Талгар) и всем Заилийском крае прекратилось опустошительное нашествие саранчи. В 1908 году неподалеку от источника было основано подворье верненского Иверско-Серафимовского женского монастыря с храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Но наступили трагические времена в жизни страны, и в середине 1920-х годов монастырские постройки и храм на источнике по решению представителей новой власти разобрали для хозяйственных нужд, а святыня – икона великомученицы Параскевы – оказалась утраченной, и до сего дня судьба ее неизвестна. Несмотря на продолжительность безбожного периода, в котором жила страна, память о святом ключе не умерла в народе и дорога к нему не забылась, но пришло это место в запустение. Только в 2003 году началось возрождение святыни – при поддержке неравнодушных людей была проложена дорога к источнику, сооружена купель с сенью, возведена церковь. В 2021 году храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» стал скитом Иверско-Серафимовского монастыря.
Митрополит Александр рассказал мне такую историю. Однажды на прием к нему пришел весьма пожилого вида человек. Он рассказал владыке, как, будучи еще совсем маленьким мальчиком, вместе с бабушкой ходил на святой источник за водой. «По бытовавшей традиции богомольцы бросали в воду рядом с чудесным ключом небольшие монетки – копеечки. Они искрились, блестели в воде, когда солнечные лучи падали на дно святого колодца», – вспоминал этот человек. «И вот, не утерпел я, и взял, пока бабушка не видела, одну такую денежку», – каялся он. – И хранилась эта монетка у меня всю жизнь. Берег ее, как память о родных местах и детских годах». После этих слов он передал владыке копеечку с двуглавым орлом, для церковного музея. Действительно, когда после десятилетий гонений этот участок вновь вернули церкви и стали расчищать место святого источника, обнаружилось немало таких медных копеек и полушек.
Мы с сестрами обители стараемся бережно хранить историю нашего монастыря и старинные традиции благочестия. Каждая насельница пожилого возраста – это связующее звено между нами, христианами ХХI столетия и жившими до нас поколениями православного народа. Уже отошли в вечность схимонахини Дарья (Балезина), Серафима (Разгуляева), Евдокия (Лащилина) Валентина (Лушпа), получившие за свои заслуги перед Отечеством в годы войны государственные награды и звания «Труженицы тыла»; почили о Господе схимонахини Пелагия (Черненко) и Иоанна (Лагутина), твердо подвизавшиеся в годы гонений на Православие в чудом уцелевших от закрытия храмах.
Старейшим сестрам Иверско-Серафимовского монастыря исполнилось по 98 лет, 70 из них – жизнь в монашеском постриге. Это – схимонахини Татиана (Сошникова) и Ирина (Любицкая). Насельницы Татиана и Ирина в годы Великой Отечественной войны явили пример благородства и патриотизма, трудились во имя Победы, не щадя своих жизней. Их монашеский постриг по благословению священноисповедника митрополита Николая (Могилевского) совершил архимандрит Исаакий (Виноградов), выдающийся церковный деятель середины ХХ столетия. До 1982 года схимонахиня Татиана несла различные послушания в Алма-Атинском епархиальном управлении; многие годы трудилась секретарем-машинисткой у приснопамятного старца-святителя митрополита Иосифа (Чернова). Схимница Ирина 52 года работала в больнице скорой неотложной помощи, а затем всецело посвятила себя Богу; полвека пела на клиросе в Никольском соборе Алма-Аты.
Преподобный Макарий Великий так рассуждает: «Монашеская жизнь есть жизнь по Евангельским заповедям». Но все подвижники – и древние, и новые – свидетельствуют о том, что ни одной добродетели нельзя взрастить в душе монашествующего без послушания и смирения. Нельзя говорить о терпении, любви, кротости, не имея в качестве основы духовной жизни тайну Христа – послушание.
Впереди у нас немало задач, много планов. Всякий монастырь имеет духовное значение как для монашествующих, так и для мирян. Люди, утомленные мирской суетой, едут в обители, зная, что нигде так быстро не успокоится душа, как там. Каждый приезжает в монастырь со своей целью. Те, кто задумываются о своей душе, хотят научиться молитве, найти утешение, – стараются пожить в монастырской обстановке, «надышаться» монастырским воздухом, успокоительно и целительно действующим на душу. Другие желают поклониться чудотворным иконам, приложиться к святым мощам, искренне помолиться о своих близких. Люди, далекие от веры или только приобщающиеся к Церкви, ожидают от своего посещения более глубокого понимания Православия. Все это мы хотим дать людям и прилагаем к этому усилия. С этой целью, по благословению митрополита Александра, в настоящее время строится большой паломнический центр на подворье в поселке Ключи. Еще одним местом, куда будут приезжать люди для молитвы и несения посильных трудов во славу Божию, станет монастырское подворье при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в поселке Космос. Уже сейчас на подворьях монашествующие выращивают овощи и производят продукты питания, а средства от их реализации направляются на развитие различных сторон деятельности обители.
В завершение хотелось бы поделиться небольшими размышлениями. В детстве я часто говорила своим родителям, что хотела бы иметь большую семью. Хорошо, когда за стол садятся шесть-восемь человек – это настоящая семья. Вот Господь и исполнил мою просьбу, теперь ни сна, ни отдыха: всем нужно оказать внимание и заботу, всех нужно приветить. Это непросто, для этого нужны большие духовные силы. Поэтому постоянно прошу Господа, чтобы Он помог, чтобы все управил.
Каждая монахиня при постриге среди прочих дает обет послушания. У слова «послушание» два смысла. Первый и самый простой – полезная деятельность, труд в соответствии с нуждами монастыря. Это может быть и приготовление еды на кухне, и обслуживание трапезы, и работа в швейной или иконописной мастерской, и занятия на огороде или в птичнике. При этом каждая сестра выполняет исключительно ту работу, которую ей благословили. Есть у слова «послушание» и другой, более глубокий смысл. Когда за внешним простым исполнением того или иного поручения, за каждой ситуацией, которая возникает между старшим по духовному званию и младшим, скрывается непростая, серьезная, кропотливая духовная работа, в процессе которой сестры учатся полностью отсекать свою волю и видеть во всем только волю Божию. Это труд очень тяжелый. Порой лишь к концу жизни он приносит плоды.
Что притягивает людей в обители? Конечно, и особенно красивое, слаженное богослужение с умилительным пением, и убранство храмов, святые мощи и чудотворные иконы, а также чистота и порядок на территории, простая, но вкусная монастырская еда, удобное размещение паломников и т. д. Но если нет самого главного – внутренней духовной жизни, все остальное может не оказать должного воздействия на души приходящих. Поэтому, созидая и развивая внешние стороны монастырской жизни, нельзя забывать «о едином на потребу» – о стяжании благодати Духа Святого, о спасении своей бессмертной души и о непрестанной молитве за Церковь, за народ, за ближних и дальних. Будем всегда помнить слова преподобного Иоанна Лествичника о высоком значении монашеского делания: «Монахам свет – ангелы, а монахи – свет миру».
Источник: Православие в Казахстане
https://mitropolia.kz/